Картотека подвижных игр
картотека (старшая группа) на тему

Пилипенко Марина Владимировна

В данной картотеке представлены давно забытые старинные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_iz_stariny.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

                      Прятки

                                                                                          Искалки

Один из играющих — водящий, он поворачивается лицом к дереву и закрывает глаза. Остальные участники прячутся, а водящий поёт:

Я считаю до пяти,

Кто не схоронился,

Не могу до десяти:

Я не виноват,

Раз, два, три, четыре, пять,

Я иду искать!

Я иду искать!

Корыто, корыто,

Корыто, корыто,

Мои глаза открыты!
          Мои глаза закрыты!

Как только водящий заканчивает песенный припев, он открывает глаза и идёт искать спрятавшихся. Если ему долго не удаётся найти кого-либо из ребят, он говорит:

Утки, утки,

Ещё три минутки!

Когда водящий находит первого из спрятавшихся участников, он кричит:

Первая курица,

Первая жмурится!

Затем бежит к тому месту, где стоял с закрытыми глазами, чтобы коснуться дерева. Если спрятавшийся его обгонит и первым прибежит к дереву, то говорит: "Тук-тук, я в домике!" Это означает, что водящему он не будет засчитан.

Прятанцы

На игровой площадке очерчивается "дом". Выбранный детьми водящий встаёт около "дома", закрывает ладонями глаза, ждёт пока все спрячутся, и припевает:

Топор, топор, сиди, как вор,

И не выглядывай во двор.

Пила, пила,

Лети, как стрела.

Раз, два — не воронь,

Найдешь — не тронь!

Если кто-то из детей не успевает спрятаться, он кричит:

Не пора, не пора,

Не закопана дыра!

Тогда водящий снова повторяет песенный припев и идёт искать спрятавшихся детей. Каждого найденного он громко называет по имени, тот быстро выбегает из укрытия и бежит к "дому", водящий его догоняет и старается запятнать. Запятнанный игрок становится водящим. Но если найденный игрок успевает добежать до "дома" незапятнанным, водящий продолжает искать остальных спрятавшихся

                        В коны

Дети сговариваются играть в прятки. По считалке выбирается водящий. Он отворачивается, закрывает лицо руками и поёт:

Тай, тай, налетай,

Тому по коням.

Кто в прятки — играй.

Кто за мной стоит —

Кто по серединке —

Тот в огне горит.

Тому по золотинке.

Кто на месте кашу варит —

Кто по бокам —

Тот четыре кона вадит!

Закончив исполнять песенный припев, водящий идёт искать спрятавшихся детей. Кого первого найдет, с тем бежит наперегонки в условленное место. Если водящий прибегает первым, то меняется ролями с проигравшим. Если не успевает, то повторно исполняет игровой припев, и разрешает обогнавшему его игроку снова спрятаться.

                   

Двенадцать палочек

Играющие кладут на камень дощечку. На её конец, опущенный на землю, укладывают двенадцать палочек. Потом встают в тесный кружок, один из игроков выходит на середину и приговаривает:

    Прилетела к нам галочка,        

     Палочка-выручалочка,

   Стала по травке ходить.        

     Кому из нас водить?

  По считалке выбирают водильщика.

Затем один из игроков ударяет ногой по приподнятому концу дощечки, и палочки разлетаются в разные стороны. Пока водилыцик собирает палочки, все разбегаются и прячутся. Собрав палочки, водильщик произносит нараспев слова:

Пора, не пора —

Убегайте со двора!

Кто не спрятался,

Кричите — ура!

Затем идёт искать спрятавшихся детей. Если он долго не может найти, то ему кричат "Каши дома не варить, а по городу ходить!" Найденный водильшиком участник из игры выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока он не найдет всех спрятавшихся.

В сыщика

Играющие выбирают водящего — сыщика. Он закрывает глаза, а остальные участники прячутся. Затем сыщик идёт искать, и как только увидит одного из спрятавшихся игроков, показывает на него рукой и припевает:

Раз, два, три,
Пойман ты!
Убегаешь, не играешь,
Никого не выручаешь!

Если найденный игрок не успевает за время произнесения этих слов прибежать к месту, где стоял с закрытыми глазами сыщик, то он помогает ему искать остальных спрятавшихся.

               Казаки-разбойники

Дети делятся на две равные команды, одни — казаки, другие — разбойники. Казаки из г»: та рядов выбирают есаула, а разбойники — атамана. Они переговариваются между собой:

  • Мы казаки, смелы!
  • Мы разбойники, храбры!
  • Будем, будем воевать!
  • Будем, будем побеждать!

Разбойники убегают и прячутся. Казаки их ищут и ловят. Пойманных отводят в условленное место — острог. Когда казаки переловят всех разбойников, есаул и атаман меряются силой. Это происходит так: на земле проводится черта. Есаул и атаман садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту. Если побеждает атаман, разбойники освобождаются, а если есаул, то разбойников судят, приговаривая выполнять различные поручения: бежать, присев на корточки, или нести один другого на спине.

                       Водяной

По считалке выбирается водяной. Ему надвигают шапку на глаза, ведут вокруг него хоровод и поют:

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выйди на минуточку,

Поиграем в шуточку!

или

Дедушка водяной,

Что спишь под водой?

Выйди на улку

На одну минутку —

Козлят напоить,

Молочком угостить!

