КОРРЕКЦИОННО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА ОРТОПЕДИЧЕСКИХ МЯЧАХ «Мой веселый, звонкий мяч».
учебно-методический материал по теме

Обследования, проводимые вра­чом-ортопедом городского цен­тра «Здоровье» и инструктором по физической культуре, показывают: многие дети уже в дошкольном возрасте имеют проблемы с опорно-двигатель­ным аппаратом. Большинство этих де­тей малоподвижные или, наоборот, сверхактивные. Они отличаются неус­тойчивой психикой и неразвитыми процессами саморегуляции. Часто бо­леют, имеют низкий уровень физичес­кого развития и, как следствие, слабый мышечно-связочный аппарат.

Одной из форм работы в нашем ДОУ является коррекционно-оздоровителъная гимнастика на ортопедических мячах. Обязательное условие для ее проведения - наличие достаточного количества современного спортивного оборудования (в том числе ортопедиче­ских мячей фирмы «Аконит»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_veselyy_zvonkiy_myach.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

        ПОДГОТОВИЛА:

М.В. СУРОВА

 «Мой веселый, звонкий мяч»

КОРРЕКЦИОННО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА ОРТОПЕДИЧЕСКИХ МЯЧАХ

Обследования, проводимые врачом-ортопедом городского центра «Здоровье» и инструктором по физической культуре, показывают: многие дети уже в дошкольном возрасте имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Большинство этих детей малоподвижные или, наоборот, сверхактивные. Они отличаются неустойчивой психикой и неразвитыми процессами саморегуляции. Часто болеют, имеют низкий уровень физического развития и, как следствие, слабый мышечно-связочный аппарат.

Одной из форм работы в нашем ДОУ является коррекционно-оздоровителъная гимнастика на ортопедических мячах. Обязательное условие для ее проведения - наличие достаточного количества современного спортивного оборудования (в том числе ортопедических мячей фирмы «Аконит»). Организуя занятия, педагогу прежде всего необходимо предоставить ребенку возможность познакомиться с новым для него оборудованием - поиграть с мячами. Следующий этап - надо научить детей садиться и удерживать равновесие на мяче. Это желательно делать отдельно с каждым ребенком, страхуя его сбоку или сзади. Обратите внимание: при посадке на мяч угол между голенью и бедром должен составлять 90 градусов. Продолжительность прыжков на мяче на первых занятиях не должна превышать 2-4 минуты, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины.

Занятия проводятся с подгруппой -8-10 детей. Продолжительность их постепенно увеличивается - от 18-20 до 25-30 минут - в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Темп выполнения упражнений медленный и средний. Важное значение имеет подбор музыкального сопровождения, соответствующего ритму и темпу упражнений.

Коррекционно-оздоровительная работа строится на следующих основных принципах.

•        Доступность - подбор оборудования, упражнений и методов организации занятий в соответствии с возрастом и возможностями детей.

  • Постепенность - от простого к сложному.
  • Повторяемость и систематичность занятий (два раза в неделю).

Предлагаем вашему вниманию структуру коррекционно-оздоровительной гимнастики на мячах.

  1.  Подготовительная часть - разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя. Проводится без мячей, включает
    различные виды ходьбы, бега и музыкально-ритмические движения.
  2.  Основная часть – физическая нагрузка, чередуется с отдыхом и
    расслаблением.
    Включает игры и игровые движения, придающие занятиям
    эмоциональную окраску. Делится на две части:

  •  упражнения сидя на мяче и прыжки - развитие координации движений и выносливости;
  •  упражнения лежа на мяче (на груди, спине) - коррекция осанки и тренировка силовой выносливости мышц.

3. Заключительная часть - расслабление и аутотренинг. Растягивание и расслабление мышц спины. В конце занятия нужно проверить правильность осанки: встать прямо, пятки, голень, ягодицы, плечи, затылок прижать к стене, закрыть глаза и зафиксировать правильную позу на некоторое время.

Представляем примерный набор упражнений с ортопедическими мячами.

Упражнения с мячом в руках

1. И.п. (исходное положение) - о.с. (основная стойка), мяч перед грудью. Подняться на носки, мяч над головой, темп медленный.

2. И.п. - ноги на ширине плеч, мяч над головой. Наклоны в сторону.

