Картотека "Гимнастика для снятия зрительного утомления" для детей дошкольного возраста
картотека на тему

Шумихина Юлия Валерьевна

В картотеку собраны упражнения для детей дошкольного возраста для снятия зрительного утомления, на восстановление работоспособности мышц глаза, на улучшение и развитие зрительных функций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения для активизации работы мышц глаза.

Комплекс № 1.

    Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения.

    И.п. – сидя.

  1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. – 5-6 раз.
  2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы – 3-4 раза.
  3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. – 3-4 раза.
  4. Быстро моргать – 1 минуту.
  5. Смотреть вдаль, сидя перед окном – 3-4 минуты.

Комплекс № 2.

    Способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслабление мышц глаза.

    И.п. – стоя.

  1. Смотреть прямо перед собой (2-3 сек.), поставить указательный палец на расстоянии 25-30см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек., опустить руку – 4-5 раз.
  2. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) – 3-4 раза.
  3. Посмотреть на вершины деревьев за окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле. Отыскать в небе птиц и проследить за ними взглядом.

Комплекс № 3.

    Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение.

    И.п. – сидя.

  1. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноимённого глаза – 1-2сек.; отвести пальцы – 3-5 раз.
  2. Смотреть на концы пальцев вытянутой вперёд руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда – 3 раза.
  3. Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; то же самое, но в обратную сторону – 4-5 раз.

Комплекс № 4.

    Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата.

    И.п. – стоя.

  1. Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы – 3-4 раза.
  2. Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки – 2-3 раза.
  3. Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру – 2-3 раза.

Комплекс № 5.

    Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

  1. И.п. – сидя на полу. Ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади – 2 раза.
  2. И.п. – стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать падающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками – 3-4 раза.
  3. И.п. – стоя. «Спрячь глазки» - зажмуриться. «У кого глаза большие» - широко открыть глаза.

Комплекс № 6.

    Способствует тренировке мышц глаза, формированию сложных движений глазных мышц.

  1. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.
  2. И.п. – стоя, мяч в вытянутых перед собой руках. Двигать руками влево-вправо, следить глазами за мячом – 5-6 раз.
  3. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу-вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом – 4-5 раз.
  4. И.п. – стоя, мяч в вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и.п., следить за мячом – 4-5 раз.        

Комплекс № 7.

    Для профилактики близорукости как возможного последствия длительной зрительной нагрузки и замедления её прогрессирования.

  1. «Филин». На счёт 1-4 закрыть глаза, на счёт 5-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль – 4-5 раз.
  2. «Метёлки». Дети часто моргают, не напрягая глаза, на счёт 1-5   4-5 раз.  

              Вы, метёлки, усталость сметите,

              Глазки нам хорошо освежите.

  1. «Жмурки». На доске стоят маленькие игрушки или цветные фишки. Дети зажмуриваются на счёт 1-4. за это время ведущий изменяет расположение предметов на доске. Открыв глаза, дети пытаются определить произошедшие изменения – 4-5 раз.
  2. «Далеко-близко». Дети смотрят в окно. Педагог называет в начале, находящийся далеко, а через 2-3 сек. – близко расположенный. Дети должны быстро отыскать глазами предметы, которые называет ведущий – 6-8 раз.
  3. «Поймай зайку». Педагог включает фонарик и запускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, поймав глазами «зайчика», сопровождают его, не поворачивая головы – 45 секунд.  

Комплекс № 8.

    Сигнальные метки – картинки, игрушки, развешанные в разных углах комнаты, под потолком (мяч под потолком, фокусник на стене, на противоположной стене – матрёшка).

    Играть глазами, не двигая головой, туловищем.

  1. «Дети вышли на лужок поиграть с мячом. Высоко его подбросили и поймали, ещё раз подбросили и поймали» (глазами).
  2. «Делу время, потехе – час» - фокусник приглашает отыскать буквы (2-3).
  3. Матрёшка приглашает детей на чай с пирогами. Она яркая, нарядная, а пироги у неё мягкие и душистые.
  4. Снова выйти на лужок, поиграть с весёлым разноцветным мячом.

    Метка на стекле.

Дети подходят к окну и выполняют команды воспитателя:

  1. Посмотреть на дорогу, по которой движутся машины
  2. Посмотреть на цветочек на окне – 2-3раза.

Комплекс № 9.

  1. «Моргунчики».

Мы играли, мы читали,

Наши глазки так устали,

Мы немножко поморгаем,

На минуточку замрём

И опять играть начнём.

У детей глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

  1. «Игра с пальчиком».

- Мальчик-с-пальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

  С этим братцем щи варил,

  С этим братцем кашу ел,

  А на этот я смотрел.

Следить глазами за пальчиком.

  1. «Загадки».

Воспитатель загадывает загадки, а дети глазами ищут отгадки на шкафах, потолке, стенах.

