картотека подвижных игр для дошкольников
картотека на тему

Волощенко Ольга Владимировна

сборник подвижных игр от Тихеевой и консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podv_igr_tiheevoy.docx45.54 КБ

Предварительный просмотр:

Действие составляет основу психофизического развития маленького ребенка. Окружающую его среду он познает деятельно и воз­никающие у него представления и образы отражает в своей деятельности. Деятельность ребенка и детского коллектива выявляет­ся прежде всего в игре. Потому-то педагогически правильно организованные игры имеют уже на самых ранних возрастных ступе­нях большое воспитательное значение.

Одной из основных задач коллективной игры является развитие в детях общественности и умения вести себя в коллективе. Эта задача целиком лежит на воспитательнице, организующей игры и проводящей их с малыми детьми. Она заинтересовывает детей содержанием игры и своим личным примером; она же руководит игрой, вводит в соответствующее русло эгоцентрическую направленность, свойственную малым детям.

Большое педагогическое и дисциплинирующее значение имеют указанные ниже организованные движения.

Отвечая своей формой возможностям малого ребенка, они не только упорядочивают его моторную сферу; они дисциплинируют волю и содействуют организации поведения ребенка и детского коллектива.

Двигательные возможности ребенка-преддошкольника ограничены, находясь в тесной зависимости от анатомо-физиологического состояния его моторного аппарата. Рост их, однако, идет быстрыми шагами вперед в тех случаях, когда среда содействует разви­тию этого аппарата. Подвижная игра, окрашенная эмоциональной настроенностью, является главнейшим фактором, способствую­щим этому развитию. Вот почему следует заботиться о том, чтобы педологически организованные коллективные подвижные игры были представлены в каждом учреждении для детей преддошкольного возраста.

В своих свободных подражательных играх дети воспроизводят явления, наблюдаемые ими в жизни; они идут от жизни к игре. Этим же путем должна идти и воспитательница при выборе содержания для организуемых ею подвижных игр. Планово и последователь­но ориентируя детей в.явлениях окружающей жизни, в представленных в ней трудовых процессах, воспитательница через игру за­крепляет в детях достижения их личного опыта, знания и навыки. На воспитательнице лежит ответственность за классовую на­правленность игры и проявляющиеся в ней идеологические установки.

Прежде чем вводить ту или иную игру, необходимо детям показать объект, которому они будут подражать в игре (идущий поезд, летящий аэроплан, летящая птица).

Подвижные игры, как и все другие виды деятельности детей, должны быть использованы в интересах развития языка детей. Играя с детьми, воспитательница с ними говорит, вызывает речевые реакции детей. Старшим детям (3—4 лет) хорошо дать перед новой игрой ее словесное объяснение: во что мы будем играть, как, кого будем изображать, что нам нужно для игры, где будем играть, в каком месте мы устроим домик, конюшню или гнездышко. Дети участвуют в обсуждении этих вопросов, сами говорят. Хорошо говорящим детям (4 лет) мы предлагаем объяснить товарищам ту или другую несложную игру. В интересах же развития языка детей очень рекомендуются игры с текстом (напр. «Совушка-сова», «Кони», «Птицы», «Воробушки» и др.). Эти игры следует вести так, чтобы в течение игры стишок повторялся несколько раз. Стишок разбивает весь игровой процесс на отдельные действия, дает де­тям передышку. Так, в игре «Кони» дети по сигналу возвращаются к воспитательнице, которая повторным чтением стишка «гоп-гоп-гоп, ты скачи в галоп» стимулирует детей к повторному бегу.

Таким образом дети имеют возможность в любимой, часто повторяющейся игре повторно слышать отчетливое, четкое чтение стишка, который без труда детьми запоминается.

Многие игры требуют определенных аксессуаров (как, напр., головные уборы, вожжи, доски, камешки, строительный материал, орудия труда и т. п.). Весь этот материал должен быть тщательно подобран и должен храниться в определенном месте, чтобы быть в любую минуту к услугам педагога и детей.

Нужно отметить большое значение игры в смысле ее влияния на эмоциональную сферу детей. Игра должна вызывать чувство радо­сти, бодрости, а потому не следует принуждать детей к игре. Участвуют в ней только желающие.

Но детей робких следует осторожно и умело заинтересовывать игрой и вовлекать в нее.

В играх детей преддошкольного возраста воспитательнице принадлежит большая и активная роль. Она не только организует иг­ру, но принимает сама деятельное участие в игре. Она ведет детей за собой своими действиями, показывает, что им делать, слу­жит примером.

В играх детей преддошкольного возраста основным и в громадном большинстве случаев единственным изобразителем является весь детский коллектив. Отдельные роли еще не выделяются. Все дети одновременно проделывают одни и те же действия и движе­ния, подбадриваемые друг другом.

Отдельные роли вводятся постепенно, на старших ступенях (3—4 лет).

По нашим наблюдениям дети до 3 лет не осознают индивидуальных ролей в игре и связанных с ними заданий; они не умеют ни ло­вить, ни пятнать друг друга. Игра «Гуси серые, домой» с введенным в нее волком не проходит с детьми моложе 3 лет; без волка же эта игра пользуется громадным успехом.

Нужно ли распространяться о том, что число сообща играющих малюток не должно быть велико. Оно зависит от двух условий: воз­раста детей и от того, в какой мере на детях сказывается влияние предшествующей воспитательной работы с ними. Содержание игр должно осложняться соответственно возрастному развитию детей и строго соответствовать их силам, интересам и уменьям.

Число игр, представленных в плановой работе, не должно быть велико. Новые игры вводятся постепенно. Старые игры, закрепив­шиеся в репертуаре, периодически повторяются и постепенно сами собой отмирают. Дети требуют частого повторения игр, при­шедшихся им по вкусу, и в этом им не следует отказывать, но при непременном условии постепенного введения новых, более слож­ных игр, способствующих их дальнейшему развитию.

Организованные подвижные игры заносятся в декадные планы в соответствии с содержанием всей педагогической работы. Жела­тельно, чтобы каждый день проводилось не менее одной игры. При организации игр детей требуется соблюдение определенных гигиенических требований.

1. Желательно, чтобы игры проводились на открытом воздухе; если это невозможно, — в хорошо проветренной комнате, размеры которой должны соответствовать численности детского коллектива. Предварительно пол должен быть протерт сырой тряпкой.

2. Дети должны быть одеты в легкую, не стесняющую их движения одежду; то же требование предъявляется и к обуви.

3. Каждому играющему ребенку должна быть предоставлена возможность сесть при первом к тому позыве.

Обращаем внимание на то, что предлагаемая нами группировка по возрастам является относительной. Участие ребенка в той или другой игре обусловлено его развитием, главным образом его моторными навыками и умениями, с чем и надо считаться прежде все­го. Кроме игр, мы предлагаем несколько видов организованных движений, являющихся для малышей при умелом их приведении три же игрой.

 

Организованные движения

Для детей от 1 года 3 мес. до 1 года 6 мес.

