Консультация для педагогов
консультация (старшая группа) на тему

Мельчакова Марина Юрьевна

Организация прогулок со старшими дошкольниками в теплое время года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Организация прогулок со старшими дошкольниками в теплое время года»


Организация прогулок со старшими дошкольниками в

теплое время года.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают уже достаточно большой двигательный опыт, овладевают более сложными видами движений, однако без правильного педагогического руководства они не всегда могут наилучшим образом реализовать свои потребности. Рассмотрим более подробно вопросы организации рациональной двигательной активности детей и педагогического руководства ею в процессе игр и упражнений на прогулке.

Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременное переключение дошкольников с одного вида занятий на другой при рациональном сочетании их по степени подвижности. Поэтому очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем и каждый ребенок находился в поле его зрения.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Утренняя прогулка в утреннее время года -_наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений.

В дни проведения занятий по физической культуре в зале, на прогулке с детьми организуются одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. Их продолжительность в старших возрастных группах в среднем составляет 20-25 минут. В те дни, когда занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения. Их продолжительность составляет 25-30 минут. Во время игровой деятельности важно:

•        Создание благоприятных условий для развития положительных эмоциональных и морально-волевых качеств детей, активизации детской самостоятельности.

•        Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В старших возрастных группах подвижные игры и игровые упражнения с разными видами движений на прогулке планируются ежедневно. Каждый месяц с дошкольниками разучивается 2-3 подвижные игры, которые повторяются в течение месяца 3-4 раза в год.

Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера. В эти игры рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения и упражнения.

Кроме подвижных игр на прогулке необходимо широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений как эффективное средство повышения двигательной активности. ч

Необходимо широко использовать разнообразные упражнения в условиях естественной местности (например, вбежать на горку и сбежать с нее, пробежать по поваленному дереву и спрыгнуть с него и т.д.). Упражнения в беге следует организовывать с передышкой между пробежками.

На прогулке значительное место следует отводить упражнениям в разных видах прыжков, т.к. они тоже являются действенным средством для повышения двигательной, активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств и выносливости. Многообразные прыжковые упражнения: спрыгивание с пенька в обруч, впрыгивание на невысокие препятствия, перепрыгивание через предметы; прыжки в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, прыжки через короткую скакалку разными способами, прыжки через длинную скакалку.

Наряду с упражнениями в беге и прыжках должны использоваться упражнения в метании, бросании и ловле мяча с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, бадминтон, теннис). В содержание прогулки могут быть включены различные действия с мячом  (резиновым и теннисным):

прокатывание по земле, узкой дорожке, подбрасывание мяча вверх и ловля его, ведение мяча, удары об стену и закатывание мяча в обруч с помощью клюшки, метание в цель и на дальность.

В старших возрастных группах детям предлагается большое количество упражнений:

  • В беге и прыжках, что связано с отработкой и совершенствованием техники бега и прыжка.
  • В бросании и ловле мяча, т.к. в этот период идет интенсивная подготовка детей к овладению элементами игры в баскетбол.

С целью закрепления навыков в основных видах движений, развития ловкости и поддержания интереса дошкольникам предлагается ряд упражнений в определенной последовательности и с постепенным усложнением на полосе препятствий. На ней могут располагаться разнообразные физкультурные пособия: разновысотные бревна, дуги, наклонные бумы, щиты для метания, стойки с веревочкой, балансиры, лабиринты и др. Выполнение упражнений на полосе препятствий не должно вызывать особых затруднений у детей, т.к. они предварительно осваиваются ими на занятиях по физической культуре.

При организации упражнений для преодоления полосы препятствий важно учитывать уровень двигательной активности дошкольников. Гиперподвижным детям предлагается более высокая физическая нагрузка, чем малоподвижным.

В старших дошкольных группах детям предлагаются разнообразные варианты игровых упражнений на велосипедах и самокатах. Старшие дошкольники с удовольствием на них катаются. Если они в младшем возрасте научились пользоваться трехколесным велосипедом, то теперь легко овладеют ездой на двухколесном.

