КОРРЕКЦИОННО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА ОРТОПЕДИЧЕСКИХ МЯЧАХ «Мой веселый, звонкий мяч».
учебно-методический материал по теме

Обследования, проводимые вра­чом-ортопедом городского цен­тра «Здоровье» и инструктором по физической культуре, показывают: многие дети уже в дошкольном возрасте имеют проблемы с опорно-двигатель­ным аппаратом. Большинство этих де­тей малоподвижные или, наоборот, сверхактивные. Они отличаются неус­тойчивой психикой и неразвитыми процессами саморегуляции. Часто бо­леют, имеют низкий уровень физичес­кого развития и, как следствие, слабый мышечно-связочный аппарат.

Одной из форм работы в нашем ДОУ является коррекционно-оздоровителъная гимнастика на ортопедических мячах. Обязательное условие для ее проведения - наличие достаточного количества современного спортивного оборудования (в том числе ортопедиче­ских мячей фирмы «Аконит»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_veselyy_zvonkiy_myach.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

        ПОДГОТОВИЛА:

М.В. СУРОВА

 «Мой веселый, звонкий мяч»

КОРРЕКЦИОННО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА ОРТОПЕДИЧЕСКИХ МЯЧАХ

Обследования, проводимые врачом-ортопедом городского центра «Здоровье» и инструктором по физической культуре, показывают: многие дети уже в дошкольном возрасте имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Большинство этих детей малоподвижные или, наоборот, сверхактивные. Они отличаются неустойчивой психикой и неразвитыми процессами саморегуляции. Часто болеют, имеют низкий уровень физического развития и, как следствие, слабый мышечно-связочный аппарат.

Одной из форм работы в нашем ДОУ является коррекционно-оздоровителъная гимнастика на ортопедических мячах. Обязательное условие для ее проведения - наличие достаточного количества современного спортивного оборудования (в том числе ортопедических мячей фирмы «Аконит»). Организуя занятия, педагогу прежде всего необходимо предоставить ребенку возможность познакомиться с новым для него оборудованием - поиграть с мячами. Следующий этап - надо научить детей садиться и удерживать равновесие на мяче. Это желательно делать отдельно с каждым ребенком, страхуя его сбоку или сзади. Обратите внимание: при посадке на мяч угол между голенью и бедром должен составлять 90 градусов. Продолжительность прыжков на мяче на первых занятиях не должна превышать 2-4 минуты, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины.

Занятия проводятся с подгруппой -8-10 детей. Продолжительность их постепенно увеличивается - от 18-20 до 25-30 минут - в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Темп выполнения упражнений медленный и средний. Важное значение имеет подбор музыкального сопровождения, соответствующего ритму и темпу упражнений.

Коррекционно-оздоровительная работа строится на следующих основных принципах.

•        Доступность - подбор оборудования, упражнений и методов организации занятий в соответствии с возрастом и возможностями детей.

  • Постепенность - от простого к сложному.
  • Повторяемость и систематичность занятий (два раза в неделю).

Предлагаем вашему вниманию структуру коррекционно-оздоровительной гимнастики на мячах.

  1.  Подготовительная часть - разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя. Проводится без мячей, включает
    различные виды ходьбы, бега и музыкально-ритмические движения.
  2.  Основная часть – физическая нагрузка, чередуется с отдыхом и
    расслаблением.
    Включает игры и игровые движения, придающие занятиям
    эмоциональную окраску. Делится на две части:

  •  упражнения сидя на мяче и прыжки - развитие координации движений и выносливости;
  •  упражнения лежа на мяче (на груди, спине) - коррекция осанки и тренировка силовой выносливости мышц.

3. Заключительная часть - расслабление и аутотренинг. Растягивание и расслабление мышц спины. В конце занятия нужно проверить правильность осанки: встать прямо, пятки, голень, ягодицы, плечи, затылок прижать к стене, закрыть глаза и зафиксировать правильную позу на некоторое время.

Представляем примерный набор упражнений с ортопедическими мячами.

Упражнения с мячом в руках

1. И.п. (исходное положение) - о.с. (основная стойка), мяч перед грудью. Подняться на носки, мяч над головой, темп медленный.

2. И.п. - ноги на ширине плеч, мяч над головой. Наклоны в сторону.

