Главные вкладки

    «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
    консультация на тему

     Салькова Юлия Васильевна

    доклад

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tvvvvvvvvvvorch.gr_.doc76.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Здоровье – это то, 
    что люди больше всего стремятся 
    сохранить и меньше всего берегут» 
    Жан де Лабрюйер

    Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

    Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

    Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

    Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:

    1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

    2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

    3. Коррекционные технологии.

    Главная задача воспитателя и родителей – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с детства.

    Работа в нашем детском саду предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя:

    Система здоровьесбережения в ДОУ.

    - Комплекс закаливающих мероприятий

    -Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре всех типов;

    - Оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей

    -Инновационные технологии оздоровления и профилактики

    -Организация рационального питания

    -Медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

    -Соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

    -Комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

    Формы работы по здоровьесбережению:

    - Проведение физкультминуток, комплекс упражнений после сна, точечный массаж, самомассаж

    •Артикуляционная гимнастика

    •Общая моторика

    •Зрительная гимнастика

    •Логопедическая ритмика

    •Дыхательная гимнастика

    •Су-джок терапия

    •Пескотерапия

    Биоэнергопластика

    •Физкультурные минутки.

    Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса.

    Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком. Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.

    После обеденного сна проводится оздоровительная работа, которая включает в себя закрепление полученных на занятиях знаний с применением здоровьесберегающих технологий.

    В целях профилактики плоскостопия в группах используется хождение:

    - по ребристой доске;

    - по следочкам (нашиты различные пуговицы) ;

    - по массажному коврику;

    - по гимнастической палке.

    Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе занятия, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

    Зрительная гимнастика:

    1. Снижает утомляемость глаз

    2. Расширяет зрительное поле

    3. Укрепляет глазодвигательные мышцы глаз

    4. Снижает спазм аккомодации глаз

    5. Служит профилактикой нарушения зрения

    Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

    Дыхательная гимнастика:

    1. Способствует увеличению объема дыхания, улучшает качество дыхательной мускулатуры.

    2. Регулирует дыхательный ритм

    3. Формирует навык правильного дыхания

    4. Формирует темпо-ритмические характеристики речи.

    Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

    Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:

    - пальчиковые игры с мелкими предметами;

    - пальчиковые игры со скороговорками;

    - пальчиковые игры со стихами;

    - пальчиковая гимнастика;

    - самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;

    - пальчиковый театр.

    ля восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.

    Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

    Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

    При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.

     
    Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

    Медико-профилактическая технологии
    Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств. 

     

       Физкультурно-оздоровительная технология
    Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

     

    Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка 
    Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.

     

    •  Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагоговНа улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое  внимание в  ДОУ уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят, прежде всего, от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства.
    • Технологии валеологического просвещения родителей. Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка. Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности. Знакомство родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, папки-передвижки, беседы. 
    • Здоровьесберегающие образовательные технологии. Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
    • Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
      В нашем дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

      Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

       При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:

    • Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров.
    •  Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
    •  Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
    •  Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
    •  Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).

      Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:

    • Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена) 
    •   Рациональная, неперегревающая одежда детей
    •  Соблюдение режима прогулок во все времена года;
    •   Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);
    • Хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.

    Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
    Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

    Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
    При выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

    Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем дошкольном учреждении придаётся  развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

    маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;

    в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу;

    в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.

    Именно поэтому в нашем детском саду используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

    • Занятия по традиционной схеме;
    • Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
    •  Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
    • Занятия серии «Здоровье», которые могут быть включены и  в сетку занятий в качестве познавательного развития.

    В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

    Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.
    Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе (летом) или в помещении (в зависимости от погодных условий).  Дети занимаются в майках и босиком. Два раза в неделю у детей подготовительной группы  проводится «ритмическая гимнастика».
    Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.
    Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе (летом) или в помещении (в зависимости от погодных условий).  Дети занимаются в майках и босиком.

    С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.
    Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Длительность составляет 3-5 минут.

    Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики. 

    •  Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя.
    •  Гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы ( «лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»). 
    •  Ходьба по массажным дорожкам. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, это способствует  формированию стопы и укреплению организма детей. 


          Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. 
    Методика применения дыхательных упражнений:
    Вдох через нос, выдох через рот в сомкнутые трубочкой губы, сочетать дыхательные упражнения с общеразвивающими упражнениями, формировать дыхание смешанного типа.
          Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим  точечный массаж является  профилактикой простудных заболеваний.

    Для повышения сопротивляемости организма простудным заболеваниям в нашем саду детям рекомендовано полоскание зева отварами трав календулы, эвкалипта, шалфея, ромашки, сосновых почек. Дети в течение всего года получают витаминные напитки из шиповника, фиточаи (смородина, малина).
    Доказано, что различные ароматы определённым образом влияют на развитие ребёнка,  на его здоровье и настроение. Различать запахи способен даже грудной малыш. Разные запахи влияют на детей по-разному: приятные ароматы способны действовать как хорошие лекарств, могут вызывать аппетит, нормализуют деятельности нервной системы, улучшают зрение в сумерках и цветоощущение; и, наоборот, неприятные запахи могут угнетать и раздражать ребёнка.
    В нашем дошкольном учреждении используется аромотерапия эфирными масламиэвкалипта, мяты перечной, лаванды, сосны и грейпфрута. Использование аромотерапии в детском саду происходит согласно «Индивидуального маршрута ребёнка» во избежание различных аллергических заболеваний, учитывая принцип «Неуверен – не назначай».
    Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится  и  в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. 
    Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.


    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 29 «КОЛОКОЛЬЧИК»

    «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

    Воспитатель :

    Салькова Ю.В.

            

    Елец 2015 год

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающей технологии "ольфогимнастика" в работе с детьми старшего возраста. Воспитатель 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

    В нашем детском саду с внедрением новых федеральных государственных требований очень большая нагрузка возлагается на здоровье детей. Моя задача в группе: сохранить и укрепить здоровье и  зр...

    Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ.

    В статье раскрываются факторы здоровьесберегающей педагогической среды в дошкольном образовании, сущность здоровьесберегающих технологий: понятия, критерии, технологии, основные подходы к организации ...

    Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ

    Во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной в деятельности дошкольного учреждения. Ведь дошкольный возраст - это уникальный возраст для развития лично...

    Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ.

    Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей...