Профессиональное выгорание педагогов: причины и профилактика.
методическая разработка на тему

Жильцова Ирина Викторовна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОГО

ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГОВ: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Методическая разработка предназначена для проведения семинарско-практического занятия для педагогов по теме «Профессиональное «выгорание» педагога: причины и профилактика». Разработка включает материалы для развития у педагогов представлений о синдроме профессионального выгорания и его последствиях, методики, позволяющие участникам занятия на основе рефлексии выявить у себя признаки выгорания, степень его выраженности, а также упражнения и рекомендации профилактического характера. К методической разработке прилагается презентация для наглядного обеспечения проводимого занятия.

Данная методическая разработка рекомендована педагогу-психологу образовательного учреждения для проведения занятия с педагогическим коллективом, может быть использована руководителями образовательных учреждений для организации профилактической работы, а также преподавателями с целью самообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация

 

В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема профессионального выгорания в среде специалистов, вынужденных по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми. В своей работе они испытывают большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в постепенном эмоциональном утомлении и опустошении, развитии стресса. К числу данной группы риска относятся сотрудники системы образования - педагоги, психологи, логопеды.

Предлагаемая методическая разработка ориентирована на оказание психологической помощи и поддержки педагогам, ежедневно переживающим сильные  эмоциональные и интеллектуальные, а иногда, и физические перегрузки, способствующие проявлению у них синдрома профессионального выгорания. Теоретический и практический материал данной разработки помогут педагогам  правильно оценить их эмоциональные ресурсы, осознать возможные причины их неудовлетворенности в профессиональной деятельности, определить возможные пути и методы саморегуляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема мероприятия: «Профессиональное «выгорание» педагогов: причины и профилактика».

 

Цели мероприятия:

·        познакомить педагогов с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;

·        формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;

·        развивать систему профилактики эмоционального выгорания в педагогической среде;

·        формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.

 

Форма организации мероприятия: семинар-практикум с элементами тренинга.

 

Наглядный и раздаточный материал: презентация, бланки для работы (приложение №1), цветные карандаши, фломастеры, листы цветной бумаги, распечатки методики В.В. Бойко (приложение №3).

 

Участники мероприятия:  педагоги-психологи.

 

Продолжительность мероприятия: 60 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План проведения мероприятия.

 

Этап мероприятия

Содержание

Участники

Время

1.Организационный момент

Приветствие участников мероприятия, знакомство с темой занятия, озвучивание его целей.

Педагоги-психологи

2 мин

2.Пожелание на будущее

Педагоги формулируют для себя как специалисту пожелания на ближайшие 5 лет.

Педагоги-психологи

2 мин

3. Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Педагоги обозначают секторами внутри кругов соотношения работы, домашних дел и личной жизни в действительности и в идеальном представлении. Проводится обсуждение.

Педагоги-психологи.

 

5 мин

4. Теоретическая часть

Педагог-психолог знакомит участников с понятием профессионального выгорания, его влиянием на эффективность профессиональной деятельности  педагога , с составляющими синдрома выгорания.

Педагоги-психологи.

5 мин

5. «Поле самодиагностики»

Педагоги оценивают себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака выгорания. Проводится обсуждение.

Педагоги-психологи.

 

7 мин

6.Стадии профессионального выгорания

Педагоги знакомятся со стадиями профессионального выгорания.

Педагоги-психологи.

 

4 мин

7. Упражнение «Удовлетворение от работы»

Педагоги озвучивают те барьеры, которые мешают им получать удовлетворение от профессиональной деятельности, определяется значимость личностных факторов в неудовлетворенности специалиста.

Педагоги-психологи.

 

10 мин

8. Упражнение «8 ассоциаций»

Педагоги подбирают ассоциации к понятию «моя работа». Проводится обсуждение.

Педагоги-психологи.

 

6 мин

9. Упражнение «Я работаю педагогом»

Педагоги  изображают себя: в начале трудового пути,  в настоящее время, через 5 лет. Проводится обсуждение.

Педагоги-психологи.

 

6 мин

10. Профилактика профессионального выгорания

Педагоги определяют для себя 10 дел, доставляющих им удовольствие, определяются способы эффективной саморегуляции

Педагоги-психологи.

