План по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
методическая разработка (средняя группа) на тему
Цель здоровьесберегающих технологий в МБДОУ применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_ispolzovaniyu_zdorovesberegayushch.docx | 92.37 КБ |
Предварительный просмотр:
План по использованию здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе
Содержание работы | ||||
Дыхательная гимнастика | Самомассаж | |||
сентябрь | 1 неделя | «Язычок» (с 1 по 3 упражнение) Цель. Подготовка речевого аппарата к дыхательным звуковым играм. Упр-е 1. Четыре раза прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза (далее каждое задание выполняется 4раза). | «Умницы и умники» (интеллектуальный массаж) Цель. Повышение защитных сил организма. 1. Оттянуть уши вперед – назад, чет до 10, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми. 2. Массаж щек круговыми движениями пальцев. 3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги. 4. Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз. 5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев носа. 6. Движения челюстью слева направо и наоборот. | |
2 неделя | «Язычок» (с 4 по 7 упражнение) Цель. Подготовка речевого аппарата к дыхательным звуковым играм. Упр-е 4. Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении. Упр-е 6. Пощелкать языком, изменяя форму рта. Упр-е 7. Покусывать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность. | «Носик» (закаливающий массаж) Цель. Укрепление всего дыхательного тракта. - «Найди и покажи носик»; - «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком). - «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос. - «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением. - «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно. - «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба-бо- бу». - «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами. | ||
3 неделя | «Язычок» (с 8 по 11 упражнение) Цель. Подготовка речевого аппарата к дыхательным звуковым играм. Упр-е 8. Пройти по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. | «Пальчики-ладошки» (массаж рук) Цель. Повышение психоэмоциональной устойчивости и физического здоровья, повышение функциональной деятельности головного мозга и всего организма. Интенсивно воздействуя на кончики пальцев, стимулировать прилив крови к рукам. - Массировать по одному пальцы на одной и другой руке. - Поставить руки на уровне груди и сильно растирать ладошки друг о друга до появления теплоты. - Энергично похлопать ладошками. - Опустить руки вниз и встряхнуть ими. | ||
4 неделя | «Язычок» (с 1 по 11 упражнение) Цель. Подготовка речевого аппарата к дыхательным звуковым играм. Упр-е 1. Четыре раза прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза (далее каждое задание выполняется 4раза). Упр-е 4. Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении. Упр-е 6. Пощелкать языком, изменяя форму рта. Упр-е 7. Покусывать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность. Упр-е 8. Пройти по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. | «Гусята» (антистрессовый массаж, 1 часть) Цель. Повышение психоэмоциональной устойчивости и физического здоровья, повышение функциональной деятельности головного мозга и всего организма. 1. Массаж пальцев рук: - нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева; - массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз. 2. Массаж запястья круговыми движениями. 3. Массаж рук. Упражнения «моем руки», растирание ладоней и «погреем щеки». 4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем шею, лоб, щеки и сбросить. 5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз. | ||
октярь | 1 неделя | «А коровка «Му-му!» Цель. Укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Ритмично двумя пальчиками одновременно нажимать на крылья носа сверху и отпускать, произнося при этом звук «м-м-м» на выдохе. | «Гусята»(антистрессовый массаж, 2 часть) Цель. Повышение психоэмоциональной устойчивости и физического здоровья, повышение функциональной деятельности головного мозга и всего организма. 6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх и сбросить. 7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить. 8. Массаж головы. Над ушами к верхней точке, ото лба к верхней точке. 9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз и сбросить. 10. Массаж ушных раковин. | |
2 неделя | «Солнышко – луна» Цель. Укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Предложить детям дышать попеременно то одной, то другой ноздрёй: прикрывая пальчиком левую ноздрю, подышать правой. Дыхание правой ноздрёй согревает, это – «солнышко». Так же подышать левой ноздрёй, прикрыв правую. Дыхание левой ноздрёй охлаждает, это – «луна». | «Ушки» (массаж ушей) Цель. Стимулирование биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Улучшение работы органов дыхания, защита организма от про-студных заболеваний. - «Найдем и покажем ушки»; - «Похлопает ушками»; - «Потянем ушки» - оттягивание мочек ушей; - «Покрутим козелком»; - «Потрем ушки». | ||
3 неделя | «Дверца открывается – закрывается» Цель. Укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Прикрываем указательным пальцем левую ноздрю, делаем выдох правой. Быстро переставляем пальчик, закрывая правую ноздрю, делаем выдох и сразу за ним вдох левой ноздрёй. Так поочередно закрывать то одну, то другую ноздрю, будто забавную дверцу. | «Поиграем с ножками» (закаливающий массаж подошв) Цель. Стимулирование активных точек, расположенных на подошвах ног. 1.Подготовительная часть. а) Удобно сесть и расслабиться. б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку). 2.Основная часть. а) Одной рукой (образуя «вилку» из большого и остальных пальцев) обхватить лодыжку, зафиксировать стопу. Другой рукой погладить стопу от пальцев до щиколотки. б) Сделать разминание стопы всеми пальцами. в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам. г) Похлопать подошву ладонью. д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз. е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее. ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы. 3.Заключительная часть. а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки. б) Посидеть спокойно, расслабившись. | ||
4 неделя | «Ёжик» Цель. Укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Сделать несколько ритмичных и коротких – «колючих» - вздохов и выходов, будто бежит маленький ёжик. | «Замесим тесто» (массаж живота) Цель. Улучшение работы кишечника. Воздействие на ситовидную кишку и нормализация стула. И. п. - лежа на спине. 1) Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке. Похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает. 2) С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста. | ||
