Обобщение опыта работы по теме " Формирование у младших дошкольников правил безопасного поведения через различные виды деятельности".
материал (младшая группа) по теме

пащенко светлана николаевна

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей через обучение сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.odt52.33 КБ

Предварительный просмотр:

Пащенко Светлана Николаевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 25 станицы Кавказской

Обобщение опыта работы по теме:

Формирование у младших дошкольников правил безопасного поведения

через различные виды деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

1.       Литературный обзор состояния вопроса.

  1.           1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

          1.2. История изучения темы педагогического опыта в

              образовательном учреждении и муниципальном образовании.

          1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

2.       Психолого — педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

3.       Педагогический опыт.

  1.            3.1. Описание основных моментов и методик, используемых в представляемом опыте.

           - Безопасный дом;

           - Воспитываем грамотного участника дорожного движения;

  •            - Пожарная безопасность;

           - Ребенок и природа;

           - Ребенок и другие люди.

  1.            3.2. Актуальность педагогического опыта.

           3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

           3.4. Результативность педагогического опыта.

           3.5. Инновационность представляемого педагогического опыта.

           3.6.  Технологичность представляемого педагогического опыта.

           3.7. Описание основных элементов представляемого

             педагогического опыта.

4.      Выводы.

5.      Список используемой литературы и интернет-ресурсов.

1. Литературный обзор вопроса

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

 Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

        Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

        Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.

        Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

        Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

        Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

            С 1991 года во всех образовательных учреждениях России начала формироваться новая образовательная область «Безопасность жизнедеятельности», в центре которой находился человек, как самоцель развития общества. Образовательная и воспитательная область «Безопасность жизнедеятельности» создавалась на основе нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности : «Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 10.01.2000 года», « Военная доктрина РФ от 21.04 2000 3 706»,» О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 26.12. 1997», Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе от 06.05.1998 года, «О физической культуре и спорте от 13.01. 1999 года», « О пожарной безопасности», «О безопасности движения 2000 – 2003 гг», а также на основе накопленного в стране опыта обеспечения безопасности человека в повседневной жизни, в процессе его трудовой деятельности, в различных опасных  и чрезвычайных  ситуациях.

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану их жизни и здоровья.

Лозунг «Берегите ребёнка», под которым Екатерина II в 1764 г. издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребёнка, должен и сегодня стать руководством к действию многих организаций страны, особенно для воспитателей и учителей общеобразовательных учреждений.

        В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение находила в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания.

        В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду». Исследования В.М. Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале  "Школьное воспитание" публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М. Федяевской, позже были дополнены Э.Я. Степаненковой, М.Ф. Филенко и другими.

          В  воспитания детей того времени значительное место стали занимать вопросы  здорового образа жизни, гигиена труда, привития  санитарно – гигиенических  навыков и навыков безопасного поведения.

К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и , давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

        В 1960-1980-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они незнакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении (Л.Г. Качан).

        Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А.Алексеенко, В.С.Белов, А.С.Вернадский, А.В.Гостюшин, В.А.Левицкий, М.В.Ломоносов, О.Н.Русак, И.М.Сеченов и др.).

        Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности.  В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.В.Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности.

        В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь воспитателю решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему воспитания безопасного поведения детей.

  1. 1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида № 25 станицы Кавказская  муниципального образования Кавказский район введено в эксплуатацию в 2008 году.  В настоящее время детский сад расположен в двух зданиях.

        Цель и задачи деятельности МБДОУ д/с-о/в № 25 по реализации Основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, реализуемой программой - ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г. Приоритетного направления - физического развития дошкольников с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Обеспечение безопасности детей — проблема, в которой задействованы все стороны воспитательного процесса (педагоги, родители, дети, общество).

 В нашем детском саду спланированы и реализуется система мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников, по обеспечению безопасности детей на дорогах и улицах станицы, пожарной и антитеррористической безопасности - оздоровительных и физкультурных мероприятий, нацеленных на формирование у детей мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни, используются различные средства физического воспитания в комплексе: рациональный режим, полноценное питание, закаливание, соответствующая возрасту детей двигательная нагрузка. Обеспечивается баланс между непосредственно-образовательной деятельностью и временем, отведенным на самостоятельную игровую деятельность детей, в образовательный процесс включены здоровьесберегающие технологии (дыхательные упражнения, оздоровительные минутки, эмоциональные этюды и т.д.)

Знания о безопасном и здоровом образе жизни формируется у детей на специальных занятиях и интегрированы в различные виды деятельности. В настоящее время педагогический коллектив активно продолжает работу по безопасности жизнедеятельности, направленное на подготовку детей к активной и безопасной жизненной позиции в дальнейшем.