- Я колючий, меня не возьмёшь.

   А зовут меня… (ёж).

- Мохнатенькая, усатенькая,

  Ест и пьёт, песенки поёт. (Кошка).

- Бью его, а он не злится,

  Он всё больше веселится. (Мяч).

Комплекс № 10.

1.  «Золотые лучики».

Выглянуло солнышко,

Пташечки запели,

Золотые лучики

Всех ребят согрели.

Дети широко раскрыли глаза. Спрятались под «зонтик» или в «домик».

Тут со всех сторон

Тучки набежали,

И лица ребятишек

Мокрыми вдруг стали.

Повороты глазами вправо, влево, вниз, вверх.

2.  «Из методики Э.С. Аветисова».

-  сидя, крепко зажмурить глаза на 5 секунд, открыть – 8-10 раз.

-  сидя, быстро моргать глазами – 1-2минуты.

- «Поймай бабочку». На конце длинной указки закреплена яркая бабочка. Воспитатель водит указкой, а дети следят за 

Упражнения для снятия зрительного утомления, на восстановление работы мышц глаза.

  1. И.п. – сидя. Плотно закрыть глаза и широко открывать левый и правый глаз (поочерёдно) с интервалом 30 секунд (5-6 раз).
  2. И.п. – то же. Вращение глазами по кругу по 30 секунд (3 раза в каждую сторону).
  3. И.п. – то же. Делать то же, что и в предыдущем упражнении, но с закрытыми глазами.
  4. И. п. – то же. Быстрое моргание в течение 1-1,5минут.
  5. И.п. – то же. Закрыть глаза и внутренними мышцами глаз сильно «сдавить» глаза на 2-3 секунды.
  6. И.п. – сидя или стоя. Поднять голову, посмотреть на левый (правый) верхний угол комнаты (3-4 раза).
  7. И.п. – то же. Посмотреть в окно на большой предмет, например, на дом, сначала на окна, потом на двери и т.д.
  8. И.п. – то же. Тремя пальцами сначала левой, потом правой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза, подержать (3-4 раза).
  9. И.п. – то же. Поднять глаза вверх – опустить вниз, посмотреть влево, затем вправо, не меняя положения головы (по 2-3 раза).

Упражнения, направленные на улучшение и развитие зрительных функций.

Улучшающие кровообращение и способствующие расслаблению мышц глаза:

  1. быстро моргать в течение одной минуты
  2. закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца в течение 1 минуты.

Способствующие развитию бинокулярного зрения:

  1. поставить палец правой руки по средней линии на расстоянии 25-30см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5сек, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5сек, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5сек, сменить руки и выполнить то же упражнение правым глазом (повторить 4-6 раз)
  2. движения глаз во всех направлениях (4-6 раз)
  3. следить за передвижением пальца во всех направлениях при неподвижной голове (8-10 раз)

Способствующие тренировке аккомодации:

  1. передача мяча от груди, от плеча, из-за головы (7-10 раз)
  2. подбрасывание мяча одной и обеими руками
  3. бросок мяча в стену с расстояния 5-8 метров в мишень (6-8 раз)
  4. бросок мяча об пол, с ударом о стену (6-8 раз)
  5. бросок мяча в баскетбольное кольцо двумя и одной рукой с расстояния 3-5м (10-12 раз)
  6. подача волейбольного мяча через сетку, верхняя и нижняя (3-5 минут)
  7. удары футбольного мяча по стенке и в квадраты с расстояния 8-10 метров (3-5 минут)
  8. передача футбольного мяча в парах на расстоянии 10-12 метров (5-7 минут)
  9. игра в бадминтон, настольный и большой теннис через сетку и без неё (5-7 минут)
  10. игра в пионербол и волейбол (5-7 минут)

Развитие пространственных представлений и ориентировок:

  1. нахождение предмета по словесному описанию
  2. размещение предметов по заданию на плоскости, понятия верх, низ, правая и левая сторона, угол и т.д.

Упражнения, направленные на коррекцию глазодвигательных функций:

  1. обведение контурных очертаний предметов
  2. распутывание лабиринта
  3. следить за предметом, который перемещается перед глазами ребёнка

Упражнения, способствующие улучшению зрительно-двигательной координации и повышению скорости зрительного восприятия:

  1. стрельба в цель из детского пистолета, лука
  2. набрасывание колец
  3. забрасывание мячей в корзину

«Школа для глаз».

(Комплекс упражнений для коррекции зрения – профилактика детской близорукости).