1.Самостоятельное хождение по лежащей на земле доске (ширина доски 20—30 сантиметров, длина 1 метр).

2. То же по наклонной доске, один конец которой приподнят на высоту 10 сантиметров.

3. То же, держась за руку, по наклонным доскам при высоте наклона 20 и 30 сантиметров.

4.Самостоятельное хождение по скамейкам высотою 10 сантиметров, шириною 30 и 20 сантиметров (длина скамейки 1 метр).

5. Самостоятельное поднимание и спускание по скамейке высотою 2, шириною 30 сантиметров.

6. Перешагивание, держась за руку, с одной скамейки на другую (расстояние между скамейками 10 и 15 сантиметров).

7. Поднимание с полу, не садясь, одновременно двух предметов.

Для детей от 1 года 6 мес. до 2 лет

1. Хождение гуськом, держась друг за друга, под музыку или хлопки воспитательницы.

2. То же вольно, не держась.

3. Самостоятельное хождение в линию по положенным кирпичам, соприкасающимся длинной стороной (широкая дорожка — 25 сантиметров).

4. Хождение за руку в линию по положенным кирпичам, соприкасающимся короткой стороной (узкая дорожка—15 сантиметров).

5. Переступание за руки с кирпича на кирпич по ширине (расстояние между кирпичами 10—15 сантиметров).

6. Самостоятельное хождение по скамейкам высотою 10, шириною 20 и 15 сантиметров.

7. Самостоятельное поднимание и спускание со скамейки высотою 5 и 10 сантиметров.

8. Самостоятельное хождение по наклонным доскам шириною 30 сантиметров при высоте наклона 20 и 30 сантиметров.

9. Самостоятельное перешагивание с одной скамейки на другую (расстояние между скамейками 10 и 15 сантиметров),

10. Перешагивание через разложенные предметы (кирпичи, бруски, веревки).

11. Хождение, держа руки на затылке, пояснице и вытянутыми горизонтально в стороны.

Для детей от 2 до 3 лет

1. Хождение и бег гуськом, не держась друг за друга.

2. Самостоятельное хождение по широкой и узкой дорожке из кирпичей.

3. Самостоятельное хождение по кирпичам, лежащим на расстоянии 20—25 сантиметров друг от друга.

4. Самостоятельное хождение по наклонной доске (высота подъема 35—40 сантиметров).

5. Спрыгивание, за руку с высоты 20—30 сантиметров.

6. Самостоятельное спрыгивание с высоты 15—20 сантиметров.

7. Хождение задом.

8. Перешагивание через разнородные предметы, не задевая их.

9. Перепрыгивание через предметы (доска, кирпич,

брусок и т. п.).

10. Подпрыгивание на двух ногах.

11. Хождение, держа руки вверх и вперед.

Для детей от 3 до 4 лет

1. Координированные хождение и бег по извивающейся линии (начерченной на песке, дорожке и т. п.).

2. Самостоятельное хождение по извивающейся узкой дорожке из кирпичей.

3. Переступание по кирпичам (расстояние 15—20 сантиметров).

4. Самостоятельное хождение по приподнятой горизонтальной доске (вышина 35—40 сантиметров).

5. Самостоятельное хождение по наклонной доске (высота подъема 40—45 сантиметров, длина доски Р/а метра).

6. Спрыгивание с высоты 20—30 сантиметров.

7. Прыгание на двух и одной ноге.

8. Повертывание в пол- и целый оборот.

9. Хождение на цыпочках.

10.Перепрыгивание через препятствия высотой 10—15 сантиметров.

 

Игры в мяч

Для детей от 1 года 6 мес. до 2 лет

1. Скатывание мяча с лотка, горки.

2. Катание мяча по полу без цели.

3. Катание мяча взрослым сидящим на полу детям.

4. Бросание в корзину на расстоянии 30 и 50 сантиметров.

5. Отталкивание подвешенного мяча.

6. Бросание мяча другому, сидя и стоя.

Для детей от 2 до 3 лет

1. Перекатывание мяча друг другу на расстоянии 0,5—1 метра.

2. Катание с попаданием в близкую и крупную цель (группа кеглей, кирпичей и т. п.).

3. Метание: попадание на расстоянии 0,5—1 метра в большую корзину, ящик, обруч.

4. Передавание мяча друг другу.

Для детей от 3 до 4 лет

1. Перекатывание мяча друг другу на расстоянии 1—1,5 метра,

2. Перебрасывание мяча взрослым ребенку и обратно на расстоянии 0,4—1 метра.

3. Подбрасывание мяча.

4. Метание: попадание на расстоянии 1 —1,5 метра в крупную цель: обруч, корзину и т. п.

 

Игры для детей от 1 года 6 мес. до 2 лет

Приношение мяча или шара

Воспитательница садится у одной из стен комнаты и, заинтересовав игрой малыша, (катит к противоположной стене шар или мя­чик: «вот я качу шарик; вот как он далеко укатился. Принеси его. Принеси!» Малыш, в зависимости от его двигательных функций, бежит, идет или ползет к укатившемуся шару и приносит воспитательнице.

Игра эта пользуется огромным успехом среди малышей. Подчас они проявляют поражающую неутомимость и готовы без конца при­носить мяч. Еще! Еще! — твердят начинающие говорить.

Рекомендуется покатить шар так, чтобы создать на пути следования ребенка к цели преодолимое препятствие: закатить шар под стол, в угол, за ящик. Ребенок стремится преодолеть препятствие и этим развивает настойчивость, волю. Игра может вестись с группою детей в 2—3 человека, но при этом каждому дается особое задание. В таком случае предметы могут быть разные; напри­мер, у одного — шар, у другого — цилиндр, у третьего — мячик. Двухлетки хорошо запоминают свой предмет.

Собирание шариков

Группа детей собирается вокруг воспитательницы, которая держит в руках корзинку с цветными шариками. Она показывает шари­ки детям и говорит, что она сейчас все шарики высыплет на пол, а они должны их собрать, и проделывает это. Шарики раскатыва­ются во все стороны. Воспитательница повторяет: «ищите, ищите шарики». Дети ищут шарики, приносят шарики и складывают в корзинку. Когда все шарики собраны (воспитательница проверяет), игра возобновляется.

Катание шариков

В корзинку кладутся цветные шарики. Посреди комнаты на полу устанавливается лоток. Воспитательница ставит у основания лотка шарик любого цвета. Дети в порядке очереди берут из корзины другой шарик, скатывают его по лотку и сбивают внизу стоящий. Скативший должен поднять оба укатившиеся шарика и положить их в корзинку. Воспитательница опять приставляет шарик; нахо­дящийся на очереди ребенок его сбивает и т. д.

Игра эта способствует ориентировке детей в цветах. Дети 2—3 лет начинают подбирать шары по цвету: красный сбивать крас­ным, синий — синим и т. д.

«Мы руки поднимаем»

Воспитательница усаживает ребят полукругом на полу или на стульчиках перед собой так, чтобы каждый из де~ тей хорошо ви­дел ее, и произносит:

«Мы руки поднимаем» (проделывает), «мы руки опускаем» (повторяется несколько раз), «мы ручки опустили, вот так».