  1.  И.п. - о.с, мяч перед грудью. Наклоны вправо, руки вверху над головой, правую ногу на носок.
  2.  И.п. - то же. Наклоны влево, мяч вправо, ноги в полуприседе. Темп средний.
  3.  И.п. - то же. Полуприсед, мяч вверху на выпрямленных руках, выглянуть из-за мяча.
  1.  И.п. - ноги на ширине плеч, мяч внизу. Наклоны вперед, мяч впереди на выпрямленных руках, спину прогнуть.
  2.  И.п. - держать мяч за ручки на выпрямленных руках. Ритмичные удары коленом по мячу.        I

8. И.п. - ноги на ширине плеч, мяч под мышкой. Наклон в сторону мяча, противоположная рука вверху над головой, пятки прижаты к полу (растягивание боковых мышц).

9. Им. - полуприсед, мяч обхватить двумя руками сверху и прижать к коленям. Округлить спину, голову положить на мяч (растягивание мышц спины).

Упражнения сидя на мяче

1. И.п. - сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки к плечам. Покачиваясь на мяче, руки вверх, к плечам, в стороны, к плечам. Темп средний.

  1.  И.п. - то же. Покачиваясь на мяче, поворот головы вправо, правая рука в сторону. Темп медленный.
  2.  И.п. — сидя на мяче, руки на поясе. Движения тазом вперед-назад, из стороны в сторону, круговые вращения.
  3.  И.п. - то же. Поочередное вынесение ног на пятку.
  4. Им. - то же. Поочередное вынесение ног на пятку с одновременным разведением прямых рук в стороны.
  5.  И.п. - сидя на мяче. Вынесение ног на пятку, руками имитируя движения марша.

7. И.п. - сидя на мяче, руки вниз. Прыжком ноги и руки в стороны.

  1.  И.п. - сидя на мяче, одна рука на затылке, другая на бедре. Повороты в сторону поднятой руки, подбородок вверх.
  2.  И.п. - сидя на мяче, руки на поясе. Наклон влево, правую ногу вытянуть на носок, правую руку поднять (над головой).

10.И.п. - сидя на мяче, правая нога вытянута вперед, руки в стороны. Круговые вращения носком ноги, удерживая равновесие. Подбородок приподнять.

Упражнения лежа на мяче

Упражнения в положении лежа на спине выполняются тогда, когда ребенок уверенно выполняет и.п. лежа на спине с опорой на стопу.

  1.  И.п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях, опора на стопу. Откинуть голову назад, руки развести в стороны, мышцы спины расслабить.
  2.  И.п. - лежа на спине, руки за головой. Поднять, опустить плечи, подбородок вверх (упражнение для мышц живота).
  3.  И.п. - лежа на спине. Поднять, опустить плечи с поворотом в сторону (упражнение для косых мышц живота).
  4.  И.п. - лежа на спине, ягодицы опустить чуть вниз, уменьшить угол между голенью и коленом, руки на поясе. Прогнуться в положение «мостик», втянуть ягодицы (упражнение для мышц спины).
  5.   И.п. - лежа на спине. Вытянуть ноги, откатить мяч назад, потянуться за прямыми руками вверх (упражнение для растягивания мышц спины).
  6.   И.п. - лежа на спине. Прогнуться в положение «мостик» и  одновременно вытянуть одну ногу вперед-вверх.
  1.  И.п. - стоя на коленях, лечь живо том на мяч, голову и руки опустить вниз. Упражнение на расслабление мышц спины.
  2. И.п. - лежа на животе, руки и ноги в упоре на полу. Оторвать правую руку от пола, потянуться вперед за рукой (упражнение на удержание равновесия и коррекцию осанки).
  3. И.п. — лежа на животе. Оторвать одну ногу от пола, потянуть ее назад параллельно полу.

10.        И.п. - лежа на животе. Оторвать правую руку и левую ногу от пола, растянуться (упражнение на координацию движения и коррекцию осанки).

11. И.п. - лежа на животе. Поднять плечи вверх, руки развести в стороны, прогнуться в пояснице («самолетик») (упражнение для укрепления мышц спины).