  1. «Стрельба глазами» - отводить глаза до упора влево и вправо (по 8-10 раз), не доводя их до утомления.
  2. «Мотылёк» - быстро и легко моргать глазами (веки как «крылья бабочки») – это расслабляющее движение необходимо выполнять после каждого упражнения.
  3. «Заборчик» - поднимать глаза вверх и опускать вниз.
  4. «Совёнок» - вращать глазами по часовой стрелке, «рисуя» на стене максимально большой круг. То же против часовой стрелки.
  5. «Оптическое голодание» - «пальминг» (от англ. – ладонь). Опёршись локтями о стол, легко прикрыть глаза ладонями так, чтобы не было ни одного просвета. При этом пальцы перекрещиваются на лбу, а основание ладоней касается скул. Каждая ладонь как бы образует купол над глазом, и её середина находится над зрачком. Расслабить всё тело. Сделать несколько глубоких выдохов. Эффект будет сильнее, если «пальминг» выполнять под тихую музыку.
  6. «Восьмёрка горизонтальная» - повесить на стену лист бумаги с горизонтально нарисованной восьмёркой и совершать движения глазами по её контуру последовательно в обе стороны.

Глазодвигательные упражнения.

Цель: Расширить пространство зрительного восприятия. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга.

И.п. – лёжа, сидя или стоя. Голова фиксирована, глаза смотрят прямо перед собой.

  1. Отрабатываются движения глаз по четырём основным (вправо, влево, вверх, вниз) и четырём вспомогательным направлениям (по диагоналям), а также сведение глаз к центру. Каждое движение в медленном темпе (3-7 сек) с фиксацией в крайних положениях. Выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем локтя, около переносицы. Для привлечения внимания детей используются яркие игрушки. В начале освоения упражнений дети следят за предметом, перемещаемым взрослым, затем передвигают его самостоятельно, держа сначала в правой руке, затем в левой и, наконец, обеими руками.    Усложнение: а) плотно сжать челюсти; б) открыть рот; в) слегка прикусить язык; г) совместить с дыханием или движениями языка.
  2. Глаза вправо – глубокий вдох – пауза (задержка дыхания и движения глаз – 2 сек) – глаза в и.п. – пассивный выдох – пауза.

Глаза влево – вдох – пауза – глаза в и.п. – выдох – пауза.

Глаза вверх – вдох – пауза – глаза в и.п. – выдох – пауза.

Глаза вниз – вдох – пауза – глаза в и.п. – выдох – пауза.

     3.  Глаза и язык вправо – вдох – пауза – глаза и      язык в и.п. – выдох – пауза.

          Глаза и язык влево – вдох – пауза – глаза и язык в и.п. – выдох – пауза.

Глаза и язык вверх – вдох – пауза – глаза и язык в и.п. – выдох – пауза.

Глаза и язык вниз – вдох – пауза - - глаза и язык в и.п. – выдох – пауза.

    4.  Глаза влево, язык вправо – вдох пауза – глаза и язык в и.п. – выдох – пауза.

Глаза вправо, язык влево – вдох – пауза – глаза и

язык в и.п. – выдох – пауза.

Глаза вниз, язык вверх – вдох – пауза – глаза и язык в и.п. – выдох – пауза.

Глаза вверх, язык вниз – вдох – пауза – глаза и язык в и.п. – выдох – пауза.

Офтальмотренаж – гимнастика для снятия напряжения глаз и профилактики глазных болезней.

  1. «Бегунки». Во весь лист ватмана проводится волнистая линия, в начале которой изображается какая-либо цветная фигура, например, кораблик. Лист ватмана располагается на стене, противоположной от стоящего ребёнка. Проследить глазами, как кораблик будет плыть по заданной траектории. Траектория, по которой дети бегают глазами, может быть в виде овала, восьмёрки, зигзага, спирали. Толщина линии 1 см.
  2. «Перевод взгляда». На трёх стенах комнаты прикрепляются яркие картинки со сказочными сюжетами. Величина каждой картинки – альбомный лист (А4). Стоящий у четвёртой стены ребёнок, поворачивая голову, переводит взгляд и попеременно рассматривает рисунки.

Упражнения для тренировки внутренних мышц глаза.

  1. Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать (следить за мячом глазами) – 7-8 раз.
  2. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой – 8-10 раз.
  3. Сильно ударить мяч об пол и поймать одной или двумя руками – 6-7 раз.
  4. Передача мяча (волейбольного, баскетбольного, набивного) от груди партнёру, стоящему на расстоянии 5-7м – 10-12 раз.
  5. Передача мяча партнёру из-за головы – 10-12 раз.
  6. Передача мяча партнёру одной рукой от плеча по 7-10 раз каждой рукой.
  7. Броски теннисного мяча в стену с расстояния 5-8м – 6-8 раз каждой рукой.
  8. Броски теннисного мяча в мишень – 6-8 раз каждой рукой.
  9. Бросить теннисный мяч так, чтобы он от пола отскочил к стенке, и поймать его. Повторить каждой рукой по 6-8 раз.
  10. Броски мяча в баскетбольное кольцо двумя и одной рукой на расстоянии 3-5м – 12-15 раз.
  11. Верхняя передача партнёру волейбольного мяча – 5-7 минут.
  12. Нижняя передача партнёру волейбольного мяча – 5-7 мин.
  13. Передача волейбольного мяча через сетку (прямая, нижняя, боковая) – 10-12 раз.
  14. Игра в бадминтон через сетку и без неё – 15-20 мин.
  15. Игра в настольный теннис – 15-20 мин.
  16. Игра в большой теннис у стенки и через сетку – 15-20 мин.
  17. Удары футбольным мячом по стенке с расстояния 8-10м – 10-12 раз.
  18. Передача футбольного мяча в парах на расстоянии 10-12м – 10-12 раз.
  19. «Метка на стекле». Расстояние от оконного стекла 30-35см. На стекле на уровне глаз крепится круглая метка диаметром 3-5мм. Вдали от линии взгляда, проходящей через метку, намечается какой-либо предмет для фиксации взгляда. Поочерёдно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет.