Проделывая то или другое движение, малыши руководствуются исключительно жестом воспитательницы, которому они подража­ют. Слово вначале играет второстепенную роль. Но мало-по-малу сущность того или другого производимого движения связывается со словом, его обозначающим, и этим содействует обогащению языка.

 

Игры для детей от 2 до 3 лет

Мы топаем ногами

Дети и воспитательница образуют кружок, становятся на таком расстоянии друг от друга, чтобы при проделываемых движениях друг друга не задевать.

Воспитательница произносит медленно с расстановкой, предоставляя детям возможность проделать то, что она обозначает сло­вом:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем,

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

Играя с детьми 2—3 лет, воспитательница опережает движения детей. Дети воспроизводят то или другое движение не исключи­тельно по слову, а подражают движению взрослого.

С детьми 3—4 лет воспитательница ждет, чтобы дети воспроизвели движение сами, руководствуясь словом.

Вперед — назад!

Дети берутся за руки и становятся у стены. Вначале воспитательница участвует в игре и становится в шеренгу, деля ее на две по­ловины. По ее слову «вперед!» вся шеренга направляется к противоположной стене, причем воспитательница повторяет громко и внушительно: «вперед! вперед! вперед!» Дойдя до противоположной стены, шеренга на минуту останавливается. Затем воспита­тельница провозглашает: «назад!» Начинается обратное движение спиной под приговаривание воспитательницы: «назад! назад! назад!» — но голосом, менее громким и энергичным.

Происходит чередование хождения передом и хождения задом. Когда дети усвоят сущность игры, воспитательница в ней не участ­вует. Она становится у противоположной стены лицом к детям и руководит ими, приказами «вперед!» маня их к «себе, а — «на­зад!» предписывая задний ход.

Бегите ко мне

Дети усаживаются в ряд на, стульчиках у одной из стен. Воспитательница садится против детей у противоположной стены. Она об­ращается к детям и говорит: «бегите; ко мне». При этом она манит их руками: «бегите! бегите! бегите!» Дети бегут. Воспитатель­ница охватывает их распростертыми руками, повторяя: «прибежали, прибежали!»— «Ну, теперь бегите назад». Дети поворачива­ются спиной к воспитательнице, которая повторяет: «убегайте, убегайте, убегайте!» Дети бегут к стульчикам и садятся на них. «Убежали!» говорит воспитательница.

«Посидите, отдохните. — Отдохнули? Ну бегите опять ко мне. Бегите, бегите!» и т. д.

Игра эта пользуется громадным успехом у малышей и проходит очень живо.

Курочки

Все дети изображают курочек. Они собираются в одном конце комнаты или площадки. На зов воспитательницы, находящейся в противоположном конце: «цып, цып, курочки, сюда, я вам зерен принесла», дети бегут к ней.

Воспитательница, не дожидаясь, чтобы они до нее добежали, бросает им под ноги, навстречу их бегу, горсть жолудей или камеш­ков, которые с шумом разлетаются во все стороны. Дети с визгом падают на колени и начинают их подбирать.

Когда материал весь собран (надо следить за этим), дети убегают к назначенному месту, и игра продолжается. Роль воспитатель­ницы может исполнять кто-нибудь из старших детей.

Предварительно детей знакомят с живыми курами, показывают (картинки с изображением кур и цыплят, поговорят о том, как и чем курочек кормят. Совместно с детьми определяется, где будет курятник, двор, дом, кто хозяйки, кто петушок, кто курочка.

Игра пользуется громадным успехом и у более старших детей.

Птицы

Дети —птицы. Каждый заявляет, какой птицей он желает быть. Каждая птица устраивает себе гнездо; это может быть круг, на­черченный на полу мелом, место, отгороженное кирпичами, угол за шкафом и т. п. Кажда>я птица садится в свое гнездо.

Воспитательница читает стишок:

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Полетать все захотели

И все сразу полетели.

С последними словами птички вылетают из гнезд и разлетаются по комнате. По сигналу (гудок, звонок) они возвращаются в гнезда. Птицы могут селиться семьями: две вороны с воронятами, два голубя с голубятами и т. п.

В своем полете дети движутся свободно, кто как хочет.

Пчелки

Та же игра, но вместо птиц фигурируют пчелы. Предлагается детям, имеющим о пчелах представление. Воспитательница говорит стишок:

Пчелки в улье сидят

Ив окошечко глядят.

Полетать все захотели,

Одна за другою полетели: Ж-ж-ж-ж...

Все дети помещаются в одном месте — улье. Вылетают они из улья поодиночке, поочередно. Возвращаются так же. Ульем может быть угол комнаты, отгороженный стульями. Выход из улья равен ширине стула. Пчелы с жужжаньем ж-ж-ж... летают по комнате. По сигналу возвращаются в улей.

Прятание предмета

Участие в этой игре могут принимать все ходящие дети. Воспитательница отбирает предметы (цветок, ветка, камень, любая иг­рушка) по числу играющих детей. Если предмет предлагается детям впервые, он предварительно рассматривается детьми, называ­ется, отмечаются его характернейшие признаки. Один из предметов вручается одному из детей. Остальные дети выходят из комна­ты или закрывают глаза. Обладатель предмета прячет его. Воспитательница следит, чтобы предмет был поставлен на такое место, где он может быть найден малышами. Дети склонны засунуть его в такой угол, где найти его трудно. Чем дети меньше, тем доступ­нее должно быть место, куда прячется предмет (в пределах их поля зрения). Для старших задача осложняется. Пассивных детей, вначале с задачей не справляющихся, надо направлять: поищи-ка на окнах, под столами и т. д. Нашедший игрушку получает пред­мет из заранее отобранных и прячет его. Игра должна сопровождаться речью воспитательницы и детей. Можно сразу спрятать по разным местам все вещи, и дети ищут одновременно, каждый свой предмет.

Прятки

Прятки представлены в играх детей всех возрастов. Мы играем в прятки с малышами, не умеющими еще ходить, пребывающими в манеже или на полу на ковре. Мы покрываем кого-нибудь из детей пеленкой или платком и спрашиваем: где Коля? Ищите Колю. Малыши ползут к Коле, сдергивают с него пеленку, сопровожден это радостными! криками. Поочередно прячутся все дети.

Детей от 1 года до 2 лет, умеющих ходить, мы тоже прячем, притом так, чтоб отыскание их не представляло затруднений для това­рищей. Это необходимо как для ищущих, так и для спрятанных, которые больше 1—2 минут в своем уединении не усидят.

Дети от 2 до 3 лет прячутся сами или прячут друг друга. Эти дети выискивают иногда необычайные места, тем не менее напракти­ковавшиеся в искании товарищи того же возраста их находят. Часто такая игра заканчивается бегом: найденный ребенок убега­ет, а остальные дети его ловят.

Игра проходит особенно живо на воздухе, где дети могут прятаться в кусты, за стволами деревьев, в канавах и т. п.

Поезд

Дети образуют поезд: устанавливаются гуськом, держа руки на плечах впереди стоящего. Все дети: — вагоны, передний — паро­воз. Устанавливается, где будут станции.

Воспитательница дает свисток, паровоз гудит, поезд начинает двигаться, постепенно ускоряя ход. При приближении к станции по­езд замедляет ход и останавливается. По свистку воспитательницы, паровоз дает свисток и поезд возобновляет движение.

Можно по пути следования поезда устроить мост (длинная низкая скамейка), по которому поезд едет замедленным ходом. Возмож­ны аварии — отрыв вагонов; порядок организованно восстанавливается.

Иголка и ниточка

Процесс шитья должен демонстрироваться перед 3-летними детьми. Им надо показывать, как шьется и чинится их платье и белье, как шьют рукой и на машине. Перед введением означенной игры воспитательница демонстрирует, как шьют иголкой. Она берет толстую иглу, при детях вдевает в! нее длинную нитку, берет лоскут и на глазах детей шьет вперед иголкой. После этого прово­дится игра.

Воспитательница—иголка, дети берутся за руки и изображают ниточку. Воспитательница держит в одной из рук петлю из шнура или жгутом свернутого платка. Это ушко иголки. Впереди стоящий ребенок берется за эту петлю, нитку продели в ушко.

Начинается бег. Воспитательница руководит направлением. Она бежит, делая зигзаги, петли. Молодая воспитательница сумеет внести в такой бег много разнообразия и оживления. Вначале изгибы должны быть легки и просты.

Понемногу, по мере развития в детях нужных навыков, направление нитки может становиться все сложнее и разнообразнее.

Очень скоро становится возможным передать роль иголки кому-нибудь из старших детей. Следует следить за темпом бега, прино­равливать его к возможности младших детей, в противном случае нитка будет поминутно рваться.

Собирание картофеля

На полу рассыпается картофель. Каждому из детей вручается по ложке. Дети должны захватить на ложку по картофелине. Двух­летки кладут картофель на ложку рукой. Остальные, приобретшие уже нужный навык, стараются подхватить картофелину ложкой без помощи руки. Дети несут картофель, держа ложку одной правой рукой, в отдаленный угол комнаты, где заранее поставлен ящик, и сбрасывают в него картофель.

Возвращаются на картофельное поле и повторяют тот же маневр.

Задача заключается в том, чтобы, захватив картофель, донести его, не уронив, до ящика. Маленькие идут обыкновенно шагом, вперив взор в картофель; старшие, по мере развития соответствующих навыков, ускоряют шаг и часто переходят в бег.

Когда весь картофель выкопан и собран, при наличии интереса в детях и желания продолжать игру, он вновь рассыпается по по­лу, и игра возобновляется.

Настоящий картофель может быть заменен камнями. Можно собирать шишки, желуди.

Солнечные зайчики

Воспитательница при помощи зеркала пускает солнечные зайчики на стену и читает стишок:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе.

Затем по команде: «Ловите зайчика» дети бегут и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика. Игра проходит обыкновенно шумливо, дети кричат и визжат, и этому не следует препятствовать.

Гуси (легкий вариант)

Гуси-дети становятся у одной стены, они на лужке .щиплют траву. Воспитательница стоит у противоположной стены. На ее при­зыв: «Гуси серые, домой!» все дети бегут к ней. По ее приказу: «Гуси, гуси, на лужок!» все бегут обратно к стене. Игра продолжа­ется, пока в детях царят живой интерес и возбуждение.

Бег с препятствиями

В большой комнате или на площадке по кругу или эллипсу, по которому будет происходить бег, устанавливается ряд препятствий на расстоянии х!2—2 метров одно от другого; кладется доска, через которую надо перепрыгнуть или перешагнуть, с той же це­лью ставится ряд кирпичей, которые желательно не уронить. На двух бревнах укладывается доска, по которой надо пройти, попе­рек протягивается веревка, через которую надо перескочить или под которую подлезть.

Дети образуют шеренгу и по команде начинают бегать друг за другом, преодолевая препятствия. Игра проходит живо и гладко в том случае, если дети, участвующие в ней, резко друг от друга не отличаются по моторным навыкам и умениям.

В зависимости от возраста и развития детей подбираются и препятствия: для сильных — более сложные и трудные для преодоле­ния, для малых и слабых — более простые и легкие.

 

Игры для детей от 3 до 4 лет

Кони

Дети изображают коней, воспитательница собирает их в определенном месте и читает стишок:

Гоп-гоп-гоп, ты скачи в галоп!

Ты лети, конь, скоро, скоро,

Через реки, через горы,

Все в галоп, в галоп! Гоп-гоп!

С последним словом дети пускаются вскачь. По сигналу возвращаются в назначенное место.

Воспитательница повторяет стишок, и дети вновь пускаются вскачь. Незаметно стишок запоминается детьми.

Следует строго следить, чтобы дети не двигались с места, пока) стишок не дочитан до конца.

Аэропланы

Предварительно детям должны быть показаны реющие аэропланы.

Все дети — аэропланы. Обозначается место стоянки аэропланов, в котором дети собираются. По сигналу воспитательницы дети-аэропланы с неподвижно вытянутыми руками вылетают из гаража и летают (на площадке, по комнате). Дети должны лавировать, стараясь не сталкиваться. По сигналу воспитательницы аэроплан возвращается в ангар. Игра возобновляется.

Автомобиль

Дети изображают автомобиль. Шесть человек детей берутся за руки, один впереди, лицом вперед, руки на* зад; по двое с правой и левой стороны. Шестой сзади, лицом по направлению движения.

Воспитательница произносит: «Автомобиль бежит, летит, спешит — тра-та-та-та-та! Берегись, берегись, посторонись!» Бегущие дети за ней повторяют: «Тра-та-та-та! Берегись,берегись!.. Остальные дети изображают пешеходов и стараются не попасть под колеса автомобиля. Но аварии все же случаются. В таком случае автомобиль обязан остановиться.

Для этой игры требуется много места — просторная площадка или большой зал.

Пожарные

Дети должны быть ознакомлены с работой пожарных; игра вводится после того, как они имели возможность видеть пожарный обоз на улице.

В одном; из углов комнаты устраивается пожарное депо, в другом —дом, который будет гореть. Все пожарные в депо. Воспитатель­ница даёт пожарный сигнал (звонит). Дети строятся в автомобили (по образцу выше приведенной игры). На каждом автомобиле должен быть звонок. Автомобили летят на пожар (обегают комнату или площадку несколько раз). Останавливаются перед горя­щим домом, заливают огонь (подражающие движения руками). Некоторые пожарные лезут в горящий дом, спасают людей (куклы), вещи.

Когда пожар потушен автомобили шагом возвращаются в депо.

Катание в телеге

Берутся 2 палки длиною 1 — 1/2 метра, веревка длиною в 3/4 — 1 метр, один конец которой привязывается к одной палке, а дру­гой — ко второй. Веревка надевается на ребенка-лошадь; за палки с внутренней стороны держатся дети-пассажиры.

