Влияние устного народного творчества для формирования культурго-гигиенических навыков в младшей группе
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Дубровина Галина Михайловна

Культурно-гигиенические навыки-важная составная часть культуры поведения. В воспитании этих навыков нашло широкое применение устное народное творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

1.1 Содержание понятия «культурно-гигиенические навыки»

1.2 Условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

1.3 Использование устного народного творчества в развитии культурно-гигиенических навыков дошкольника

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Контрольный эксперимент

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Введение

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

В воспитании культурно-гигиенических навыков нашло широкое применение устное народное творчество.

Так как сегодня весьма актуальна идея возрождения России, как многонационального государства, с его национальными культурами, желанием узнать свои национальные корни, то в воспитании и образовании молодого поколения должно использоваться все духовное богатство, традиции, творчество народа, то, что появляется из недр собственной народной культуры, то, что впитывается человеком с детства (колыбельные, сказки, пословицы и т.д.) и является одним из факторов самоидентификации.

Поскольку фольклор охватывает все стороны жизнедеятельности народа, тесно связан с бытом, является постоянно действующей системой коммуникации в народной среде, наконец, выступает как система ценностей, обычаев, верований обрядов и др., то он активно способствует духовному, культурному воспроизводству, а, следовательно, ему принадлежит важная роль в воспитании национального самосознания подрастающего поколения.

Основой полноценного физического развития ребенка возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель ДОУ не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия. Поэтому считаем актуальной тему исследования: "Влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста".

Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная

Объект: процесс формирования культурно-гигиенических навыков. С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

Предмет: устное народное творчество.

Гипотеза: формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников проходит успешно, если используется устное народное творчество.

Цель: изучить влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.

2. Выбрать, устное народное творчество для формирования культурно-гигиенических навыков.

3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы; метод наблюдения, педагогический эксперимент.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

1.1 Понятия «культурно-гигиенические навыки»

Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудничек и т.д. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются Лурри Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991-С. 51..

На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.

На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.

Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища.

При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях Названова Л. Чтобы зубки блестели.// Дошкольное образование.-2004-№14-С. 13-17..

В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

1.2 Условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.

По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом.

Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Дошкольник 3-х лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания - мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действии в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый В детский сад пришла проверка: ваши действия./Под редакцией Савельевой Н.Ю.-Ростов н/Д: Феникс, 2004- С. 72..

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно- гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.

Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование-2004-№ 1- С.51-52.. Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.

Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.

Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки - действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

1.3 Использование устного народного творчества в развитии культурно-гигиенических навыков дошкольника

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детское устное народное творчество -- сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с..

Устное народное творчество -- народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями устного народного творчества являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.

Малый фольклорный жанр -- это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: «Аты-баты, шли солдаты...» Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.

Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным устное народное творчеством, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание -- движущая сила в развитии ребенка Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-2009-№ 8 - С. 15-20.

Предлагаем варианты использования устного народного творчества в повседневной жизни ребенка в дошкольных образовательных учреждений и дома.

Использование устного народного творчества в режимных моментах.

Умывание

Из колодца принесла

Курочка водицы,

И ребята всей гурьбой

Побежали мыться.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Чистая водичка умоет

Саше -- личико

Анечке -- ладошки,

пальчики -- Антошке.

Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите: «Где у нас личико? Где глазки? Где носик и ротик?» Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Ю. Г. Круглов. -- СПб.: Просвещение, 1993. - 382 с..

Расчесывание волос

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят --

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Маму, дочка, слушайся.

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю: --

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

Потешку также можно использовать во время игр с куклами.

Во время еды

Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

Травка-муравка со сна поднялась

Птица-синица за зерна взялась

Зайка за капусту, мышка -- за корку.

А детки -- за молоко.

Пейте, детки, молоко -- будете здоровы!

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Кто кашу не ест,

Молоко не пьет --

Забодает, забодает

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть

Либо деткам снесть?

Я и сам укушу,

Да и деткам снесу.

Во время игр

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись!

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша!

Как у котика усы

Удивительной красы!

Глазки смелые,

Зубки белые!

Ай, ду-ду ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу,

Во серебряную.

Труба точеная,

Позолоченная,

Песня ладная,

Сказка складная.

У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане.

А корова -- в юбке,

В теплом полушубке.

Выход на прогулку

Эта потешка научит детей ориентироваться в собственном теле.