 

6 мин

11.Психологичес -кая поддержка и обратная связь

Педагоги формулируют пожелания друг для друга и впечатления о прошедшем занятии.

Педагоги-психологи.

 

5 мин

12.Заключение

Подведение итогов

Педагоги-психологи.

2 мин

 

 

Литература:

 

1.     Монина Г.В., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2006.

2.     Романова Е.С., Горохова М.Ю. Личность и эмоциональное выгорание. // Вестник практической психологии образования. - № 1. – 2004.

3.     Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме. //  Журнал практического психолога. - № 5. – 1998.

4.     Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы. //  Школьный психолог - № 36. – 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Приветствие присутствующих.

Педагог-психолог предлагает педагогам что-нибудь пожелать себе как специалисту на ближайшие 5 лет (пожелание записывается на бланке (приложение №1 п.1).

 

2. Работу предлагается начать с того, чтобы разобраться, какое место в нашей жизни занимает профессиональное и личная составляющие.

 

Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Педагогам предлагается поработать с изображениями кругов (приложение №1 п.2):

-  в первом, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения);

- во втором - их идеальное соотношение.

 

Обсуждение: Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? К каким последствиям эти разногласия могут привести?

 

3. Теоретическая часть.

«В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников.

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: преподавателей, социальных работников, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения.

В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

 

Составляющие синдрома выгорания

 

Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:

 

¨ Эмоциональную истощенность  -  чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

¨   Деперсонализацию (цинизм)  -  предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.

¨ Редукцию профессиональных достижений  -  возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

 

4.     Поле самодиагностики

Выгорание – длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, иногда незаметно.

Педагогам предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака (приложение №1 п.3). Оценка, безусловно, имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится. Желающие могут поделиться впечатлениями.

 

После заполнения таблицы обращается внимание присутствующих на самостоятельное выделение того вида симптомов, в разделе которого наибольшее число закрашенных клеточек – это проблемная зона.

 

 

Стадии профессионального выгорания

 

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

 

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

 

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• забывание каких-то моментов («провалы в памяти»).

 

 

 

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

 

• снижение интереса к работе;

• снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»;

• возникают недоразумения с обучающимися и коллегами, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• нарастание апатии к концу недели;

• появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний);

• повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота».

 

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

 

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания);

• нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями;

• личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

 

5. Удовлетворение от работы.

Важным профессиональным фактором, имеющим тесную связь с выгоранием, выступает удовлетворенность трудом.

Педагогам предлагается ответить на вопрос: «Что мешает Вам получить удовлетворение от профессиональной деятельности?». Перечисляемые барьеры записываются на доске, при этом педагог-психолог предлагает анализировать, к каким факторам относится та или иная причина неудовлетворения – к организационным или индивидуальным. Далее обращается внимание участников, что по результатам исследований, ведущая роль в возникновении и развитии выгорания принадлежит именно личностным факторам, которые представляют собой совокупность индивидуально-психологических особенностей человека.

 

Индивидуальные факторы:

 

·        Возраст

·        Пол (женщины)

·        Уровень образования

·        Семейное положение (не состоящие в браке)

·        Стаж работы

·        Выносливость

·        Локус контроля

·        Стиль сопротивления

·        Самооценка

·        Невротизм (тревожность)

·        Коммуникабельность

 

Организационные факторы:

 

·        Условия работы

·        Рабочие перегрузки

·        Дефицит времени

·        Продолжительность рабочего дня

·        Содержание труда

·        Самостоятельность в своей работе

·        Обратная связь

 

Вывод: мы ищем причины нашей неудовлетворенности от работы во внешних обстоятельствах, не задумываемся о собственной роли в профессиональном выгорании.

 

 

6. Упражнение «8 ассоциаций»

Участникам предлагается в первой колонке таблицы (приложение №1 п.4) записать 8 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое, седьмое и восьмое. Таким образом, во второй колонке получается уже четыре ассоциации. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, - в третьей колонке получаем 2 слова. В последней колонке формулируется одна ассоциация на оба слова из предыдущей колонки.

 

Итак, у каждого педагога получилось образное ассоциативное представление о своей работе.