Можно впрячь и тройку; в таком случае лошадь-коренник держит за руки пристяжных. Впереди помещается кучер.

Кучер запрягает лошадей, по его окрику лошади трогаются, а за ними движется и телега. Телега может перевозить и кладь. Дети-пассажиры поддерживают свободными руками доску или ящик, в который можно класть кирпичи и любые предметы. Телегу можно изобразить и другим способом: берется одна палка, к которой привязывается веревка, за которую дети держатся обеими руками.

Трамвай

Вагон трамвая представлен двумя рядами стульчиков, поставленных один против другого спинками наружу. Спереди на отдельно поставленном стульчике сидит вожатый. Вход в вагон сзади, выход спереди за спиной вожатого. У входа в ватой стоит кондуктор со звонком в руке. Он раздает билеты. Пассажиры входят в вагон и садятся на стульчики. Кондуктор дает звонок, и вагон трогает­ся.

Движение представлено равномерным постукиванием ног пассажиров о пол. По звонку кондуктора вагон останавливается, топот прекращается. Часть пассажиров выходит. Воспитательница может предложить: «Коля и Галя приехали, выходите». Дети выходят. Кондуктор дает звонок, и вагон идет дальше — возобновляется топот ног. Через минуту-другую — звонок, вторая остановка, кое-кто выходит, Коля и Галя садятся в вагон и т. д.

Следует строго следить за соблюдением всех правил: входить сзади, выходить спереди, не толкаться, прислушиваться к звонку кон­дуктора. До введения этой игры, дети должны быть ознакомлены с трамваем и правилами его движения.

Пузырь

Дети образуют круг, держась за руки. Под слова воспитательницы и детей: «раздувайся, пузырь, раздувайся большой», дети растя­гивают круг, отходя от центра. Когда круг растянулся максимально, воспитательница говорит: «пузырь лопнул». Дети разрывают круг и падают на пол.

До введения этой игры следует продемонстрировать перед детьми, как настоящий пузырь (надувной мяч) или мыльный пузырь уве­личивается, надуваясь, и как он лопается.

Метание мешочков с песком

На полу или на песке площадки чертится круг. Вокруг него на разном расстоянии раскладываются доски, на которые становятся де­ти. У каждого в руках мешочек с песком. По команде дети бросают мешки, целясь попасть в круг. Промахнувшийся становится на доску, расположенную ближе к кругу.

Попадающие верно—на доски более отдаленные. Место, на которое ребенок должен стать, указывается воспитательницей. Раз­мер круга зависит от состава играющих детей: чем меньше или чем менее культивированы дети, тем больше должен быть круг; тем ближе к нему они должны стоять.

Жмурки с колокольчиком

Одному из детей вручается колокольчик. Его должны ловить остальные дети, которым завязываются глаза. Поймавший меняется ро­лями с пойманным товарищем.

Игра протекает живо и с подъемом, если ловящим удается скоро поймать увертывающегося; для этого площадь, на которой проис­ходит игра, должна быть ограничена. На большой площадке или в обширном зале малышам не удается поймать, а потому интерес к игре угасает.

Жгуты

Дети садятся в круг на пол или стулья, поставленные на расстоянии одного шага. Один из детей идет за спинами детей? держа жгут, кладет его на пол за спиной

Совушка-сова, большая голова,

Во все стороны глядит

На дереве сидит, головой вертит,

Да вдруг, как полетит...

При последнем слове (не раньше) сова соскакивает с дерева и начинает ловить птичек, которые от нее спасаются. Пойманная птичка становится совой.

В игру эту охотно играют и малыши, не умеющие ловить друг друга. В таком случае они просто радостно носятся по комнате с кри­ком и визгом до сигнала воспитательницы (удар в ладоши, возглас «стоп»), по которому они должны остановиться. Назначается но­вая сова, и игра возобновляется.

Воробушки

Детям надо показать живых воробьев в их весеннем оживлении, как они прыгают, кружатся, купаются в лужах, брызгают водой и т. д. После этого воспитательница устанавливает детей перед собой и читает (дети проделывают):

Воробушки по лужам прыгают, кружатся;

Ножки замочили, крылья распустили,

Крыльями по луже бьют, мутную водицу пьют.

Кыш... и улетели.

Дети разбегаются во все стороны, изображая летающих воробьев. На сигнал воспитательницы опять собираются в луже, и игра возобновляется.

Вороны

Воспитательница читает: «возле елочки зеленой скачут, каркают вороны». Дети-вороны скачут вокруг стула и кричат: «кар-кар!» Воспитательница: «Вот собаки налетели, и вороны улетели». Дети-вороны разбегаются, а дети-собаки гонятся за ними, лают, пыта­ются поймать.

По сигналу воспитательницы дети собираются вокруг нее, меняются ролями, и игра возобновляется.

Голуби и ястреб

Все дети — голуби. Один — ястреб. Отмечается место голубятни. Голуби летают, влетают в голубятню и вылетают из нее. Вдруг по­является ястреб (по сигналу) и старается схватить одного из голубей. Голуби волнуются, спасаются в голубятню. Пойманный или хо­тя бы ударенный ястребом становится сам ястребом.

Зайчики

Все дети — зайчики. Пригорком служит горка на площадке или в игралке. Зайчики располагаются на пригорке. Воспитательница произносит: «В поле на пригорке зайчики сидят, свои лапки греют, ими шевелят». Дети делают соответствующие движения (под­прыгивают, шевелят руками).

Через минуту, другую воспитательница и дети говорят: «Крепче стал мороз никак, мы замерзнем, стоя так; чтоб согреться поско­рей, будем прыгать веселей». Дети сбегают с горки и начинают бегать, поколачивать лапкой о лапку. Согревшись, по сигналу воз­вращаются на горку.

При желании детей игра продолжается.

«На опушке леса зайки собрались»

В комнате или на площадке намечается место — опушка леса. Елка на противоположном конце комнаты может быть представлена стулом. По призыву воспитательницы: «На опушке леса зайки собрались», все дети собираются на намеченном месте.

Стоя в стороне, воспитательница выразительно читает, а дети под ее чтение проделывают требуемое:

Ну-ка зайка, поскачи, поскачи,

Лапкой о лапку постучи, постучи.

Теперь на травку упади, полежи и отдохни...

Отдохнул? Теперь вскочи.

Быстро к елочке беги

И скорей назад скачи.

Игра возобновляется.

С особым успехом игра проходит в естественных условиях, в природе, когда дети падают на настоящую траву, бегут к настоящей елке.

Зайчики и охотник

Все дети — зайчики; кто-нибудь охотник с ружьем (палка). Все дети собираются у одной из стен игралки или у куста, или дерева на площадке. Охотник стоит за дверью или кустом. Воспитательница стоит у противоположной стены и внятно читает: «Раз, два, три, четыре, пять. Вышли зайчики гулять».