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождик подойдет

-Мы пойдем в сапожках.

Наша Таня маленька,

На ней шубка аленька.

Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять!

Считалка поможет детям запомнить порядковый счет. Сама процедура одевания пройдет веселее и быстрее.

Во время прогулки

Показывая детям деревья, цветы или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешка или заклички:

Зеленейся, зеленейся, мой

зеленый сад. Расцветайте, расцветайте,

мои алые цветочки!

Божья коровка,

Черная головка.

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного, белого,

Только не горелого.

-- Сосна, сосна, отчего ты красна?

-- Оттого я красна, что под солнцем посла!

Воробей, воробей! Не гоняй голубей, Не клюй песок, Не тупи носок!

-- Жук, жук, где твой дом?

-- Мой дом под кустом.

Ехали бояре --

Мой дом растоптали.

Пчелы гудят -- В поле летят.

С поля идут -- Медок несут.

А эти заклички познакомят детей с разными природными явлениями:

Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек мочить!

Солнышко-ведрышко,

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят да ягнят,

Еще малых ребят!

Ой, ты, радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка!

Ой, ты, зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьет,

Вдоль по улице метет.

Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок!

Обед

Используются те же потешки, что и во время завтрака, только не повторяйте одну и ту же, а чередуйте их.

Перед сном

Баю-баю-баиньки,

прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

Я Баю-баю-баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Наших деток не буди.

Котя, котенька, коток.

Котя -- серенький лобок,

Приходи к нам ночевать

Наших деточек качать.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

После сна

Можно рассказывать потешку и гладить ручки, ножки ребенка, помогая ему проснуться. Имя заменяется на соответственное.

Можно принести в спальню игрушечного петушка и потихоньку будить детей, рассказывая потешку:

Петушок, петушок --

Золотой гребешок

Масляна головушка

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Эта потешка настроит детей на бодрящую гимнастику после сна:

Рано солнышко встает,

На зарядку всех зовет.

Если ребенок плачет

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки --

Для тебя потешки

Не плачь, не плачь,

Куплю калач

Не плачь, дорогой,

Куплю другой.

Не плачь, не реви,

Куплю тебе три!

С помощью этих потешек можно отвлечь ребенка, успокоить. Показать игрушку белку или сделать пальцами рожки, втянуть ребенка в игру.

Использование устного народного творчества для развития движений ребенка

Пальчиковые игры

Сорока-белобока

Печку топила,

Кашку варила.

На порог скакала.

Деток созывала.

Этому дала

Этому дала

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

-- Ты, малец-удалец.

За водой не ходил,

Дров не носил

Кашу не варил.

И не получил!

Дети водят пальчиком правой руки по ладони левой. Потом загибают пальчики и в конце грозят.

-- Ладушки, ладушки,

Где были?

-- У бабушки.

Дети хлопают в ладоши.

Потешка не только развивает моторику рук малыша, но еще ненавязчиво учит не лениться и помогать взрослым.

Улитка, улитка! Покажи свои рога, Дам кусочек пирога, Пышки, ватрушки, Сдобной лепешки. Указательным и средним пальцами дети учатся делать рожки улитки.

Эту потешку можно использовать и на прогулке, наблюдая за улиткой

Игры на развитие общих движений тела

Поехали, поехали

За грибами, за орехами...

Приехали, приехали

С грибами и орехами!

Дети скачут, как лошадки, затем приседают.

Большие ноги

Шли по дороге:

ТОП, ТОП, ТОП.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Дети учатся делать широкие и мелкие шаги.

Дедушке -- поклон,

Бабушке -- поклон,

Папе -- поклон,

Маме -- поклон,

А вам, детушки,

Рост большой!

Дети выполняют наклоны вперед

Народные подвижные игры

Мыши водят хоровод.

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!

-- Гуси, гуси!

-- Га-га-га!

-- Есть хотите?

-- Да-да-да!

-- Ну, летите же домой!

-- Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

-- Ну, летите как хотите,

Только крылья берегите!

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

Как у дяди Трифона

Было семеро детей,

Семь сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели.

Делали все так...

Водящий или взрослый показывает движения, а дети повторяют за ним/

Считалки

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы --

Ты пойди-ка поводи!

Шла кукушка мимо леса --

За каким-то интересом,

Инти-инти-интерес,

Выходи на букву «с».

