Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников
методическая разработка (младшая группа) по теме

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

Приходить в детский сад или школу с чистыми руками - это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.

Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать, не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.

Изучив теоретический материал по вопросу о формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ученые, как правило, рассматривают эту проблему в целом, не заостряя внимания на особенностях того или иного возраста ребенка. Поэтому темой нашего исследования стала сформированность культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Введение ……………………………………………………………………...

3

Глава 1.

Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

5

         1.1.

Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста

5

         1.2.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

6

         1.3.

Методы  и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

8

Глава 2.

Проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

11

2.1.

Описание методики диагностики уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

11

2.2.

Педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

13

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

18

Приложения

Приложение 1. Комплекс игр направленных на формирование культурно-гигиенических навыков мытья рук и личной гигиены

19

Приложение 2. НОД: Научим куклу Катю умываться

21

Приложение 3. «Потешки-умывалки»

24

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ………………………………………... 5

2. Проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ………………………..… 11

Заключение ………………………………………………………...…………… 17

Список литературы …………………………………………………………….. 18

Приложения

Приложение 1. Комплекс игр направленных на формирование культурно-гигиенических навыков мытья рук и личной гигиены .................................... 19

Приложение 2. НОД: Научим куклу Катю умываться ..................................... 21

Приложение 3. «Потешки-умывалки» ………………………………………... 24

3

Введение

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

Приходить в детский сад или школу с чистыми руками - это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.

Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать, не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.

Изучив теоретический материал по вопросу о формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ученые, как правило, рассматривают эту проблему в целом, не заостряя внимания на особенностях того или иного возраста ребенка. Поэтому темой нашего исследования стала сформированность культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Для того чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении

                                                                                                   

      4

необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.

Перед нами стоит проблема в поиске эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Объектом исследования являются культурно-гигиенические навыки у младших дошкольников.

Предметом исследования – методы формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, возможно, будет осуществляться эффективнее, если:

- учитывать начальный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

- использовать игры, стихи, малые фольклорные формы.

Цель исследования достигается через решение следующих задач:

  1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Охарактеризовать методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Описать методику диагностики уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  4. Разработать педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: анализ, сравнение, обобщение;

- эмпирические:  изучение литературы;                        

          5

Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанный нами проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста может быть апробирован и внедрен в практику деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков детей  младшего дошкольного возраста.

1.1.Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения (по определению Н.Б. Мирской). Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.

Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.

Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

     

 

    6

Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Таким образом, в ДОУ важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков

1.2.Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.

Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает

7

полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.

На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.

Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.

На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.

На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.

При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Начиная со второго года жизни, с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

8

Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Таким образом, в воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

1.3. Методы  и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

В центре воспитательного процесса находится ребёнок – воспитуемый. По отношению к нему как объекту воспитания воспитатель выступает субъектом воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов воспитания.

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания. (Болотина Л.Р., Комарова Т.С.). С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.

9

При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.

Прием – это частное  проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания приём носит подчинительный характер.

К методам формирования гигиенических навыков можно отнести:

·  Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;

·  Пример взрослого;

·  Приучение, упражнение;

·  Создание воспитывающих ситуаций;

·  Поощрение помогает ребенку, утвердится, поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков);

Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.

На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий. Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций.

Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить

    10

у них положительно-эмоциональный настрой. Однако  необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается.

Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач,  и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей:

1. Показ и объяснение.

В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное.

Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.

2. Упражнение и контроль.

Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы.

Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.

3. Пример взрослых.

Нужно  постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание)

Учеба ребенка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.

        11

4. Игровые приемы.

Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.  Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".

5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок.

Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык.

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни  является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо  в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель  сможет достичь положительного результата, учитывая задачи воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.

Глава 2. Проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

2.1. Описание методики диагностики уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

   

     12

Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения МБДОУ № 195 г. Кемерово с детьми второй младшей группы возраста 3-4 лет.

Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста осуществлялось с помощью методических рекомендаций и в соответствии с требованиями программ:

1. В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А. Ананьев ставит задачи развития физической активности детей, о том, что их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище. Ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться.

2. «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой.