Зайки выбегают на середину игралки или площадки и начинают прыгать, бегать, кувыркаться. Через минуту-другую воспитатель­ница продолжает:

Вдруг охотник выбегает,

В зайку серого стреляет.

Показывается охотник и прицеливается в одного из зайчиков. Он стреляет (произносит громко: «пиф-паф»). Воспитательница до­полняет:

Но охотник не попал.

Серый зайчик убежал.

Все зайчики разбегаются. Охотник уходит.

Такая игра является первичной формой инсценировок, к которым дети в дальнейшем подводятся. Нужно следить за тем, чтобы дей­ствия детей подчинялись словесным указаниям воспитательницы.

Кошка и мышки

В одном углу комнаты или площадки обозначается кошкин дом, в другом — мышкин, в третьем — кладовая.

В кладовой запасы (камни, кирпичи и т. п.), изображающие сыр, сахар и т. п. Мышки из норки пробираются в кладовую, чтобы схва­тить что-нибудь и вернуться к себе в дом. Кошка имеет право ловить их только пока они находятся вне дома. Пойманная мышка становится кошкой.

Особенно живо проходит игра, если роль кошки исполняет руководительница. Она предоставляет мышкам удачно пробегать в кла­довую и уносить продукты; только изредка ловит ту или другую мышку, которой через минуту предоставляется возможность убе­жать.

Игра считается законченной, когда все продукты унесены в норку. Брать можно по одному предмету.

Мышеловка

Часть детей изображает мышеловку. Они образуют круг, держась за руки и высоко подняв их. Остальные дети — мышки. Они суе­тятся, вбегают и выбегают из мышеловки. По определенному сигналу (удар барабана, гонга, аккорд на рояле) мышеловка захлопы­вается. Дети опускают руки. Часть мышей оказываются пойманными. Воспитательница предлагает: «Давайте выпустим мышек», Ме­няются ролями — бывшие мышки образуют мышеловку. Игра продолжается.

Как интересное добавление к игре, приводим добавление одной из наших воспитательниц: до начала игры кто-нибудь из старших детей произносит (дословная запись за ребенком З,5 лет): «Все спят, дяди спят, тети спят, детки спят, волк в лесу спит, наш Мишка спит, Настя (кукла) спит, только мышки не спят, они кушать хотят, в мышеловку глядят».

Пока мальчик произносил эту цитату, все стояли смирно; по прочтении ее мышки засуетились и забегали.

Кошка и котята

Часть детей—кошки-мамы, остальные — котята. Каждая кошка со своими котятами помещается в отдельном доме. Старые кошки за­сыпают, тогда котята разбегаются по комнате, прыгают, влезают на стулья. По сигналу воспитательницы кошки просыпаются и на­чинают мяукать. Котята возвращаются к своим мамам. Дети меняются ролями, кошки становятся котятами и — наоборот, и игра про­должается.

Кошка на крыше и воробушки

Воспитательница, изображающая кошку, сидит на стуле, стоящем в центре комнаты. Дети, изображающие воробушков, бегают во­круг, подбегают и убегают, стараясь не попасть в лапы кошки, (которая делает усилия, чтобы схватить воробушка, причем она не имеет права сойти со стула. Пойманный занимает место на стуле и становится кошкой.

К дверной ручке привязывается веревка 1 — 1,5 метра длиной, с петлей на свободном конце. Кто-нибудь из детей— кошка—дер­жится за эту петлю левой рукой. Он не имеет права оторваться от петли и может передвигаться по комнате, поскольку это позво­ляет веревка. Остальные дети — воробушки—бегают по комнате, а кошка стремится поймать одного из них. Если роль кошки детям не удается, ее исполняет воспитательница.

Рыбки и щука

На полу мелом или на площадке на песке отмечается русло реки. В одном из концов реки под камнем скрыта щука. Она, смотрит на резвящихся рыбок (все дети). А рыбки плавают, кружатся, обгоняют друг друга, причем они не могут выходить за пределы реки.

Вдруг щука выплывает из-под камня и бросается на рыбок, стараясь схватить одну из них. Рыбки от нее спасаются. Пойманная рыб­ка становится щукой.

Дети трех лет и меньше ее могут, бегая, удержаться в пределах русла реки. В таком случае вся комната является прудом или озе­ром.

Лошадки

На полу мелом обозначаются два места — одно изображает конюшню, другое квартиру кучеров. В конюшне выкладываются вож­жи. Дети разбиваются на две группы— лошадей и кучеров. Лошади собираются в конюшне, кучера в своей квартире.

По сигналу воспитательницы кучера бегут в конюшню; каждый запрягает по лошадке и выезжает на дорогу. Происходит бег по комнате. Следует следить, чтобы дети не сбивались в кучу, а бежали, соблюдая порядок.

По новому сигналу все возвращаются в конюшню. Лошади распрягаются, и дети меняются ролями. Игра возобновляется.

Хорошо снабдить кучеров бумажными кучерскими шапками.

Вариант для старших детей (для закрепления числовых представлений). В общем содержание игры то же, но воспитательница да­ет каждому из кучеров индивидуальные задания: «Ну-ка, Коля, запряги пару». Коля запрягает двух лошадок и объезжает комнату. «Катя, запряги тройку». Катя проделывает то же. «Витя и Мира запрягут по одной лошадке» и т. д.

В игре дети закрепляют представления: один, пара, тройка; детям, считающим в пределах двух, тройки не предлагаются.

По предложению воспитательницы дети идут шагом, бегут рысью и скачут галопом, при возгласе «тпру» — останавливаются.

Тройка

Трое детей — кони; один — кучер. У коренника к шее привязан колокольчик. Кучер запрягает коней и выводит из конюшни. Воспи­тательница читает стишок:

Тройка мчится,тройка скачет.

Вьется пыль из-под копыт.

Колокольчик звонко плачет,

И хохочет и визжит.

До окончания чтения тройка не имеет права трогаться с места. С последним словом стишка тройка пускается вскачь, колокольчик звенит, кучер (подгоняет лошадей. Пробежав несколько раз вокруг комнаты, площадки или вдоль дорожки, тройка по сигналу воз­вращается в конюшню.

Дети меняются ролями, и игра возобновляется.

Стадо

Дети изображают стадо (коровы, телята, овцы). Выбирается пастух. Ему вручается пастушья шапка, хлыст и рожок (подлинный или палочка). Стадо — на скотном дворе. Пастух стоит в отдалении. Воспитательница произносит: «Ранним рано поутру пастушок...» Пастух трубит: «ту-ру-ру». Воспитательница: «А коровки вслед ему...» Дети: «му-му, му-му». Коровы идут на зов к пастуху. Он гонит их в поле (другая комната, отдельная часть сада или площадки).

При стаде одна или две собаки. Они бегут за стадом, подгоняют отстающих коров лаем. На поле стадо пасется некоторое время, затем пастух гонит его обратно домой и загоняет в хлев.

Вариант (более трудный). На поле на стадо нападает волк. Коровы сбиваются в кучу, мычат. Собаки и пастух прогоняют волка. Иг­ра требует простора. На ограниченном месте она вестись не может.