Потешки для новичков

Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего ЗНАКОМСТВАhttp://cdncache1-a.akamaihd.net/items/it/img/arrow-10x10.png с ним можно использовать следующие потешки, подставляя в текст нужное имя:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!

Это познакомьтесь, дети, ваш новый друг.

Красные кафтанчики,

Синие карманчики,

На дубу они сидят,

Меж собою говорят --

Все про Галеньку,

Все про маленьку.

Использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков с детьми поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

В устном народном творчестве, наряду с его эстетической, художественной стороной, т.е. с теми, которые принадлежат искусству, есть сферы, охватывающие и другие стороны народной культуры: идеологическая, социальная, морально-этическая, обрядовая и другие. Так как в нем заложен большой воспитательно-образовательный потенциал, принципы и методы педагогического воздействия, то он (фольклор) и является основой народной педагогики.

В становлении культурно-гигиенических навыков огромное значение имеет опыт предшествующих поколений. Древние памятники культуры, дают возможность убедиться в том, что детское социальное воспитание в древнерусском государстве постоянно находилось в поле зрения общественности.

Приобщение детей к национальным традициям и их ценностям начиналось с самого раннего детства (с рождения ребёнка) и сопровождало его в течение всей жизни. Традиции религиозного воспитания содержали в себе нравственные ценности, служащие православному человек главными жизненными критериями (10 заповедей); традиции внутрисемейного воспитания приобщали детей к активной социально-трудовой жизни семьи. В связи с этим в ребенке формировалось чувство ответственности за исполнение обязанностей возложенных на него. Важную воспитательную функцию выполняла фольклорная среда, окружавшая ребёнка с момента рождения. Произведения народного искусства, играли огромную роль в формировании культурно-гигиенических навыков детей. Песенное творчество, устные литературные произведения народной культуры, ритуалы и обычаи содержат важные общечеловеческие, и морально-этические ценности. Таким образом, культурно-гигиенические навыки формировались, прежде всего, внутри семьи национальными традициями.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

2.1 Констатирующий эксперимент

Нами были определены задачи экспериментальной части исследования:

Изучить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.

Определить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.

Разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у детей дошкольного возраста

Определить эффективность разработанных мероприятий.

Эксперимент состоял из 3-х этапов:

Констатирующего;

Формирующего;

Контрольного.

База исследования: воспитанники первой младшей группы МБДОУ № 5 г. Лукоянова

Для участия в дальнейшем исследовании нами было отобрано 2 группы детей по 4 человека в каждой. Одну группу определили как экспериментальную, а другую как контрольную (Таблица 1).

Таблица 1

Экспериментальная группа

Контрольная группа

София Д.

Анастасия С.

Кирилл Б.

Вероника А.

Алина Р.

Дмитрий Ш.

Кристина Ш.

Александр Е.

Цель констатирующего эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы. Для этого необходимо:

а) установить объем культурно-гигиенических навыков, предусмотренный для детей данной возрастной группы: навыки умывания, приема пищи, одевания, пользования носовым платком, поддержания порядка в костюме и прическе;

б) выявить и оценить уровень сформированности навыков: рациональность и последовательность операций, их быстрота и качество, самостоятельность детей.

г) выявить условия, созданные в группе для формирования культурно-гигиенических навыков;

д) выявить формы организации, приемы обучения и приучения, их специфику и эффективность;

е) выяснить отношение детей к требованиям и указаниям взрослого, их самостоятельность, активность, взаимопомощь.

Велось наблюдение за работой воспитателя и восьмью детьми экспериментальной и контрольной групп исследования в течение 3-х дней. Наблюдение проводилось по схеме, которую предварительно разработали на основании требований «Программы воспитания в детском саду».

Примечание.

Навыки опрятной еды включают умение:

Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

Не крошить хлеб;

Пережевывать пищу с закрытым ртом;

Не разговаривать с полным ртом;

Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

Благодарить;

Пользоваться только своим прибором.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

Мыть лицо, уши, руки

Закатать рукава;

Смочить руки;

Взять мыло, намыливать до появления пены;

Смыть мыло;

Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

Пользоваться расческой.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

Расстегнуть пуговицы;

Снять платье (брюки);

Аккуратно повесить;

Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;

Снять обувь;

Снять колготки, повесить на рубашку (платье);

Надеть в обратной последовательности.

Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за:

- правильно выполненное действие ребенок получал - 3 балла;

- действие выполненное с небольшими неточностями -2 балла;

- неумение выполнять действие - 1 балл.