Обсуждение: Какая ассоциация с работой у Вас получилась в итоге? Каково Ваше отношение к данной ассоциации? Как влияет данная ассоциация на эффективность Вашей профессиональной деятельности и Вашу удовлетворенность от работы?

 

В итоге обсуждения следует обратить внимание педагогов, насколько важно отношение человека к своей профессиональной деятельности, насколько ее результаты значимы для специалиста.

7. Упражнение «Я работаю педагогом»

Участникам занятия предлагается изобразить себя (приложение №1 п.5):

- в начале трудового пути (если специалист имеет небольшой опыт работы – его представления о себе в начале профессионального пути),

- в настоящее время,

- через 5 лет.

Присутствующим предлагается поделиться собственными ощущениями от своих рисунков. Важно, чтобы они сами смогли увидеть возможные различия в содержании, разработанности, цветовой гамме изображенного.

 

Обсуждение: В чем отличия полученных образов? Какой образ Вам нравится больше, почему? Нравится ли Вам образ настоящего времени, а образ будущего? Почему? Содержит ли образ будущего те желания, которые Вы определили для себя в начале нашей встречи?

 

8. Профилактика профессионального выгорания

 

«Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.»

Педагогам предлагается записать 10 приятных для них дел, доставляющих им удовольствие (т.е. ответить на вопрос «Что мне доставляет удовольствие?») (приложение №1 п.6). Далее данный список необходимо проранжировать  по степени удовольствия, доступности и частоте использования, что позволит выбрать наиболее приятные и доступные занятия. Участники по очереди называют самый оптимальный способ восстановления психоэмоционального состояния. В результате обсуждения можно сделать вывод, что педагоги имеют возможность к саморегуляции, но, по разным причинам этого не делают.

 

Примерный перечень способов эффективной саморегуляции:

 

·        смех, улыбка, юмор;

·        размышления о хорошем, приятном;

·        различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

·        рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном;

·        вдыхание свежего воздуха;

·        чтение стихов;

·        высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;

·        прослушивание спокойной, тихой музыки;

·        общение с супругом(гой), детьми, внуками;

·        рукоделие;

·        общение с искусством.

 

Далее уместно раздать педагогам рекомендации по профилактике профессионального выгорания (приложение №2).

 

9. Домашнее задание: Педагогам по желанию предлагается ответить на вопросы методики В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (приложение №3). Результаты диагностики позволят наметить пути индивидуальной консультативной работы педагога-психолога с педагогами.

 

10. Психологическая поддержка и обратная связь.

Педагогам раздается 2 листа тонированной бумаги разного цвета и предлагается написать на одном из них послание (пожелание) сидящему справа участнику (послание должно иметь позитивное содержание). Послания озвучиваются и торжественно вручаются. На втором листке каждый участник формулирует впечатление от прошедшего занятия (оно может иметь либо конструктивную, либо эмоциональную направленность), по желанию можно озвучить некоторые из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

1. Как специалисту на ближайшие 5 лет я себе пожелаю …

 

 

 

imageimage2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Виды симпто-мов

 

Симптомы

Степень выраженности, частота

1

2

3

4

5

 

поведенческие

Сопротивление выходу на работу

 

 

 

 

 

Частые опоздания

 

 

 

 

 

Откладывание деловых встреч

 

 

 

 

 

Уединение, нежелание видеть коллег

 

 

 

 

 

Нежелание видеть воспитанников

 

 

 

 

 

Нежелание заполнять документацию

 

 

 

 

 

Формальное исполнение обязанностей

 

 

 

 

 

 

аффективные

Утрата чувства юмора

 

 

 

 

 

Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения

 

 

 

 

 

Повышенная раздражительность

 

 

 

 

 

Ощущение придирок со стороны администрации

 

 

 

 

 

Равнодушие

 

 

 

 

 

Бессилие, эмоциональное истощение

 

 

 

 

 

Подавленное настроение

 

 

 

 

 

 

когнитивные

Мысли о смене профессии, уходе с работы

 

 

 

 

 

Слабая концентрация внимания, рассеянность

 

 

 

 

 

Ригидность мышления, использование стереотипов

 