1. 3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Опасность (по мнению С.И.Ожегова) — это способность вызывать, причинить какой-нибудь вред, несчастье.

        Опасность — это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека.

        Признаками, определяющими опасность, являются:

- угроза для жизни;

- возможность нанесения ущерба здоровью;

- нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:

 - Опасности дома;

 - Опасности на дороге и улице;

 - Опасности на природе;

  •  - Опасности в общении с незнакомыми людьми.

Здоровье—естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая.

Здоровье сохраняющие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма ребенка, формирование двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития.

Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Он выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Он может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Метод наблюдения  – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.

ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

А также ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Из СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ использовали в своей работы следующие:

- Рассказы воспитателя.

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями

- Рассказы детей.

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

- Беседы.

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

    В группе на момент начала работы было 22 ребенка младшего дошкольного возраста: 8 мальчиков и 14 девочек. Из многодетных семей 7 детей, из неполных семей – 9 детей.  В большинстве своем родители детей данной группы являются молодыми родителями. Средний возраст – 25лет. Большинство родителей имеют высшее образование (57 %), среднее и другое образование – 43%.

Большинство родителей работают. Не работает 9 человек (отпуск по уходу за ребенком, временно не работающие, домохозяйки).

Изначально работа с родителями велась с целью помочь всем детям группы адаптироваться к детскому саду. Далее, работая на группе, мною была поставлена задача установить взаимодействие с родителями с целью создания единого образовательного пространства, способствующего наиболее полному и разностороннему развитию и воспитанию детей.

        Работая на группе, я  заметила, что у детей нет достаточных знаний об окружающем мире и социальной действительности. Анкетирование родителей детей, посещающих детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как обучать детей безопасному поведению, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадешь, посиди»), даже от здорового соперничества в подвижных играх.

В группе царит доброжелательность и дружелюбная атмосфера. Бывали случаи негативного отношения детей к некоторым воспитанникам. Путем многочисленных отдельных бесед с родителями, а также с ребятами, конфликты постепенно сведены к минимуму, а потом и вовсе исчезли.  Взаимоотношения между детьми стали ровные, спокойные.

 На занятиях дети внимательны, добросовестно относятся к выполнению полученных заданий. У ребят привито бережное отношение к труду. Воспитанники понимают ценность труда, в основном добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебных пособий.

Воспитанники проявляют активность и творчество в проведении различного рода мероприятий. Дети в основном доброжелательны друг к другу. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты.

Большинство ребят умеют самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы. Отношения в группе между мальчиками и девочками – дружеские.

 У большинства дошкольников осознанная дисциплина, они умеют руководить и подчиняться. Внимание, доброта и забота взрослых вызывают появление адекватных чувств и отношений со стороны детей.

Ребята активно участвуют в праздниках и досуговых мероприятиях различного уровня. Родители стали принимать активное участие в их проведении.

Итак, в целом коллектив группы целеустремлен, активно участвует в общественной деятельности, включается в предложенную работу. В коллективе есть деловое сотрудничество, взаимопонимание, ответственность каждого за себя и за весь коллектив.

  1. 3. Педагогический опыт.
  1.      Целью моей работы является формирование у детей младшего дошкольного возраста сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих  в различных жизненных ситуациях.

В процессе работы решались следующие задачи:

- Сформировать у детей знания осознанно заботиться о своем здоровье, бережно относиться к себе, соблюдать гигиену;

- Сформировать у детей знания безопасного поведения в общении с незнакомыми людьми

- Сформировать у детей знания безопасного поведения в быту;

- Сформировать у детей знания безопасного поведения в природе;

- Сформировать у детей знания безопасного поведения на улице;

  • - Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах безопасности детей.

   Работа  проводилась системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течение дня.

3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

        Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности.

         Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений. Ведь ребенок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского учреждения воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.

В настоящее время для реализации этой задачи в ДОУ предлагается множество вариативных программ развития и воспитания детей:

 «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина);

· «Программа от рождения до школы» ( под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

·«Программа воспитания и обучения в детском саду» (авторский коллектив под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой);

·«Детство»(авторы В.И Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина);

·«Радуга» (авторы Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик, Е.В.Солошева);

· «Развитие» (Л.А.Венгер, о.М.Дьяченко,Н.С.Варенцова);

· «Школа здорового человека»(авторы Г.И. Кулик, Н.Н.Сергиенко)

и многие другие.

        В современных условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают свою работу в соответствии с новыми нормативными актами (федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы).  В связи с введением федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе разработаны формы образовательной деятельности по реализации данной области.

           Цель образовательной области «Физическое развитие»: формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни, предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

   Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

1.Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

2.Развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

3.Воспитание грамотного участника дорожного движения;

4.Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих принципов:

1.Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей упирается на уже освоенное в предыдущем);

2. Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

3.Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.)

4. Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

5.Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

6.Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

После определения тематики, целей и задач встает вопрос: « С чего начать?»

1 этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными и практическими действиями.

         Безопасный дом

Дом – это то место, где ребенок впервые знакомится с окружающим миром. Именно в стенах дома ребенок начинает ползать, ходить, знакомиться с предметами ближайшего окружения, используя различные анализаторы.                                 И именно дома маленький ребенок узнает, что же такое безопасность, что можно, а что брать небезопасно. Впервые попробовав горячий суп - малыш дует на все остальные, ударившись о спинку стула – обходит этот стул стороной.                            В детском саду закрепляются основы безопасности в доме, проводятся беседы о том, что, даже находясь дома, ребенок может подвергаться опасности со стороны предметов домашнего быта, которые делятся на три основные группы:

1. Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы и т. п.) ;

2. Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож) ;

3. Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты и пр.) .

        Очень важно, чтобы дети усвоили, что некоторыми  предметами  могут пользоваться только взрослые. Здесь, как никогда, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам.         Прямые запреты обязательно должны дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, "Кошкин дом "С. Маршака, играми-драматизациями).                                                                            Безопасность в доме напрямую связанна с предметами, которые нас окружают, и с материалами, из которых они изготовлены. Именно в познавательной деятельности дети знакомятся со свойствами и качествами стекла, дерева, железа и другими материалами. Малыши понимают, что с предметами из стекла следует обращаться бережно и осторожно. А что бы избежать неприятностей, такие опасные предметы брать только с разрешения взрослого.                                                                                                                                        Особенно обращаем внимание на тему «Осторожно, лекарства!». Современная аптечная продукция отличается таким привлекательным внешним видом, которая как магнит притягивает не только дошколят, но и детей постарше.  Знания закрепляем в сюжетно-ролевых , дидактических , словесных играх.

          Воспитываем грамотного участника дорожного движения.                               Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь. Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ.                                                                                                  При обучении детей правилами поведения на улицах и дорогах наиболее широко используются объяснительно-иллюстративные методы: беседы, дидактически игры, рассказы, чтение художественных произведений,  рисование, лепка, аппликация.                                                                                   Важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми дошкольного возраста помогает добиться поставленных целей.                                                    Дошкольники и дети младшего школьного возраста наиболее часто попадают в дорожно-транспортные происшествия в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной системы. Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление играть в любых ситуациях, неумение быстро оценить обстановку или принять правильное решение, недостаточные знания об источниках повышенной опасности могут привести к печальным последствиям.  Нет у младших школьников также и знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств. Например, ребенку трудно осознать, что реальная машина в действительности не может остановиться также мгновенно, как игрушечная. Разделение игровых и реальных условий происходит у детей постепенно, особенно интенсивным и планомерным этот процесс становиться во время обучения в школе.          Социальная острота проблемы детского дорожно-транспортного травматизма диктует необходимость активизации деятельности дошкольных образовательных учреждений, разработки и внедрения инновационных программ профилактики ДДТТ, организации обучения и воспитания дошкольников, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.

                             Пожарная безопасность. 

             Известно, что во время чрезвычайных ситуациях ребенку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол, вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь… Пожары часто возникают и из-за детских шалостей: природная любознательность малышей порой приводит их играм со спичками, бытовыми электроприборами, легковоспламеняющими материалами.                                                                                    Задача взрослых – дать каждому ребенку основные понятия пожароопасных ситуаций, познакомить с правилами поведения при пожаре.

          Формы проведения профилактической работы по пожарной безопасности разнообразны:  беседы, рассматривание иллюстраций и беседы по ним, использование художественных произведений, чтение и заучивание стихотворений, обыгрывание сценок, создание специальных игровых ситуаций, игры-драматизации, просмотр спектаклей и сценок и т.д.                                                             Конечно, воспитание бдительного и готового адекватно среагировать гражданина в чрезвычайных происшествиях надо готовить с детства. Этим мы в нашем детском саду и занимаемся.

Задачи:

-  Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров; объяснить, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.

-  Знакомить с назначением бытовых приборов их пользой, учить безопасному обращению с ними.

-  Формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов.

-  Познакомить с правилами поведения при пожаре.

-  Убедить выучить важную информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес), номер пожарной службы.

-  Знакомить с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных.

-  Углублять и расширять знания об охране жизни людей.

-  Формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение.

-  Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

          Одним из методов обучения являются  учения по пожарной безопасности.  Такие учения по эвакуации в случае возникновения пожара в нашем саду проводятся ежемесячно. По сигналу сирены воспитатель и все дети спокойно выходят  из здания в безопасное место. Наши дети прекрасно справляются с заданием и укладываются во время.