Наибольшее количество баллов, которое мог набрать ребенок по каждому критерию - 21.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков

Высокий уровень (84-63 балла) - все навыки сформированы прочно;

Средний уровень (62- 40 баллов) - один и более навыков, находятся в стадии становления;

Ниже среднего (39-28 баллов) - один и более навыков не сформированы.

Анализ результатов показал следующее, что у большинства детей(75%) экспериментальной группы навыки находятся в стадии становления, у одного ребенка(25%) навыки не сформированы.

Так, София Б., Кирилл Б., Кристина Ш. умеют пользоваться столовой и чайной ложками, аккуратно после принятия пищи пользуются салфеткой. Во время принятия пищи за столом не разговаривают, пользуются столовыми приборами; одежду снимают в определенной последовательности, но во время надевания эта последовательность у этих детей нарушается. Дети стараются соблюдать правила личной гигиены: моют руки перед едой и после посещения туалета. Все дети с желанием убирают игрушки, книжки и строительный материал, но не в места их определения.

У Александра Е. ни один из навыков не сформирован. Для ребенка характерны отказные операции. Мальчик очень замкнутый, на замечания реагирует плачем или замыкается. К данному мальчику необходимо соблюдать индивидуальный подход.

По результатам проведенного исследования (Таблица 2) у большинства детей(75%) контрольной группы навыки не сформированы. Так, Иван Ж. во время принятия пищи суп ел чайной ложечкой, на вопрос воспитателя почему он ест маленькой ложечкой, мальчик ответил, что дома ему дают такую ложку. Вилкой большинство детей не умеют пользоваться. Салфетку применяют по назначению и без напоминания воспитателя только 2 человека (Вероника А, Артем Ж.). Дети контрольной группы во время принятия пищи разговаривают за столом. В обеих группах было замечено, что дети не говорят спасибо, выходя из-за стола по окончании еды. Руки дети вытирают не всегда своими полотенцами, вешают их не на свои места. У многих детей как экспериментальной, так и контрольной групп замечено проявление негативной реакции на предложение воспитателя причесаться.

Анализируя условия, созданные в группе для формирования у детей культурно-гигиенических навыков следует отметить следующее. Все требования САНПина соблюдены, т. е мебель подобрана в соответствии с ростом детей, в группе соблюдается тепловой и воздушный режим, степени освещенности соответствует требованиям, но в группе достаточно мало дидактических игр, которые способствовали бы наилучшему усвоению культурно-гигиенических навыков, воспитатели в своей работе очень редко используют художественное слово.

Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги данной группы применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Формирование культурно-гигиенических навыков должно осуществляться детским садом в тесном контакте с семьей. В данной группе отсутствует единая линия в требованиях, в создании условий, которые совершенно необходимы для выработки и закреплении у детей культурно-гигиенических навыков.

По результатам констатирующего эксперимента составили диаграмму из которой видно формирование каких навыков вызывает наибольшее затруднение.

Рис. 1 Показатели сформированности навыков у детей экспериментальной группы (в баллах)

Навык пользования носовым платком наименее развит у всех детей экспериментальной группы.

Рис.2. Показатели сформированности навыков у детей контрольной группы (в баллах)

Навык пользования носовым платком наименее развит у всех детей контрольной группы.

Для показателей сформированности навыков мытья рук, опрятной еды, снимания и надевания одежды в определенном порядке:

7-10 баллов - формирование навыка вызывает сильные затруднения;

11-17 баллов - формирование навыка вызывает незначительные затруднения;

18-21- формирование навыка не вызывает затруднения.

Для показателя навыка сформированности пользования носовым платком:

1 - формирование навыка вызывает сильные затруднения;

2- формирование навыка вызывает незначительные затруднения;

3- формирование навыка не вызывает затруднения

Таким образом, исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента намечена дальнейшая работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы исследования.

2.2 Формирующий эксперимент

Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы -- разными;

индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

В ходе формирующего этапа эксперимента были разработаны мероприятия по формированию у детей экспериментальной группы культурно-гигиенических навыков. В ходе реализации данных мероприятий использовали такие методы и средства как:

- личный пример работников детского сада, родителей;

- использование художественной литературы, фольклора;

- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

- полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;

- обеспечение чистоты среды;

- соблюдение правил этикета;

- психологическая культура взаимоотношений.

