Подвижные игры на прогулке
методическая разработка по теме

Крупнова Ольга Евгеньевна

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подвижные игры на прогулке169.08 КБ

Предварительный просмотр:

ОСЕНЬ

https://sites.google.com/site/detsad24/_/rsrc/1354537963301/cast-treta/podviznye-igry-na-progulke/03931896.jpg

Игра «Листопад»

Цель: закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев, учить детей передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме, конкретизировать понятие – листопад.

Материал: осенние листья.

Ход игры: Дети выбирают листья разного цвета и размера, называют их. Дети – «листочки», воспитатель – ведущий.

Воспитатель: Листья легкие, они медленно летят по воздуху.

Дети медленно бегают и взмахивают руками.

Воспитатель: Листопад! Листопад! Листья желтые летят!

Дети с желтыми листочками выполняют действия.

Воспитатель: Покружились желтые листочки и уселись на землю. Уселись и замерли.

Все дети не шевелятся.

Игра продолжается, воспитатель называет разные по цвету и размеру листья. В старших группах игру можно усложнить – называть листья разных деревьев.

Игра «Беги к тому, что назову»

Цель: напомнить детям названия предметов, научить бегать «стайкой».

Ход игры:

Воспитатель: Куда я скажу, туда вы побежите и будете ждать меня. Раз, два, три, к веранде – беги!

Дети стайкой бегут по указанию воспитателя и ждут его. Затем игра повторяется, воспитатель называет другой объект.

ЗИМА

https://sites.google.com/site/detsad24/_/rsrc/1354537963302/cast-treta/podviznye-igry-na-progulke/987.jpg

Игра «Дед Мороз»

Цель: прививать детям умение выполнять характерные движения.

Ход игры:

Воспитатель вспоминает с детьми про деда Мороза и где он живет. Затем говорит грубым голосом:

- Я – Мороз, Красный нос. Бородою зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей! Выходите, зайчики!

Дети прыгают, как зайчики.

Воспитатель: Заморожу! Заморожу!

Дети разбегаются. Игра повторяется, воспитатель называет другого зверя.

Игра «Паровозик»

(по стихотворениям Т. Волгиной, Э. Мошковской)

Цель: учить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц; упражнять в произношении звуков.

Ход игры :

Воспитатель рассказывает детям: «Bceм надо встать друг за другом - мы будем вагончиками. В вагончиках подарки. Впереди – паровоз». Воспитатель выполняет роль паровоза: встает впереди детей лицом к ним  и, медленно передвигаясь, произносит:

Чух-чух! Чух-чух! Мчится поезд во весь дух.

Дети передвигаются вслед за воспитателем и произносят: «ЧУХ-ЧУХ!» Затем все вместе тянут протяжно: «У – у - у!»

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, сто вагонов я тащу.

Все вместе: «У – у - у!»

Воспитатель поворачивает то в одну, то в другую сторону. Продолжает: «Приехали». «Ш-Ш-Ш-Ш!» - повторяют за ним дети.

Паровозик, паровоз, что в подарок нам привез?  - Мячики!

Дети начинают прыгать, как мячики. Воспитатель говорит: «У-y-y! Всех зовет паровоз!» Дети выстраиваются друг за другом.

Загудел паровоз и вагончики повез: Чух-чу! Чух-чу! Далеко я укачу!  У-у-у-у! Чух-чух!

Дети повторяют за воспитателем: «Чух-чух! У-У-У-У!»

Игра продолжается. Паровозик привозит детям в подарок зайчат, лягушат. медвежат. Каждый раз дети выполняют имитационные движения, упражняются в звукопроизношении, характерном для того или иного «подарка».

Прuмечанuе. «Подарки» в каждой игре можно разнообразить по усмотрению воспитателя.

ВЕСНА

https://sites.google.com/site/detsad24/_/rsrc/1354537963302/cast-treta/podviznye-igry-na-progulke/0_6fead_f8f6c236.png

Игра «Мы веселые ребята»

Цель: учить детей выполнять действия согласно указаниям взрослого.

Ход игры :

Воспитатель: «Сейчас мы будем играть. Я буду петь, а вы слушайте и выполняйте то, о чем я прошу, и приговаривайте: "Солнечным весенним днем". Воспитатель:

Мы танцуем возле клумбы солнечным веселым днем.

Дети повторяют: «Солнечным весенним днем».

Так мы кружимся на месте,

Дети повторяют: «Солнечным весенним днем».

Так мы топаем ногами,

Дети повторяют: «Солнечным весенним днем» и топают ногами.

Так мы хлопаем руками

Дети повторяют: «Солнечным весенним днем» и хлопают.

А вот так мы моем руки,

Дети говорят: «Солнечным весенним днем» и «моют руки».

Так мы руки вытираем и бежим скорее к маме!!!

Дети бегут к воспитателю.

Воспитатель: «Bce дети прибежали к маме! Молодцы, веселые ребята». Игра повторяется.