  1.  И.п. - о.с, мяч перед грудью. Наклоны вправо, руки вверху над головой, правую ногу на носок.
  2.  И.п. - то же. Наклоны влево, мяч вправо, ноги в полуприседе. Темп средний.
  3.  И.п. - то же. Полуприсед, мяч вверху на выпрямленных руках, выглянуть из-за мяча.
  1.  И.п. - ноги на ширине плеч, мяч внизу. Наклоны вперед, мяч впереди на выпрямленных руках, спину прогнуть.
  2.  И.п. - держать мяч за ручки на выпрямленных руках. Ритмичные удары коленом по мячу.        I

8. И.п. - ноги на ширине плеч, мяч под мышкой. Наклон в сторону мяча, противоположная рука вверху над головой, пятки прижаты к полу (растягивание боковых мышц).

9. Им. - полуприсед, мяч обхватить двумя руками сверху и прижать к коленям. Округлить спину, голову положить на мяч (растягивание мышц спины).

Упражнения сидя на мяче

1. И.п. - сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки к плечам. Покачиваясь на мяче, руки вверх, к плечам, в стороны, к плечам. Темп средний.

  1.  И.п. - то же. Покачиваясь на мяче, поворот головы вправо, правая рука в сторону. Темп медленный.
  2.  И.п. — сидя на мяче, руки на поясе. Движения тазом вперед-назад, из стороны в сторону, круговые вращения.
  3.  И.п. - то же. Поочередное вынесение ног на пятку.
  4. Им. - то же. Поочередное вынесение ног на пятку с одновременным разведением прямых рук в стороны.
  5.  И.п. - сидя на мяче. Вынесение ног на пятку, руками имитируя движения марша.

7. И.п. - сидя на мяче, руки вниз. Прыжком ноги и руки в стороны.

  1.  И.п. - сидя на мяче, одна рука на затылке, другая на бедре. Повороты в сторону поднятой руки, подбородок вверх.
  2.  И.п. - сидя на мяче, руки на поясе. Наклон влево, правую ногу вытянуть на носок, правую руку поднять (над головой).

10.И.п. - сидя на мяче, правая нога вытянута вперед, руки в стороны. Круговые вращения носком ноги, удерживая равновесие. Подбородок приподнять.

Упражнения лежа на мяче

Упражнения в положении лежа на спине выполняются тогда, когда ребенок уверенно выполняет и.п. лежа на спине с опорой на стопу.

  1.  И.п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях, опора на стопу. Откинуть голову назад, руки развести в стороны, мышцы спины расслабить.
  2.  И.п. - лежа на спине, руки за головой. Поднять, опустить плечи, подбородок вверх (упражнение для мышц живота).
  3.  И.п. - лежа на спине. Поднять, опустить плечи с поворотом в сторону (упражнение для косых мышц живота).
  4.  И.п. - лежа на спине, ягодицы опустить чуть вниз, уменьшить угол между голенью и коленом, руки на поясе. Прогнуться в положение «мостик», втянуть ягодицы (упражнение для мышц спины).
  5.   И.п. - лежа на спине. Вытянуть ноги, откатить мяч назад, потянуться за прямыми руками вверх (упражнение для растягивания мышц спины).
  6.   И.п. - лежа на спине. Прогнуться в положение «мостик» и  одновременно вытянуть одну ногу вперед-вверх.
  1.  И.п. - стоя на коленях, лечь живо том на мяч, голову и руки опустить вниз. Упражнение на расслабление мышц спины.
  2. И.п. - лежа на животе, руки и ноги в упоре на полу. Оторвать правую руку от пола, потянуться вперед за рукой (упражнение на удержание равновесия и коррекцию осанки).
  3. И.п. — лежа на животе. Оторвать одну ногу от пола, потянуть ее назад параллельно полу.

10.        И.п. - лежа на животе. Оторвать правую руку и левую ногу от пола, растянуться (упражнение на координацию движения и коррекцию осанки).

11. И.п. - лежа на животе. Поднять плечи вверх, руки развести в стороны, прогнуться в пояснице («самолетик») (упражнение для укрепления мышц спины).

  1.  И.п. - лежа на животе, ноги в упоре, руки за головой. Поднимать и опускать плечи, взгляд перед собой (упражнение для укрепления мышц спины).
  2.  И.п. - лежа на мяче, руки и ноги в упоре. Сделать четыре-шесть шагов руками вперед, ноги прямые (следить за тем, чтобы живот не провисал вниз).
  3.  И.п. - лежа на мяче лицом вниз, мяч на уровне подвздошных костей. Ноги на весу, сгибание и разгибание рук в упоре.
  4.  И.п. - лежа на мяче, упор на коленях, подбородок и руки — на мяче. Покачиваться на мяче вперед—назад, не отрывая колени от пола, расслабиться.

Количество и дозировка предлагаемых упражнений определяются возрастом и физической подготовкой детей.

