Обучение детей старшего дошкольного возраста инновационному методу двигательной активности «Финская ходьба с палками»
учебно-методический материал на тему

Лупанова Галина Николаевна

Обучение детей старшего дошкольного возраста инновационному методу двигательной активности «Финская ходьба с палками»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение детей старшего дошкольного возраста инновационному методу двигательной активности «Финская ходьба с палками». Старший воспитатель: Лупанова Г.Н. Инструктор по физической культуре: Пузыня Анна Эдуардовна МАДОУ 151 г. Мурманска

Слайд 3

Происхождение Ф инская ходьба с палками (фин. sauvakävely , от sauva – «палка» и kävely – «ходьба», «прогулка») (северная ходьба, нордическая ходьба, скандинавская ходьба) Появилась по одной из версий около 1960 года в Финляндии благодаря профессиональным лыжникам, стремящимся поддерживать себя в форме вне лыжного сезона. Основателем ходьбы с палками можно считать финна Марко Кортанегло .

Слайд 4

Семинар «Нордическая ходьба» 20 декабря 2013 г. Долина Уюта Участники практикума Выступление Карповой Ирины

Слайд 6

ПОЧЕМУ СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА ? можно заниматься в любое время года; подходит всем детям; можно ходить на любой местности; позволяет достичь большого тренировочного эффекта

Слайд 7

Использование палок способствует более эффективно: Поддерживать тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела. Тренировать около 90% всех мышц тела ребенка. Уменьшить при ходьбе давление на колени и суставы. Улучшить работу сердца и легких. Ходьба идеальна для исправления осанки ребенка и решения проблем шеи и плеч. Палки помогают детям двигаться в более быстром темпе без всяких усилий. Повысить заинтересованность детей при проведении оздоровительных прогулок и экскурсий.

Слайд 9

Задачи финской ходьбы: Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных. Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей. Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга. Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических

Слайд 10

Принципы использования нордической ходьбы в работе с дошкольниками сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность.

Слайд 11

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ НОРДИЧЕСКОЙ ХОДЬБЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Слайд 13

Скандинавская ходьба с палками практически универсальна – она подходит людям любого возраста, пола и уровня физической подготовки. Мы уверенны, что занятия с воспитанниками скандинавской ходьбой станут эффективной формой работы ДОУ по укреплению их здоровья, коррекции недостатков физического развития, профилактике заболеваний и увеличения двигательной активности.

Слайд 14

Информационное обеспечение http://nordicwalking.murmansk.ru/ http://onwf.ru/



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 151

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Обучение детей старшего дошкольного возраста инновационному методу двигательной активности «Финская ходьба с палками».

                                                             Лупанова Галина Николаевна,

                                старший воспиатель;

                                           Пузыня Анна Эдуардовна,

инструктор по физической культуре

Мурманск

2015


Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых нормативных документах, где огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения.

С 2002 года  в нашем дошкольном образовательном учреждении  организована  работа спортивного кружка «Обучение детей ходьбе на лыжах» для детей 5 – 7 лет в рамках основной образовательной деятельности, с целью увеличения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Для осуществления деятельности спортивного кружка разработан и систематизирован практический материал в данном направлении.

Ходьба на лыжах – это сезонный вид спорта и занятия проводятся когда на улице есть снежный покров, то есть в зимний период, но  потребность ребенка в двигательной активности присутствует во все времена года. Поэтому мы решили организовать в нашем саду  популярный вид двигательной активности «Финская ходьба с палками».

Что такое финская ходьба с палками?

Финская ходьба с палками (фин. sauvakävely, от sauva – «палка» и kävely – «ходьба», «прогулка») (северная ходьба, нордическая ходьба, скандинавская ходьба) - своеобразный вид любительского спорта, представляющий собой пешие путешествия, во время которых при ходьбе опираются на специальные палки, вид которых напоминает лыжные.

«Скандинавская ходьба» появилась по одной из версий около 1960 года в Финляндии благодаря профессиональным лыжникам, стремящимся поддерживать себя в форме вне лыжного сезона. Основателем ходьбы с палками можно считать финна Марко Кортанегло.

В Росии, начиная с 2010 года,  появилась Русская Школа Скандинавской Ходьбы — крупнейшее объединение школ, клубов, тренеров, инструкторов и просто всех нордиков, как часто называют занимающихся скандинавской ходьбой. Её представители приезжают в Мурманск. В декабре 2013 директор Русской школы Ирина Карпова провела конференцию и практикум. Она рассказала о новостях Русской Школы и о возможностях использования нордической ходьбы для оздоровительных целей.

Существует несколько причин, по которым мы решили заниматься с детьми скандинавской ходьбой:

• можно заниматься в любое время года;

• подходит всем детям;

• можно ходить на любой местности;

• позволяет достичь большого тренировочного эффекта.

Занятия скандинавской ходьбой на свежем воздухе положительно воздействуют на работу всего организма ребёнка в целом:

  • способствуют оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;
  • формируют правильную осанку;
  • уменьшают нагрузку на тазобедренные и коленные суставы и содействуют профилактике плоскостопия;
  • содействуют развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
  • развивают мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
  • тренируют чувство равновесия;
  • на 5-10% повышают потребление энергии по сравнению с обычной ходьбой.

Основные задачи использования нордической ходьбы для дошкольников:

  1. Укрепление  здоровья, коррекция  недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.
  2. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.
  3. Воспитание  инициативности,  самостоятельности,  формирование  адекватной оценки собственных физических возможностей.
  4. Воспитание привычек здорового образа жизни,  привычки  к  самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в  свободное время, организация активного отдыха и досуга.
  5. Воспитание  психических  морально-волевых  качеств  и  свойств  личности, самосовершенствование и саморегуляция физических

Принципы использования нордической ходьбы в работе с дошкольниками: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность.

