Формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
статья (старшая группа) на тему
Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду.
Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду.
Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательного – образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы обеспечивающие приобщение к ценностям и прежде всего к ценностям здорового образа жизни.
Формирование у детей представлений о ЗОЖ предусматривает организованную образовательную деятельность дошкольников, наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, изобразительную и театрализованную деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры; рассказы педагога, беседы, объяснения; решение проблемных ситуаций, опыты, упражнения, предметно-практическую и продуктивную деятельность; оздоровительные и закаливающие мероприятия; детско-взрослую проектную деятельность и др.
Среди педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ, выделяются общие условия (необходимые и достаточные при работе со всеми детьми):
- специальная подготовка педагогов, направленная на повышение уровня знаний по проблеме ЗОЖ и уровня педагогического мастерства;
- работа с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах ЗОЖ и улучшения социально-педагогических условий обеспечения здоровьесбережения детей в семье;
- активизация участия родителей в совместной деятельности детей и взрослых при формировании ЗОЖ;
- создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию указанных представлений;
- привлекательность для дошкольников образовательного материала: он должен вызывать интерес и эмоциональный отклик, способствовать формированию ярких представлений о ЗОЖ;
- обеспечение успешности становления представлений о ЗОЖ педагогическими средствами; частные условия: формы и методы формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников;
- формирование представлений о ЗОЖ, осуществляемое через доступные детям каждой категории виды деятельности в системе воспитательного и образовательного процессов;
- реализация дифференцированный и личностно-ориентированный подхода к детям с учетом уровня сформированности у них познавательной деятельности и представлений о ЗОЖ;
- взаимодействие педагогов образовательного учреждения при формировании у детей представлений о ЗОЖ;
- специфические условия (определяются характерными особенностями развития дошкольников): учет состояния здоровья дошкольника и необходимости выполнения медицинских назначений;
- учет потенциальных возможностей ребенка; сотрудничество педагогов и семьи;
- включение ребенка в совместную со сверстниками и детско-взрослую продуктивную деятельность.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включает: Рациональный режим. Правильное питание. Рациональный двигательный активный режим. Закаливание организма.
Рациональный режим быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся и условиям внешней социальной и биологической среды.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Следующим этапом является создание условий для реализации потребностей в двигательной активности детей. Для этого собирается и изучается учебно-методическая литература по теме, составляется проект оздоровительной - работы план внедрения оздоровительных мероприятий. Организация закаливания сна, воспитания у детей привычек здорового образа жизни, массаж и элементы самомассажа, витаминотерапия. Каждый этап психического развития ребенка во многом зависит от уровня его физического развития. Развитость движений является одним из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Использование физических упражнений в раннем возрасте имеет свои особенности:
- Все двигательные задания связаны с конкретной задачей «Бросим мяч в корзину» и т. д.
- В играх прибегаем к сравнениям: «Попрыгаем как зайчики». «Побежим тихо как мышки».
- Обязательно следим за физической нагрузкой, не допуская перевозбуждения.
К задачам работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:
- формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
- воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
- помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
- развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
- вырабатывать навыки правильной осанки;
- обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
- развивать художественный интерес.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Система физкультурно-оздоровительной работы включает:
- Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий: соблюдение правил санитарии и гигиены; организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей); поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С).
- Физические упражнения: утренняя гимнастика; физкультура; подвижные игры; гимнастика после сна; спортивные игры.
- Выполнение режима дня: Организация рационального питания: Закаливающие процедуры: прогулки на свежем воздухе; водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой); босохождение; воздушные ванны;
- Активный отдых: праздники, развлечения; дни здоровья; малая олимпиада; игры-забавы.
- Организация развивающей среды: физкультурный уголок; дидактические, настольные игры, альбомы; таблицы, модели на валеологическую тему.
- Работа с родителями: родительские собрания; беседы, консультации; анкетирование; письменные консультации («Уголок здоровья»).
- Нетрадиционные формы оздоровления: точечный массаж; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика.
- Занятия по валеологии и ОБЖ.
- Чтение художественной литературы.
Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости.
Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Один-два раза в неделю гимнастика проводится под музыку, но прежде выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Может делаться как с младшими детьми, так и со старшими, 2-3 раза в день.
Педагог также знакомит детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, привлекая иллюстративный материал, он рассказывает о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.
Таким образом, приобщать детей к здоровому образу жизни следует с создания педагогических условий – с содержания и организации учебно-воспитательного процесса.
Список литературы
- Андреев, В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание [Текст] / В.И. Андреев. – Казань, 2008. – 326 с.
- Бережков, Л.Ф. Итоги динамического изучения состояния здоровья детей и подростков школьного возраста [Текст] / Л.Ф. Бережков // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути решения)». – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. – С. 57-58
- Березин, И.П. Школа здоровья [Текст] / И.П. Березин, Ю.В. Дергачев - М.: Владос, 2009. – 113 с.
- Васильева, О.С. Исследование представлений о здоровом образе жизни [Текст] / О.С. Васильева, Е.В. Журавлева // Психологический вестник РГУ. – Выпуск 5. – Ростов н/Д, 2009. – С. 420-429.
- Гончарова Е. В. Технология развития здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников [Текст] / Е.В. Гончарова, Т.Л. Кузнецова // Педагогические науки. - 2007. - № 3 (25). - С. 159-168.
- Горчак, С.И. Здоровый образ жизни [Текст] / С.И. Горчак // Социально-философские и медико-биологические проблемы. – 2009. – С. 19-39.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"
Статья предназначена для прочтения воспитателям детских садов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/10/picture-652981-1439238793.jpg)
"Роль элементов народной культуры, в формировании представлений у дошкольников о здоровом образе жизни." Опыт работы.
Роль элементов народной культуры,в формировании представлений удошкольников о здоровом образе жизни....
Консультация для воспитателей "Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни"
Потребность в здоровом образе жизни зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как личности. Необходимо, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное и в тоже время хрупкое соз...
Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни средствами познавательных занятий.
В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается. Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальны...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-254058-1377451521.jpg)
Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/26/picture-899101-1488120225.jpg)
Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решени...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/21/picture-1422545-1663743323.jpg)
Педагогический проект "Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"
Реализация педагогического проекта "Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"...