По рекомендациям данной программы  у детей младшего возраста ведется работа над закреплением таких культурно-гигиенических навыков: как умение умываться, пользоваться предметами личной гигиены (полотенце, расческа, носовой платок) и осмысленному их использованию и соблюдение культурно-гигиенических процедур (подготовка к еде, ко сну)

3. Образовательная программа «Детство» под редакцией И. Бабаевой.

Дети младшего возраста хорошо осваивают алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники учатся по назначению использовать атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.

4.  «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.

Ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом: уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

   13

Примечание:                                          

1. Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

- Мыть лицо, руки;

- Закатать рукава;

- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;

- Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;

- Пользоваться носовым платком.

2. Навыки опрятной еды включают умение:

- Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;

- Не крошить хлеб;

- Пережевывать пищу с закрытым ртом;

- Не разговаривать с полным ртом;

-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

3. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

- Расстегнуть пуговицы, замок;

- Снять платье (рубашку, шорты);

- Аккуратно повесить;

- Снять обувь;

- Надеть в обратной последовательности.

2.2. Педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Считаем, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия направленные на формирование культурно-гигиенических навыков и привычек у детей. Заложенные в детстве эти навыки и привычки сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Поэтому

        14

предлагаем проект по формированию  культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое воспитание и формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста необходимо эту работу планировать.

Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами реализуемой программы «Программа воспитания детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений. К тому же план должен быть конкретен и реален. Традиционно формирование культурно-гигиенических навыков у детей осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми: в режимных моментах, в повседневном общении, в играх, на занятиях и т.д. Формирование культурно-гигиенических навыков требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирование, так как формирование навыков - процесс очень длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий.

Мы предлагаем вам примерное планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей во второй младшей группе ДОУ.

Цель: Подобрать комплекс игр, занятий,  способствующих формированию навыков личной гигиены у  младших дошкольников.

Задачи:

1. Выделить соответствующие педагогические методы и приёмы для формирования навыков личной гигиены;

2. Подобрать программное и учебно-методическое обеспечение позволяющее достичь поставленной цели;

Принципы:

· воспитывать личность в процессе деятельности;

· единство требований со стороны взрослых к воспитаннику и уважение его личности;

        15

· сочетать педагогическое руководство с развитием инициативы и самостоятельной деятельностью детей;

· соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей.

У детей же младшего дошкольного возраста необходимо активно и последовательно формировать культурно-гигиенические навыки,  используя художественное слово: стихи, потешки и произведения таких авторов, как  К.И. Чуковский: «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»,  А.Л. Барто «Девочка чумазая». На примере героев произведений дети учатся следить за своим внешним видом, они не хотят быть похожими на отрицательных героев.

В среднем и старшем дошкольном возрасте работа по формированию культурно-гигиенических навыков активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе заключается  воспитании привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; совершенствовать навыки еды и научить детей быстро одеваться и раздеваться, соблюдая порядок в шкафу.

Формирования культурно-гигиенических навыков происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль.

Эффективным методом формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является игра. Ведь известно, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности и  как метод воспитания.

Содержание игр составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников.

Эффективность работы повышается, если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными вкусами детской деятельности. Это работа должна обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы.

Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует развитию ребенка. Решая данную задачу, педагог создает благоприятную почву для формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Процесс формирования культурно-гигиенических навыков эффективен, когда педагог имеет обратную

16

информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу формирования культурно-гигиенических навыков состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения.

Таким образом, рассматривая теоретические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков, мы пришли к выводу, что проблема по формированию культурно-гигиенических навыков существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс формирования культурно- гигиенических навыков имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать культурно- гигиенические навыки.

 

17

Заключение

На основе изученной и проанализированной психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что для успешного формирования культурно – гигиенических навыков необходимо:

1. Знать особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

2. Знать методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

3. Знать   диагностические методики культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

4.Разработать программу культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены методы, диагностические методики, разработана программа культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, которая может быть использована педагогами ДОУ в работе.

Решающее значение для формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста имеет положительный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей.

 

 

18

Список литературы

1. Ананьев, В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников [Текст] / Томск: ТГУ, 2000. – 58с.

2. Арушанова, А. Г., Коннова, В. В., Рычагова, Е. С. Формы организации совместной игровой деятельности и общения младших дошкольников. Детский сад от А до Я: науч.-метод. журн. для педагогов и родителей. - 2014. - 22-38с.

