Главные вкладки

    Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ.
    материал (младшая, средняя группа) на тему

    Гизатуллина Эльвира Тагировна

    Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе

    воспитателя ДОУ.

    Опыт работы подготовила:

    воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

    ДС №88 «Одуванчик»

    Гизатуллина Эльвира Тагировна

    Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающем биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизнь в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам материнства и детства. Хорошее здоровье - один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

    Во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной в деятельности дошкольного учреждения. Ведь дошкольный возраст - это уникальный возраст для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие.

    Повышенного внимания требует укрепление нервной системы, охрана зрения, слуха, голоса, формирование правильной осанки у наших дошкольников. Поэтому необходим поиск новых методов и подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

    Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей. Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Поэтому я считаю, что только общими усилиями педагогов, специалистов и семьи при комплексном использовании здоровьесберегающих технологий можно воспитать физически здоровых, крепких детей. В данном направлении я и стремлюсь работать.

    Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

    Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

    Главными факторами здоровьесбережения детей в образовательном процессе:

    - это комфортное пребывание ребёнка в ДОУ, которое не вызывает повышенной тревожности;

    - это личностное в системе взаимоотношения воспитатель-ребёнок;

    - это экологическая грамотность и здоровый образ жизни родителей, а также все выше перечисленные здоровьесберегающие технологии.

    В нашем ДОУ внедряются медико-профилактические технологии.

    К ним они относятся следующие технологии:

    - организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

    - организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;

    - организация профилактических мероприятий в детском саду;

    - организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНа;

    - организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

     Педагогическое направление включает комплексную, системную работу всех участников образовательного процесса дошкольного учреждения. Она позволяет обеспечить результативность и эффективность труда всего педагогического коллектива в удовлетворении естественной биологической потребности ребенка в движении, в положительных эмоциях, в желании играть и с удовольствием ходить в детский сад.

     Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:

    - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека;

    - накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его;

    - обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;

    - задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

    Работу с детьми провожу с учетом личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития,  детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит и здоровью.

    Считаю, что первоначальными условиями для работы по профилактике здоровья детей в детском саду выступают обеспечение здорового ритма жизни и физические упражнения. С данной целью в группе создана предметно -развивающая среда, которая обеспечивает не только разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе их самостоятельной деятельности.

    В работе с детьми применяю следующие здоровьесберегающие мероприятия:

    • утреннюю гимнастику;
    • прогулки с включением подвижных игр;
    • оздоровительную гимнастику после дневного сна;
    • ходьбу по массажным коврикам (босохождение);
    • закаливание;
    • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях);
    • оздоровительные досуги или развлечения.

    Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, где движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения, подвижную игру. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.

    Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Воробышки и автомобиль», «Мой весёлый звонкий мяч», «Найди флажок», «Бегите ко мне»; игры с прыжками: «Зайка беленький сидит», «Через ручеек»; игры с метанием: «Целься точнее» и очень много других игр.

    После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.

    По окончании дневного сна провожу упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. Использую структурные дорожки для профилактики плоскостопия, ступая по которым стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении, одновременно происходит массаж акопунктурных точек нижней части стопы.

    Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.

    Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма.

    Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй.

    Для повышения родительской компетентности провожу беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и необходимости посещения бассейна. В данном направлении создала буклеты для родителей с советами правильного поведения во время прогулок в лес, во время купания.

    Использую различные формы распространения информации, большое внимание уделяю родительским собраниям и индивидуальным консультациям в вечернее время. Данными действиями добиваюсь активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада.

    Для эффективности работы по оздоравливанию детей использую и постоянно пополняю имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы и подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.

    Основы здоровья человека закладываются в детстве. Они базируются на физическом и психическом здоровье родителей и их знания психологии, педагогики и гигиены. Знаменательный вклад в это дело может и должна вносить система образования и воспитания.

    Во-первых, через привитие жизненно необходимых умений и навыков, физическое развитие детей.

    Во-вторых, через создание в дошкольных учреждениях благоприятных условий для здоровья и безопасной деятельности.

    Поэтому одной из основных задач дошкольного учреждения является поиск и апробация новых форм физкультурно-оздоровительной работы, которые можно было бы использовать не только в образовательном процессе дошкольного учреждения, но и в домашних условиях, а также не требующих дополнительных материальных затрат, что очень важно, на объекты физкультурно-оздоровительного назначения, спортивный инвентарь и оборудование. Данные формы в работе должны являться действенным средством пропаганды здорового образа жизни.

    Воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.

    Как подтверждает практика, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети - родители - педагоги».

    Не будет преувеличением, если сказать, что семья и дошкольное учреждение - это социальные структуры, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка.

    В результате такого взаимодействия определяются новые пути
    интеграции образовательного учреждения и семьи, вырабатываются
    общие стратегии действий по вопросам развития личности ребенка,
    формируется общее образовательное пространство.

    Основная задача технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается воспитатель дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ.

    В своей группе широко использую мягко-набивные напольные шнуровки: жук, божья коровка, осьминог, которые развивают у детей мелкую моторику рук, внимание, речь, способствуют сенсорному и познавательному развитию ребенка

    Представления об основах здорового образа жизни формируем у детей через проведение интегрированных физкультурно-познавательных игровых занятий.

    Физкультурно-оздоровительное направление включает в себе двигательно-образовательную деятельность, активный отдых.

    Реализация         физкультурно-оздоровительных технологий осуществляется    в    условиях        специально организованных форм оздоровительной работы.

    Отдельные приемы этих технологий широко используются в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

    Итогом комплексного подхода к укреплению здоровья детей и их физическому развитию, применению здоровьесберегающих технологий является положительная динамика состояния здоровья детей.

    В моей группе прослеживается тенденция к снижению заболеваемости. Это очевидно по следующим показателям:

    - количеству дней, пропущенных одним ребенком по болезни;

    - по инфекционным заболеваниям;

    - по количеству часто и длительно болеющих детей.

    Анализ состояния здоровья детей показал, что скоординированная работа медицинских работников, педагогов и родителей способствует уменьшению числа случаев заболеваемости детей.

    Следует отметить, что анализ анкетирования родителей показал: родители довольны проводимой работой в ДУ по здоровьсбережению детей. Родителей устраивает работа педагогов и они считают, что воспитатели учитывают индивидуальные особенности детей.

    Дошкольное учреждение будет продолжать работу по комплексному использованию здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья.

    Таким образом, модель оздоровления детей, является эффективным и результативным способом сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

    Педагогический коллектив, и я в том числе, стремится превратить наш детский сад в дом для детей с определёнными обычаями, определённым уровнем культуры. Дом, в котором и детям и взрослым уютно и комфортно, в котором ребёнка ждут и любят. Дом, где основной стиль взаимоотношений - сотрудничество и сотворчество. Родители в этом доме являются равноправными членами общей семьи и участвуют в его жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ.

    В статье раскрываются факторы здоровьесберегающей педагогической среды в дошкольном образовании, сущность здоровьесберегающих технологий: понятия, критерии, технологии, основные подходы к организации ...

    Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ

    Во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной в деятельности дошкольного учреждения. Ведь дошкольный возраст - это уникальный возраст для развития лично...

    Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

    laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

    Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя Тодорхоевой Т.В.

    Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя Тодорхоевой Т.В....