                           Ребенок и природа.

        Нашим детям мы рассказываем о взаимосвязи человека с природой, чтобы они поняли главное: Земля - наш общий дом, а человек - часть природы.  О том, что нужно беречь, охранять и заботиться о лесах, реках, морях, животных, птицах. Не загрязнять почву, водоемы.                                                        Актуальным аспектом обеспечения комплексной безопасности является организация здорового безопасного питания.                                                   Выполнять требования взрослых мыть фрукты, овощи, руки перед едой, не пить воду из грязных источников, здесь уместно использовать сказку о "Сестрице Аленушке и братце Иванушке", которая помогает детям осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.                                                                                                       

        Учим детей бережному отношению к природе (не обижать муравьев, кормить птиц зимой, не ломать ветки и т. п.) . А вместе с тем учим детей понимать, не всякое насекомое безопасно для человека. Даже безопасный укус муравья или пчелы для некоторых людей может привести к неприятным последствиям: отеку, покраснению и другим аллергическим реакциям.

        Рассказываем детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями используем альбом с картинками.

         Учим детей отличать ядовитые грибы от съедобных, предупреждаем, что нельзя пробовать, без согласия взрослых, ягоды, травинки, листья. С целью закрепления этих правил используем настольные игры на классификацию, игры с мячом "Съедобное - несъедобное", дидактические игры "Угадай, с какого дерева листок "и т. д.                                                                                              Разъясняем детям, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными.  Например, можно кормить бездомных кошек и собак, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но следует знать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам. Особенно нужно знать, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных. Очень хорошим помощниками являются игры-забавы в картинках « Как избежать неприятностей», «Осторожные сказки: Безопасность для малышей».                                                                                                Главное, чтобы ребенок с самого раннего возраста усвоил главный принцип: «Не навреди!» И это касается и собственной безопасности, и охраны окружающей среды. А также объясняем детям, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, растений.

                                   Ребенок и другие люди                                                                              

         В последнее время мы все чаще и чаще слышим : «Пропал ребенок!» Почему же это происходит? Почему наши дети уходят с незнакомыми людьми? Что делать нам, взрослым, чтобы уберечь не только собственного ребенка, но и детей, которых нам доверили?                                                                                           Рассказывая об опасности контактов с незнакомыми людьми, взрослый должен учитывать, что у детей собственные представления о том, как выглядит опасный человек. Дети считают, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одеты. Для маленьких детей опасным будет, прежде всего, мужчина «дядя с бородой». А молодые, хорошо одетые молодые люди, симпатичные девушки или юноши не могут причинить вред. А человек с открытой, дружелюбной улыбкой, всегда будет вызывать доверие у ребенка.

        С детьми проводятся беседы, использование художественных произведений, игры-драматизации, специально подготовленные ситуации, рассматривание иллюстраций, использование дидактического материала и т.д. Часто используются примеры из знакомых сказок и литературных произведений. Например: сказки «Волк и семеро козлят», « Колобок», "Кот, петух и лиса».  Герои этих сказок доверились «добрым, улыбчивым, с приятной внешностью злодеям", и поэтому попали в беду.                                                                                         Организовывая беседу, взрослый рассматривает ситуации, с опорой на примеры из собственного опыта. Некоторые типичные ситуации:

-  Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая дать или показать, что-то интересное, предлагая игрушку

-  Представляясь знакомым родителей или сообщая, что действует по их просьбе.

-  Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься.

- Взрослый проявляет чудеса необычайной щедрости, угощая ребенка мороженым, шоколадом, обещая одарить подарками.

        Необходимо так же рассмотреть и обсудить ситуации насильственного поведения взрослого (хватает за руку, затаскивает в машину, действует с применением силы). Каждый ребенок должен знать, как он себя вести в таких ситуациях –громко кричать, привлекая внимание взрослых и призывая их на помощь. Ребенку нужно объяснить, что он должен уметь сказать «Нет» другим людям. И уже не важно, это взрослый или подросток, уговаривающий пойти на стройку или разжечь костер, поэкспериментировать с лекарствами или залезть на дерево или на крышу.

  1. 3. 2. Актуальность педагогического опыта.

       Актуальность проблемы повышения уровня безопасности человека сегодня очевидна. О чем свидетельствует увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий, катастроф, опасных ситуаций социального характера, которые ведут к человеческим жертвам. К тому же низкий уровень профессиональной подготовки людей по оказанию медицинской помощи, навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, беспечность, невнимательность, так же приводят к человеческим жертвам.        