 

 

 

 

Сомнения в полезности работы

 

 

 

 

 

Разочарование профессией

 

 

 

 

 

Циничное отношение к воспитанникам, коллегам

 

 

 

 

 

Озабоченность собственными проблемами

 

 

 

 

 

 

физиологическе

 

Нарушение сна (бессонница/уход в сон)

 

 

 

 

 

Изменения аппетита (отсутствие/«заедание»)

 

 

 

 

 

Длительно текущие незначительные недуги

 

 

 

 

 

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

 

 

 

 

 

Усталость, быстрая физическая утомляемость

 

 

 

 

 

Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ

 

 

 

 

 

Обострение хронических заболеваний

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Начало трудового пути              Настоящее время                   Через 5 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. «Что мне доставляет удовольствие?»

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

 

 

Спасибо за работу!

 

 

 

 

Приложение №2

 

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПЕДАГОГУ

 

Профилактика профессионального выгорания включает:

 

1.       Забота о себе и снижение уровня стресса:

 

- стремитесь к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни,  удовлетворению потребности в общении;

 

-  старайтесь как можно больше и чаще получать удовольствие (релаксация);

 

-  старайтесь отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

 

2.       Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:

 

-  стремитесь находить смысл во всем (как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах);

 

- стремитесь бороться со своими негативными убеждениями.

 

3.       Повышайте уровень своего профессионального мастерства.

 

4.       Если Вы заметили первые признаки выгорания, прежде всего, признайте, что они есть.

 

5.       Если Вы понимаете, что выгорание уже происходит, необходимо обратиться к психологу с целью проведения специальной работы по отреагированию травматического опыта.

 

ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ

 

· НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте Ваши эмоции и давайте Вашим друзьям обсуждать их вместе с Вами.

 

· НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

 

· НЕ позволяйте Вашему чувству стеснения останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить или предлагают помощь.

 

·   НЕ ожидайте, что тяжелое состояние, характерное для выгорания, уйдет само собой.

 

·   Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

 

·   Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

 

·  Постарайтесь сохранять нормальный распорядок Вашей жизни, насколько это возможно;

 

·   Старайтесь чаще использовать методы саморегуляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

Методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания»

 

Диагностическая методика выявляет степень профессионального выгорания.

 

Инструкция к выполнению. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Обратите внимание: если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — обучающиеся, коллеги, администрация и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

 

Вопросы

 

1.      Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.

2.      Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3.      Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4.      Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5.      Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6.      От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7.      Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.

8.      Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9.      Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам то, чего требует профессиональный долг.

10.                        Моя работа притупляет эмоции.

11.                        Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12.                        Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13.                        Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14.                        Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15.                        Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16.                        Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17.                        Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18.                        Меня огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19.                        Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20.                        Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру внимания меньше, чем положено.

21.                        Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22.                        Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23.                        Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24.                        При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25.                        Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26.                        Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27.                        Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28.                        У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли меня и т.п.

29.                        Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или уделять ему меньше внимания.

30.                        В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делая людям добра, не получишь зла».

31.                        Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32.                        Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33.                        Порой я чувствую, что надо быть более отзывчивым к партнеру, но не могу.

34.                        Я очень переживаю за свою работу.

35.                        Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36.                        При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37.                        У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38.                        Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39.                        Последнее время (или всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40.                        Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41.                        Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42.                        Я учитываю особенности деловых партнеров хуже, чем обычно.

43.                        Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44.                        Я обычно проявляю интерес к личности партнера не только в связи с работой.

45.                        Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46.                        Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами без души.

47.                        По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого.

48.                        После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие.

49.                        На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50.                        Успехи в работе вдохновляют меня.

51.                        Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).

52.                        Я потерял покой из-за работы.

53.                        На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

54.                        Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55.                        Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56.                        Я часто работаю через силу.

57.                        Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58.                        В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59.                        Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60.                        После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61.                        Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62.                        Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63.                        Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64.                        Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65.                        Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66.                        Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67.                        Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68.                        Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69.                        Состояние, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70.                        Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71.                        Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72.                        Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73.                        Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74.                        Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75.                        Моя карьера сложилась удачно.

