"ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА"
картотека (младшая группа) на тему

Сарыглар Чимис Алдынооловна
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Психогимнастика «Ласкушенька»
Дети вместе с воспитателем бросают мяч друг другу, при этом называя ласковыми именами того, кому кидают мяч.
 
Гимнастика для глаз
Способствует снятию статического напряжения мышц глаз, улучшению кровообращения (и. п. - сидя).
Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 секунд (5-6 раз).
Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (3-4 раза).
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (3-4 раза).
Быстро моргать (1 минуту).
 
Мимическая гимнастика
Игра в мячик. Наберите ртом воздух, сомкните губы, передвигайте комок воздуха из правой щеки в левую, из-под верхней губы под нижнюю. В конце каждого движения делайте задержку на несколько секунд. 5-10 раз.
Игра в прятки. Спрячьте зубы, втяните их в рот, зажмите. Удерживайте это положение несколько секунд. Повторите 3-5 раз. Можно языком провести несколько раз по зубам, когда они спрятаны.
«Хоботок». Сомкните губы, вытяните вперёд, удержите на 10-15 секунд, расслабьтесь. Повторите 5-10 раз.
«Улыбка». Сомкнутые губы растяните в улыбке как можно сильнее. Удерживайте улыбку 5-10 секунд, расслабьтесь и повторите упражнение 5-10 раз.
«Барабан». Плотно сомкните губы, надуйте щёки. Кулаками аккуратно ударяйте по надутым щекам, пока не выйдет весь воздух. Повторите 5-10 раз.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Ветер». Воспроизведение звука ветра. На выдохе энергично произнести звук «у-у-у-у-у», меняя громкость и длительность.
«Надуем шарик». Широко вдохнуть носом и развести руки в стороны, а выдох сделать через рот, произнося «ффффф».
«Ёжик». И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ёжик во время опасности сворачивается в клубочек. Наклониться как можно ниже, стоя на всей ступне, обхватить руками грудь, голову опустить, произнеся звук «п-ф-ф-ф-ф».
«Филин». Расставить руки в стороны и произнести: «Ух, ух, ух». Затем сделать глубокий вдох, опустить расслабленные руки, голову и сделать глубокий выдох «уххх».
5. «Ворона». На выдохе протяжно произнести звук «ка-а-а-аар».
«Пчёлка». И. п. - сидя прямо, скрестив руки на груди, опустив голову. На вдохе развести руки в стороны и, расправляя плечи, на выдохе произнести: «жжжж».
«Надуем пузик-арбузик». И. п. - стоя, ноги на ширине ступни. Положить руки на живот, сделать вдох носом и надуть живот, как арбузик, плечи не поднимать.
«Петушок». И. п. - о. с. На вдохе подняться на носки, потянуть вперёд гордо поднятую голову, руки поднять в стороны и отвести назад. На выдохе, хлопая себя по бёдрам, прокричать «ку-ка-ре-ку».
«Гуси шипят». И. п. 7 стоя, ноги врозь, стопы параллельно друг другу, руки слегка расставлены и отведены назад. На выдохе наклониться вперёд; глядя вперёд и вытягивая шею, произнести «ш-ш-ш-ш».
10. «Часы». И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Со звуком «тик» наклон
в левую сторону до предела, чтобы правый бок растянулся, как «резиновый». Со звуком «так»
возвратиться в и. п. Глубокий вдох. После этого наклон в правую сторону.
«Насос». И. п. - о. с. Сделав вдох, резко наклониться на выдохе, 2-3 раза в одну сторону, скользя по ноге двумя руками, произнести звук «с-с-с-с».
«Дровосек». И. п. - о. с. На выдохе руки сложить топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью, вытянутые руки быстро опустить, туловище наклонить, позволяя рукам прорезать пространство между ног. Дровосек произносит «бах».
13. «Весёлые пружинки». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «д-з-ы-нь».
«Буря в стакане». На четверть наполнить стакан водой, погрузив в неё соломинку. Сделать спокойный вдох носом, а выдохнуть через соломинку, чтобы получился долгий булькающий звук.
«Паровоз». Ходить по залу, имитируя согнутыми руками движение колёс паровоза. Сделать вдох носом, задержать дыхание, с шумом выдохнуть, произнося «чух-чух».
«Совушка-сова». По сигналу ведущего «День» дети-«совы» медленно должны повернуть головы влево и вправо. По сигналу «Ночь» посмотреть вперёд, взмахнуть руками. Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произнести: «ууффф».
«Надуем круглый шарик». Представить, что в вашей груди находится воздушный шарик. Сделать вдох, а на выдохе соединить руки перед собой, показывая круглый шар.
 