ноябрь | 1 неделя | «Ветерок» Цель. Укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Вздыхая носом, плавно отвести плечи назад, соединяя лопатки. Наш «ветер» набирает силу. Затем вытянуть губы трубочкой, медленно выдувать воздух тонкой струйкой через рот, расслабляя плечи. Это упражнение хорошо выполнять во время купания – дуть на воду. На прогулке можно дуть на одуванчик, листик. Так же можно играть с мыльными пузырями, воздушным шариком. | «Машина» (массаж грудной области) Цель. Воспитание бережного отношения к своему телу, умения любить себя через воздействие на биоактивные точки грудного отдела. И. п. - сидя по-турецки. 1)Поглаживание области грудной клетки со словами: «Я милая (милый), чудесная (-ый), прекрасная (-ый). 2) «Заводим машину». Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж». Затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки. 3) Сняв все пальцы с грудины со звуком «пи-и-и», нажимает на | |
2 неделя | «Тик-так» Цель. Укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. «Тик» - произносим резко, чтобы живот подтянулся к спине. «Так» - выдыхаем спокойно, не спеша, чтобы мышцы живота расслабились. Это упражнение очень полезно: оно массирует внутренние органы, укрепляет мышцы живота и дыхательную мускулатуру. | «Лебедь» (массаж шеи) Цель. Получение радости от внутреннего ощущения красоты и гибкости лебединой шеи. И. п. - сидя по-турецки. Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук. | ||
3 неделя | «Радуга улыбается» Цель. Укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Поднимая через стороны руки вверх над головой, как бы рисовать дугу радуги. Одновременно делать медленный вдох. На выдохе широко улыбаться и произносить звук «с-с-с», опуская плавно руки вниз. | «Замесим тесто» (массаж живота) Цель. Улучшение работы кишечника. Воздействие на ситовидную кишку и нормализация стула. И. п. - лежа на спине. 1) Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке. Похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает. 2) С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста. | ||
4 неделя | «Задуй свечу» Цель. Укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Предложить детям спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть (через рот) на «свечу», произнося шепотом ф-ф-ф (свечой служит указательный палей правой руки). | «Конкурс причесок» (массаж головы) Цель. Воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови. - Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы. - Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог. - Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку. - «Догонялки»: сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга. - С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок». | ||
декабрь | 1 неделя | «Крик павлина» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на связки и шею. Дети пропевают звуки «а-а-а» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Пальчики-ладошки» (массаж рук) Цель. Повышение психоэмоциональной устойчивости и физического здоровья, повышение функциональной деятельности головного мозга и всего организма. Интенсивно воздействуя на кончики пальцев, стимулировать прилив крови к рукам. - Массировать по одному пальцы на одной и другой руке. - Поставить руки на уровне груди и сильно растирать ладошки друг о друга до появления теплоты. - Энергично похлопать ладошками. - Опустить руки вниз и встряхнуть ими. | |
2 нед | «Барабан» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия надиафрагму. Дети пропевают звуки «б-б-б» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Гусята» (антистрессовый массаж) Цель. Повышение психоэмоциональной устойчивости и физического здоровья, повышение функциональной деятельности головного мозга и всего организма. 1. Массаж пальцев рук: - нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева; - массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз. 2. Массаж запястья круговыми движениями. 3. Массаж рук. Упражнения «Моем руки», растирание ладоней и «Погреем щеки». 4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем шею, лоб, щеки и сбросить. 5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз. 6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх и сбросить. 7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить. 8. Массаж головы. Над ушами к верхней точке, ото лба к верхней точке. 9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз и сбросить. 10. Массаж ушных раковин. | ||
3 неделя | «Ветер» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеванийпосредством воздействия на диафрагму. Дети пропевают звуки «в-в-в» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Ушки» (массаж ушей) Цель. Стимулирование биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Улучшение работы органов дыхания, защита организма от про-студных заболеваний. - «Найдем и покажем ушки»; - «Похлопает ушками»; - «Потянем ушки» - оттягивание мочек ушей; - «Покрутим козелком»; - «Потрем ушки». | ||
4 неделя | «Гуси» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на корень языка, диафрагму. Дети пропевают звуки «га-га-га» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Машина» (массаж грудной области) Цель. Воспитание бережного отношения к своему телу, умения любить себя через воздействие на биоактивные точки грудного отдела. И. п. - сидя по-турецки. 1)Поглаживание области грудной клетки со словами: «Я милая (милый), чудесная (-ый), прекрасная (-ый). 2) «Заводим машину». Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж». Затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки. 3) Сняв все пальцы с грудины со звуком «пи-и-и», нажимает на точку между грудными отделами в области сердца (сигнал - «машина завелась»). | ||
январь | 2 неделя | «Колокольчик» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на кончик языка, диафрагму. Дети пропевают звуки «динь-дон» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Чебурашка» (массаж ушных раковин) Цель. Представление образа любимой игрушки и в процессе игры воздействие на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины И. п. - сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго слоника. 1) Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами. 2) Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону). 3) Нажимает на мочки ушей (вешает на них «красивые сережки»). 4) Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковин делает 7-8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими). 5) С усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин - проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1-1,5 см. | |
3 неделя | «Овечка» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на желудок. Дети пропевают звуки «бе-бе-ее» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Рукавицы» (массаж пальцев) Цель.Предотвращение простудных заболеваний. 1.Вяжет бабушка Лисица всем ребятам рукавицы. (Растирание ладошек). 2.Для лисенка Саши, для лисички Маши, Для лисенка Коли, для лисички Оли. А маленькие рукавички для Наташеньки – лисички. (Поочередное растирание пальчиков). 3.В рукавичках – да – да – да! Не замерзнем никогда! (Сжимание и разжимание кистей ру). | ||
4 неделя | «Елка» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на мягкое нёбо. Дети пропевают звуки «ё-ё-ё» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Лепим красивое лицо» (массаж лица) Цель. Предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица. 1.Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой. 2.Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делает вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-6 раз. 3. С усилием, надавливая, рисует желаемый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам. 4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички. 5.Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился. | ||