Методика и организации нордической ходьбы в дошкольном учреждении

Занятия мы планируем начинать с детьми старшей группы, когда ребята полностью овладели навыками  самообслуживания. Наиболее предпочтительное время для начала занятий на наш взгляд — осенний период.

Особенность проведения нордической ходьбы в холодный период года  состоит  в  повышении двигательной активности наших воспитанников с  целью  сохранения  теплового  баланса.  Для этого используются  как  фронтальные,  так  и  групповые  методы  организации.

Начинать занятие нордической ходьбой необходимо с разминки рук и ног, а также несколько упражнений на разогрев мышц туловища. Например, выполнить перекаты  с носка на пятку, затем вращательные движения коленями в полуприсяде, различные прыжки с опорой на палки и несколько взмахов руками в стороны и вверх-вниз. Наклоны и вращательные движения туловищем. После чего напоминается детям правила ходьбы (идти, ставя ноги с перекатом с пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить, спокойно дышать). Затем приступить непосредственно к выполнению ходьбы.

Продолжительность занятия нордической ходьбой 30—35 мин. В зимний период года занятия нордической ходьбой при   температуре   воздуха   ниже   —15°С продолжительность занятий сокращать до 20-25 мин.  Нордическую ходьбу  использовать  в  конце прогулки, поскольку после  активной  мышечной  деятельности   наши дети уходят в помещение детского сада.

При проведении нордической ходьбы необходимо обращать внимание на то, чтобы происходила смена темпа ходьбы детей.  Такая  методика  проведения  занятий нордической ходьбой  отвечает  особенностям физиологии детей и позволяет предотвратить утомление.

Основное в методике обучения детей 5—7 лет — образование условных рефлексов, связанных с ощущением лыжных палок.
        В подготовительный период воспитатель и инструктор по физической культуре проводит с детьми ряд упражнений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке гимнастической скамьи. Во время прогулок на участке детского сада с детьми проводятся различные игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку, перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки.
Для развития «чувства палок» и чувства равновесия в каждое занятие  вводятся боковые шаги, подпрыгивания с опорой на палки.
    Для того чтобы двигательный навык не закрепился применительно только к данным условиям, необходимо менять место занятий нордической ходьбой.
При систематическом обучении  дети к концу сезона должны овладеть правильным навыком перекрестной работы рук и ног в ходьбе  с палками.

Один из сложных моментов в процессе обучения — умение правильно держать лыжные палки.
    Подготовительным этапом к овладению детьми умениями ходьбы  с палками  используется  упражнение, при котором дети держат в руках флажки , попеременно размахивают ими.        При этом основное внимание обращается на согласованность движения рук с флажками. Когда дети осваивают эти элементы, проводится ходьба по учебной дорожке с палками, взявшись за палки посредине. Благодаря этим движениям руки ребенка привыкают к весу палок и к их величине. После этого инструктор по физической культуре показывает детям, как держать  палку (просунув кисти руки в ременные крепления снизу и обхватив палку). Но одного показа недостаточно. Педагог проверяет у каждого ребенка, как он держит палки, и при необходимости помочь. Затем все медленно проходят по учебной дорожке, согласовывая движения рук и ног.
     На первых занятиях  палки даются на 5—10 минут, постепенно это время увеличивается. Когда дети хорошо овладеют передвижением  с палками, можно выходить с ними за территорию  детского сада.      

Техника поворотов, отрабатывается в играх и упражнениях: ходьба вокруг двух деревьев («восьмерка»), ходьба с палками по следу, оставленному воспитателем («многоугольник», «звездочка», «спираль»), передвижение   по извилистой дорожке. В осенний и весенний период года можно использовать нарисованные линии на асфальте.

При передвижении с палками дети конечно будут допускать ошибки. Чтобы ребенок дошкольного возраста получил как можно более быструю информацию о своих действиях, в технике передвижения с палками надо исправлять сразу же. Это дает возможность ребенку осмыслить свои движения, осознать их и вовремя исправить неточности.

Внимание детей при нордической ходьбе следует направлять только на одну ошибку, наиболее значимую; исправление нескольких ошибок одновременно ведет лишь к рассеиванию внимания.

Скандинавская ходьба с палками практически универсальна – она подходит людям любого возраста, пола и уровня физической подготовки.

Противопоказаний к скандинавской ходьбе, как таковых, не существует.

Мы уверенны, что занятия с воспитанниками скандинавской ходьбой станут эффективной формой работы ДОУ по укреплению их здоровья, коррекции недостатков физического развития, профилактике заболеваний и увеличения двигательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектирования

Направление деятельности проекта: выявить условия эффективного развития двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх....

Консультация для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста ходьбе на лыжах"

Материал из опыта работы по обучению детей  старшего дошкольного возраста ходьбе на лыжах...

Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.

В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Инновационный проект по обучению детей старшего дошкольного возраста легоконструированию «ЛЕГОЗАНИМАТИКА»

Новизна проекта заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобре...

Интеллект - карты как инновационная техника обучения детей старшего дошкольного возраста с ТНР творческому рассказыванию

Каждый педагог пытается найти новые формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны детям и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитател...

Адвент – календарь как инновационная игровая форма обучения детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

 В данном материале представлен опыт работы с Адвент календарем в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушения речи старшего дошкольного возраста. Описан вариант изг...