3. Веракса, А. Н. Символическое опосредствование в познавательной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2014. - 38с.

4. Игуменова, Н. А. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре [Текст] // Дошкольное образование-2004-№ 1-51-52с.

5. Козлова, С.А. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2005 467с.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]  / Под ред. Васильевой, М.А. Гербовой, В.В. Комаровой, Т.С. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-204с.

7. Смирнова, Т. А. Собираем куклу на прогулку [Текст] // Дошкольное образование. - 2008-№10-53-59с.

8. Елизарова, В. А. Выгорко, В. А. Воробьева, Т. А. [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 11. – С. 121.

9. Ипатова, Ю. Н. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей [Текст] / Ипатова, Ю. Н. // Дошкольное образование. – 2008. – № 11. – С. 35 – 39.

10. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей (игровой комплект) [Текст]  / Конина, Е. Ю. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 12 с.

11. Мартынова, Е. А. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство». Диагностический журнал. Вторая младшая группа [Текст] / Е. А. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 66 с.

       

 19

Приложение 1.

Комплекс игр направленных на формирование культурно-гигиенических навыков мытья рук и личной гигиены

Вид деятельности

цель

Оборудование:

Занятие "Умывалочка"

 

Учить ребенка умываться

Зеркало, полотенце

Занятие

"Почистим зубки"

Учить ребенка чистить зубы.

 

Две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Занятие "Фонтанчики"

Учить ребенка полоскать рот.

 

Стакан.

 

Игра "Кукла заболела"

 

 

Учить ребенка пользоваться носовым платком.

Кукла, носовые платки

Учить ребенка умываться.

 

Зеркало, полотенце

Игра:

«Вымой кукле руки»

            

Создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

 

Кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

 

20

Игра: «Мыльные перчатки. Пузырики»

 

Учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.

 

Учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.

 

Носики-курносики"

 

 

 

Учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Индивидуальные носовые платки.

Кукла Маша обедает.

Закрепить знания детей о столовой посуде; воспитывать культуру поведения во время еды.

Кукла, стол, детская посуда

     

   21

Приложение 2.

НОД: «Научим куклу Катю умываться».

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.

Программное содержание: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки: потребность мыть руки перед едой, навыки самообслуживания, самостоятельности.

Задачи: Учить детей процессу умываться, соблюдению последовательности действий (закатать рукава, открыть кран, намочить руки, затем намылить, встряхнуть воду с рук, сухо вытереть полотенцем, повесить его на крючок).

Воспитывать аккуратность, дружеские взаимоотношения.

Вызвать у детей радостное настроение, активность, используя игры, потешки,  поощрение.

Обогатить словарь детей, развивать внимание, память, воображение логическое мышление.

(душистое, ароматное мыло, мягкое, пушистое полотенце).

Оборудование: Кукла Катя, корзинка, мыло, полотенце

Предварительная работа: Чтение сказки «Мойдодыр». Чуковский К., чтение стихов, загадок, пальчиковые игры, рассматривание иллюстраций о культурно-гигиенических навыков, беседа.

Ход занятия. Стук в дверь.

Воспитатель; - Дети, вы слышите, кто-то к нам стучится! Кто там? Входите, пожалуйста! Внести куклу с корзинкой. Кукла здоровается. Плачет.

Воспитатель; - Катя, почему ты плачешь?

Кукла Катя: - Меня пригласила подружка на день рождения, а моя сестренка надо мной смеется. А я не знаю, почему она смеется.

Воспитатель; - Дети, посмотрите на Катю, может вы догадались, почему над ней сестра смеется?

Ответы детей: Дети говорят, что у Кати грязные щечки и ручки.

Воспитатель; - Да, Катя, ты же грязная, неумытая, а в гости надо ходить чистой.

Воспитатель; - Дети, вы хотите, чтобы Катя пошла на день рождения? Ответы детей: - Да!

Воспитатель; - Давайте поможем Кате умыться, стать чистой и тогда ей не стыдно будет пойти на день рождения.

Обратить внимание детей на корзинку.

        22

Воспитатель; - Дети, давайте посмотрим, что у Кати в корзинке.

Воспитатель; - Что это? Правильно, мыло. Понюхайте его, какое оно душистое, ароматное.

Воспитатель; - Что делают мылом?

Дети: - Моют руки.