5 неделя | «Жук» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на грудную клетку. Дети пропевают звуки «ж-ж-ж» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Буратино» (массаж шейных позвонков) Цель. Получение приятных ощущений от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела. 1.Буратино своим длинным носом рисует солнышко, морковку, дерево. 2.Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке. Затем против часовой стрелки. 3.Повороты головы в стороны, вверх, вниз. 4.Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево. Представить и рассказать, какой вкус, цвет вызывают у детей рисунки, выполненные движением носа в воздухе. | ||
февраль | 1 неделя | «Комар» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на шею. Дети пропевают звуки «з-з-з» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Стирка» (массаж рук) Цель. Оказание благотворного воздействия на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызывание ощущения легкости, радости. 1) «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске. Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду». | |
2 неделя | «Лошадка» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на диафрагму, желудок. Дети пропевают звуки «и-и-и» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Умницы и умники» (интеллектуальный массаж) Цель. Повышение защитных сил организма. 1. Оттянуть уши вперед – назад, счет до 10, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми. 2. Массаж щек круговыми движениями пальцев. 3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги. 4. Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз. 5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев носа. 6. Движения челюстью слева направо и наоборот. | ||
3 неделя | «Ослик» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на гортань. Дети пропевают звуки «и-й-й» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Лепим красивое лицо» (массаж лица) Цель. Предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица. 1.Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой. 2.Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делает вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-6 раз. 3. С усилием, надавливая, рисует желаемый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам. 4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички. 5.Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился. | ||
4 неделя | «Курочка» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на диафрагму. Дети пропевают звуки «ко-ко-ко» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Надеваем чулочки» (массаж ног) Цель. Воздействие на биологически активные точки, находящиеся на ногах, прочистка энергетических каналов ног. И. п. - сидя по-турецки. 1) Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы. Делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. То же с правой ногой. 2) Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра, «надевает» воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает», встряхивая руки. | ||
март | 1 неделя | «Ляля» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на губы, диафрагму Дети пропевают звуки «ля-ля-ля» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Носик» (закаливающий массаж) Цель. Укрепление всего дыхательного тракта. - «Найди и покажи носик»; - «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком). - «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос. - «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением. - «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно. - «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба-бо- бу». - «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами. | |
2 неделя | «Мама» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на. губы, диафрагму Дети пропевают звуки «м-м-м» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Заинька» (массаж биологически активных зон) Цель.Предотвращение простудных заболеваний. 1.Тили-тили-тили-бом! Сбил сосну зайчишка лбом! (Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их встороны и сводить вместе). 2.Жалко мне зайчишку, Носит зайка шишку. (Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам). 3.Поскорее сбегай в лес, Сделай заиньке компресс. (Раздвинуть указательные и средние пальцы, остальные сжать в кулак,массировать точки, находящиеся перед и за ухом). | ||
3 неделя | «Больно» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на сосуды головы. Дети пропевают звуки «н-н-н» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Мышка» (массаж кистей рук) Цель.Предотвращение простудных заболеваний. 1.Мышка маленькая в норке Тихо грызла хлеба корку. (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их). 2.Хрум!хрум!-что за шум? (Поскрести ноготками по коленкам). 3.Это мышка в норке Хлебные ест корки! (Потереть ладони друг о друга). | ||
4 неделя | «Болят зубки» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на голосовые связки. Дети пропевают звуки «о-о-о» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Дружба» (массаж пальцев) 1.Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (Растирание ладоней). 2.Мы с тобой подружим, Маленькие пальчики. Один, два, три, Четыре, пять, Пять, четыре, три, два, один. (Поочередное массирование пальцев сначала на одной руке, потомна другой). | ||
апрель | 1 неделя | «Папа» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на губы и диафрагму. Дети пропевают звуки «п-п-п» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Поиграем с ножками» (закаливающий массаж подошв) Цель. Стимулирование активных точек, расположенных на подошвах ног. 1.Подготовительная часть. а) Удобно сесть и расслабиться. б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку). 2.Основная часть. а) Одной рукой (образуя «вилку» из большого и остальных пальцев) обхватить лодыжку, зафиксировать стопу. Другой рукой погладить стопу от пальцев до щиколотки. б) Сделать разминание стопы всеми пальцами. в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам. г) Похлопать подошву ладонью. д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз. е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее. ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы. 3.Заключительная часть. а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки. б) Посидеть спокойно, расслабившись. | |
2 неделя | «Лев» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на все тело и почки. Дети пропевают звуки «р-р-р» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Заинька» (массаж биологически активных зон) Цель.Предотвращение простудных заболеваний. 1.Тили-тили-тили-бом! Сбил сосну зайчишка лбом! (Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их встороны и сводить вместе). 2.Жалко мне зайчишку, Носит зайка шишку. (Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам). 3.Поскорее сбегай в лес, Сделай заиньке компресс. (Раздвинуть указательные и средние пальцы, остальные сжать в кулак,массировать точки, находящиеся перед и за ухом). | ||
