Содружество ДОУ и семьи - залог социального благополучия ребенка
статья по теме

Папоян Мария Васильевна

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется сотрудничеству с семьей. Одной из задач, на решение которой направлен ФГОС дошкольного образования, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Сама проблема содружества детского учреждения и семьи не нова. Но сегодня она требует творческого, дифференцированного подхода и к семье, и к детям.

Трудно растить ребенка в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. А ведь каждый ребенок имеет право на компетентное воспитание, на то, чтобы им занимались такие родители, которые в состоянии обеспечить ребенку достаточную степень защищенности и безопасности, необходимые ему для роста и развития. В качестве одного из условий успешного социального развития детей ФГОС дошкольного образования рассматривает организацию взаимодействия с родителями по вопросам образования, вовлечение их в образовательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papoyan_m.v._statya.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

СОДРУЖЕСТВО ДОУ И СЕМЬИ – ЗАЛОГ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА

Папоян М.В., воспитатель

МБДОУ детский сад № 7 г. Апатиты

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется сотрудничеству с семьей. Одной из задач, на решение которой направлен ФГОС дошкольного образования, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Сама проблема содружества детского учреждения и семьи не нова. Но сегодня она требует творческого, дифференцированного подхода и к семье, и к детям.

Трудно растить ребенка в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. А ведь каждый ребенок имеет право на компетентное воспитание, на то, чтобы им занимались такие родители, которые в состоянии обеспечить ребенку достаточную степень защищенности и безопасности, необходимые ему для роста и развития. В качестве одного из условий успешного социального развития детей ФГОС дошкольного образования рассматривает организацию взаимодействия с родителями по вопросам образования, вовлечение их в образовательную деятельность.

В решении задачи объединения усилий дошкольного учреждения и семьи для развития и воспитания детей мною было выделено несколько этапов. Целью первого этапа было установление доверительных отношений с семьей, создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов. В 2012-2013 учебном году предстояла работа с новым коллективом воспитанников в возрасте трех лет и, естественно, родителей. Кроме того, в этот уже сложившийся микромир пришли новички из семьи, из других детских садов, что, конечно, создавало дополнительные трудности. Я с пониманием отнеслась к беспокойству родителей, впервые оставляющих ребенка на попечение незнакомых людей. Чтобы снизить уровень тревожности, в первые дни приглашала их в группу, показывала оборудование предметно-развивающей среды, рассказывала, как дети будут здесь проводить день, чем заниматься, отвечала на вопросы. Родители наблюдали за организацией утренней гимнастики, завтрака, непосредственно образовательной деятельности. Это накладывало на нас, педагогов, дополнительные эмоциональные нагрузки, но зато смягчало период привыкания детей к новым условиям.

Вполне естественно, что на первом этапе – установление контакта – предпочтение было отдано индивидуальной работе с семьей как ключевой. Это посещение семей воспитанников и индивидуальные беседы. С первых дней я стремилась узнать, как мой потенциальный воспитанник живет в семье, что его там окружает, каким образом общение с самыми близкими и родными людьми влияет на его развитие. В беседе с родителями узнавала, к какому режиму дня привык ребенок, какие игрушки у него есть и какие из них любимые, где и как хранятся. Расспрашивала о состоянии здоровья, привычках. О посещениях договаривалась заранее. В часы приема и ухода детей домой систематически делилась с родителями новостями о жизни их детей в детском саду. Беседа о ребенке проводилась индивидуально. Многие папы и мамы предпочитают такую форму работы, поскольку она способствует большей откровенности и доверительности в разговоре. Беседу всегда начинала с сообщений о положительных достижениях ребенка. Так, постепенно изучая семью, беседуя с родителями, завоевывала авторитет, создавала условия для взаимопонимания и доверия.

Таким образом, можно было уже переходить ко второму этапу – формирование установки к сотрудничеству через трансляцию родителям знаний, которые не могли быть полученными в семье, активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. На данном этапе на первый план выходят такие формы работы, как дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения, наглядная пропаганда (информационные стенды, папки-передвижки, ширмы).