        В 2014 году в Краснодарском крае зарегистрировано 610 ДТП, в которых 50 детей погибли и 641 получили ранения. На 2%  уменьшилось количество ДТП и на 7,5%  число погибших чем в 2013 году, но при этом количество раненых несовершеннолетних увеличилось на 2%. Каждая девятая авария произошла с детьми и подростками в возрасте до 16 лет.                                                                Особую тревогу  вызывает состояние аварийности с участием детей- пассажиров. Всего за указанный период зарегистрировано 316 ДТП, в которых 35 детей погибли и 341 получил ранения.

       Всего с детьми-пешеходами в 2014 году на дорогах Краснодарского края зарегистрировано 206  ДТП, в них погибли 12  детей и 201  получили ранения. 118 (57%) дорожных ЧП данной категории случилось по вине взрослых. Основная причина подлобных ДТП- нарушение правил проезда пешеходного перехода -82  ДТП.                                                                                                             Поэтому основная задача взрослых – научить детей самостоятельности и безопасности. А обеспечение безопасной жизнедеятельности человека возможно только через образование слоев населения и воспитание подрастающего поколения.

        Именно от информированности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

        Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективен. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительно, и в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям и травмам.

        Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации.

        Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. А каким образом об этом можно узнать?

        Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

        Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

  1. 3. 3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

     Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии. Научность работы определяется соответствием материалов основополагающим положениям, принципам, подходам современной педагогики и психологии в вопросах взаимодействия семьи и детского образовательного учреждения.

Система работы, по взаимодействию семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка построена с опорой на исследования наших отечественных педагогов и психологов.

В опыте определены основные задачи педагогической деятельности, направленной на конструктивное взаимодействие между педагогами ДОУ и родителями дошкольников в процессе их социализации.

3.4. Результативность педагогического опыта

Работа воспитателя многогранна. В процессе обучения детей воспитатель использует различные формы, виды и содержания работы, и вся его деятельность направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.

        Самое главное преимущество малышей  в обучении личной безопасности состоит в том, что они любят правила. Фактически они полагаются на правила. Вы замечали, что когда вы забываете или слегка отклоняетесь от правила, установленного для ребенка, он напоминает вам о нем и заставляет ему следовать? Большинство детей обожают действовать по правилам; вспомним слова: "Моя мама сказала..."

        Можете быть уверены: если правила личной безопасности наряду с другими правилами излагаются ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами - ваши дети обязательно будут следовать этим правилам. Каждый ребенок стремится к логичности. Дошкольник быстро подмечает, когда что-то нарушает заведенный порядок вещей. Взрослому необходимо усиливать это его стремление.  Хорошие наблюдательные способности прекрасно помогают детям заметить необычное или подозрительное поведение, и их следует поощрять за это.
        Мы всегда устанавливаем для наших детей какие-то границы послушания, добиваясь, чтобы они не покидали их, и настаивая, чтобы дети всегда находились на виду. На это есть причина: малыши и дошколята не понимают, что для них безопасно, а что нет. Поэтому наша задача - рассказать им об этом и показать. Устанавливая границы, мы гарантируем нашему ребенку физическое здоровье. Это начало личной безопасности.

Основные выводы:

Только совместными усилиями взрослых: педагогов и родителей можно научить дошколят:
-
 определять и называть все части тела;
- определять незнакомцев и доброжелательных людей;
- вызубрить идентифицирующую информацию - имя, адрес, номер телефона;
- звонить по номеру 01 в критическом случае;
- позволять физические ласки только членам семьи;
- просить разрешения, прежде чем принять подарки от людей, не принадлежащих к вашему семейному кругу.

        Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. И, чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно
 будем смотреть в будущее.                                                                                                                Терпение и настойчивость – вот что станет эффективными средствами в обучении детей, то, чего нам так не хватает в повседневной жизни, то чем необходимо запастись ради сохранения жизни и здоровья, как собственного ребенка, так и здоровья детей, которых нам доверили родители.                                               Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах современных городов быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. В наших домах появляется новая бытовая техника, облегчающая наш труд, но вместе с тем и требующая осторожного, безопасного обращения с ней. И конечно, всегда необходимо помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.                        В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла ожидаемые результаты.

3.5. Новизна представляемого опыта

          Изменения, происходящие в дошкольном образовании, формируют предпосылки для поиска новых, современных методов сотрудничества с родителями. После утверждения и введения в действие Федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) взаимодействие с семьями воспитанников признанно одним из основных направлений осуществления образовательной деятельности по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

          Данный опыт основывается на ранее известных методиках, образуя систему, направленного взаимодействия ДОУ и родителей, согласно которой процесс социализации личности дошкольника в дошкольном образовательном учреждении является эффективным, вследствие того, что:

-в дошкольном учреждении реализованы условия включения семьи как микрофактора в процессе социализации личности ребенка-дошкольника;

- создана и реализована модель, обеспечивающая активное усвоение детьми дошкольного возраста ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно - практического компонента их жизнедеятельности;

  • разработаны рекомендации по учету условий, обеспечивающих полноценную социализацию личности ребенка-дошкольника в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.