  1.  И.п. - лежа на животе, ноги в упоре, руки за головой. Поднимать и опускать плечи, взгляд перед собой (упражнение для укрепления мышц спины).
  2.  И.п. - лежа на мяче, руки и ноги в упоре. Сделать четыре-шесть шагов руками вперед, ноги прямые (следить за тем, чтобы живот не провисал вниз).
  3.  И.п. - лежа на мяче лицом вниз, мяч на уровне подвздошных костей. Ноги на весу, сгибание и разгибание рук в упоре.
  4.  И.п. - лежа на мяче, упор на коленях, подбородок и руки — на мяче. Покачиваться на мяче вперед—назад, не отрывая колени от пола, расслабиться.

Количество и дозировка предлагаемых упражнений определяются возрастом и физической подготовкой детей.

Конспект занятия «Цирк зажигает огни»

Задачи. Коррекция и профилактика нарушений осанки. Развитие гибкости, выносливости, силы мышц живота и позвоночного столба. Снятие скованности и эмоционального напряжения, создание устойчивого положительного настроя.

Оборудование. Гимнастические и массажные мячи, обручи, зонт с разноцветными лентами.

 Ход занятия Ведущий.

Сюда, сюда скорее -

Здесь будет цирк у нас.

Начнется представление

Веселое сейчас.

Здесь будут акробаты,

Жонглеры, прыгуны.

И все, и все ребята

Увидеть их должны.

Слушайте, слушайте!

Цирк приехал к нам.

Хлопайте, хлопайте

Дорогим гостям.

Звучит марш. Дети строятся в колонну по одному.

Вступительная часть. Разминка «Парад участников представления»

Ходьба спортивным шагом; на носках, руки вытянуты вверх; как «лошадки» — руки вытянуты уздечкой, ходьба с высоким подниманием колен; перестроение из одной колонны в две через середину зала; «силачи» - ходьба на месте с поворотом вокруг себя, руки-рычаги.

ОРУ (стоя в двух колоннах)

«Обезьянки»

Потягивание. Им. — ноги на ширине плеч, руки в стороны, согнуты в локтях, пальцы разведены. / - подняться на носки, руки вверх; 2 - вернуться в и.п.

Наклоны в сторону. И.п. - то же. 1 -наклоны вправо, руки вверх; 2 - и.п.; 3 -наклоны влево, руки вверх; 4 - и.п.

Наклоны к ногам. И.п. — ноги шире плеч, руки на поясе. 1—3 — наклон к правой ноге, руки перед собой, потирают ладошки; 4 - и.п. То же к другой ноге.

«Рыбки»

Приседание (рыбки выныривают из-за камушка). И.п. - о.с, руки внизу. / - присесть, соединить ладони перед грудью; 2—3 — подняться, руки вверх, в сторону, вниз; 4 — и.п.

Перестроение. Перебежать мелким шагом на носках на противоположную сторону; поменяться с партнером местами, держа одну руку над головой, вторую за спиной (плавник).

«Собачки». Бег врассыпную (по команде взрослого остановиться). Показать руками уши, покрутить хвостиком. Повторить бег три-четыре раза (после бега перейти на ходьбу и подойти к своим мячам).

 Основная часть

 Ведущий.

Сейчас мы познакомим вас

С известным силачом,

Он с гирей трехпудовой

Играет, как с мячом.

1.        Берут мяч как гирю, проходят круг друг за другом, отжимая гирю правой и левой рукой.

  1. Сидя  на мяче, упражнение для мышц рук: 1 - руки по диагонали, пальцы сжать в кулак; 2 - руки по диагонали, согнуть в локтях, напрячь; 3 - руки скрестно перед грудью, напрячь; 4 – руки вниз, расслабление.
  2. Сидя на мяче, встать, вытянуться, одну руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, второй рукой держать мяч за ручку.

Ведущий. Реклама ярко светит, Огни кругом горят. Ученые мартышки Детей развеселят.

  1.  Сидя на мяче, «закручивание» туловища. Им. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - правая нога в сторону на носок, поворот влево, хлопок руками; 2 - и.п.; 3-4 - то же в другую сторону.
  2.  Сидя на мяче, наклоны к ногам. И.п. - то же. 1-3 - правую ногу на пятку, наклон к ноге, потереть ладошки; 4 - и.п.; 5 - то же в другую сторону.
  3.  Покачиваясь на мяче, прыжки ноги врозь — вместе. И.п. — сидя на мяче, ноги вместе. Руки согнуты в локтях, пальцы развести и поднять. 1 - прыжком ноги в стороны, руки вверх; 2 - и.п.