3 неделя | «Сыплем песок» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на все тело и мочеполовую систему. Дети пропевают звуки «с-с-с» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Ежик» (массаж лица) Цель.Предотвращение простудных заболеваний. 1.Жа-жа-жа-мы в лесу нашли ежа. (Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз). 2.Жу-жу-жу-подошли мы к ежу. (Слегка касаясь пальцами, провести по щекам, 7 раз). 3.Ужа-ужа-ужа-впереди большая лужа. (Приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырек,растереть лоб движениями в стороны – вместе). 4.Жок-жок-жок-надень, ежик, сапожок. (Кулачками массировать крылья носа). | ||
4 неделя | «Часы» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на кончик языка. Дети пропевают звуки «тик-так» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Носик» (закаливающий массаж) Цель. Укрепление всего дыхательного тракта. - «Найди и покажи носик»; - «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком). - «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос. - «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением. - «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно. - «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба-бо- бу». - «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами | ||
май | 1 неделя | «Пароход» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на гортань и мягкое нёбо. Дети пропевают звуки «у-у-у» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Моем ручки» (массаж кистей рук) Цель.Предотвращение простудных заболеваний. И.п. стоя, сидя. В. Имитация выполнения движения моем руки с постепенным усилением нажима ладошек друг на друга. Дозировка 5 раз. | |
2 неделя | «Ёжик» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на губы и нос. Дети пропевают звуки «ф-ф-ф» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Умники и умницы» (интеллектуальный массаж) Цель. Повышение защитных сил организма. 1. Оттянуть уши вперед – назад, чет до 10, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми. 2. Массаж щек круговыми движениями пальцев. 3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги. 4. Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз. 5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев носа. 6. Движения челюстью слева направо и наоборот. | ||
3 неделя | «Смешно» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на живот и диафрагму. Дети пропевают звуки «ха-ха-ха» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Труба» (массаж биологически активных зон) Цель.Предотвращение простудных заболеваний. 1.Ба-ба-ба- На крыше есть труба. (Провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам – 7 раз). 2.Бу-бу-бу Надо чистить трубу. (Кулачками провести по крыльям носа – 7 раз). 3.Бы-бы-бы Валит дым из трубы. (Растереть ладонями уши). | ||
4 неделя | «Кузнечик» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на кончик и корень языка. Дети пропевают звуки «ц-ц-ц» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Малина» (массаж пальцев) Цель.Предотвращение простудных заболеваний. 1.С веток ягоды снимаю И в лукошко собираю, (Кисти рук опущены вниз, затем собрать пальцы в щепотку). 2.Ягод – полное лукошко! Я попробую немножко. (Сложить ладошки корзинкой). 3.Я поем еще чуть – чуть- Легче будет к дому путь. Я поем еще малинки. Сколько ягодок в корзинке? (Сжимание и разжимание кистей рук). 1, 2, 3, 4, 5, 4.Снова буду собирать. (Поочередно массировать пальцы рук). | ||
июнь | 1 неделя | «Поезд» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на все тело и кончик языка. Дети пропевают звуки «чух-чух» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Пчела» (массаж лица) Цель.Предотвращение простудных заболеваний. 1.Ла – ла – ла – на цветке сидит пчела. (Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам 7 раз). 2.Ул – ул – ул – ветерок подул. (Провести по щекам сверху – вниз – 7 раз). 3.Ала – ала – ала – пчелка крыльями махала. (Провести кулачками по крыльям носа – 7 раз). 4.Ила – ила – ила – пчелка мед носила. (Растереть лоб ладонями – козырьком). | |
2 неделя | «Змея» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на все тело. Дети пропевают звуки «ш-ш-ш» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Морковь» (массаж носа) Цель.Предотвращение простудных заболеваний. 1.Вот – вот – вот – морковки водят хоровод. (Потереть большими пальцами указательные). 2.Ава – ава – ава – веселая забава. (Массировать ноздри указательными пальцами сверху вниз иснизу вверх). 3.Овь – овь – овь – вкусная морковь. (Погладить ладошки). | ||
3 неделя | «Щука» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на все тело. Дети пропевают звуки «щ-щ-щ» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Гусята» (антистрессовый массаж, 1 часть) Цель. Повышение психоэмоциональной устойчивости и физического здоровья, повышение функциональной деятельности головного мозга и всего организма. 1. Массаж пальцев рук: - нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева; - массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз. 2. Массаж запястья круговыми движениями. 3. Массаж рук. Упражнения «моем руки», растирание ладоней и «погреем щеки». 4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем шею, лоб, щеки и сбросить. 5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз. | ||
4 неделя | «Сыр» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на гортань. Дети пропевают звуки «сыр-сыр» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Гусята»(антистрессовый массаж, 2 часть) Цель. Повышение психоэмоциональной устойчивости и физического здоровья, повышение функциональной деятельности головного мозга и всего организма. 6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх и сбросить. 7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить. 8. Массаж головы. Над ушами к верхней точке, ото лба к верхней точке. 9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз и сбросить. 10. Массаж ушных раковин. | ||
июль | 1 неделя | «Эхо» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на гортань и грудь. Дети пропевают звуки «эхо-эхо» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Лебедь» (массаж шеи) Цель. Получение радости от внутреннего ощущения красоты и гибкости лебединой шеи. И. п. - сидя по-турецки. Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук. | |
2 неделя | «Баюшки-баю» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на губы и мягкое нёбо. Дети пропевают звуки «баю-баю» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Курочка и цыплята» (массаж ног) Цель.Предотвращение простудных заболеваний. 1.Наседка нередко ругала цыплят (Поглаживание подъема ноги). 2.Кончайте клеваться, кому говорят! (Массаж щиколоток). 3.Кто много клюется, тот мало клюет, (Похлопывание пальцами по ноге от щиколотки вверх). 4.Кто мало клюет, тот мало растет (Поколачивание кулачками по ноге снизу вверх). 5.Кто мало растет, тот болен и худ. (Поглаживание ноги ладонями). 6.Кто худ и бессилен, того заклюют! | ||