Общеразвивающие упражнения с гимнастикой для глаз.

    При выполнении упражнений голову не поворачивать, глазные яблоки передвигать медленно.

  1. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку с мячом вверх (за голову) и, опуская её, передавать мяч в другую руку. То же другой рукой. При поднимании руки вдох, при опускании выдох. Смотреть на мяч. (5-6 раз каждой рукой).
  2. И.п. – лёжа спине, руки в стороны, в правой – теннисный мяч. Поднимая руки вперёд, передать мяч в левую руку. Вернуться в и.п. Смотреть на мяч. (5-6 раз каждой рукой).
  3. И.п. – лёжа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15-20сек. Дыхание произвольное.
  4. И.п. – то же. Махи одной ногой к одноимённой руке. Смотреть на носок. Мах выполнять быстро. Во время маха – выдох. (6-8 раз каждой ногой).
  5. И.п. – лёжа на спине, вытянутыми руками впереди держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием мяча. Смотреть на носок. Во время маха – выдох. (6-8 раз каждой ногой).
  6. И.п. – лёжа на спине, руки впереди. Выполнять руками скрестные движения, следить за кистью одной руки.
  7. И.п. – лёжа на спине, правой рукой впереди держать теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения в одном и другом направлении в течение 15-20 сек. Смотреть на мяч.
  8. И.п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка поднять. Выполнять ими скрестные движения 15-20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.
  9. И.п.- то же. Одна нога немного поднимается, другая опускается. Затем наоборот. Смотреть на носок одной ноги. (15-20 сек).
  10. И.п. – то же. Правую ногу отвести вправо, вернуться в и.п. То же левой ногой. Смотреть на носок. (6-8 раз).
  11. И.п. – то же. Поднять обе ноги. Смотреть на носки. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении в течение 15-20 сек.
  12. И.п. – стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуться – вдох, опустить – выдох. Смотреть на палку. (6-8 раз).
  13. И.п. – то же. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в и.п. Смотреть на палку. (8-12 раз).
  14. И.п. – стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении в течение 15-20 сек. Смотреть то на одну, то на другую гантель.
  15. И.п. – то же. Одну руку с гантелью немного поднять, другую опускать, затем наоборот. Смотреть то на одну, то на другую гантель. (15-20 сек).
  16. И.п. – Стоя, смотреть вперёд. Повернуть голову направо, затем на лево по 8-10 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-нибудь предмет, находящийся на расстоянии 3м и более.
  17. И.п. – стоя. Голову поднять, затем опустить, не изменяя направления взгляда. (8-10 раз). Смотреть на какой-нибудь предмет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутка, как средство снятия утомления у детей дошкольного возраста

Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии детей дошкольного возраста является - нарушение осанки. Предупреждение этих нарушений - задача не только педиаторов, нои педагогов. Восп...

«Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Как использовать различные виды продуктивной деятельности для коррекции зрения дошкольников в специализированном д/саду....

Исследование особенностей зрительного восприятия детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.

Изучение особенностей зрительного восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (особенности восприятия цвета, представлений об эталонах геометрических форм, представлений о величине пре...

консультация для родителей «Лепка из глины – как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста»

я сама и мои дети очень увлекаемся лепкой из глины. Это очень интересный материал для творчества. Очень жаль, что его так редко используют при работе с детьми....

Методическая разработка "Игровые упражнения для коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста "

Эту подборку игровых упражнений  можно использовать в качестве средства коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия  детей дошкольного возраста с нарушениями реч...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для развития зрительной памяти рекомендуется следующее: 1.     Рассматривание иллюстраций, запоминание увиденного, воспроизведение иллюстраций по памяти (рисование и обсуждени...

Методическая разработка : "Перспективно-календарное планирование по развитию зрительного восприятия детей дошкольного возраста".

Данное годовое перспективное планирование составлено для обеспечения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в соответствии с годом обучен...