Дети и волк

Предварительно надо дать детям понятие о волке. Комната изображает лес. Дети собирают землянику. Воспитательница читает:

Дети по лесу гуляли,

Землянику собирали,

Много ягодок везде,

И на кочках, и в траве.

Но вот сучья затрещали,

Глаза за елкой засверкали.

Дети, дети, не зевайте!

Волк за елью, убегайте!

Дети разбегаются. Волк гонится за ними, Тот, кого ему удается поймать, становится волком,

У медведя во бору

Желательно, чтобы игра эта проводилась на открытом воздухе, в саду, между деревьями и кустами, Но она вполне возможна и  в зале.

В берлоге (под кустом, в углу за дверью и т. п.) помещается медведь. Все дети с корзиночками в руках собирают грибы и ягоды и произносят: «У медведя во бору грибы, ягоды беру», повторяя это несколько раз. Воспитательница, стоящая в стороне, через 2—3 минуты внятно и выразительно говорит: «А в берлоге медведь сидит и на детей рычит, рычит»...

Медведь начинает рычать и вылезает из берлоги. При виде его дети разбегаются. Медведь гонится за ними и старается кого-ни­будь поймать. Пойманный становится медведем.

Коза рогатая

Кто-нибудь из детей изображает козу. Желательно иметь для козы тряпичный или бумажный головной убор с рожками. Все дети со­бираются у одной стены комнаты. Коза становится у другой. Воспитательница выразительно произносит: «Идет коза рогатая, идет коза бодатая». Коза выступает по направлению к детям. Когда она приблизится к ним, воспитательница произносит: «Ой, забода­ет, забодает!»

Дети разбегаются во все стороны. Коза ловит. Пойманный становится козой.

Лохматый пес

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то Дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим,

И посмотрим, что-то будет.

Один из детей изображает пса; ложится на пол на живот, положив голову на протянутые вперед руки.

Остальные дети тихонько подходят к нему под чтение стишка и начинают его трогать, теребить.

Пес вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пес гонится за ними, хватает их. Когда все дети разбегутся и спрячутся, пес опять ложится на землю, и игра возобновляется. Пойманный становится псом.

Снежки (в комнате)

Снежками служат марлевые мешочки, которые наполняются ватой, мелко нарезанной бумагой, опилками и т. д. По мере необходи­мости мешки опоражниваются и стираются. Число снежков соответствует числу участвующих в игре детей.

Комната делится чертой, проведенной мелом или рядом кирпичей, на две половины. Каждому ребенку вручается снежок. Полови­на детей становится по одну сторону черты, другая половина по другую. Одновременно с обеих сторон дети перебрасывают свои снежки за черту и поднимают снежки, падающие на их половину.

Игра считается законченной тогда, когда все снежки очутятся на одной половине. У трехлеток этого почти не случается, но самый процесс игры доставляет им большое удовольствие; они перебрасывают снежки, не отдавая себе отчета, для чего это делается, и в этом радостном движении весь смысл игры.

Срывание яблок

Упражнение в прыгании и поднимании рук.

Воспитательница изображает яблоню. В каждой руке она держит по яблоку или шарику. Руки изображают ветки, которые шеве­лятся от ветра. Детям предлагается сорвать яблоко. Они протягивают руки к яблокам, но яблоня сразу не поддается: ветки качают­ся из стороны в сторону, вверх и вниз. Дети подпрыгивают, силятся сорвать яблоко. В конце концов им удается: каждый из играю­щих детей срывает по яблоку.

Сорванное яблоко или возвращается на дерево или (что лучше) остается у сорвавшего его ребенка, а воспитательница берет из имеющегося запаса другой шарик.

В конце игры подсчитывается, кто сколько сорвал яблок: одно, два, максимально — три.

Лови! Лови!

К палке на (крепком шнуре прикрепляется предмет, удобный для хватания: кольцо, брусок, петля и т. д. Воспитательница с палкой в руке становится посреди игралки. Дети располагаются вокруг нее кругом или вольно. Воспитательница подводит подвешенный предмет поочередно к каждому из детей, то спуская его до уровня детских рук, то выдергивая кверху, и повторяет: «Лови! Лови!»

Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько детей. Участвовать в игре могут дети разных возрастов.

Прогулка

Воспитательница созывает детей и говорит: «Дети, пойдем гулять. Все пойдут: и Коля, и Соня, и Вова (пересчитывает детей). Все тут? Ну, идем! Ух, как жарко! Идем тихо, тихо! Не спешите! Тихо, тихо. Смотрите, тучи набегают; будет дождик. Прибавим шагу. Идем быстрее, быстрее, быстрее, еще быстрее. Вот и дождик!» Воспитательница открывает зонтик: «Побежим скорей, скорее, бе­жим, бежим, бежим. Ах, канава!» (Дети падают на пол.) «Скорей вставайте, бежим, бежим, бежим! Вот мы и дома! Ну что промок­ли?»

Дети смеются и заявляют: «У меня волосы мокрые, у меня спина, у меня руки и т. д.».

Движение по улице

Посреди большой комнаты или площадки устраивается улица. С этой целью расставляются стулья, изображающие дома двумя ря­дами спинками внутрь, скамейки, кирпичи. Можно представить угол, поворот в поперечную улицу. Между детьми распределяются роли, допустим: двое—красноармейцы в буденовках, двое или трое — пионеры в красных галстуках, два-три — рабочие с молотком или пилой в руках; кто-то везет на тачке кирпичи; лошадка — ребенок тащит тележку, другая — испортившийся автомобиль.

Все это движение по улице в одном направлении, стараясь друг друга не задевать, друг другу не мешать. Для этого улица должна быть достаточно широка.

Достигнув конца улицы, движение продолжается в обратном направлении вне улицы (по площади) с тем, чтобы опять влиться в улицу.

В дальнейшем, расширив улицу, можно двигаться по ней в двух направлениях: по одной ее половине движение происходит в од­ном направлении, а по другой — в обратном. Вводить этот вариант следует только после того, как дети достаточно упражнялись в движении лишь в одном направлении.

Игра эта развивает внимание, сосредоточение, координирует двигательные навыки и закрепляет знание порядков уличного дви­жения.

Красный обоз

Игра может быть дана только детям, имеющим понятие о красном обозе.

Воспитательница произносит: «Мы лошадок запрягли, зерно на станцию повезли». Дети становятся парами. Впереди стоящий — ло­шадь — протягивает руки назад; за них берется позади стоящий — ямщик. На шее у каждой лошади шнурок с красным флажком, у передней, кроме того, бубенчики. По сигналу воспитательницы обоз отправляется в путь. Обежав раза два-три зал или площадку, по сигналу воспитательницы: «приехали!» обоз останавливается. Воспитательница произносит: «Зерно в вагоны нагрузили; ваго­ны в город покатили».

Дети перестраиваются в поезд. Воспитательница дает звонок, паровоз свистит, поезд трогается, ускоряет ход. По сигналу воспита­тельницы: «приехали!», поезд останавливается.

