Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшей группы по теме «Зелёная аптека»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Занятие проводилось в рамках реализации проекта "Зеленая аптека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zelyonaya_apteka.docx31.52 КБ
Файл lekarstvennye_rasteniya_-_kopiya.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с использованием ИКТ                                         для детей старшей группы  по теме «Зелёная аптека»

Автор: воспитатель ГБДОУ детский сад №44 Колпинского района Санкт-Петербурга Кузнецова Татьяна Ивановна.

Цель: актуализация представлений детей о лекарственных растениях.

Задачи по реализуемым образовательным областям.

                                                             Социализация:

  • формировать гуманное отношение к живой природе.

Коммуникация:

  • развивать умение вести разговор на заданную тему;
  • закреплять у детей умение отгадывать загадки.

Познание:

  • содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности;
  • учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений;
  • закреплять понимание о взаимосвязи растительного мира и человека.

Безопасность:

  • учить детей отличать лекарственные растения от ядовитых.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация «Лекарственные растения».

Предварительная работа:

  • наблюдение за растениями на участке (особенности строения, отличительные признаки);
  • рассматривание предметных картинок по теме;
  • составление описательных рассказов с опорой на схему;
  • дидактические игры: «Опиши растение», «Сравни два растения», «Раз, два, три — к дереву (кустику) беги!);
  • чтение художественной литературы: Т.Шорыгина «Как скворец себе дом искал» (из книги «Зелёные сказки»), А. Плешаков «Подружись с крапивой», русская народная сказка «Дикие лебеди»; загадывание загадок о растениях;
  • художественное творчество: лепка рельефная «Мать-и мачеха», рисование с элементами аппликации «Одуванчики на лугу»;
  • подвижная игра с речевым сопровождением «Ветер дует нам в лицо», пальчиковая гимнастика «Цветы», комплекс общеразвивающих упражнений «На лесной полянке».

                                              Ход совместной деятельности:

Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений жизнь на планете не существовала бы. Почему? (ответы детей).

Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров — лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Больные животные уходят в лес, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливают. Так и человек стал искать помощи от болезней у растений. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди накапливали знания о лекарственных растениях и передавали их своим потомкам из поколения к поколению, составляя целые тома книг: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться — травами, цветами, ягодами, комнатными растениями и даже деревьями.

Люди сами занимаются сбором трав, цветов, ягод на лугу, в лесу, в поле и даже у себя на даче или в деревне. Знания о лекарственных растениях пригодятся каждому человеку, и вам, ребята, в том числе. В аптеках среди множества современных препаратов также продаются травы, настойки на травах, сиропы, таблетки на травяной основе. Может быть, и ваши бабушки, дедушки, мамы и папы собирали лекарственные растения, а вы им помогали. Давайте попробуем ответить на вопросы:

  • Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?
  • Кто видел в аптеке лекарственные растения?
  • Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?
  • А кто пил чай с лекарственными растениями? (рассказы детей)

А теперь давайте поиграем (проводится игра малой подвижности «Поле пройдём»)

Сегодня мы поговорим о пользе многих растений для человека (слайд №1).

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение (слайд №2):

Все травы-лекари — душица,

И зверобой, и медуница,

И земляника, и черника,

И брусника с голубикой,

Чистотел, полынь, калина,

Лён, календула, крапива…

Травы где найти такие,

Знают жители лесные.

Вот о чём они для нас

Поведут сейчас рассказ.

Весной одной из самых первых начинает свое цветение мать-и-мачеха (слайд №3). Посмотрите, ребята, — на первый взгляд это растение похоже на одуванчик, но если присмотреться внимательно, то мы увидим разницу в строении стеблей, листьев и цветка. Свое название мать-и-мачеха получила из-за особенностей листа: нижняя часть у него мягкая и пушистая, как ласковая мама, а верхняя — гладкая и холодная, словно мачеха. В аптеках продаются засушенные листья и цветы этого растения, их отвар используется для лечения кашля, а также настоем листьев можно полоскать горло, а сок закапывать в нос при насморке. Собирать и заготавливать листья и цветы мать-и-мачехи можно весной, в апреле и мае.

Ребята, отгадайте загадку о следующем растении:

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог (подорожник).

Молодцы, всё правильно, ответ вы видите на экране (слайд №4). Интересно, почему он так называется? (ответы детей). Да, подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, корни надежно укрепляются в почве, стебелек с соцветием тоже жесткий и упругий. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник — великий путешественник. Приклеившись к обуви людей, его семена легко перебираются в другие места и прорастают. Подорожник называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку, то нужно найти лист подорожника, очистить его от пыли, немного поцарапать или помять, чтобы выделился сок, и приложить к ране. Ещё люди с давних пор использовали сок и настой подорожника при простудах и болях в желудке. Собирают листья подорожника в июне. Ребята, а кому из вас уже приходилось использовать подорожник и в каких случаях? (рассказы детей).