76.                        Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77.                        Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78.                        Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79.                        Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80.                        Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81.                        Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82.                        Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83.                        Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84.                        Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

 

КЛЮЧ

 

1.     Фаза «Напряжение»

 

Переживание психотравмирующих обстоятельств:

 

+1 (2), +13 (3), +25 (2), –37 (3), +49 (10), +61 (5), –73 (5)

 

Неудовлетворенность собой:

 

—2 (3), +14 (2), +26 (2), –38 (10), –50 (5), +62 (5), +74 (3)

 

«Загнанность в клетку»:

 

+3 (10), +15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5), +63 (1), –75 (5)

 

Тревога и депрессия:

 

+4 (2), +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3)

 

2.     Фаза «Резистенция»

 

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование:

 

+5 (5), –17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5)

 

Эмоционально-нравственная дезориентация:

 

+6 (10), –18 (3), +30 (3), +42 (5), +54 (2), +66 (2), –78 (5)

 

Расширение сферы экономии эмоций:

 

+7 (2), +19 (10), –31 (20), +43 (5), +55 (3), +67 (3), – 79( 5)

 

Редукция профессиональных обязанностей:

 

+8 (5), +20 (5), +32 (2), — 44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10)

 

3.     Фаза «Истощение»

 

Эмоциональный дефицит:

 

+9 (3), +21 (2), +33(5), — 45 (5), +57 (3), — 69 (10), +81 (2)

 

Эмоциональная отстраненность:

 

+10 (2), +22(3), –34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

 

Личностная отстраненность (деперсонализация):

 

+11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5),+72(2), +83(10)

 

Психосоматические и психовегетативные нарушения:

 

+12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

 

 

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

 

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

 

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания с учетом коэффициента, указанного в скобках. Так, например, по первому симптому (переживание психотравмирующих обстоятельств) положительный ответ на вопрос № 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос № 73 оценивается в 5 баллов и т.д. Количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

 

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования выгорания.

 

3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания — сумма показателей всех 12 симптомов.

 

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Методика дает подробную картину синдрома профессионального выгорания. Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

 

9 и менее баллов — несложившийся симптом;

 

10–15 баллов — складывающийся симптом;

 

16–19 баллов — сложившийся симптом;

 

20 и более баллов — симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

 

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» или «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо измеряемые в них явления существенно различны: это реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

 

36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

 

37–60 баллов — фаза в стадии формирования;

 

61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_pedagogov.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов

 "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Разработала и составила педагог-психолог

Тренинг  "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Задачи:

- создание условий способствующих профилактике СЭВ;

- передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;

- развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;

- формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

Количество участвующих – 15-20 человек.

Оборудование: листы бумаги, ручки, звезды бумажные, степлер, ножницы, газеты.

Ход тренинга:

Участники сидят полукругом.

- Я рада видеть вас на тренинге, посвященном проблеме '''Синдром эмоционального выгорания педагогов”.

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром является непосредственным проявлением возрастающих проблем, которые связаны с самочувствием педагогов, эффективностью их труда и стабильностью жизни всего коллектива.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Именно педагоги и являются той категорией, которая наиболее подвержена  выгоранию. Сюда же относятся:

- люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;

- стремящиеся к непременному успеху;

- не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;

- уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.

Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания, а именно:

- стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности,

- беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость,

- не всегда разумная организации труда,

- невнимание к своему здоровью.

Я не буду подробно останавливаться на теоретических основах этого вопроса (т.к. мы это уже рассматривали). Хочу лишь напомнить о симптомах выгорания:

-истощение, усталость;

-бессонница;

-негативные установки;

-пренебрежение исполнением своих обязанностей;

-увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

-уменьшение аппетита или переедание;

-усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);

-усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

-чувство вины;

-переживание несправедливости.

Развитие синдрома носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Упражнение “Наши ожидания” (работа в парах)

- Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке).

- Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг)

Участники зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.

- То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

Для того чтобы наше общение было эффективным, предлагаю придерживаться следующих правил:

- быть активным;

- придерживаться временных рамок;

- не критиковать соседа;

- все идеи хороши

- правило обратной связи.

Для того, чтобы немного размяться после рабочего дня я предлагаю вам выполнить упражнение-разминку  “Карандаши”.