Воспитатель; - Правильно, чтобы мыть руки и лицо.

Воспитатель; - Дети, а это что? Правильно, полотенце пушистое, мягкое.

Воспитатель; - Полотенце для чего нужно? Правильно, чтоб вытирать руки и лицо.

Давайте с Вами поиграем. Физминутка.

Игра «Моем Руки».

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! Брызги - вправо, брызги - влево, Мокрым стало наше тело! Полотенчиком пушистым вытираем ручки быстро.

Воспитатель; - Молодцы, вы хорошо поиграли. Ну, посмотрите на Катю, она до сих пор грязная. Она не может пойти в гости. Давайте мы её научим!

Воспитатель; - Сегодня мы дети, покажем кукле Кате, как правильно нужно умываться.

Воспитатель; - Что нам для этого надо? Вода нужна? Нужна! Мыло нужно? Нужно! Полотенце нужно? Нужно!

Воспитатель; - Где это у нас находится? В умывальной комнате.

Воспитатель; - Дети, а теперь покажем кукле Кате, как правильно умываться.

Воспитатель; - Дети, закатываем рукава, чтоб их не намочить.

Воспитатель; - Дети, как мы открываем кран?

Дети; - Потихоньку.

Воспитатель; - А почему?

Дети; - Брызги летят на пол, на детей.

Воспитатель; - Правильно, надо кран открывать так, чтоб вода текла маленькой струйкой. Открой, Оля кран, чтоб текла водичка маленькой струйкой.

Воспитатель; - Рукава закатали, кран открыли, водичка течет маленькой струйкой. Теперь покажем кукле Кате, как надо мыть руки.

Воспитатель; - Давайте и мы помоем руки с мылом.

Деты умываются.

        23

Воспитатель; - А воспитатель помогает им и рассказывает потешку:

Ой, лады, лады, лады

Не боимся мы воды

Чисто умываемся,

Кате улыбаемся!

Воспитатель: - молодцы, дети, теперь у всех руки чистые. А теперь пойдёмте в группу и сядем на стульчики, и подождём Катю, посмотрим, как она чисто умоется.

Воспитатель: - Ребята посмотрите на Катю! Она умылась, стала чистая. И теперь она может пойти на день рождения. Давайте скажем Кате до свидания!

Воспитатель; - Дети, мы сегодня, с вами, учили куклу Катю умываться. Все помогали кукле Кате, сами чисто вымыли руки.

Молодцы дети!

        24

Приложение 3. «Потешки-умывалки»

Кто умеет?                                                        ***

Я сегодня утром рано                                        Тёплая водичка

Умывался из-под крана,                                Моет Тане личико,

Я и сам теперь умею                                        Сашеньке ладошки,

Вымыть личико и шею.                                        Пальчики Антошке.

***                                                                ***                

Мойдодыру я родня,                                        Знаем, знаем, да-да-да,

Открутите-ка меня,                                        Где тут прячется вода.

И холодную водою                                        Выходи, водица,

Живо всех я вас умою.                                        Мы пришли умыться!

                                                                Лейся на ладошку

***                                                                Понемножку.        

Ладушки, ладушки,                                        Нет, не понемножку!

С мылом моем лапушки.                                Посмелей!

Чистые ладошки?                                        Будем умываться веселей.

Вот вам хлеб да ложки.

***                                                        ***

Водичка, водичка,                                Буль-буль-буль, журчит водица

Умой моё личико,                                        Все ребята любят мыться!

Чтобы глазоньки блестели,                        Руки с мылом мы помыли,

Что щёчки краснели,                                Нос и щёки не забыли.

Чтоб смеялся роток,                                Не ленимся, моем уши,

Чтоб кусался зубок.                                Вытираемся посуше.

                                                        Мы помылись, как большие.

                                                        Вот мы чистые какие!

                                                        Вот как хорошо!                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Работа с родителями. Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников.

Описание совместной работы воспитателя с родителями по формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников, с приведение примеров из опыта работы....

Статья из опыта работы "Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников"

Культурно - гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности и содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только треб...

Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они п...

Роль игры в формировании культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

Программные задачи:1.       Развивать у детей способности устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям.2....

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников» (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ») (2-я младшая группа)

Реализация проекта предполагает:1.      Расширение знаний детей и родителей о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья, формирование на этой основе культурного ...