  1. 3. 6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

      Представленный материал – это апробированный, практический опыт работы. Опыт способствует социально-личностному развитию детей дошкольного возраста, основан на принципах активного взаимодействия всех участников педагогического процесса.

          Представленный опыт не требует новых знаний от педагогов дошкольных учреждений, методы и приемы давно известны в педагогике, однако их комплексное использование на практике дает хороший результат и позволяет решать поставленные задачи.

          Преимущества данного вида взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны. Данная форма взаимодействия имеет определенные достоинства для создания условий полноценной социализации ребенка.

  • Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
  • Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
  • Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
  • Это укрепление внутрисемейных связей, возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
  • Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье, что (как и все перечисленные факты) является залогом полноценной и успешной социализации ребенка дошкольного возраса.
  1. Описание основных элементов представляемого опыта
  1.        Свою работу по воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности, я начала с создания развивающей среды в группе по этой теме. Мною были созданы уголки пожарной безопасности и ПДД. Были сделаны «дорожные знаки» (карточки); «правила дорожного движения (карточки), сюжетные картинки «Ситуации на дороге», «Транспорт». Были подобраны иллюстрации по темам, оформлены в виде папок, распечатана познавательная литература. Куплены настольно-печатные игры по правилам дорожного движения, по правилам поведения дома, на улице, в природе. Создана картотека стихов, рассказов, сказок, загадок, словесных игр. Все это было оформлено в виде папок. Родители приняли участие в изготовлении совместно с детьми различных машин, домиков, знаков дорожного движения маленьких для макета и напольных знаков для игр, были также изготовлены маленькие светофоры для уголка ПДД и большой для игр в сюжетно-ролевые игры. Были куплены атрибуты для игры в пожарные. В группе появились плакаты по правилам дорожного движения.
  1.          Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. Игра, представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в настоящее время в учебно-воспитательном процессе.

      Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно  признают, что игра как, важнейшая специфическая деятельность ребенка  должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. ФГОС (приказ № 1155 от 17.10.2013 г) с 01.01.2014 года определил ряд видов деятельности для детей, из которых главная функция воспитания и обучения принадлежит игровой деятельности и познавательно-исследовательской (а не занятий как ранее).

         Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

         В дошкольных образовательных учреждениях педагоги широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности.

        Дидактическая игра, представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

        Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения, о поведении с незнакомыми людьми, об опасностях, которые могут подстерегать ребенка дома? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях?

        Конечно, в виде игры, но игры поучительной, которая является ведущей деятельностью в детском саду. С каждой игры дети должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. И такой игрой является дидактическая игра – дидактическая игра по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения

        В группе есть игра «Азбука безопасности». В ходе игры с детьми обсуждаются ситуации, разбираются причины бедствий и как нужно правильно себя вести в той или иной ситуации. И самое главное, выясняем с детьми как можно избежать таких ситуаций: не баловаться со спичками, петардами, не засорять раковину отходами, быть осторожными с газом и т.д. Игра проводится в форме лото.

        В игре «Учим дорожные знаки», дети знакомятся с дорожными знаками, светофором. Ребенок должен рассказать, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется. Игра «Лото – дорожные знаки» поможет детям закрепить дорожные знаки.

       Играя в игру «Будь осторожен», ребенок научиться правильно себя вести, приходя в лес, на реку или луг – так, чтобы не причинить вреда ни себе, ни окружающим, ни природе. В игре «Часы безопасности» дети закрепят меры безопасности с предлагаемыми предметами.

        Одной из форм работы является сюжетно-ролевая игра. Особенностью сюжетно – ролевых игр является то, что все дети заранее получают роли в рамках задуманного сюжета игры, а так же материал для подготовки к действиям в данной роли. В ходе игры детям наглядно объяснялось, куда звонить в случае возникновения пожара, как правильно вызвать пожарных, что делать во время пожара и как вести себя, чтобы не случилась беда. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в ролевых играх, предложенных воспитателем или придуманных самими детьми. Дети играют в пожарных, распределяю между собой роли диспетчера, пожарных, водителя, врача и т.д.

        Обучение младших дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой для этого является сюжетно-ролевая игра.

        Одна из задач в работе педагогов в дошкольном учреждении познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Сюжетно-ролевая игра помогает решить эту задачу.