О каком растении говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива (слайд №5). Но почему же всё-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок — как игла крошечного шприца. Внутри волосков  едкая жидкость. Дотронулся — получай уколы. Листья крапивы богаты разными витаминами и другими полезными веществами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. Послушайте об этом рассказ.

Подружись с крапивой.

— Сегодня на обед будут крапивные щи, — объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.

— Крапивные?

— Да, да, — подтвердила бабушка. — А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы… Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.                         (А. Плешаков)

Да, людям есть за что благодарить крапиву, Много лет назад врачи писали: «Берём сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит». Крапива убивает микробы, останавливает кровотечение и укрепляет волосы. Собирают крапиву летом, когда она цветёт, в июне-июле.

Следующее растение вы все хорошо знаете. Оно радует нас своим цветением с весны и до самой осени.

                                                        Отгадайте загадку:

                                                        Носит этот мальчик

                                                       Желтый сарафанчик.

                                                        Подрастет — нарядится

                                                        В беленькое платьице —

                                                        Легкое, воздушное,

                                                        Ветерку послушное.

Угадали? И одуванчик тоже лекарственное растение (слайд №6), его корни служат для улучшения аппетита и лечения суставов. Собирать его можно в апреле-мае.

Посмотрите на это нарядное травянистое растение с жёлтыми цветочками (слайд №7). Это зверобой, он может расти в лесу и на лугу. Стебли, листья и цветы зверобоя используют для лечения ран и ожогов, а лосьон из цветов зверобоя помогает при лечении глаз кошек и собак. Собирать и заготавливать это растение можно в течение всего лета во время цветения.

Воспитатель предлагает детям сложить ладони «бутончиком», проводится пальчиковая игра «Цветы» с имитацией движений лепестков:

Наши нежные цветки раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши милые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

У нас на участке есть куст с такими нежными и ароматными цветами, но понюхать их непросто — мешают шипы. Догадались? Правильно, шиповник (слайд №8). Он может расти в городе и в деревне, в парке и на даче. Осенью созревают ягоды шиповника, их собирают и сушат, чтобы заваривать чай. В аптеках можно купить ягоды, сироп и масло шиповника. Люди с помощью шиповника укрепляют организм.

Боярышник тоже может расти в разных местах (слайд №9).  Целебные свойства этого куста с резными листочками и яркими ягодами давно известны людям. Осенью ягоды боярышника собирают, высушивают и используют для приготовления настойки, отваров и даже таблеток. Эти средства успокаивают и улучшают работу сердца.

Ребята, посмотрите, какие интересные листья у этого растения (слайд №10). Этих узеньких листочков так много, что их невозможно сосчитать, поэтому растение и называется тысячелистник. Первыми эту траву обнаружили в лесу дикие животные и использовали её при болях в желудке. Затем их примеру последовали люди. Для приготовления лекарственных средств тысячелистник заготавливают в июне, июле и августе.

И снова — загадка для вас. Послушайте:

Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Мы домой ее возьмем
И на стол поставим.
Если вдруг мы прихворнем -
Мы ее заварим.
(
Ромашка)

Правильно, ребята, это ромашка (слайд №11). Вы все её видели во время прогулок в парк или в лес, она радует нас своей красотой, цветёт всё лето и даже в начале осени. В аптеке всегда можно купить засушенные цветки ромашки, которые помогают людям избавиться от многих проблем. Ромашка помогает вылечить больное горло при полоскании отваром, а также делает кожу рук нежной и гладкой, а волосам придаёт золотистый цвет, если добавить её при изготовлении крема или шампуня.

Весной мы с вами высаживаем на клумбу, летом любуемся красотой ярких оранжевых цветков, а осенью собираем семена ещё одного лекарственного растения. Давайте вспомним, как оно называется. Правильно, это календула, или ноготки (слайд №12). Она тоже используется для полоскания горла при ангине, а также для изготовления крема для рук и шампуня.

В лесу и на лугу растет трава с яркими жёлтыми цветками — чистотел (слайд №13). Своё название он  получил из-за того, что помогает людям избавиться от бородавок и пятен на коже.

Ребята, давайте вспомним все лекарственные растения, о которых мы знали раньше и узнали сегодня и поиграем в игру «Вспоминай, быстро называй».