При катании на самокатах важно следить, чтобы дети попеременно сменяли ноги, отталкиваясь то правой, то левой ногой.

Подчиняясь правилам дорожного движения, дошкольники соотносят свои действия с сигналами светофора, регулировщика; свободно ориентируются в пространстве. Значительный интерес у них вызывают игры-забавы: «Не задень».

«Змейка», «Восьмерка», «Заезд парами медленным ходом», эстафеты и велопробеги.

Наряду со спортивными упражнениями детям во время прогулок предлагаются игры с элементами спорта (баскетбол, городки, бадминтон, хоккей, настольный теннис, футбол на траве).

Дошкольников важно научить играть в настольный теннис и бадминтон. В этих игровых упражнениях дети овладевают различными навыками: правильно держать ракетку, бросать и ловить маленький мяч (волан), ориентироваться в пространстве. Для закрепления им предлагаются игры с теннисным мячом «Задержи мяч», «Мяч с горки», «Докати до стены» и др.

Упражнения с элементами игры в баскетбол даются детям с постепенным усложнением: ведение мяча правой и левой рукой на месте, вокруг себя, с продвижением вперед, с изменением направления передвижения; передача мяча друг другу с продвижением по площадке парами; бросание его в корзину двумя руками из-за головы, от плеча и т.д.

При обучении дошкольников игре в футбол важно изучить отдельные элементы: отрабатывать передачу мяча друг другу, удар по мячу стоя на месте (на расстоянии 3-4 метров), научиться отбивать мяч правой и левой ногой, подбрасывать его ногой и ловить руками, вести «змейкой» между предметами, забивать ею в ворота.

При обучении игре в хоккей на траве также необходимо изучить отдельные элементы: ведение мяча клюшкой, не отрывая ее от мяча; передача мяча друг другу, задерживание мяча клюшкой; ведение мяча вокруг разных предметов и между ними; забивание мяча в ворота.

Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более интенсивные физические упражнения с менее интенсивными, сложные с менее трудными, знакомые с новыми. Поскольку некоторые упражнения в метании по степени интенсивности относятся к малоэффективным, для получения соответственной физической нагрузки целесообразно следующее сочетание: бег -метание (бросание и ловля) - прыжки. Например:

  • Подвижная игра с бегом «Ловишка с лентой»;
  • Упражнение с мячом: бросание мяча вверх и ловля его двумя руками;
  • Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (дистанция 5-6 метров), прыжки на одной ноге поочередно (правой, левой).

В теплый период года обязательны игры с более длительным бегом, с бегом на перегонки, с элементами соревнований, игры-эстафеты. В это время у детей создаются значительные возможности для совершенствования всех видов основных движений. Широко вводятся элементы спортивных игр и спортивных упражнений.

Приведем примерный подбор игр и упражнений для использования на прогулке летом:

  • Подвижная игра с бегом «Веселые соревнования»
  • Езда на велосипеде по прямой, по кругу, «змейкой» (с разной скоростью)
  • Метание теннисного мяча вдаль.

Планирование работы по развитию движений на утренней прогулке в старших группах должно обеспечивать системность, последовател ь н ость подачи всего программного материала, способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений и повышать двигательную активность детей.

При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации детей, учитывая их индивидуальные особенности двигательной активности. Работа с небольшой группой детей позволяет воспитателю творчески учитывать их индивидуальные возможности.

Подвижную игру воспитатель проводит со всей группой, при этом игра повторяется от 3 до 5 раз (в зависимости от желания детей).

Спортивное упражнение и упражнение в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, которые формируются с учетом уровня двигательной активности. Каждая подгруппа выполняет свое задание.

При организации знакомых игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, уточнить их правила. Воспитатель обращает внимание лишь на важные моменты в игре, от которых зависит ее ход, и выполнение правил.

В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. В процессе игры педагог следит за качеством выполнения заданий и взаимоотношениями детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....