3 неделя | «Я – это я» Цель. Научить ребенка пользоваться «целебными звуками», т.е. знать их целебные свойства и уметь применять их для профилактики заболеваний посредством воздействия на диафрагму и грудную клетку. Дети пропевают звуки «я-я-я» (на любом тоне, с разным типом звукоизвлечения). | «Машина» (массаж грудной области) Цель. Воспитание бережного отношения к своему телу, умения любить себя через воздействие на биоактивные точки грудного отдела. И. п. - сидя по-турецки. 1)Поглаживание области грудной клетки со словами: «Я милая (милый), чудесная (-ый), прекрасная (-ый). 2) «Заводим машину». Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж». Затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки. 3) Сняв все пальцы с грудины со звуком «пи-и-и», нажимает на | ||
4 неделя | «Горячий чай» Цель. Укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Подуть на пригоршни рук, имитируя дутье на горячий чай (озябшие руки), произносить ф-ф-ф. | «Буратино» (массаж шейных позвонков) Цель. Получение приятных ощущений от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела. 1.Буратино своим длинным носом рисует солнышко, морковку, дерево. 2.Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке. Затем против часовой стрелки. 3.Повороты головы в стороны, вверх, вниз. 4.Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево. Представить и рассказать, какой вкус, цвет вызывают у детей рисунки, выполненные движением носа в воздухе. | ||
август | 1 неделя | «Сдуй ватку» Цель. Укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Сдуть с руки ватку на выдохе, держа ладонь на уровне рта. | «Ладушки-ладошки» (массаж тела) Цель.Предотвращение простудных заболеваний. (По тексту стихотворения дети выполняют шлепки ладонями): Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка, хлоп, другая! (хлопки в ладоши). Правой, правою ладошкой (шлепки по левой руке от плеча к кисти). Мы пошлепаем немножко (шлепки по правой руке). А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай. А потом, потом, потом (легкое похлопывание по щекам) Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (хлопки над головой) По коленкам - шлеп, шлеп! (хлопки по коленям) По плечикам теперь похлопай! (шлепки по плечам) По бокам себя пошлепай! (шлепки по бокам) Справа - можем! Слева - можем! И крест-накрест руки сложим! (поколачивание по груди справа, слева) И погладим мы себя. Вот какая красота (поглаживание по рукам, груди) | |
2 неделя | «Понюхай цветок» Цель. Укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. При вдохе понюхать «цветок», затем выдохнуть. | «Заинька» (массаж биологически активных зон) Цель.Предотвращение простудных заболеваний. 1.Тили-тили-тили-бом! Сбил сосну зайчишка лбом! (Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их встороны и сводить вместе). 2.Жалко мне зайчишку, Носит зайка шишку. (Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам). 3.Поскорее сбегай в лес, Сделай заиньке компресс. (Раздвинуть указательные и средние пальцы, остальные сжать в кулак,массировать точки, находящиеся перед и за ухом). | ||
3 неделя | «Лошадка» (1 часть) Цель. Развитие навыков эмоциональной выразительности; владения певческим аппаратом;дыхания с участием голосового аппарата. | «Мышка» (массаж кистей рук) Цель.Предотвращение простудных заболеваний. 1.Мышка маленькая в норке Тихо грызла хлеба корку. (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их). 2. Хрум! Хрум! Что за шум? (Поскрести ноготками по коленкам). 3. Это мышка в норке Хлебные ест корки! (Потереть ладони друг о друга). | ||
Рассказ | Упражнение | |||
Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. | Дети быстро “щелкают” языком на полуулыбке (высоко). | |||
Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. | Дети медленно “щелкают” языком, вытянув губы (низко). | |||
И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. | Поочередно высоко-низко, быстро-медленно “щелкать” языком. | |||
Но однажды подул сильный ветер. | Активный долгий выдох через рот 4 раза. | |||
Лошадка подошла к своей маме и спросила: “Можно мне погулять?” | “Щелкать” высоко. От нижнего звука “у” до верхнего “о” - “у – о”. | |||
“Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер”. | От верхнего “о” к нижнему “у-о-у”. | |||
Но Лошадка не послушалась и побежала | “Щелкать” высоко | |||
Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. “Ах, какая прелесть”, - подумала Лошадка, подбежала к цветки и стала его нюхать. | Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком “а”, медленно 4 раза | |||
Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. | “Щелкать” высоко. | |||
4 неделя | «Лошадка» (2 часть) Цель. Развитие навыков эмоциональной выразительности; владения певческим аппаратом;дыхания с участием голосового аппарата. | «Ладушки-ладошки» (массаж тела) Цель.Предотвращение простудных заболеваний. (По тексту стихотворения дети выполняют шлепки ладонями): Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка, хлоп, другая! (хлопки в ладоши). Правой, правою ладошкой (шлепки по левой руке от плеча к кисти). Мы пошлепаем немножко (шлепки по правой руке). А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай. А потом, потом, потом (легкое похлопывание по щекам) Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (хлопки над головой) По коленкам - шлеп, шлеп! (хлопки по коленям) По плечикам теперь похлопай! (шлепки по плечам) По бокам себя пошлепай! (шлепки по бокам) Справа - можем! Слева - можем! И крест-накрест руки сложим! (поколачивание по груди справа, слева) И погладим мы себя. Вот какая красота (поглаживание по рукам, груди) | ||
Вдруг Лошадка услыхала странный звук. | Долгий звук “ш-ш-ш” | |||
“Подойду-ка я поближе”, - решила Лошадка | “Щелкать” высоко | |||
Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку. | Звук “ш” короткий по 4 раза | |||
Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик. | Звук “ф” по 4 раза | |||
Застрекотал кузнечик. | Звук “ц” по 4 раза | |||
Пролетел жук. | Звук “ж” продолжительный | |||
За ним – комар | Звук “з” продолжительный | |||
А ветер дул все сильнее и сильнее | Продолжительный выдох | |||
Лошадка замерзла | Звук “б-р-р” 4 раза | |||
И побежала домой | “Щелкать” высоко | |||
Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама | “Щелкать” низко, медленно | |||
Она стала согревать Лошадку | Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза |
Комплекс №1
«Улетают сны в окошко»
ЦЕЛЬ: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»;
развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья;
формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, аудиозапись со спокойной музыкой, массажные, ребристые дорожки; массажеры для стопы ног, спины;
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ:
Пробуждение. Воспитатель (ласковым, тихим голосом объявляет детям «подъём». Улыбается. Не торопит детей разбудить всех сразу. Предлагает снять с себя одеяло и принять И. П.
(Под лёгкую, тихую музыку постепенно просыпаются, убирают одеяло с себя, ложатся на спину.)
В кровати:
Улетели сны в окошко,
Убежали по дорожке.
Ну, а мы с тобой проснулись
И проснувшись, улыбнулись.
Давно пора вставать.
Сон закончился - встаем!
Но не сразу.
Сначала руки проснулись и потянулись.
С боку на бок повернулись, -
И на спинку все легли, расшатались, как могли.