Дети выстраиваются в одну шеренгу. Тот, кто правильно называет лекарственное растение, делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто назвал больше всего растений и оказался впереди всех.

Воспитатель предлагает детям познакомиться с правилами сбора лекарственных растений (слайд №13):

  • Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и другие).
  •  Сбор лекарственных растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
  •  Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог.
  •  При сборе растений укладывать их в широкую корзину, не мять их, иначе выделится сок.
  •  Сушить растения не на солнце, а в тени.
  •  Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем.
  •  Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу.

ВСЕ СВОИ СОКРОВИЩА ПРИРОДА ОТДАЁТ ЧЕЛОВЕКУ И ЗА ВСЁ ПРОСИТ ТОЛЬКО ОДНОГО: БЕРЕЧЬ ЕЁ!

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором расположен поднос с размещенными на нем яйцами из «Киндер-сюрпризов». Каждое яйцо пронумеровано, наполнено разными сушеными лекарственными растениями и имеет несколько отверстий. Проводится дидактическая игра «Узнай по запаху»: дети поочередно нюхают, а затем раскладывают иллюстрации растений рядом с соответствующей цифрой. Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание, за внимание и активность и вручает всем эмблемы «Зелёная планета».

Литература:

  1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». ТЦ «Учитель», Воронеж, 2002г.
  2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология». ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004г.
  3. Нищева Н. В. «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду». ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2013г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ Презентацию подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №44 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга Кузнецова Татьяна Ивановна

Слайд 3

МАТЬ-И-МАЧЕХА ОТВАРОМ ЛЕЧАТ КАШЕЛЬ, СОК ЗАКАПЫВАЮТ В НОС ПРИ НАСМОРКЕ

Слайд 4

ПОДОРОЖНИК ЛИСТЬЯ ОСТАНАВЛИВАЮТ КРОВОТЕЧЕНИЕ, ОТВАРЫ И МИКСТУРЫ ЛЕЧАТ КАШЕЛЬ

Слайд 5

КРАПИВА УКРЕПЛЯЕТ ВОЛОСЫ, ЛЕЧИТ КАШЕЛЬ, ОСТАНАВЛИВАЕТ КРОВОТЕЧЕНИЕ

Слайд 6

ОДУВАНЧИК ЛЕЧИТ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ, УЛУЧШАЕТ АППЕТИТ, ЛЕЧИТ СУСТАВЫ

Слайд 7

ЗВЕРОБОЙ ПРИДАЁТ СИЛЫ, ЗАЖИВЛЯЕТ ОЖОГИ, ПОМОГАЕТ УХАЖИВАТЬ ЗА ЧИСТОТОЙ ГЛАЗ СОБАК И КОШЕК

Слайд 8

ШИПОВНИК УКРЕПЛЯЕТ ОРГАНИЗМ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Слайд 9

БОЯРЫШНИК УЛУЧШАЕТ РАБОТУ СЕРДЦА, УСПОКАИВАЕТ

Слайд 10

ТЫСЯЧЕЛИСТНИК ПОМОГАЕТ ПРИ БОЛЯХ В ЖЕЛУДКЕ

Слайд 11

РОМАШКА ПОМОГАЕТ ВЫЛЕЧИТЬ БОЛЬНОЕ ГОРЛО, ДЕЛАЕТ КОЖУ РУК НЕЖНОЙ И ГЛАДКОЙ, А ВОЛОСАМ ПРИДАЁТ ЗОЛОТИСТЫЙ ЦВЕТ.

Слайд 12

КАЛЕНДУЛА (НОГОТКИ) ОТВАР ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРИ АНГИНЕ ДЛЯ ПОЛОСКАНИЯ ГОРЛА

Слайд 13

ЧИСТОТЕЛ ПОМОГАЕТ УДАЛЯТЬ ПЯТНА НА КОЖЕ И БОРОДАВКИ

Слайд 14

ПРАВИЛА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ Хорошо знать лекарственные растения и отличать их о т ядовитых (вороний глаз и другие). 2. Сбор лекарственных растений производится в сухую п огоду, лучше утром, когда высохнет роса. 3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. 4. При сборе растений укладывать их в широкую корзину, не мять их, и наче выделится сок. 5. Сушить растения не на солнце, а в тени. 6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем. 7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. -ВСЕ СВОИ СОКРОВИЩА ПРИРОДА ОТДАЁТ ЧЕЛОВЕКУ И ЗА ВСЁ ПРОСИТ ТОЛЬКО ОДНОГО: БЕРЕЧЬ ЕЁ!