Суть упражнения состоит в удержании карандашей между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Ваша задача, не отпуская карандашей, синхронно выполнять следующие задания.

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, вернуть в исходное положение .

3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Присесть, встать.

При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

- Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

 - Что помогло выполнить упражнение? Что помешало?

Психологи считают, что осознать, в чем проблема, и вербализовать ее – значит наполовину ее решить. Молодцы!

Уважаемые коллеги! Некоторое время назад мы заполняли анкету с целью выявления возможной  степени профессионального выгорания.    

Еще раз хочу отметить, что выгорание возникает поэтапно и  включает в себя 3 стадии развития стресса:

1. напряжение – его создают повышенная ответственность, трудный контингент, дестабилизирующая рабочая обстановка.

2. сопротивление –  когда человек пытается  как-то оградить себя от неприятных  впечатлений;

3. истощение.

И, конечно же,  я хочу сказать несколько слов о проявлении  этого синдрома относительно педагогов нашей школы. Некоторое время назад было проведено анкетирование с целью выявления степени возможного выгорания, в котором приняли участие … человек (анализ результатов анкетирования).

И немного исследовательских данных…

Наиболее высокие показатели выгорания имеют педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет.

Можно предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает свои профессиональные достижения, в виде повышения заработной платы, статуса, должности. Если этого не происходит, осознанно или нет, человек начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, психическое напряжение, неудовлетворенность трудом, переутомление. И, возможно, это может быть одним из факторов формирования СЭВ.

Возможной причиной выгорания педагогов со стажем 0-5 лет может стать несоответствие ожиданий связанных с профессией и реальной действительностью. Например, мы ожидаем, что, как только профессионал закончил обучение, он автоматически становится компетентным. И, конечно, молодые педагоги сами ожидают от себя компетентности. Они чувствуют себя неадекватными и неуверенными, когда сталкиваются с ситуациями, к которым не были подготовлены.

У педагогов со стажем работы более 20 лет все фазы выгорания также имеют тенденцию к росту. Можно предположить, что данный подъем также связан с возрастными особенностями. Перед человеком встает вопрос: А зачем все это? Зачем я работаю? … Если человек успешно решает жизненные задачи, то в возрасте 50-55 лет он переживает новый подъем творческих сил.

Наиболее устойчивой к синдрому оказалась группа педагогов со стажем 15-20 лет. Для этого возрастного периода характерно освоение родительской дистанции с детьми, появляется возможность больше времени и внимания уделять своей собственной жизни. Это приводит к обновлению переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям. Таким образом, можно предположить, что достижение определенной душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода являются положительными факторами формирования устойчивости к синдрому.

Таким образом, выгорание развивается не в результате длительной профессиональной деятельности. А зависит от возрастных и профессиональных кризисов человека. Также на развитие синдрома оказывают влияние личностные и организационные характеристики.

Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “посвседневный” психический потенциал человека. Однако стресс, по мнению ученых, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия учителя относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации.

И сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приемами  снижения стрессового состояния и улучшения настроения.

По мере приобретения подобного опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.

Давайте рассмотрим и обсудим естественные способы регуляции, которые вы наверняка используете ежедневно в своей работе.  Другими словами, какие приемы можно использовать в повседневной жизни с целью снижения негативного влияния, например, стрессовых ситуаций на организм?

- Сейчас будем использовать прием ”Мозговой штурм”, т.е. вырабатывать максимальное количество идей по данному вопросу. Работа осуществляется в 2 группах.

- смех, улыбка, юмор.  Подарите, пожалуйста, сейчас своему соседу справа и слева улыбку.  Может есть желающие рассказать анекдот?

– размышление о хорошем, приятном (ситуации, поступки и т.д.),

– различные движения типа потягивания,

– наблюдение за пейзажем за окном,

– рассматривание цветов в помещении, фотографий,

– “купание” в солнечных лучах,

– вдыхание свежего воздуха,

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. Есть желающие сделать комплимент, например, своим коллегам?

Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.

Упражнение “Огонь - лед”

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Упражнение выполняется, стоя в кругу. По команде “Огонь” вы начинаете интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбирается каждым участником произвольно. По команде “Лед”  вы застываете в позе, в которой вас застигла  команда, напрягая до предела все тело. Далее команды чередуются.