Конспект занятия «Цирк зажигает огни»

Задачи. Коррекция и профилактика нарушений осанки. Развитие гибкости, выносливости, силы мышц живота и позвоночного столба. Снятие скованности и эмоционального напряжения, создание устойчивого положительного настроя.

Оборудование. Гимнастические и массажные мячи, обручи, зонт с разноцветными лентами.

 Ход занятия Ведущий.

Сюда, сюда скорее -

Здесь будет цирк у нас.

Начнется представление

Веселое сейчас.

Здесь будут акробаты,

Жонглеры, прыгуны.

И все, и все ребята

Увидеть их должны.

Слушайте, слушайте!

Цирк приехал к нам.

Хлопайте, хлопайте

Дорогим гостям.

Звучит марш. Дети строятся в колонну по одному.

Вступительная часть. Разминка «Парад участников представления»

Ходьба спортивным шагом; на носках, руки вытянуты вверх; как «лошадки» — руки вытянуты уздечкой, ходьба с высоким подниманием колен; перестроение из одной колонны в две через середину зала; «силачи» - ходьба на месте с поворотом вокруг себя, руки-рычаги.

ОРУ (стоя в двух колоннах)

«Обезьянки»

Потягивание. Им. — ноги на ширине плеч, руки в стороны, согнуты в локтях, пальцы разведены. / - подняться на носки, руки вверх; 2 - вернуться в и.п.

Наклоны в сторону. И.п. - то же. 1 -наклоны вправо, руки вверх; 2 - и.п.; 3 -наклоны влево, руки вверх; 4 - и.п.

Наклоны к ногам. И.п. — ноги шире плеч, руки на поясе. 1—3 — наклон к правой ноге, руки перед собой, потирают ладошки; 4 - и.п. То же к другой ноге.

«Рыбки»

Приседание (рыбки выныривают из-за камушка). И.п. - о.с, руки внизу. / - присесть, соединить ладони перед грудью; 2—3 — подняться, руки вверх, в сторону, вниз; 4 — и.п.

Перестроение. Перебежать мелким шагом на носках на противоположную сторону; поменяться с партнером местами, держа одну руку над головой, вторую за спиной (плавник).

«Собачки». Бег врассыпную (по команде взрослого остановиться). Показать руками уши, покрутить хвостиком. Повторить бег три-четыре раза (после бега перейти на ходьбу и подойти к своим мячам).

 Основная часть

 Ведущий.

Сейчас мы познакомим вас

С известным силачом,

Он с гирей трехпудовой

Играет, как с мячом.

1.        Берут мяч как гирю, проходят круг друг за другом, отжимая гирю правой и левой рукой.

  1. Сидя  на мяче, упражнение для мышц рук: 1 - руки по диагонали, пальцы сжать в кулак; 2 - руки по диагонали, согнуть в локтях, напрячь; 3 - руки скрестно перед грудью, напрячь; 4 – руки вниз, расслабление.
  2. Сидя на мяче, встать, вытянуться, одну руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, второй рукой держать мяч за ручку.

Ведущий. Реклама ярко светит, Огни кругом горят. Ученые мартышки Детей развеселят.

  1.  Сидя на мяче, «закручивание» туловища. Им. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - правая нога в сторону на носок, поворот влево, хлопок руками; 2 - и.п.; 3-4 - то же в другую сторону.
  2.  Сидя на мяче, наклоны к ногам. И.п. - то же. 1-3 - правую ногу на пятку, наклон к ноге, потереть ладошки; 4 - и.п.; 5 - то же в другую сторону.
  3.  Покачиваясь на мяче, прыжки ноги врозь — вместе. И.п. — сидя на мяче, ноги вместе. Руки согнуты в локтях, пальцы развести и поднять. 1 - прыжком ноги в стороны, руки вверх; 2 - и.п.

Ведущий. А сейчас на смену веселым мартышкам выходят ловкие жонглеры (упражнение выполняется с массажным или резиновым мячом маленького диаметра).

1.  Сжать и разжать мяч вытянутой вперед рукой, то же другой.

  1.  Прокатить мяч по руке (от плеча до кисти), шее (сзади), ноге (от бедра, до носка), животу.
  2.  Подбросить и поймать мяч, сидя на гимнастическом мяче и покачиваясь на нем.

Ведущий. Собачек озорных, Собачек цирковых. Позову-ка их сюда. Посмотрите их, друзья.

  1.  Ползание на четвереньках вокруг мяча, прогнув спину.
  2.  Сидя на мяче, показать уши, покрутить хвостиком  (перемещение мяча вправо-влево).
  3.  Мои дрессированные собачки умеют прыгать из обруча в обруч (на полу выкладывают две цепочки обручей).
  4.  Мои собачки умеют считать. Сколько у собачек ушек? Сколько носиков? Сколько лапок?