В процессе работы нами были применены наглядные приемы обучения навыкам - показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы сопровождались пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции шли в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд). Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.

В своей работе широко использовали прием поощрения, но старались этим не злоупотреблять, старались делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.

В некоторых случаях приходилось использовать порицание, но делали это в косвенной форме, не называя имен детей.

Одним из ведущих приемов, которые использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков явились дидактические игры.

Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста являются потешки. Нами были спланированы и проведены потешки на тему культурно-гигиенических навыков (Приложение 1).

Была проведена беседа с педагогами и обслуживающим персоналом, работающими на данной группе о необходимости иметь аккуратный внешний вид, подавать пример по соблюдению культурно-гигиенических правил. В противном случае дети никогда не усвоят эти правила и не будут твердо убеждены в том, что они действительно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем.

Обязательным условием для формирования культурно-гигиенических навыков является соблюдение детьми режима дня. Поэтому, совместно с медицинскими работниками вели постоянный контроль за выполнением режима дня детьми данной группы. Режим - это твердо установленный, педагогически, физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.

Режимные моменты способствуют воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек, дисциплинирует воспитанников, помогает им быть активными, самостоятельными.

При рациональной организации обстановки обязательным условием явился индивидуально-дифференцированный подход к детям. Нами было учтено, что у воспитанников имеются индивидуальные различия: то что легко дается Ангелине и Кате, не под силу выполнить Айнуру и Глебу. Таким образом, индивидуально-дифференцированный подход осуществлялся по отношению к каждому ребенку. Приемы и методы использовались в зависимости от особенностей состояния здоровья и развития ребенка.

Знание особенностей состояния нервной системы каждого ребенка позволило нам использовать наиболее адекватные педагогические приемы индивидуальной работы как на занятиях, так и в свободное время, в процессе игры. Широко использовали в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков.

Так как культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях, были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска.. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.

На этом формирующий этап эксперимента был закончен.

2.3 Контрольный эксперимент

Для проверки эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.

Данные представлены в таблицах 3,4.

Как можем увидеть из таблицы 4, у одного ребенка повысился уровень до высокого (Анастасия С), у Кирилла Б. уровень повысился до среднего, но мальчик по прежнему испытывает трудности в применении навыка опрятной еды. Мальчик не умеет пользоваться вилкой, ест хлеб, предварительно раскрошив его, набивает полный рот пищей и при этом разговаривает. У Кристины Ш. уровень остался прежним, но девочка хорошо овладела навыком мытья рук. Приводим запись наблюдения за Анастасии С.

Анастасия подходит к раковине, открывает кран, обращается к Кириллу: Дали уже воду, да, Кирилл?

Кирилл: Где мое полотенце?

Анастасия: Там вот висит.

Кирилл  намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя. Анастасия  берет мыло, намыливает руки и смывает пену с рук, обращаясь к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину). Девочка подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, достает полотенце из своей ячейки, тщательно вытирает руки, складывает полотенце и вешает его в свою ячейку, выбегает из туалетной комнаты. Кроме того, после сна девочка самостоятельно подходила к своей ячейке, брала оттуда расческу и подходила к воспитателю с просьбой причесать её.

Двое детей остались на среднем уровне, но у них совершенствовались действия по выполнению отдельных навыков. Есть и положительные моменты, все дети экспериментальной группы освоили навык пользования носовым платком.

В контрольной группе изменения произошли незначительные. Один ребенок повысил свой уровень до среднего, один остался на том же уровне, что и на констатирующем этапе эксперимента. Двое детей немного улучшили свои результаты при выполнении отдельных навыков.

Наметилась положительная динамика и у детей, которые не принимали участие в нашей исследовательской работе, т.к. воспитатели стали часто в своей работе сопровождать действия показа словами, стали добавлять художественное слово. В самостоятельной деятельности дети стали часто пользоваться дидактическими играми, способствующими закреплению культурно-гигиенических навыков.

Таким образом после проведенного нами эксперимента можно говорить о том, что рациональная организация обстановки в ДОУ, которая включает не только обеспечение воспитательно-образовательного процесса материально-технической базой, а и наличие правильно организованной методической и воспитательной работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, приносит положительные результаты.

Вывод

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал следующее, что у большинства детей (75%) экспериментальной группы навыки находятся в стадии становления, у одного ребенка (25%) навыки не сформированы.