- Какие ощущения и эмоции вызвало это упражнение?

- Молодцы! Но согласитесь, что на эмоциональное состояние каждого из нас влияет и показатель сплоченности коллектива. Т.е. то, насколько комфортно мы себя чувствуем среди коллег, насколько мы можем рассчитывать на их помощь. И у каждого из нас есть свое представление о понятии ”коллектив”, например, нашей школы.

В любом случае, стремиться к единству нужно. Но, думаю вы согласитесь, что в некоторых ситуациях должен быть и дух соперничества. В связи с этим я предлагаю вам выполнить Упражнение ”Вавилонская башня”. 

Оно направлено на сплочение коллектива, но носит соревновательный характер. Вам нужно разделиться на 2 команды. Каждой команде выдается набор бумаги, степлер, ножницы.

Ваша задача – в течение 15 минут построить башню. Принцип строительства вы определяете сами. Внутри каждой команды вы разрабатываете стратегию работы, обсуждаете идеи  и т.д. Можно использовать только то, что вам дали. По истечению времени вы должны представить высокое творение, которое должно держаться без вашей помощи.

- Какие эмоции вызвало это упражнение? Сделали ли вы для себя какие-либо выводы?

Упражнение “Звуковая гимнастика”

Сейчас я хочу познакомить вас со звуковой гимнастикой. Но прежде чем приступить к ее выполнению, следует придерживаться правила: спокойное, расслабленное состояние; выполняется стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.

- Помните,  любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, и вырабатывает собственные  приемы восстановления. Наверняка, эти приемы есть у вас. Может кто-то хочет поделиться ими с коллегами?

Упражнение-размышление.

- Уважаемые коллеги! Посмотрите на стены нашего кабинета. Наверное, у некоторых из вас по ходу нашего тренинга возникал вопрос: при чем здесь звезды?

Эти звезды были сделаны учащимися нашей школы. Почему именно звезда? Потому что педагог и ребенок – это необъемлемая часть образовательного процесса. И дети ассоциируют педагога, учителя в некоторой степени со звездой. Той звездой знаний, к которой они стремятся. Вот что они говорят… (зачитываются мысли учащихся о педагогах школы).

Со своей стороны я хочу прочитать небольшой текст. А вот о его значении  задумайтесь, пожалуйста, вы сами.

Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. И все люди, кто рождался под их светом зеленых лучей, становились очень добрыми.

И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала она. “А что ты даешь людям?”- спросили ее другие звезды. В ответ она задумалась….

- Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам “светиться” всегда и везде!  

- Наше занятие подходит к концу. Давайте по кругу выскажем свое мнение о встрече, о своем состоянии. Помните, что вы высказываете свое мнение. И оно важно, даже если имеет отрицательный оттенок.

- Спасибо за активную и продуктивную работу! (желающим раздаются буклеты с информационным материалом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг: «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА».

В ходе тренинга участники познакомятся с понятием профессиональное «выгорание», особенностями проявления признаков выгорания, выделением источников неудовлетворения профессиональной деятельностью....

Психологический тренинг «Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»

Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.Задачи: 1.Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.2.Создание условий способствующих про...

Профессиональное выгорание педагога и его профилактика

Синдром профессионального выгорания педагога, основные стадии и пути преодоления....

«Профессиональное «выгорание» педагогов: причины и их профилактика»

Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорани...

Консультация для педагогов: "Профессиональное выгорание: понятие, причины, стадии, профилактика"

Синдром выгорания характерен для тех, кто из-за своего чрезмерного занятия работой теряет интерес к жизни....

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГОВ ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА»

laquo;ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГОВ ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА»...

Консультация для педагогов: «Профессиональное выгорание педагогов: причины, признаки, профилактика».

Синдром профессионального выгоранияПрофессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом.Синдром профессионального выгора...


 

Комментарии

Сизова Мария Николаевна

Спасибо за интересный материал! Тема «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГОВ: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА» очень актуальна на сегодняшний день. Современный мир диктует свои правила:выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также
поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе,новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального
выгорания».

спасибо!!! хороший материал!!! кое-что уже применила в работе)