Ведущий.

Продолжаем представление

Детям всем на удивление.

На арене выступают

Хорошо подкованные

Кони дрессированные.

Дети выполняют несколько движений, изображая наездников: натянуть вожжи, погонять лошадку, размахивать кнутом над головой; встать с мяча, вытянуться, сесть, покачиваясь на мячах.

Прыжки по залу врассыпную на мячах. По сигналу попрыгать вокруг себя. Вернуться на свои места.

Ведущий.

Наполняю я водой

Арену цирковую,

Плескаться будут здесь

Рыбки озорные.

  1.  Упражнение на дыхание. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1—2- подняться на носки, вдох (ладони перед грудью, поднять вверх); 3-4 - опуститься, выдох (руки через стороны вниз).
  2.  И.п. - лежа на мяче, лицом вниз, ноги в упоре. 1-4 - движение руками - имитация плавания  стилем  «кроль», прогнуть спину.
  3.  И.п. - то же, ладони на уровне груди, голова опущена. 1-2 - поднять плечи, прогнуть спину, посмотреть вверх, руки поднять,   соединив   ладони;   3-4   - вернуться в и.п., руки через стороны вниз.
  4.  Движение ногами в стиле «кроль». И.п. - лежа на животе, упор руками перед грудью.
  5.  Расслабление для груди. И.п. – лежа на животе, упор на коленях, голова и руки свободно лежат на мяче.
  6.  Расслабление для спины. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, упор стопой, руки в стороны, голова и руки расслаблены.
  7.  Упражнение для мышц живота. И.п. - лежа на мяче спиной, ладони на уровне груди, ноги в упоре на стопы. 1 - поднять плечи, голову и руки вверх;        2 -  и.п.

Ведущий (надевает костюм клоунессы):

Здравствуйте, ребята,

Я так люблю веселый цирк,

А еще люблю сюрпризы,

Шутки и смех.

И у меня для вас тоже

Приготовлен сюрприз.

Раз, два, три -

Отвернись и не смотри!

Дети отворачиваются, клоунесса открывает большой зонт с разноцветными лентами и приглашает всех покататься на веселой карусели.

Дети передвигаются прыжками на мячах.

Ведущий. Я хочу объявить следующий номер.

Перед вами акробат,

Посмотрите, дети,

Не боится он у нас

Ничего на свете.

Детям предлагается поупражняться в тренажерном уголке: прыжки на батуте, лазанье по канату и веревочной лестнице, упражнения на гимнастических кольцах и перекладине.

Ведущий.

Сейчас мы чудесами

Всех просто удивим,

Вам фокусы покажет

Известный всем факир.

Взрослый (факир) надевает цветной плащ. Под медленную мелодию дети выполняют упражнения на расслабление и релаксацию (поза - расслабить поясницу и шею - регулирует кровообращение и снимает усталость и напряжение; в положении лежа на спине с закрытыми глазами последовательно расслаблять все группы мышц).

Пока дети отдыхают и восстанавливают дыхание, «факир» показывает какой-нибудь фокус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс утренней коррекционно-оздоровительной гимнастики для детей 5 - 6 лет с ЗПР

Данный комплекс включает в себя упражнения для развития мелкой моторики, элементы логоритмики, корригирующие упражнения, помогающие расслабить снять мышечное и эмоциональное напряжение; упражнения, фо...

гимнастика на ортопедических мячах (фитболах)

Движения в любой форме, адекватные функциональным возможностям, всегда выступают как оздоровительный фактор. Новой, нестандартной формой занятий физическими упражнениями является гимнастика на ортопед...

Коррекционно-оздоровительная гимнастика с элементами йоги с детьми дошкольного возраста.

«Йога – это полный контроль над различными моделями и модификациями нашего сознания» – Свами Шивананда. Он определяет йогу как «гармонию между мыслями, словами и поступками, или, как интеграцию головы...

Открытое занятие по коррекционно-оздоровительной гимнастике

С самого раннего детства нужно уделять большое внимание правильной осанке и развитости мышц малыша. Правильно сформированная грудная клетка, здоровый позвоночник и симметрично развитые мышцы – з...

Рабочая программа Школа мяча "Мой веселый, звонкий мяч"

Примерная рабочая программа Школа мяча "Мой веселый, звонкий мяч", старший дошкольный возраст....

День Мяча «Мой веселый звонкий мяч»

День Мяча «Мой веселый звонкий мяч»...