В ходе формирующего этапа эксперимента были разработаны мероприятия по формированию у детей экспериментальной группы культурно-гигиенических навыков. Были спланированы и проведены потешки на тему культурно-гигиенических навыков.

Была проведена беседа с педагогами и обслуживающим персоналом, работающими на данной группе о необходимости иметь аккуратный внешний вид, подавать пример по соблюдению культурно-гигиенических правил. В противном случае дети никогда не усвоят эти правила и не будут твердо убеждены в том, что они действительно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков констатирующего эксперимента: у одного ребенка повысился уровень до высокого (София Б.), у Александра Е. уровень повысился до среднего, но мальчик по прежнему испытывает трудности в применении навыка опрятной еды. Мальчик не умеет пользоваться вилкой, ест хлеб, предварительно раскрошив его, набивает полный рот пищей и при этом разговаривает. У Ширшиблевой Кристины уровень остался прежним, но девочка хорошо овладела навыком мытья рук. Двое детей остались на среднем уровне, но у них совершенствовались действия по выполнению отдельных навыков.

Есть и положительные моменты, все дети экспериментальной группы освоили навык пользования носовым платком.

В контрольной группе изменения произошли незначительные. Один ребенок повысил свой уровень до среднего, один остался на том же уровне, что и на констатирующем этапе эксперимента. Двое детей немного улучшили свои результаты при выполнении отдельных навыков.

Наметилась положительная динамика и у детей, которые не принимали участие в исследовательской работе, т.к. воспитатели стали часто в своей работе сопровождать действия показа словами, стали добавлять художественное слово. В самостоятельной деятельности дети стали часто пользоваться дидактическими играми, способствующими закреплению культурно-гигиенических навыков.

Гипотеза, что формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников проходит успешно, если используется устное народное творчество подтвердилась.

Заключение

Таким образом, к первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное.

Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.

Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Чаще посещать ребенка дома, смотреть какие условия созданы для развития самостоятельности у детей, а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе МБДОУ № 5г Лукоянов. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе эксперимента уровень сформированности детей был приблизительно одинаков. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились. Один ребенок достиг высокого уровня, также возросли показатели среднего уровня.

В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что гипотеза о том, что формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников проходит успешно, если используется устное народное творчество подтвердилась.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей - первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки - это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.


Список использованной литературы

Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. // Дошкольное воспитание.-2009 - №11 - С. 17-21

Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. - М.: Изд.АСТ, 1997. - 394 с.

Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. - М.: Просвещение, 2007. - 95 с.

Богуславская З.М., Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1997 - 240 с.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991 - 160 с.

Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 2001 - 121 с.

В детский сад пришла проверка: ваши действия./Под редакцией Савельевой Н.Ю. - Ростов н/Д: Феникс, 2004 - 672 с.

Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин/ сост.В.И. Калугина. - М.: Правда, 1990. - 608 с.

Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г. - М.: Просвещение, 2008 - 256 с.

Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. /Под ред. Бересневой З.И. - М.: ТЦ Сфера, 2003 - 32 с.

Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование 2004 - № 1 - С. 51-52

Ипатова Ю. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей.// Дошкольное образование 2008 - № 11 - С. 35-39

Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2005-467 с.

Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 - 120 с.

Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам: Учеб пособие./Под редакцией Логиновой В.И. - М.: Просвещение, 2001 - 159 с.

Лурри Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991 - 63 с.

Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2009 - 175 с.

Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 2007 - 256 с.

Названова Л. Чтобы зубки блестели.// Дошкольное образование. 2004 - №14 - С. 13-17

Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2006-141с.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-240с.

Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Ю. Г. Круглов. -- СПб.: Просвещение, 1993. - 382 с.

Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание. 2008-№9-13-17с.

Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами. - К.: Рад.шк, 2007 - 144 с.

Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание. 2009 - № 8 - С. 15-20


Приложения

Приложение 1

Конспект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе возраста (3 - 4 года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

Влияние устного народного творчества на формирование речи у детей раннего возраста

Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Потребности ребенка, его темперамент, эмоции, любознательность – все психические процессы личности проявляются в речи. Процесс развития речи...

Влияние устного народного творчества на формирование психических процессов и способностей детей дошкольного возраста.

Проблема развития психических процессов и способностей детей дошкольного возраста является весьма актуальной. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, хорошо учился, с удовольствием читал, ...

Консультация "Роль устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков."

Народное творчество может помочь в формировании культурно-гигиенических навыков....

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...