Все праздничные мероприятия в группе проводятся вместе с родителями, приглашаются и представители старшего поколения (бабушки, дедушки). Участие в совместных играх и аттракционах, чаепитиях создают атмосферу единения и общности, когда дети стараются для взрослых, а взрослые стремятся порадовать детей. Наши родители очень любят праздники и всегда активно в них участвуют, помогают в подготовке. Они имеют возможность лишний раз убедиться, насколько хорошо ребенок чувствует себя в среде сверстников, какие умения и навыки приобрел, а это дополнительный стимул к желанию сотрудничать с дошкольным учреждением.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Удовлетворить этот интерес помогает стенд для родителей. Наши мамы и папы всегда пристально изучают не только меню, но и информационный листок о содержании непосредственно образовательной деятельности, рисунки своих детей, сравнивают их с другими. Материал для ширм, папок-передвижек, консультаций подбираю, учитывая, во-первых, особенности возраста воспитанников, задачи воспитания и проблемы, которые возникают в процессе работы; во-вторых, образовательный уровень родителей. Следует отметить, что в группе достаточно высокий процент семей, в которых родители имеют высшее образование, в том числе педагогическое, и среднее специальное образование. Кроме того, 60 % семей имеют двух и более детей, т.е. определенный опыт воспитания ребенка у них присутствует. Это дает возможность оформлять материал на более высоком интеллектуальном уровне, использовать специфические термины и понятия, освещать достаточно сложные темы, например: «Помогите ребенку овладеть правильным звукопроизношением», «Формирование правильной осанки», «Как читать книги о природе» и другие.

Когда родители хорошо знают проблемы группы, участвуют во всех мероприятиях, они уже совершенно по-иному оценивают нашу работу и понимают необходимость сотрудничества с дошкольным учреждением, педагогами, так как именно от окружающих ребенка взрослых зависит, как проживет он свое детство, чему научится, какими впечатлениями обогатится.

Оценивая результаты прошлого учебного года можно сказать, что в текущем 2013-2014 учебном году мы находимся на третьем этапе развития нашего сотрудничества – даем родителям возможность проявить и реализовать свою готовность к сотрудничеству. Родители уже способны вести диалог на равных по различным вопросам воспитания детей дошкольного возраста. Формальное общение исчезло. Это показало последнее родительское собрание по проблеме социального благополучия ребенка. Несмотря на традиционность, такая форма работы может быть очень эффективной, если подойти к ней творчески, нестандартно. Предварительно провела анкетирование по теме собрания, вместе с воспитанниками приготовила именные пригласительные билеты. Использование теста, аудиозаписи с высказываниями детей способствовало формированию у родителей элементов «педагогической рефлексии», т. е. умения самокритично оценить себя как воспитателя, посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Участие ребятишек во второй части собрания явилось тем практикумом, где родители закрепили только что полученные знания в общении с ребенком.

Помимо обсуждения и решения проблем воспитания, родители оказывают практическую помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, в проведении различного рода мероприятий (спортивные праздники, досуги, краеведческие экскурсии и походы). Создана творческая группа из числа наиболее активных родителей, которая делится своим опытом семейного воспитания, проводит мастер-классы для родителей по организации семейных вечеров, отдыха на природе, изготовлению поделок.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети стали увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность членов своей семьи. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями; испытывает эмоциональный подъем, желание посещать дошкольное учреждение.

Конечно, возможности родителей использованы не в полном объеме, следовательно, надо искать новые формы и методы работы с семьей, выявлять и пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, укреплять творческий союз, сотрудничество педагогов и родителей, а результат этого содружества – счастливый, социально благополучный ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме круглого стола с родителями группы №3 проведено 23.03.2016. «Взаимодействие с детьми, как залог социального благополучия ребёнка»

Цель: Повышение педагогического мастерства родителей, формирование умения предъявлять результаты своих поступков, овладение искусством общения, формирование умения общаться с детьми; активизировать ст...

Родительское собрание в форме круглого стола с родителями группы «Взаимодействие с детьми, как залог социального благополучия ребёнка»

Цель: Повышение педагогического мастерства родителей, формирование умения предъявлять результаты своих поступков, овладение искусством общения, формирование умения общаться с детьми; активизировать ст...

Родительское собрание в форме круглого стола с родителями группы «Взаимодействие с детьми, как залог социального благополучия ребёнка»

Родительское собрание в форме круглого  столас родителями  группы«Взаимодействие с детьми, как залог социального благополучия ребёнка»...

Презентация для психолога по созданию условий личностного, социального благополучия ребенка с ОВЗ и гармонизации детско-родительских отношений.

Консультация в виде презентации для педагогов-психологов, психологов, работающих в области "Особое детство" по проблеме гармонизации детско-родительских взаимоотношений и созданию условий ли...

«Конфликты в семье и эмоциональное благополучие ребенка»

В консультации говорится о том, что основным условием душевного благополучия ребенка является спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые ...

Закаливание - залог физического, психического и социального благополучия ребенка

Закаливание - система процедур, направленных на повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных воздействий внешней среды. «Здоровье - это состояние полного физического, психиче...