Исполнив песню, дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Тут же все игроки останавливаются и замирают. Водяной ходит, вытягивая вперед руги, и старается кого-нибудь коснуться. Кого он запятнает, тот становится новым водяным, и игра повторяется.

              Чурилки

Играющие выбирают двоих, одному завязывают глаза, другому дают бубенцы (или колокольчик). Затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Позолочены концы!

Кто на бубенцах играет —

Того жмурка не поймает!

После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в хороводном кругу, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка его поймает (называется "зачурить»)  их меняют другие участники, и игра продолжается.

Бубенчики

Участники игры рисуют на земле четырёхугольник, по углам и в середине устанавливают  по деревянному чурбачку. Водящего ставят спиной к чурбачку в центре и завязывают платком глаза. Ему поют:

Колокольцы-бубенцы,

Раззвонились удальцы:

 Диги-диги-диги-дон!

Отгадай, откуда звон?

Другому играющему дают бубенчик и ставят у одного из чурбачков. Он должен перебегать  от чурбачка к чурбачку, а водящий по звуку бубенчика его ловить.

                  В салки

По считалке выбирается салка. От него все убегают, при этом поют:

Салка, салка,

Дай колбаски.

Я не ел —

До самой Пасхи!

Кого салка первого поймает или коснётся рукой (называется "зачкалить"), тот игрок становится новым салкой, и игра повторяется.

Выручалки

Играющие делятся на две команды. Одна команда догоняет другую. Кого осалят, тот останавливается, расставляет ноги, вытягивает в стороны руки и припевает:

Чай,чай,

Выручай!

Чай, чай,

Выручай!

или

Первый чур —

Гоняет кур,

А другой —

Людей!

Если из команды убегающих кто-нибудь коснётся руки стоящего игрока и пролезет под его ногами, то осаленный считается освобождённым и опять убегает. Играют, пока одна команда не осалит всех участников другой.

Комарики-мошки

Водящий даёт одному из играющих ребят завязанный в узел платок. Участники становятся вокруг водящего, и он припевает:

Комарики-мошки,

Тоненькие ножки,

Пляшут по дорожке.

Близко ночь,

Улетайте прочь!

После слов: "Улетайте прочь!" — все участники разбегаются. Водящий догоняет игрока  с платком, старается коснуться его плеча и забрать платок. В момент преследования игрок с платком видит, что его настигает водящий, быстро передаёт платок товарищу, тот — следующему и т. д. Если водящий поймает игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: спеть песню, сплясать, проскакать на одной ноге, сделать мостик. После этого он становится водящим, и игра продолжается.

              Сантики-фантики

Играющие становятся в круг. Один из детей отгадывальщик. Он отходит в сторону и отворачивается. Все поют:

Сантики-фантики,

Лим-па-по!

Сантики-фантики,

Лим-па-по!

Во время исполнения этих слов один из детей, стоящих в кругу, показывает фигуры, а все их повторяют. После этого отгадывальщик поворачивается к играющим. Он входит в круг и пытается отгадать того участника, кто показывал фигуры (игроки мимикой лица, глазами, подсказывают ему). Если отгадывает, то меняется местами с тем, кто их показывал, а если нет, то игра повторяется.

В серединку – на резинку

Двое играющих натягивают ногами резинку, зашитую в круг. Остальные игроки поочередно прыгают, как через резинку, так и на неё. Высота натяжения резинки постоянно меняется, в зависимости от сложности выполняемых прыжков. Меняются и виды фигур. Выполняя некоторые прыжки, припевают:

В серединку —

На резинку

По бокам сужать,

В серединку вылетать

И опять скакать. каждая фигура прыжков имеет своё название, например: "первый-смелый", "второй-плохой", "третий-верный",  "четвёртый-гордый", "пятый-проклятый", "шестые-немые". "седьмые-глухие", "восьмые-скупые", "девятые-пузатые", "десятые-богатые".

           Тише едешь, дальше будешь

Играющие выбирают водящего. На расстоянии 10-15 шагов от него на земле проводят черту. Водящий от черты отворачивается. Остальные игроки встают вокруг него. Водящий напевно скандирует слова:

Побежали, побежали, побежали!

Тише едешь, дальше будешь,

Как уедешь — не забудешь,

Стоп!

Пока водящий произносит слова, стоящие рядом с ним игроки спиной бегут к черте. Со словом: "Стоп!" — останавливаются. Водящий к ним поворачивается. Кто сумел достичь черты, тот в игре не участвует. Водяший делает несколько прыжков на двух ногах или одной ноге и старается кого-либо "тяпнуть", то есть коснуться рукой. Кого водящий "тяпает", тот идёт "шарить" — продолжать игру.

Нередко играют по-другому. Ведущий стоит на определённом расстоянии от ребят и говорит: "Тише едешь — дальше будешь, к станции быстрей прибудешь!" После этих слов, ребята идут шагом. Ведущий говорит: "Стоп!" Кто не успел остановиться вовремя, тот делает шаг назад. Потом ведущий снова повторяет: "Тише едешь — дальше будешь, к станции быстрей прибудешь!" Задача играющих — продвинуться вперёд, пока ведущий  произносит слова игрового припева, а конечная цель — дотронуться до его плеча.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)

Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....

Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:

Подвижные игры с использованием математических задач...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)

В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)

В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....