Игра «Ой, что за народ?» 

(по материалам музыкальной игры И. Плакиды)

Цель: учить детей двигаться стайкой, выполнять действия; убегая, не мешать товарищам.

Материал: большая матрешка.

Ход игры :

Воспитатель медленно идет лицом к детям, в руках держит матрешку, которая смотрит в противоположную сторону.

Ой, что за народ за матрешкой идет?

Дети двигаются за воспитателем стайкой. Матрешка поворачивается.

А-а! Вот какой народ! Быстро-быстро убежали,

Дети убегают.

 Только ножки замелькали. Ой, что за народ в барабаны громко бьет?

Дети идут и говорят: «Бум! Бум! Бум!»Матрешка поворачивается.

А-а! Вот какой народ! Быстро-быстро убежали,

Дети убегают.

 Только ножки замелькали. ой, что за народ Тихо-тихо так идет!

Дети идут крадучись. Матрешка поворачивается.

А-а! Вот какой народ! Быстро-быстро убежали, Только ножки замелькали.

Дети разбегаются. Можно продолжить игру, предлагать детям выполнять различные действия.

ЛЕТО

https://sites.google.com/site/detsad24/_/rsrc/1354537963302/cast-treta/podviznye-igry-na-progulke/x_7c3385c2.jpg

Игра «Кошка и мышки»

Цель: учить детей имитировать звуки, издаваемые мышками;  бегать тихо, как мышки.

Материал: крупная игрушка - кошка, эмблемы с мордочками  мышек, шнур.

 Ход игры:

Воспитатель объясняет, что по одну сторону шнура будет домик мышек  - норка. По другую сторону от шнура (на расстоянии 2-2,5 м) на скамеечке сидит кошка. Раздает всем детям эмблемки и приглашает «мышек» в норку. Воспитатель медленно произносит:

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка.

( «Мышки» подлезают под шнур, осторожно бегают, пищат.)

Кошка глазки открывает и мышат всех догоняет: Мяу! Мяу!

«Мышки» прячутся в норку. Воспитатель берет игрушку-кошку и догоняет детей. Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Бусинки»

Цель: учить детей медленно передвигаться; повторять движения взрослого, не разрывая цепь.

Ход игры :

Воспитатель начинает игру - идет и, повторяя: «Я на ниточку нанизываю бусинку», берет желающих детей за руку; остальные подходят по одному. каждый новый участник берет за руку последнего ребенка, образуя длинную цепь - «бусы».

Воспитатель медленно поет (мотив произвольный):

Как мы бусинки лепили, как мы бусинки лепили,

Бусинки, бусинки, красивые бусинки.

Ведет цепь .медленно по прямой.

 Как мы с бусами играли, как на нитку собирали,

Бусинки, бусинки, красивые бусинки.

Водит цепь плавно из стороны в сторону по всей площадке.

Как мы бусы завивали, как мы бусы завивали,

Бусинки, бусинки, красивые бусинки.

Кружится, завивая цепь вокруг себя.

Воспитатель останавливается и говорит детям: «Играли, играли мы с бусами, а ниточка запуталась. Стали ее распутывать, ниточка и порвалась. Все бусинки раскатились - разбежались в разные стороны: бах! Тара-рах!» Дети с радостным криком бегут по площадке. «Ой, как далеко раскатились наши бусинки! - говорит взрослый. - Надо опять все бусы на ниточку собирать!» Игра повторяется.

 

Организация проведения прогулок

В течении года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в ДОУ, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулки проводятся два раза в день. Общая продолжительность прогулки – 4 часа. Только температура воздуха ниже - 15° или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями.

Структурными компонентами прогулки являются:

- разнообразные наблюдения;

- дидактические задания;

- трудовые действия самих детей;

- подвижные игры и игровые упражнения.

Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. Кроме того, они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке.

Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Например, в пасмурный морозный день дети, выйдя на прогулку, сразу же включаются в подвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональной тонус. В знойное летнее время дети сразу же приступают к трудовым действиям - наполняют бассейн водой, чтобы затем использовать ее в течение всей прогулки.

Сегодня я хочу более подробно поговорить об организации подвижных игр на прогулке.

Ребенок постоянно и разнообразно двигается на участке. В теплое время года потребность в активных  движениях удовлетворяется полностью. Зимой эта проблема стоит довольно остро. При норме 10 тысяч шагов за день дошкольники по собственной инициативе могут сделать лишь 1200-1500 шагов, в то время как при продуманной организации прогулки и педагогически правильном руководстве они показывают результаты до 6000 шагов. Таких результатов ребенок достигает без каких - либо усилий для себя, увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в организованных подвижных играх, занимаясь интересной самостоятельной деятельностью.

 

Главное - сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно.

В игровых упражнениях преследуются цели прямого обучения детей основным движениям. При выполнении упражнений каждый ребенок действует свободно и самостоятельно.

