«Формирование у дошкольников правил безопасного поведения через разные виды деятельности»
статья по обж

Ильина Татьяна Владимировна

Безопасность жизнедеятельности  в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обуславливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование у дошкольников правил безопасного поведения через разные виды деятельности»

Безопасность жизнедеятельности  в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обуславливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

 Опыт работы показал, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста.

Для меня, как для матери и для воспитателя, эта проблема представляется настолько жизненно важной, что послужила основанием для выбора данной темы.

Цель моей работы: Формирование навыков осознанного безопасного поведения и опасных для жизни ситуаций у дошкольников.

Главным ориентиром в совместной образовательной деятельности является реализация содержания образовательной области «Безопасность», которое направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

1.        Обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

2.        Познакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.

3.        Формировать знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

4.        Развивать умения и навыки безопасного поведения у детей в разнообразных опасных ситуациях.

            Не для кого не секрет, что сложившаяся  социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты, поэтому моя задача, как любого взрослого (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том,  чтобы    подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Известно, что в настоящее время   «Основы безопасности жизнедеятельности» являются обязательным предметом  не   только в школе,    но  и   дошкольных  учреждениях. Детский сад является вторым (после родителей) источником получения детьми знаний и навыков ОБЖ, поэтому подход к организации должен быть очень серьёзным.  

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Считаю, что в дошкольном детстве каждый ребенок приобретает достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут.

 Именно поэтому изучение образовательной области «Безопасность» как никогда актуально в современном дошкольном образовании.

В связи со всем вышесказанным, твердо решила, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее провожу плавно, систематически, постоянно. Стараюсь охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропустил через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада, поддерживаю контакт с напарницей, помощником воспитателя.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляю в разных областях деятельности, основные – работа с детьми, родителями. Для меня важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Эффективным средством профилактической работы по безопасности в детском саду является повышение информированности детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение в нашей группе осуществляю в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения через:

- организованную деятельность детей – НОД, экскурсии, тренинги;

- совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные игры, продуктивную деятельность, праздники, развлечения;

- свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно–ролевые игры.

В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Как показали мои педагогические наблюдения, в играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. В своей работе я использую различные виды игр.

Особое место в своей работе я уделяю дидактическим играм. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Подбираю игру сообразно детским возможностям, чтобы  проявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей. Дидактическую игру стараюсь использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью, так как, возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Но самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, когда дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям.

  Например: при изучении темы «Друзья дорожные – знаки всевозможные» я использую дидактическую игру «Дорожные знаки», познавательное и воспитательное содержание игры – это познакомить детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств; закрепить знания по правилам дорожного движения. Игровое задание – найти и соединить подходящие половинки элементов игры.

  В правилах игры заложен более глубокий смысл – познание мира и воспитание определённых нравственных качеств: ответственность, уважение, порядочность и т.д. Результат игры для меня является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Детям же правила важны как способ решения игровой задачи.

В играх с предметами мне помогают игрушки, реальные предметы.

  К примеру: «Скорая помощь». Цель этой игры: учить детей безопасному поведению для предотвращения несчастных случаев, в случае необходимости звонить в экстренную медицинскую службу, уметь оказать экстренную медицинскую помощь, уметь оказать первую помощь пострадавшему.

«Большая безопасная прогулка». Цель игры: закрепить у детей правила дорожного движения; довести до сознания детей, к чему может привести их нарушение; воспитывать внимание, чуткость, умение оказать помощь друг другу.

Настольно-печатные игры – они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и т.д.

  Например: игра «Здоровый малыш. Зубы, зрение, слух». Цель: прививать детям культурно-гигиенические навыки. Объяснить, что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровые зубы, не испортить зрение и слух. Формировать осознанное отношение к необходимости охранять и укреплять своё здоровье и здоровье окружающих.  

Игра «Как избежать неприятностей дома».

Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; предостеречь от несчастных случаев.

  Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставлю задачу и создаю ситуация, требующую осмысления последующего действия.

 Например: «Загадай, мы отгадаем». Цель этой игры: учить описывать орган человека, его функцию, значение и находить по описанию. Научить ребёнка заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.

 Игра «Что делать?». Цель: научить детей быстро и правильно принимать решения в различных ситуациях, связанных с насильственными действиями незнакомого человека.

  В частности, я заметила, что дети с удовольствием играют в игры из серии « Как избежать неприятностей», «Если возник пожар». Для того чтобы этот интерес не пропал - усложняю условия игры, расширяю их вариативность, или на время просто убираю.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Абсолютно любую сюжетно-ролевую игру стараюсь использовать для закрепления знаний полученных на занятиях по ОБЖ. В игре «Дочки-матери» закрепляем правила поведения на кухне; в игре «Пожар» дети учатся правилам поведения при пожаре; в игре «На дорогах города» закрепляют правила дорожного движения.

Для отработки правил поведения с незнакомыми людьми предлагаю  детям специально подготовленные игры – драматизации, при этом использую образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.

Моя задача заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.

Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

А если порой не вижу ожидаемого результата, то недоработки ищу в себе: мысленно прорабатываю ситуацию, теоретические материалы, новые формы взаимодействия с дошкольниками, но стараюсь не оставлять «опасных» островков безопасности.

Как я убедилась не раз, плодотворным и результативным материалом по ОБЖ являются сказки. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, ребята легко усвоят, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить всем, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, дети учатся бдительности и осторожности. Постепенно дети смогут понять, что мир – разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружении ты попадешь. А если попадешь в переделку – как из нее выберешься, чтоб вернуться домой целым и невредимым. Сказки русского народа вобрали всю мудрость и опыт старших поколений. Раньше, когда не было книг, они служили и развлечением и учебником жизни. Согласитесь, слушая сказку, узнаешь все правила ОБЖ. Сказки – верные помощники во многих жизненных ситуациях. Работу над сказкой провожу с использованием развивающих технологий, одной из которых является ТРИЗ. В общем, сказка – ложь, да в ней намек… Мне кажется, что если ребенку не просто читать сказочную историю, а и обсуждать прочитанное, то можно заложить основы необходимых правил безопасности.

Однако, рассказывать детям о возможных опасностях, мерах безопасности, которые должны быть предприняты в том или ином случае, не так легко, как кажется на первый взгляд. Ведь ребенка можно очень сильно напугать! Поэтому, я стараюсь соблюдать «технику психологической безопасности»: не вкладывать слишком много актерского мастерства в описании возможных последствий некоторых ситуаций.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные моменты, помогают мне закреплять  знания и умения личной безопасности у наших воспитанников. Дети знают, что пить можно только кипяченую воду, быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, об опасности находиться у открытого окна, двери балкона, имеют четкое представление о поведении при возможных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине, на улице). Вместе с детьми рассматриваем и обсуждаем наиболее типичные ситуации, создающиеся при подобных встречах, обращая их внимание на недопустимость и опасность оставаться наедине с незнакомым человеком.

Хорошо зарекомендовал себя метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. В книжном уголке у нас в группе есть подборка книг по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей: «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской, «Основа безопасности жизнедеятельности» Усачёва, «Лучшая книга малышам». В уголке изодеятельности – книжки-раскраски и листы-раскраски по ПДД И ОБЖ. Сопровождает ребят в течение дня рукотворный цветок безопасности, каждый лепесток которого содержит определенное правило безопасности. К нему постоянно обращаемся с детьми в играх, в ходе режимных моментов.

Эффективным, практичным и интересным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования. Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению.

Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные  к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза»  из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчиваю каждое занятие позитивно. В тоже время стараюсь не превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

Зная, что моделирование возможных опасных ситуаций, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности, использую его в своей работе. Разыгрываем разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми. «Что, если? » - вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей. Ситуации, которые мы разыгрываем с ребятами, подкрепляю соответствующими сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят», игры «Если возник пожар», «Если чужой пришёл в дом», «Кукла заболела», «Скорая помощь», «Больница».

В процессе освоения детьми трудовой деятельности обучаю правильному обращению с бытовыми предметами, обращая особое внимание на меры предосторожности: например, игровое занятие «В мире опасных предметов». Учу детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки, акцентируя внимание на то, что порядок в группе и дома – не только для чистоты, но и для безопасности.

Регулирование поведения воспитанников путем прямых запретов стараюсь делать минимальным.

Физическая подготовка – фактор, влияющий на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развитие у них силы, ловкости, выносливости. И она нами выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, прогулках, различных гимнастиках: пальчиковых, дыхательных и др.

Чтобы разнообразить образовательную деятельность, сделать ее нетрадиционной, яркой, насыщенной использую в своей работе информационно-коммуникационные технологии.

Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь с инспекторами ГИБДД.

Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного поведения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. Как показывает практика, работа воспитателя и родителей должна быть обоюдной. Задачей родителей и воспитателей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает. При организации такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить  декларативный и назидательный характер. Поэтому, осуществляя работу по профилактике детского травматизма с семьями воспитанников, я строю контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее усвоения.

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Считаю, что решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся. И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций, тем чаще будет звучать радостный смех, чаще будут появляться улыбки на лицах детей.

Понимаю, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Поэтому и повторяем, и проводим, и играем, используя для этого различные методы и приемы, указанные выше, стараясь сделать жизнь познавательнее, интереснее и безопаснее. Таким образом, данная система работы способствует образованию детей. И это подтверждает слова К.Д.Ушинского, который писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на улицах и дорогах в разных возрастных группах.

Формирование у дошкольников правил  безопасного поведения на улицах и дорогах в разных возрастных группах....

Обобщение опыта работы по теме " Формирование у младших дошкольников правил безопасного поведения через различные виды деятельности".

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей через обучение сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни....

Инновационные подходы по формированию у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования  начиная познавать окружающий  мир, маленький человек сталкивается, с массой ситуаций, кот...

Инновационные подходы по формированию у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования  начиная познавать окружающий  мир, маленький человек сталкивается, с массой ситуаций, кот...