Выпрямляются ножки,
Поплясали немножко.
Ручки вверх и ножки вверх,
Пошалить сейчас не грех.
Возле кровати:
А теперь мы зайки.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
Прыг- скок, прыг- скок
Зайка прыгнул на пенек
В барабан он громко бьет,
На разминку всех зовет.
Лапки вверх, лапки вниз
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок
На носочках скок, скок, скок.
Комплекс №2
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ
«Змейка». И.п. - руки вверху, голова лбом касается пола. Потянуться руками вверх, максимально вытягиваясь в плечевых суставах и оттягивая носки ног - вдох. Расслабиться - выдох. Повторить 4 раза.
Упражнения на тренировку пресса. И.п. - руки согнуты в локтевых суставах, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять ноги над полом, развести ноги прозь, соединить и опустить в и.п. Повторить 3-4 раза.
«Полурыбка». И.п. - руки вверху, голова лбом касается пола. Приподнять ноги над полом и держать их на 6 счетов. Повторить 3- 4 раза.
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ НА КОЛЕНЯХ
Дыхательное упражнение. И.п. - стоя на коленях, руки согнуты в локтях перед грудью. Вдох - сжать пальцы в кулак. Выдох - разжать. Соблюдать пропорцию: выдох в 2 раза продолжительнее вдоха.
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА СПИНЕ
«Змейка». И.п. - ноги согнуты в коленях, стопы на полу, руки вверху. Вдох - потянуться руками вверх и, напрягая мышцы спины, максимально выпрямить спину. Выдох - расслабиться. Повторить 4-6 раз.
Упражнение на координацию. Поочередно поднимать правую руку и левую ногу. Держать на 4 счета. Затем поднимать левую руку и правую ногу. Повторить 4-6 раз.
«Горка».
И.п. - лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты, стопы на полу. Выдох - опираясь на стопы и плечи, поднять над полом спину и таз. Вдох - вернуться в и.п. Повторить 4- 6 раз.
Комплекс №3
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ
Дыхательное упражнение. Кисти рук слегка касаются одна другой, голова опущена, пятки вместе. Поднять голову - вдох, опустить - выдох. Повторить 2-3 раза.
«Ласточка». И.п. - руки вдоль туловища, голова лбом касается пола, ноги лежат на полу, пятки вместе. Вдох - приподнять над полом плечи, голову, руки развести в стороны, ладошки развернуть так, чтобы большой палец «смотрел» в потолок. Удерживать такое положение на 4 счета. Выдох - вернуться в и.п. Повторить 4- 6 раз.
«Ножницы». И.п. - то же. Поднять прямые ноги над полом, разводить и сводить их до 6 счетов. Повторить 3-4 раза.
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ НА КОЛЕНЯХ
Наклоны. И.п. - стойка на коленях, руки внизу. Наклон назад с прямым туловищем. Повторить 4-6 раз.
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА СПИНЕ
Упражнение на тренировку пресса. И.п. - лежа на спине, руки - «большие крылышки». Выдох - сесть прямо, держа руки в положении «большие крылышки». Вдох - вернуться в и.п. Повторить 2-3 раза.
Дыхательное упражнение «Диафрагмальное дыхание». И.п. - лежа на спине, одна рука на животе, другая - на груди. При вдохе высоко поднять брюшную стенку, при выдохе опустить, втягивая живот. Повторить 2-3 раза.
Упражнение на тренировку пресса. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать ноги под углом 45° и держать их на 4 счета. Повторить 4-6 раз.
Комплекс №4
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ
Дыхательное упражнение. И.п. - руки вперед, голова лбом касается пола. Вдох - сжать ладони в кулак. Выдох - разжать их.
Упражнение на координацию. И.п. - то же. Приподнять над полом прямые правую руку и левую ногу, держать их в таком положении на 4 счета. Затем вернуться в и.п. Повторить упражнение, поменяв руки и ноги. Повторить 4-6 раз.
«Рыбка». И.п. - то же. Приподнять голову, плечи, руки и ноги слегка над полом. Держать на 4 счета. Дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз.
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ НА КОЛЕНЯХ
Приседания. И.п. - сесть на пятки, руки к плечам. Вдох - встать в стойку на коленях, руки вверх. Выдох - вернуться в и.п. Повторить 4-6 раз.
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА СПИНЕ
«Велосипед». И.п. - то же. Одновременно сгибать и разгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах, имитируя езду на велосипеде. Движение выполнять двумя ногами вместе. Дыхание не задерживать.
Дыхательное упражнение. Вдох - поднять руки вверх. Выдох - опустить вниз. Повторить 2-3 раза.
Упражнение на равновесие. Сесть по-турецки, поднять руки, сцепленные в «замок», вверх, потянуться и встать на ноги.