Ведущий. А сейчас на смену веселым мартышкам выходят ловкие жонглеры (упражнение выполняется с массажным или резиновым мячом маленького диаметра).

1.  Сжать и разжать мяч вытянутой вперед рукой, то же другой.

  1.  Прокатить мяч по руке (от плеча до кисти), шее (сзади), ноге (от бедра, до носка), животу.
  2.  Подбросить и поймать мяч, сидя на гимнастическом мяче и покачиваясь на нем.

Ведущий. Собачек озорных, Собачек цирковых. Позову-ка их сюда. Посмотрите их, друзья.

  1.  Ползание на четвереньках вокруг мяча, прогнув спину.
  2.  Сидя на мяче, показать уши, покрутить хвостиком  (перемещение мяча вправо-влево).
  3.  Мои дрессированные собачки умеют прыгать из обруча в обруч (на полу выкладывают две цепочки обручей).
  4.  Мои собачки умеют считать. Сколько у собачек ушек? Сколько носиков? Сколько лапок?

Ведущий.

Продолжаем представление

Детям всем на удивление.

На арене выступают

Хорошо подкованные

Кони дрессированные.

Дети выполняют несколько движений, изображая наездников: натянуть вожжи, погонять лошадку, размахивать кнутом над головой; встать с мяча, вытянуться, сесть, покачиваясь на мячах.

Прыжки по залу врассыпную на мячах. По сигналу попрыгать вокруг себя. Вернуться на свои места.

Ведущий.

Наполняю я водой

Арену цирковую,

Плескаться будут здесь

Рыбки озорные.

  1.  Упражнение на дыхание. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1—2- подняться на носки, вдох (ладони перед грудью, поднять вверх); 3-4 - опуститься, выдох (руки через стороны вниз).
  2.  И.п. - лежа на мяче, лицом вниз, ноги в упоре. 1-4 - движение руками - имитация плавания  стилем  «кроль», прогнуть спину.
  3.  И.п. - то же, ладони на уровне груди, голова опущена. 1-2 - поднять плечи, прогнуть спину, посмотреть вверх, руки поднять,   соединив   ладони;   3-4   - вернуться в и.п., руки через стороны вниз.
  4.  Движение ногами в стиле «кроль». И.п. - лежа на животе, упор руками перед грудью.
  5.  Расслабление для груди. И.п. – лежа на животе, упор на коленях, голова и руки свободно лежат на мяче.
  6.  Расслабление для спины. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, упор стопой, руки в стороны, голова и руки расслаблены.
  7.  Упражнение для мышц живота. И.п. - лежа на мяче спиной, ладони на уровне груди, ноги в упоре на стопы. 1 - поднять плечи, голову и руки вверх;        2 -  и.п.

Ведущий (надевает костюм клоунессы):

Здравствуйте, ребята,

Я так люблю веселый цирк,

А еще люблю сюрпризы,

Шутки и смех.

И у меня для вас тоже

Приготовлен сюрприз.

Раз, два, три -

Отвернись и не смотри!

Дети отворачиваются, клоунесса открывает большой зонт с разноцветными лентами и приглашает всех покататься на веселой карусели.

Дети передвигаются прыжками на мячах.

Ведущий. Я хочу объявить следующий номер.

Перед вами акробат,

Посмотрите, дети,

Не боится он у нас

Ничего на свете.

Детям предлагается поупражняться в тренажерном уголке: прыжки на батуте, лазанье по канату и веревочной лестнице, упражнения на гимнастических кольцах и перекладине.

Ведущий.

Сейчас мы чудесами

Всех просто удивим,

Вам фокусы покажет

Известный всем факир.

Взрослый (факир) надевает цветной плащ. Под медленную мелодию дети выполняют упражнения на расслабление и релаксацию (поза - расслабить поясницу и шею - регулирует кровообращение и снимает усталость и напряжение; в положении лежа на спине с закрытыми глазами последовательно расслаблять все группы мышц).

Пока дети отдыхают и восстанавливают дыхание, «факир» показывает какой-нибудь фокус.