 
 
КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА
«Лошадка». Вспомните, как звучит по мостовой цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине весёлых ребятишек. Цокаем языком то громче, то тише, скорость движения лошадки также показываем, то снижая, то увеличивая темп повтора (20-30 секунд).
«Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернёт. И каркает так, что её всюду слышно.
Дети произносят протяжно звук «ка-а-а-аар» (5-6 раз).
«Змеиный язычок». Представляем, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка (6 раз).
«Зевота». Сидя, удобно расслабьтесь, опустите голову, широко раскройте рот. Не закрывая его, вслух произнесите «о-о-хо-хо-о-о-о».
«Весёлые плакальщики». Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без вдоха (30-40 секунд).
«Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от неё избавиться. Глаза приигури-лись, губы радостно раздвинулись, и послышались «хохотальныс» звуки «ха-ха-ха, хи-хи, гы-гы-гы», а нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, словно перед вами самый весёлый в мире клоун.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МАССАЖ 
Точечный массаж (выполнять 5-10 раз)
Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.
Нажимать указательным пальцем точку под носом.
Указательным и большим пальцем «лепить пельмени» - уши.
4. Вдох через левую ноздрю (правую закрыть указательным пальцем), выдох через правую
ноздрю (при этом левую закрыть).
5. Вдох через нос и медленный выдох через рот.
Массаж ушной раковины (выполнять 5-10 раз)
Потягивать с умеренной силой мочку уха сверху вниз.
Потягивать ушную раковину от слухового прохода вверх.
Потягивать среднюю часть ушной раковины от слухового прохода кнаружи.
Делать круговые движения ушной раковины по часовой стрелке.
Делать круговые движения ушной раковины против часовой стрелки.
 
Массаж для носа (выполнять 5-10 раз)
Поглаживать нос от ноздрей к переносице.
Легко подёргивать кончиком носа.
«Уколоть» указательным и большим пальцами, как «клешнёй», перегородку носа.
Указательными пальцами нажать точки у ноздрей.
Вдох, на выдохе легко постукивать по ноздрям со звуком «м-м-м».
Вдох через левую ноздрю (правая в это время закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (левая закрыта).
Вдох через нос, выдох через рот на ладонь - «сдувание снежинки с ладони».
 
Массаж для стоп ног
Ходьба по обручу с массажными насадками.
Ходьба по канату - пальцы ног на канате; середина ступни; пятки; вся ступня; приставляя пятку одной ноги к носку другой.
Ходьба по «дорожке здоровья».
 
Точечный массаж (выполнять 8-10 раз)
«Мыть» кисти рук.
Указательным и большим пальцами нажимать на ноготь каждого пальца другой руки.
Поглаживать нос от ноздрей к переносице.
Средними пальцами надавливать на ушные козелки.
Поглаживать двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.
6. Игра «Весёлая пчёлка». Вдох свободный, на выдохе произносить звук «з-з-з-з». Дети
должны представить, что пчёлка села на руку, на ногу, на нос. Помочь детям направить внимание на нужный участок тела.
7. Несколько раз зевнуть и потянуться.
 
 
Точечный массаж (выполнять 8-10 раз)
Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.
«Мыть» кисти рук, тереть ладошки до ощущения тепла.
Вытянуть каждый пальчик.
Фалангами пальцев одной руки потереть по ногтям другой, словно по стиральной доске.
5. «Заборчики». На обеих руках развести широко пальцы. «Камешки» - сжать пальцы
в кулак.
 
Точечный массаж (выполнять 8-10 раз)
Хорошо разогреть руки. Соединить ладошки и потереть ими до нагрева.
«Уколоть» указательным и большим пальцами, как «клешнёй», перегородку носа.
Указательными пальцами с нажимом «рисовать» брови.
Указательным и большим пальцами «лепить» ушки снизу вверх;
Вдохнуть через нос и медленно выдохнуть через рот.
Массаж спины
Лечь на массажные коврики.
«Качалка». Покачаться на спине вперёд и назад.
Надеть массажные варежки и потереть друг другу спинку.
 
Точечный массаж (выполнять 8-10 раз)
Соединить ладони вместе и потереть ими поперёк до нагрева.
Слегка подёргать кончик носа.
Указательным пальцем массировать точку под носом.
Указательными пальцами нажимать точки у рта в местах соединения губ.
Растирать за ушами: «примазывать уши, чтобы не отклеились».
Вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком «м-м-м».
Вдох через нос, выдох через рот на ладонь - «сдуваем снежинку с руки».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
Задачи: 
Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы. 
Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо - и кровообращение в легких. 
Основные правила. 
Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект. 
Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие. 
Дышать медленно для насыщения организма кислородом. Дышать носом. 
Одним из распространенных способов повышения сопротивляемости организма в детских садах используется применение точечных массажей. 
Массаж рук
Цель: воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызвать ощущения легкости, радости. 
“Мыть” кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла. 
Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него. 
Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске. 
Растирать “мочалкой” всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; “смывать водичкой мыло”: одной рукой вести вверх, затем ладошкой – вниз и “стряхнуть ”. 
Массаж ушных раковин
Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах.
Ребенок, сидя по-турецки, “лепит” ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона: 
поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами; 
ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз); 
нажимает на мочки ушей (“вешает на них красивые сережки”); 
лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и всеслышащими); 
с усилием “примазывает глину” вокруг ушных раковин – проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1- 1,5 см. 
Массаж головы
Цель: Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови. 
Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы. 
Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог. 
Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку. 
“Догонялки”. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, “бегает” по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют. 
С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его “прическа самая красивая на конкурсе причесок”. 
Массаж лица
Цель: предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица, вырабатывать умение управлять мимикой, “лепить” красивое лицо. 
Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее, чтобы она стала упругой. 
Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по 5-6 раз). 
С усилием, надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам). 
 