Комплекс №5
№ | Вил упражнения | Дозировка | Методические приемы |
1 2 3
4 5 6 7 8 | Чтоб совсем проснуться -нужно потянуться «Самомассаж» Упражнение «Буратино». Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Видно ключик не нашел. Чтобы ключик отыскать - Надо на носочки встать И.п. - о. с: руки на поясе. 1 - разведение локтей со сведением лопаток (вдох); 2 - возвращение в и.п. (выдох) Упражнение «Часики». И.п. - о. с: руки за спиной. Наклоны корпуса вправо-влево, дыхание произвольное Упражнения: сгибание пальцев стоп; приведение стоп внутрь; кружение стопами внутрь; энергичное надавливание пальцами стоп на пол Ходьба и легкий бег чередуются После гимнастики обширное умывание (лицо, шея, руки до локтей, обтирание) | 0,5 мин 0,5 мин
1,5 мин 5-6 раз 5-6 раз 3-4 раза 2-3 мин | Побудка в кровати, потягивание. Произвольно Сидя в постели, поглаживать руки и ноги Выполнять упражнения в соответствии со словами Выполнять по показу воспитателя в соответствии со словами. Вдох через нос, выдох через рот Выполнять по показу воспитателя Выполнять по показу воспитателя |
Комплекс №6 | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Чтоб совсем проснуться - нужно потянуться Чтоб расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно после сна, мы зарядку делаем. К солнцу руки поднимаем, дружно, весело шагаем, приседаем и встаем и ничуть не устаем Прошу всех прямо встать, и то, что скажу, выполнять: дышите - не дышите... наклонитесь - улыбнитесь; на 1-2 быстро сядьте, на 3-4 быстро встаньте; наклонитесь вправо-влево и вдохните глубоко Упражнение на дыхание «Воздушный шар в грудной клетке». И.п.: лежа, сидя, стоя. Мышцы живота, плеч и пояса остаются неподвижными, руки положить на нижнюю часть ребер «Гуси» Подвижная игра «Гуси, гуси» «Гуси возвращаются домой» - ходьба по массажерам, спортивным дорожкам Игра «Достань бабочку (комарика)» Игровое упражнение «Пройди красиво» Покатай шарик (стопой) После гимнастики - обширное умывание | 0,5 мин 6-10 раз 1 - 2 мин 2-3 раза 3 раза 2 раза каждой ногой | Побудка в кровати, потягивание. Выполнять произвольно Сидя в постели, понимать руки вверх. Ходьба у кровати, на месте с высоким подниманием ног. Приседание, спина ровная Выполнять согласно тексту. Главное: разбудить детей и поднять у них настроение Сделать вдох через нос. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки Медленная ходьба, на вдох - руки поднять в стороны; на выдох - опустить вниз с длительным произношением гага-га Легкий бег босиком с взмахом рук («крыльев») Укрепление мышц ног Укрепление мышечного корсета Ходьба по прямой с приставлением пятки одной ноги к носку другой, руки на поясе, спина прямая Предупреждение плоскостопия |
Комплекс №7 | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 | Чтоб совсем проснуться - нужно потянуться Самомассаж Сидя в кроватях, поглаживание лица: от носа к вискам; от подбородка к ушам; поглаживание шеи; рук от кончиков пальцев к плечам и ног от кончиков пальцев к бедру Упражнение «Кошечка». И.п.: встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» - спина круглая голову опустить как можно ниже. «Кошечка добрая, ласковая» - прогнуть спину, голову поднять. Упражнение на гибкость. И.п.: сидя. 1 - руки соединить в «замке» за спиной (правая рука сверху через плечо, левая - снизу); 2 - и.п. Поменять руки Упражнение «Велосипед». И.п.: лежа на полу, руки вдоль туловища. Делать круговые движения ногами, руки упираются об пол. Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперед, А за ними комарики на воздушном шарике, А за ними раки на хромой собаке. Упражнение «Буратино». Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Видно ключик не нашел. Чтобы ключик отыскать - Надо на носочки встать Потанцевать или поиграть в подвижную игру 3 мин По выбору детей После гимнастики – обширное умывание | 30с. 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз | Побудка в кровати, потягивание. При выполнении упражнения следить за осанкой Выполнять имитацию езды на велосипеде Вдох через нос. Выдох через рот |
Комплекс №8
«Весёлый котёнок»
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.
2. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.
3. И.П.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» - выдох, И.П., вдох (через нос).
4. И.П.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши - выдох; развести ладони в стороны - вдох.
6. И.П.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.
Комплекс №9
« Прогулка по морю»
1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и.п.
2. «Горка». И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.
3. «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п.
4. «Волна». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И.П., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.
5. «Мячик». И.П.: о.с., прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча перед собой.
6. «Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумно
Комплекс №10
«Прогулка в лес»
1. «Потягушки». И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.
2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и.п.
3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки». И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и.п., выдох, наклон.
4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.с. вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.
5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди). И.П.: о.с., руки за голову, вдох - подняться на носки, выдох - присесть.
6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и.п.
Комплекс №11
"Цветок"
Спал цветок - И.п.: сидя на корточках, руки
вместе под щекой, глаза
закрыты, голова наклонена.
И вдруг проснулся - И. п.: то же. Медленно открыть
глаза, опустить руки через
стороны, встать.
Больше спать И. п.: стоя. Повороты головы
не захотел вправо-влево, показать
пальчиком «не захотел».
Потянулся, улыбнулся, Дети выполняют
Взвился вверх и полетел движения по тексту.
(2-3 раза)
ПОТЯГИВАНИЕ
Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Потянутся, вытягивая позвоночник.
Тихо-тихо колокольчик позвени,
Всех мальчишек и девчонок разбуди.
Все проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись.
НАРИСУЙ РАДУГУ
Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева направо и справа налево. Повторить то же левой ногой. Ноги в коленях не сгибать.
Что за чудо-красота,
Расписные ворота!
В небе радуга повисла,
Как цветное коромысло!
ГРОМ
Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к груди, обхватить руками. Перейти в исходное положение.
По дорожкам пыль летит!
Гром грохочет, гром гремит!
Спрячемся от грома,
Громкого такого!
КОРАБЛИКИ
Исходное положение: лежа на животе, ноги вместе, руки под подбородком. Приподняться, прогнуть спину. Вытянуть прямые руки перед собой и покачаться.
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка
Веселый ручеек.
Запустим мы кораблики,
Бумажные кораблики,
И путь их так далек.
Комплекс №12
КИСОНЬКА-МУРЫСОНЬКА
Педагог произносит слова, дети выполняют движения.
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Дети изображают кошку, свернувшуюся калачиком.
Киска, глазки открывай!
День зарядкой начинай!
Перекатываются с одного бока на другой. Лежа на спине, поднимают голову, затем поворачивают ее вправо-влево.
Захотела наша кошка
Когти поточить немножко.
Лежа на спине, поджимают согнутые ноги, подтягивая колени к животу. Подняв рук вверх, делают пальцами царапающие движения.
Потянула кошка лапки,
Убедилась: все в порядке.
Стоя на коленях и опираясь на ладони, дети поочередно поднимают выпрямленные ноги.
Кошка хвостиком махнет,
Поворачивают голову вправо-влево.