        В сюжетно-ролевой игре «Поездка в автобусе», обыгрываем разные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляя остановки, кондуктор продает билеты, пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу. (« Вы выходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти»), уступают место маленьким и пожилым людям. Закрепляют такое правило: в транспорте вести себя надо тихо, разговаривать тихо. Нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна

        В сюжетно-ролевой игре «Поликлиника»  закрепляем свои знания о травмоопасных ситуациях, закрепляем умение обрабатывать раны, бинтовать травмированную руку или ногу. Так в непринужденной, игровой форме дети осваивают азы безопасности.

        Большое значение отвожу чтению художественных произведений, а именно сказкам. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, дети легко усваивают, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Очень помогает в обучении сказочные персонажи, которые попадают в опасные ситуации («Волк и семеро козлят», «Колобок», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса» и др.)

        Через сказки передаются разносторонние знания, в том числе о правильном (безопасном) поведении в быту, повадках зверей и их образе жизни, съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, различных явлениях в живой и неживой природе, способах и правилах   поведения в опасных ситуациях (гроза, град, наводнение, пожар и др.).

      Помогают в освоении правил безопасности просмотр мультфильмов из серии «Азбука безопасности «Смешарики». В этом мультсериале Смешарики расскажут детям о правилах дорожного движения, узнают о транспорте специального назначения, узнают о правиле: нельзя ходить по бордюру, про правила для пассажиров, про то, как правильно ездить на велосипеде, про опасные игрушки, которые могут привести к пожарам, о поведении при лесных пожарах. Как не замерзнуть в сильные холода, правила поведения на тонком льду, про невеселые петарды. Мультфильмы из серии   «Уроки тетушки Совы «Азбука безопасности на дороге» познакомит с правилами поведения на дороге.

        Одной из форм работы по освоения основ безопасности жизнедеятельности является продуктивная деятельность. Выставка рисунков, раскраски по закреплению правил пожарной безопасности, правил дорожного движения, лепка машин, светофоров.

        У  детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, — так и будет стоять у него перед глазами. Поэтому в своей работе рассматриванию картинок уделяю должное внимание. Рассматривая иллюстрации, прошу оценить поступок сверстника, изображенного на картинке, прошу рассказать, как бы они поступили в данной ситуации. По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги, детские презентации.    Рассматривали с детьми альбомы, картинки по пожарной безопасности, беседовали об их содержании. Дети, экспериментируя, закрепляли знания об огне. В театрализации сценки «Кошкин дом», дети развивали умение у детей брать на себя определенную роль. Закрепляли правила пожарной безопасности. Родители приняли участие совместно с детьми в выставке рисунков на пожарную тему.

        Одной из форм работы по ОБЖ являются экскурсии. Экскурсия на кухню научила детей замечать опасные предметы: горячая плита, режущие предметы.

Экскурсия в прачечную познакомила ребят с   электроприборами, содержащимися в прачечной: стиральные машины, утюг. Закрепили с детьми правила работы с утюгом: детям нельзя брать утюг и включать его в розетку, т.к. могут обжечься, нельзя оставлять утюг включенным без присмотра. Провели опыт, что может случиться, если утюг оставить без присмотра.

        Я уделяю большое значение беседам, как в повседневной жизни, так и в запланированной работе. В беседах есть возможность повторно воспроизвести то, что дети наблюдали ранее. Ребенок на примерах полнее осознает и эмоционально переживает свое отношение к окружающему. В условиях детского сада беседа используется как важное средство коллективного общения детей. Содержанием беседы может составлять обсуждение прослушанных сказок, рассказов, стихов, рассмотренных картин, мультфильмов, презентаций. Беседа является сложным методом обучения, ее ход зависит не только от подготовки самого воспитателя, но и от уровня развития детей, их знаний, от степени их активности и самостоятельности.

        Беседа требует от ребенка напряженного внимания, он должен все время следить за ходом беседы, не отвлекаться от темы, слушать своих товарищей, вспоминать, обобщать, быть готовым отвечать.

            С детьми проводила беседы на различные темы: «Съедобное и несъедобное »,  «Я знаю, что можно, а что нельзя», «Умеешь ли ты обращаться с животными», «В сказочном мире опасных предметов», «Как избежать травм»,  «Берегись мороза», «Твои старшие товарищи»,  «Открытое окно, балкон, как источник опасности», « Осторожно, электроприборы», «Огонь добрый, огонь  злой», «Пожар в доме», «Следи за чистотой кожи. Что можно почувствовать кожей», «Как мы чувствуем запахи»,« Как беречь глаза», «Наши зубы – это красота, здоровье, чистая речь», «Наши уши – орган слуха», «Отношение к больному человеку», «Режим дня»,« Роль зрения в жизни человека» , «Витамины и полезные продукты», «Наши уши – орган слуха», «Гигиена органов слуха»,   « Мы – пешеходы»,  «Дорожные знаки», «Опасный перекресток», «Умеешь ли ты переходить улицу».