Игра завершается краткой беседой, куда зерно направят и что с ним будут делать.

По желанию детей можно сейчас же снарядить второй обоз, если понадобится — и третий.

Конвейер

Мы очень рекомендуем коллективную стройку. Группа детей под руководством воспитательницы сообща сооружает пароход, фаб­рику и т. п. В таких случаях дети передают кирпичи с места их хранения на место стройки, а по окончании игры — обратно, кон­вейерным путем. Они становятся шеренгой на расстоянии полуметра друг от друга. Первый из шеренги берет кирпич из шкафа или ящика и передает второму, второй — третьему и т. д. Последний складывает кирпичи в порядке у того места, где развернется стройка.

Следует следить, чтобы передача совершалась правильно, равномерно. Это дается не сразу. В начале кирпичи часто падают, де­ти выходят из ряда. Но постепенно вырабатывается навык, и передача производится не только бесперебойно, но и ритмично.

Передача флага

Дети садятся на стульчики, поставленные в круг на расстоянии 1/2 — 3/4 метра друг от друга. Воспитательница вручает одному из детей флаг и объясняет правила игры. Ребенок берет флаг правой рукой и передает его соседу справа. Тот берет его левой, пере­кладывает в правую и передает своему соседу. Таким образом флаг совершает круг и возвращается к получившему его.

Флаг должен передаваться без спешки, но по возможности и без задержки. Ребенок, уронивший флаг, должен его поднять, обе­жать, держа его в руке, вокруг стульев сзади и сесть на свое место. Игра продолжается в том же порядке.

Бег с флажками

Дети выстраиваются у одной из стен. У противоположной стены стоит воспитательница. Рядом с ней на столе выкладываются цвет­ные флажки по числу детей. Воспитательница поочередно подзывает к себе детей и вручает им по флажку. Ребенок ровным ша­гом подходит, берет флаг из рук! воспитательницы и становится в стороне. Получив флаг, дети становятся один за другим, образуя шеренгу. По приказу воспитательницы: «раз-два-три, бегом!»они пускаются в бег вокруг комнаты. По команде: «стоп!» шеренга останавливается. Дав детям передохнуть, воспитательница приказывает: «в пары!» Дети строятся парами. Следующая команда: «раз, два, три, бегом!» Дети бегут парами до нового приказа: «стоп!»

Можно предложить детям расположиться тройками и продолжать бег тройками. Затем дети сдают флаги воспитательнице.

Игра, при правильном, живом ведении ее, прекрасно дисциплинирует детей, дает навык в определенных движениях: подойти к воспитательнице, надлежащим образом взять флаг и отдать его; без суетни и беспорядка перестроиться в пары, в тройки, бе­жать, не задевая и не толкая друг друга, прислушиваться к словам воспитательницы.

Дай, кому хочешь

Дети садятся на стульчиках в круг на расстоянии 0,5—1 метра друг от друга. Посреди круга ставится стол, на который по числу де­тей выкладываются разные предметы: шишка, палочка, камень, кубик и т. п.

Воспитательница ведет игру. Она обращается к Коле: «Коля, возьми, что хочешь, и дай, кому хочешь». Коля берет шишку, называ­ет и передает Соне. Воспитательница: «Соня, возьми, что хочешь, и дай, кому хочешь». Соня, положив шишку на свой стул, бежит к столу, берет лошадку и передает ее Вове со словами: «Вот тебе лошадка». Настает очередь Вовы и т. д.

Число вещей на столе постепенно убывает. Последний ребенок получает последний оставшийся предмет. Тогда воспитательница возглашает: «Бегом вокруг комнаты!» Дети, каждый со своей игрушкой, строятся в колонку и бегут вокруг комнаты. Затем предме­ты ставятся на стол.

Цель игры приучить детей отдавать товарищу по предписанию предмет, от чего малыши часто уклоняются. Дети должны громко и внятно называть предмет, который они выбирают. Этим они упражняют свой язык.

Овощи

Дети — овощи: морковь, репка, капуста и т. д. Они садятся на стульчики в ряд. Каждый ребенок должен хорошо запомнить, кого он изображает. Воспитательница садится на стуле против детей. Она вызывает: «репка!» Репка встает, обегает вокруг стульев и садится на место. Воспитательница вызывает: «салат!». Салат проделывает то же. Таким образом перебираются все дети. Под ко­нец воспитательница вызывает: «все овощи!» Дети встают и бегут шеренгой вокруг стульев, стараясь не задевать ни друг друга, ни стоящих стульев.

Цель игры: подведение детей к обобщению, к классификации, в упражнении внимания и навыка в организованном, координиро­ванном беге. В этой же игре могут быть представлены темы: фрукты, ягоды, цветы, животные, птицы, игрушки, деревья, посуда.

Перед началом игры воспитательница фиксирует внимание детей на названии1 игры: «Будем играть в игру: наши игрушки». Ино­гда она предлагает детям самим выбирать тему для аналогичной игры. Если ребенок ошибается (играют в овощи, а он хочет быть яблоком), воспитательница его поправляет: «Яблоко — фрукт, а мы играем в овощи. Хочешь быть огурцом или редиской?»

К 4 годам дети постигают элементарную классификацию.

Праздник

Игра проводится с детьми, видевшими праздничное выступление народа на улице. Воспитательница сзывает детей и возглашает:

Праздник наступил.

Народ по улицам идет,

Флаги красные несет.

И мы на улицу пойдем,

Свои флаги понесем.

Будем флагами махать,

Будем все ура кричать.

Воспитательница и дети направляются к, месту хранения флажков, и каждому ребенку вручается по флажку.

Когда флаги розданы, воспитательница говорит: «Трам-там-там! Трам-там-там! Поскорей все по местам».

Дети строятся парами и идут маршем, произнося хором:

«Мы на праздник все идем, флаги красные несем». Начинают махать флагами и кричать «ура».

Таким образом они обходят несколько раз вокруг зала или площадки, после чего возвращаются домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для дошкольников младшей группы

Материал включает разнообразные подвижные игры с младшими дошкольниками....

Картотека подвижных игр для дошкольников средней группы

Материалы включают подвижные игры с детьми средней группы. Игры могут использоваться как инструктором по физической культуре, так  воспитателем в совместной двигательной деятельности с дошкольник...

Картотека "Подвижные игры для дошкольников"

Картотека подвижных игр для дошкольников. Подходит для всех возрастных групп....

Картотека подвижных игр для дошкольников

"Подвижные игры для дошкольников"...

Картотека подвижных игр для дошкольников

Данная картотека подвижных игр будет полезна воспитателям ДОУ, а также и родителям. В картотеке представлены игры по разным видам: с прыжками, с бегом, с метанием и ловлей, с ползанием и лазанием, нар...

Картотека подвижных игр для дошкольников

Методическая копилка подвижных игр для детей дошкольного возраста...

Картотека подвижных игр для дошкольников

Картотека подвижных игр для дошкольников...