Картотека игр развивающих коммуникативные способности детей.
картотека на тему

Игры помогут развить коммуникативные и графические навыки,эмпатийные способности детей,помогут прелдолеть боязнь тактильного контакта,научат взаимодействовать в парах.Способствуют развитию слухового внимания ,наблюдательности,выразительности движений,моторной ловкости,словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_kamunikatsiya_1.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:


 Интервью

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

На мостике

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 2 команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Обзывалки

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее двух человек.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать другдруга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом 

обязательно называть имя того, кому

 передается мячик: «А ты, Лешка —картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка»и т.д. 

Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться,

 ведь этоигра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т.д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя 

долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно 

провести с детьми беседу об обидных

 словах, о том, после чего люди обычно 

обижаются и начинают обзываться.

Охота на тигров

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая 

игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громкосчитает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать,

 ребенок,у которого оказалась игрушка, закрывает  тигра ладошками и вытягивает вперед руки. 

Остальные дети делают точно так же. Водящий 

должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть 

во время игры у аутичных детей, потому

 им можно разрешить сначала присмотреться

 к тому ,как играют другие дети.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется ...», « Царевна-Несмеяна .

Сиамские близнецы

Цель: развитие коммуникативных навыков,

умения согласовывать свои действия,развитие 

графических навыков.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары,

 Садятся за стол очень близко друг к другу, 

затем связывают правую руку одного ребенка и

 левую  другого от локтя докисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета.

 До начала рисования дети могут договориться

 между собой, что они будут рисовать. 

Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы 

усложнить задание, одному из игроков можно 

завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен 

руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры

 временные ограничения можно снять, чтобы

игроки могли получить опыт взаимодействия в 

паре без посторонних помех. В процессе игры

 взрослый может сопровождать действия

 участников комментариями по поводу

 необходимости договора в паре для достижения

лучшего результата. После игры с детьми 

проводится беседа об их ощущениях, возникших

 в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

Давай поговорим

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше

 человек.

Описание игры: играют взрослый и ребенок

 (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок

 высказывает предположение и завязывается 

беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел

 стать ребенок, но нельзя давать оценок

 его желанию и нельзя настаивать на ответе, 

если он не хочет по каким либо причинам

 признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, 

ставит в ситуацию необходимости

вступления в контакт. На начальных

 этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен 

находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: от 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок 

ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. 

Взрослый становится в центре и, намотав на

 палец нитку, бросает ребенку клубочек, 

спрашивая при этом о чем нибудь (как тебя 

зовут, что ты любишь, чего ты боишься). 

Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на

 палец, отвечает на вопрос и задает

 вопрос, передавая клубок следующему игроку. 

Если ребенок затрудняется с ответом, он

 возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть

 общие связи между ними, а взрослому помогает

 определить, у кого из детей есть трудности

 в общении. Она будет полезна

 малообщительным детям, также ее можно

 использовать в группах малознакомых 

участников. Ведущим может быть выбран

 и ребенок. Когда все участники соединились

 ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи

и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Зеркала

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может

 показывать любые движения,

 играющие должны повторить их. 

Если ребенок ошибается,он выбывает.

 Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо  напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего,

т. е.  должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

Поварята

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Возраст: старше 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг —

это «кастрюля» или «миска». Затем  дети договариваются, что они будут «готовить» — суп,  компот, салат и т. д.  Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и

 т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно

приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий:  хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

Газета

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: четверо, или кратное

 четырем.

Необходимые приспособления: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны

 снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны 

понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы. Игра будет проходить

 интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны 

стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен

 зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

Живая картина

Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей.

Ладонь в ладонь

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные  таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия:  стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде 

разложенного полотенца или детской

железной дороги) и т. д.

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна

детям, испытывающим трудности в процессе общения.

Сотворение чуда

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках«волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)» или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им несвойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.

 

Войди в круг — выйди из круга

Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: не больше 10 человек.

Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.

Комментарий: взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.

Зоопарк

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: две команды.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.

Старенькая бабушка

Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 8-10 человек.

Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.

Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.В процессе игры взрослый регулирует

 взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.

Найди отличие

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: взрослый и ребенок (группа детей).

Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаши).

Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями.

Комментарий: если в игре принимают участие несколько детей, их можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину.

В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так ив медленном темпе.

После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рисунок, что именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека коррекционно – развивающих игр для детей 2-го года жизни.

Картотекакоррекционно – развивающих игрдля детей 2-го года жизни....

Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет.

Картотека коррекционно-развивающих игр и упражненийдля детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет....

Картотека коррекционно - развивающих игр и упражнений для детей 5-7 лет с ЗПР

Картотека коррекционно - развивающих игр и упражнений для детей 5-7 лет с ЗПР...

Картотека художественно-развивающих дидактических игр для детей второй младшей группы

В картотеке прдставлены 16 дидактических игр, направленных на художественно-эстетическое развитие детей второй младшей группы...