Тематическое планирование занятий:
 
 
Месяц Тема занятий   
Сентябрь “Вот я какой”   
Октябрь “Чтобы быть здоровым”   
Ноябрь “Наши органы дыхания”   
Декабрь “Наши органы слуха”   
Январь “Как сохранить хорошее зрение”   
Февраль “Зачем человеку язык? Как сохранить зубы здоровыми?”   
Март “Мои защитники кожа, ногти, волосы”   
Апрель “Внутренние органы”   
Май “Правила на всю жизнь”
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
I. Глаза вправо отведу,
На соседа посмотрю.
Повернусь теперь я прямо
И закрою их руками.
 
II. Взгляд налево отведу —
Шарик красный я найду.
Теперь вправо посмотрю —
Глазами шарик поищу.
 
III. Подниму глаза я кверху,
Отыщу цветную ленту,
Потом снова опущу
И на метку посмотрю.
 
IV. Раз - налево, два - направо,
Три - наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
 
V.Девочки и мальчики
Колпачки на пальчики
Ловко надевают.
Колпачки играют —
Глаза их догоняют.
         
 
 
 
 
 
 
Упражнения для глаз.
 
Упр 1. Легкое нажатие точки Цинмин. Большими пальцами обеих рук слегка надавить эти точки в сторону переносицы (8 раз). Точка Цинмин находится посредине между внутренним углом глаза и верхней точкой переносицы. Здесь есть небольшая впадина на кости.
 
Упр 2. Большие пальцы обеих рук устанавливаются с двух сторон лица на точке Тайянь. Указательные пальцы располагаются на глазных орбитах. Держа большие пальцы на точке Тайань, производить массаж вокруг глаз. Точка находится посредине между наружным углом глаза и наружным концом брови, отвести его чуть в сторону затылка, где находится впадина.
 
Упр 3. Легкое надавливание точки Сыбай указательными пальцами обеих рук. Точка четыре раза массируется движениями, направленными внутрь лица, четыре раза - наружу. От середины глаза мысленно провести линию вниз, до впадины на кости.
 
Упр 4. "Сухое умывание". Пальцами обеих рук проводят круговое движение от рта к носу, ко лбу и по точке Тайань сбоку. Делая упражнение, считают до четырёх.
Каждое упражнение повторяется по четыре раза подряд.
Для глаз
1. Закройте глаза, при этом должны быть напряжены веки (зажмурить). Проморгаться.
2. Круговое движение глазами в одном, затем в другом направлении (3-4 раза).
3. Проморгаться.
4. Посмотреть на одно плечо, затем на другое (3-4 раза). Проморгаться.
5. Посмотреть на кончик носа (3 сек.). Проморгаться.
6. Посмотреть на дальний объект за окном. Проморгаться
7. Посмотреть на часы.
(Условия данного комплекта не поворачивать голову.)
 
Органы слуха (восточная гимнастика)
1. Помассировать шейно - сосцевидный отросток
2. Загнуть ушные раковины (3-4 раза). 
3. Повращать козелок  по часовой, а затем против часовой стрелки (3-4 раза)
4. Поглаживание и одновременное потягивание вниз мочек уха (3-4 раза)
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая копилка. Комплексы оздоровительной гимнастики после сна в группе оздоровительной направленности.

Уважаемые коллеги!  Я хочу поделиться с вами педагогической  копилкой, которую собирала не только я, нои мои коллеги: Рачева Татьяна Алексеевна, Пинигина Светлана Владимировна, Герасименоко ...

Людмила Ивановна Пензулаева Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики

Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюдении режима), во в...

Людмила Ивановна Пензулаева Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики

Людмила Ивановна ПензулаеваОздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики...

Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики. Пензулаева Л.И.

Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюдении режима), во второй ...

Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики

Подготовила: инструктор по физической культуре МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад  30 города Железногорска Курской области Старикова Екатерина Алексеевна...

Комплексы утренней гимнастики в средней группе (Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)

Комплексы утренней гимнастики в средней группе(Л. И. Пензулаева ФГОСОздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)...