В условиях прогулки у педагога появляется возможность обратить внимание на качество выполнения движений одного, исправить ошибку другого, поддержать и поощрить третьего ребенка.

Дети с удовольствием упражняются в таких движениях, как ходь6а, бег. Лазание, разнообразные действия с мячами и прыжки в самостоятельной деятельности выполняются реже, поэтому необходимо чаще включать их в игровые упражнения.

Активно включаясь в такие игровые упражнения, дети вносят в их выполнение элементы воображения, творчества: не просто идут по наклонной плоскости, а едут, как машины, стараясь не останавливаться.

В задачи взрослого также входит наблюдение за физическим состоянием играющих. Внешние признаки утомления (одышка, покраснение лица, усиленное потоотделение) служат сигналом для прекращения игры.

Для того чтобы у детей сохранилось бодрое, жизнерадостное настроение и были обеспечены благоприятные условия для успешного решения задач физического, умственного и нравственного развития, целесообразно чередовать игровые упражнения, закрепляя то одни, то другие двигательные навыки; разумно распределять их во время каждой прогулки .

 Помимо игровых упражнений, на прогулке ежедневно проводится подвижная игра продолжительностью 6-10 минут, планируемая заранее. Необходима предварительная подготовка к проведению такой игры: намечается место проведения, отбирается дополнительный материал, атрибутика. При планировании подвижной игры учитывается предыдущая деятельность детей. Если утром проводилось физкультурное занятие, то на прогулке можно ограничиться игровыми упражнениями. В летнее время, когда дети по собственной инициативе много и с удовольствием двигаются, планируется по одной подвижной игре во время утренней и вечерней прогулок. Зимой, чтобы создать у детей бодрое настроение, пребывание на свежем воздухе желательно начинать с организованной подвижной игры. Завершать прогулку может вторая подвижная игра. Быстрая утомляемость, в каждой из предлагаемых игр компенсируется сменой действий; предусматривается чередование их с кратковременным отдыхом.

Сами движения, как правило, однотипны, привычны (полетали, побежали, попрыгали, покружились), меняются лишь персонажи («У медведя во бору», «Кошка и птички», «Собачка и ворона».

 

Дети с удовольствием включаются в игру, если для ее про ведения специально подготовлена дополнительная атрибутика: шапочки, эмблемы птиц и животных, длинные ушки зайчика, цветочки или веночки, платочки, разноцветные ленточки. Часто в подвижных играх используются крупные мягкие игрушки.

В подвижной игре зачастую решается несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого ребенка, удовлетворение потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает), развитие ориентировки в окружающем (побежали к песочнице, к веранде) и умения слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с требованиями игры.

В игре участвуют все дети. Перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, дети многократно повторяют разнообразные движения, упражняясь и закрепляя правильность их выполнения. Дети приучаются к согласованным коллективным действиям, элементарным ориентировкам в пространстве. Старшие осваивают умение находить свое место в колонне, в кругу.

В задачу воспитателя входит наблюдение за состоянием играющих: в зависимости от этого желательно увеличивать или уменьшать время подвижной игры, количество ее повторений, регулировать длительность перерывов между действиями, удлинять или сокращать дистанции перебежек, варьировать количество прыжков, подскоков. Поддерживая радостный настрой играющих, воспитатель внимательно следит за каждым ребенком: одного побуждает к более энергичным движениям, другого ограничивает, снимая излишнее возбуждение.

Взрослый - непременный организатор и участник игры. Дети испытывают особое удовольствие от такого близкого общения с ним. Эмоциональная выразительная речь, мимика и жесты педагога импонируют дети. Видя доброе отношение воспитателя к окружающему, неподдельный интерес к происходящему, дети невольно подражают ему. Они учатся слышать речь, обращенную к ним, и адекватно реагировать; действовать по слову взрослого, а потом и отвечать ему. Обогащается словарный запас, тренируется память, формируется воображение детей.

Прогулки, как мы видим, решают очень много задач: и воспитательные, и образовательные, и очень важные оздоровительные задачи. Ведь как говорили древни мудрецы: «В движении - жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подвижные игры на прогулке"

Презентация для педсовета по теме "Подвижные игры на прогулке"Значение, классификация и характеристики подвижных игр для детей разных возрастных групп....

Конспект подвижной игры на прогулке «Зимняя прогулка»

Подвижные игры на прогулке - одно из основных средств физического воспитания детей. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельн...

Играем в подвижные игры на прогулке

Разучиваем  с детьми разные подвижные игры....

Игра с листьями» (подвижная игра на прогулке с использованием природного материала)

laquo;Игра с листьями» (подвижная игра на прогулке с использованием природного материала)Дидактическая задача. Развитие сенсорных эталонов (величина, цвет). Активизация в словаре детей понятий ...

«Играем вместе с ребёнком в подвижные игры на прогулке»

Поможет для оформления уголка для родителей...

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)

Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...