Спинку плавно разогнет.
Прогибают и выгибают спину.
После разминки – надо подкрепиться,
Молока из блюдечка следует напиться.
Дети изображают, как кошка лакает молоко: стоя на четвереньках, сгибают руки и опускают голову и плечи.
Кошка умывается, лапкой утирается.
Сидят, скрестив ноги «по-турецки», и имитируют движения умывающейся кошки.
Чешется за ухом.
Может, это муха?
Муху надо бы поймать.
Не мешает пусть играть.
Приподнимаясь на коленях, выполняют хватательные движения руками, сначала медленно и плавно, затем более активно.
Со скамейки кошка – прыг!
И поймала муху вмиг!
Комплекс №13
ПРОСЫПАЛОЧКА-ЗАРЯЖАЛОЧКА
Педагог произносит слова, дети выполняют движения.
Глазки открываются,
Реснички поднимаются, Легкий массаж лица
Дети просыпаются,
Друг другу улыбаются. Поворачивают голову вправо-влево
Дышим ровно, глубоко
И свободно, и легко. Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот
Что за чудная зарядка –
Как она нам помогает,
Настроенье улучшает
И здоровье укрепляет. Растирают ладонями грудную клетку и предплечья
Крепко кулачки сжимает,
Руки выше поднимаем. Медленно поднимают руки вверх, быстро сжимая
и разжимая кулаки.
Сильно-сильно потянись.
Солнцу шире улыбнись! Вытягивают руки, потягиваются.
Потянулись! Улыбнулись!
Наконец-то мы проснулись!
Добрый день!
Пора вставать!
Заправлять свою кровать. Встают с кровати
Комплекс №14
КОЛОКОЛЬЧИКИ
Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Потянутся, вытягивая позвоночник.
Тихо-тихо колокольчик позвени,
Всех мальчишек и девчонок разбуди.
Все проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись.
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА СПИНЕ
«Змейка». И.п. - ноги согнуты в коленях, стопы на полу, руки вверху. Вдох - потянуться руками вверх и, напрягая мышцы спины, максимально выпрямить спину. Выдох - расслабиться. Повторить 4-6 раз.
Упражнение на координацию. Поочередно поднимать правую руку и левую ногу. Держать на 4 счета. Затем поднимать левую руку и правую ногу. Повторить 4-6 раз.
«Горка».
И.п. - лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты, стопы на полу. Выдох - опираясь на стопы и плечи, поднять над полом спину и таз. Вдох - вернуться в и.п. Повторить 4- 6 раз.
Комплекс №15
КОРАБЛИКИ
Исходное положение: лежа на животе, ноги вместе, руки под подбородком. Приподняться, прогнуть спину. Вытянуть прямые руки перед собой и покачаться.
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка
Веселый ручеек.
Запустим мы кораблики,
Бумажные кораблики,
И путь их так далек.
1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и.п.
2. «Горка». И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.
3. «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п.
4. «Волна». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И.П., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.
5. «Мячик». И.П.: о.с., прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча перед собой.
6. «Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумно
Комплекс №16
РАДУГА
Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к груди, обхватить руками. Перейти в исходное положение.
По дорожкам пыль летит!
Гром грохочет, гром гремит!
Спрячемся от грома,
Громкого такого!
Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева направо и справа налево. Повторить то же левой ногой. Ноги в коленях не сгибать.
Что за чудо-красота,
Расписные ворота!
В небе радуга повисла,
Как цветное коромысло!
Дыхательное упражнение. И.п. - руки вперед, голова лбом касается пола. Вдох - сжать ладони в кулак. Выдох - разжать их.
Упражнение на координацию. И.п. - то же. Приподнять над полом прямые правую руку и левую ногу, держать их в таком положении на 4 счета. Затем вернуться в и.п. Повторить упражнение, поменяв руки и ноги. Повторить 4-6 раз.
«Рыбка». И.п. - то же. Приподнять голову, плечи, руки и ноги слегка над полом. Держать на 4 счета. Дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз.
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ НА КОЛЕНЯХ
Приседания. И.п. - сесть на пятки, руки к плечам. Вдох - встать в стойку на коленях, руки вверх. Выдох - вернуться в и.п. Повторить 4-6 раз.
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА СПИНЕ
«Велосипед». И.п. - то же. Одновременно сгибать и разгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах, имитируя езду на велосипеде. Движение выполнять двумя ногами вместе. Дыхание не задерживать.
Дыхательное упражнение. Вдох - поднять руки вверх. Выдох - опустить вниз. Повторить 2-3 раза.
Упражнение на равновесие. Сесть по-турецки, поднять руки, сцепленные в «замок», вверх, потянуться и встать на ноги.
Комплекс №16
ЗМЕЙКА
Медленное пробуждение и потягивание в кровати одновременно с подниманием рук
«Змейка». И.п. - руки вверху, голова лбом касается пола. Потянуться руками вверх, максимально вытягиваясь в плечевых суставах и оттягивая носки ног - вдох. Расслабиться - выдох. Повторить 4 раза.
Упражнения на тренировку пресса. И.п. - руки согнуты в локтевых суставах, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять ноги над полом, развести ноги врозь, соединить и опустить в и.п. Повторить 3-4 раза.
«Полурыбка». И.п. - руки вверху, голова лбом касается пола. Приподнять ноги над полом и держать их на 6 счетов. Повторить 3- 4 раза.
УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ НА КОЛЕНЯХ
Дыхательное упражнение. И.п. - стоя на коленях, руки согнуты в локтях перед грудью. Вдох - сжать пальцы в кулак. Выдох - разжать. Соблюдать пропорцию: выдох в 2 раза продолжительнее вдоха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА».
laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА». Интенсивное развитие совре...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области "Музыка"
В выступлении на семинаре РМО музыкальных руководителей представлена система здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья...
использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области Музыка
1...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА».
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации воспитательно-образовательного процесса, но и профилактику различных заболев...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области «Музыка».
На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие ме...