        В повседневной жизни, приходится детям напоминать о безопасном обращении с вилкой, карандашами.  Приходится детям объяснять, почему нельзя садиться на спину ребенку, который решил изобразить лошадку, как это опасно для здоровья. Постоянно напоминаю об осанке, если кто-то из детей неправильно сидит. В зимнее время года на прогулке, или перед ней , беседую с детьми, о том, что нельзя брать в рот снег, сосульки, песок, правила поведения на горке.

         Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

 

           Работа с родителями

        Особенность данной программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагогам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого – либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают.).

       Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

       Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

        По этому поводу ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

     Свою работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников.

     В своей работе с родителями ставила перед собой такие цели:

 показать родителям значение развития экологического сознания у детей, как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека, всего человечества;

 знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них;

 направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности;

 информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.);

 рассказать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.);

 информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости — фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т. д.);

 подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах;

 ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов;

 знакомить родителей с формами работы в группе по проблеме безопасности детей.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

4. Выводы

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

        Проведенная мною работа по теме «Формирование у младших дошкольников правил безопасного поведения через различные виды деятельности»  принесла свои результы:

  • дети теоретически знают, как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми; научились разбираться в ситуациях, которые несут в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого;
  • дети научились соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе, способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе; умеют разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях;
  • дети разбираются в пожароопасных ситуациях, знают как вести при пожаре;
  • дети знают, как сберечь и приумножить здоровье, что делать и чего стоит избегать, в тех или иных жизненных ситуациях, которые приносят вред здоровью, умеют применять полученные знания в повседневной жизни для сохранения здоровья;
  • дети знают элементарные правила безопасного поведения на улице, в транспорте, соблюдают правила дорожного движения.

Для осуществления успешной и полноценной социализации ребенка-дошкольника в ДОУ должны соблюдаться следующие условия:

  • содержание образовательного процесса должно делать упор на учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, целостное развитие ребенка в единстве интеллектуально-аффективного, в системе знаний, опыта осуществления деятельности и эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу;
  • необходимо придерживаться условия природосообразности – учета возрастных, индивидуальных, личностных особенностей детей дошкольного возраста;
  • необходимо выполнять условие преемственности во взаимодействии ДОУ и семьи для успешного построения единого воспитательно-образовательного пространства и обеспечения развития детей.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути работы по обучению детей безопасному поведению. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

  1. Список использованной литературы и интернет-ресурсов.
  1. 1. От рождения до школы. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.В.Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

2. БоголюбскаяМ.К., Хрестоматия по детской литературе: учеб. Пособие для дошкольных педагогических училищ/М.К.Боголюбская, Л.А.Табекина; под ред. Е.Е.Зубаревой. 8-е изд., перераб. И доп. - М.:Просвещение, 1976.-479с.: ил.
3. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001-2-320с.

4. Гарнышева т.П.Как научить детей ДТП? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры/ Т.П.Гарнышева. - Спб.: Детство-Пресс,2010.
5. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание 2004 № 3 С 69-71
6. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1991-207с.

7. Дошкольное воспитание: журн. - 1993. - №2.
8. Лучич М.В. Детям о природе: пособие для воспитателей детских садов/ М.В.Лучич. - М.: Просвещение, 1973.
9. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999-672с.


10. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991-207с.

11 . Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1968. – 96 с.
12. Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой – М.: Педагогика, 1976 – 558 с.

13. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004-272с.
14. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.; Учебное пособие для педагогических уч. заведений / Под. ред. академии РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера 2001-511с.

15. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина …: Практическое пособие для работников в дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Аркти, 2004. – 80 с.
16. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Издательство «Мозаика-Синтез» Москва 2010.

17. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В.– Воронеж, 2007.

  1. 18. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1985.
  1. 19. www.vospitatel.com

20.  www.razumniki.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».

На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного  дошкольника  является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»

ДОКЛАДиз опыта работыпо теме:«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»...

Формирование дошкольников представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения через различные виды детской деятельности.( описание опыта работы)

Развитие у дошкольников необходимых умений и навыков адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах и дорогах....

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игру»

Содержание        Введение1. Формирование математических способностей через игру как фактор успешного развития познавательных способностей детей дошкольного во...

Презентация из опыта работы по теме: "Формирование у младших дошкольников представлений о родном городе"

Презентация из опыта работы по теме: "Формирование у младших дошкольников представлений о родном городе"....

Обобщение опыта работы по теме - Формирование знаний и навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Идея опыта: создание условий по формированию у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в различных жизненных ситуациях....

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромное изменение произошли в нашей стране за последние годы.  У детей искажены представл...