Дифференцированный подход при обучении основным видам движений детей с косоглазием и амблиопией на физкультурных занятиях.
статья на тему

Перевозчикова Ирина Юрьевна

Современные исследования показали, что дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии. Анализ исследования состояния физического развития детей с косоглазием и амблиопией обнаружил отставание их от нормально видящих сверстников. Специфика физического развития детей с нарушением зрения требует пересмотра унифицированного подхода к содержанию и методике физического воспитания.Актуальность данного подхода определяется вариативностью нарушений двигательной с разными глазными патологиями: зрительно-двигательной ориентации, двигательными возможностями, спецификой овладения движениями. Дифференцированный подход в физическом воспитании позволит проводить коррекционно-компенсирующую и оздоровительно развивающую работу с учетом психофизического состояния детей, эффективно преодолевать имеющиеся индивидуальные недостатки, добиваться эффективного решения задач физического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход при обучении основным видам движений детей с косоглазием и амблиопией на физкультурных занятиях.

Перевозчикова И. Ю. - воспитатель МДОУ № 93

Современные исследования показали, что дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии. Страдает точность и полнота зрительного восприятия, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ, происходит сложнее, затрудняется ориентация в пространстве. У детей с данной патологией наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, это приводит к снижению двигательной активности, сложностям в овладении движениями, они отстают в формировании физических навыков (бег, ходьба, прыжки, метание) от своих сверстников (Л.С. Сековец). У них отмечаются трудности в переключении с одного движения на другое, при выполнении заданий связанных с передвижением по уменьшенной опоре, ограниченной плоскости.

Анализ исследования состояния физического развития детей с косоглазием и амблиопией обнаружил отставание их от нормально видящих сверсников. Они более физически ослаблены, чаще подвергаются простудным заболеваниям. У многих детей обнаруживаются нарушения осанки, координации движений. Наличие сопутствующих дефектов отмечают М. И. Земцова,  А. И. Плаксина и др. Это связанно с осложнением зрительного контроля при овладении движениями.

Специфика физического развития детей с нарушением зрения требует пересмотра унифицированного подхода к содержанию и методике физического воспитания. Время возникновения и тяжесть дефекта, сохранность анализаторов, функций и систем организма, отклонения в развитии двигательной сферы – все это обуславливает необходимость модифицированного подхода к физкультурно- оздоровительной и коррекционно-комплекной работы в рамках физического воспитания.

Актуальность данного подхода определяется вариативностью нарушений двигательной с разными глазными патологиями: зрительно-двигательной ориентации, двигательными возможностями, спецификой овладения движениями. Дифференцированный подход в физическом воспитании позволит проводить коррекционно-компенсирующую и оздоровительно развивающую работу с учетом психофизического состояния детей, эффективно преодолевать имеющиеся индивидуальные недостатки, добиваться эффективного решения задач физического развития.

Как отмечает один из ведущих исследователей проблемы физического воспитания детей с нарушением зрения, Л.С. Сековец, учет специфики дефекта позволяет более эффективно мобилизовать сохранные возможности детей, компенсировать и корректировать нарушенные функции.

Значимость дифференцированного подхода на физкультурных занятиях с детьми с косоглазием и амблиопией подчеркивается рядом факторов:

1. взаимообусловленностью развития зрительного анализатора и двигательной сферы;

2. спецификой развития двигательной сферы в условиях зрительной депривации;

3. вынужденным ограничением двигательной активности детей с косоглазием и амблиопией;

4. гиперопекой со стороны родителей;

5. широкой восстребованностью в практике воспитания детей с патологией зрения новых разработок по физическому воспитанию.

В своей работе мы выделили группу детей с косоглазием, так как этот диагноз наиболее часто встречается в нашем МДОУ (4-го вида). Изучение двигательных возможностей этой группы детей показало:

1. ходьба, бег - трудности в овладении движением, мышечное напряжение, несогласованность работы рук и ног, неравномерный темп, потеря направления, равновесия;

2. прыжки - низкая техническая подготовка, несформированность навыка прыжка, ошибки во всех фазах выполнения движения (толчке, полете, приземлении);

3. метание, бросание, ловля - неуверенность, трудности в принятии исходного положения, слабый замах, бросок, отсутствие прослеживания взором полета мяча.

Нарушение качественных характеристик выполнения основных видов движений привели и к снижению количественных показателей в ходьбе, беге, прыжках в длину, метании.

В своей работе мы поставили цель: развивать физические навыки и двигательные умения детей с косоглазием и амблиопией.

Выделили следующие задачи:

1. Коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей у детей с косоглазием и амблиопией;

2. Преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями;

3.    Совершенствовать формирование ОВД;

4.    Развивать культуру движений;

5.   Воспитывать осознанное отношение к физкультурным занятиям.

Для организации дифференцированного подхода при обучении ОВД важное значение имеет развивающая среда:

>  Все физкультурное оборудование имеет специальные метки. Цель: помочь детям координировать действия руки и глаза, определять направление движения.

>   Подводящие дорожки. Цель: развитие зрительного восприятия.

> Зеркальные стенки. Цель: осуществление зрительного контроля за движением.

Занятия физической культурой являются основной формой организации физического воспитания детей с косоглазием и амблиопией. Мы проводим занятия в соответствии с требованием программы Васильевой и коррекционной программой Плаксиной Л.И., с учетом зрительных диагнозов детей.

В своей работе при организации обучения ОВД мы соблюдаем следующие требования:

>  Предупреждение травматизма;

>  Обеспечение страховкой;

> Подготовка занятий ведется с учетом диагноза и индивидуальных возможностей детей;

>   Ведется учет зрительных нагрузок.

Основными принципами организации дифференцированного подхода коррекционной помощи при обучении детей с косоглазием и амблиопией ОВД являются:

1. Выполнение офтальмолога — гигиенического режима в процессе занятия физической культурой;

2. Комплексная диагностика психофизической и двигательной подготовленности;

3. Учет индивидуальных особенностей, диагнозов в комплектовании групп для занятий физической культурой;

4. Индивидуально дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом диагноза и физического развития;

5. Обеспечение оптимальных условий для формирования у детей ОВД, здорового образа жизни;

6. Обеспечение содержания образования по физической культуре посредством освоения основ содержания двигательной деятельности и взаимосвязи с лечебно-восстановительной и коррекционной работой;

7. Целостность и комплексность в решении задач физического воспитания, здоровья и социальной адаптации детей с нарушением зрения [3]

Эти принципы позволяют решать вопросы выравнивания физического развития и формирования ОВД у детей с косоглазием и амблиопией.

Для организации дифференцированного подхода обучения детей с косоглазием и амблиопией необходимо создание следующих условий, которые улучшают процесс восприятия, способствуют прочному усвоению навыков:

> Комплексное использование различных форм физического воспитания (гимнастика, занятия, игры, развлечения);

>   Оснащение физкультурного зала;

>   Освещенность зала;

>   Создание оптимистического настроя;

>   Пропедевтическая работа по освоению ОВД.

При обучении ОВД детей дифференцированный подход был ориентирован на совершенствование техники движений, развитие физических и волевых качеств. Детям со средним уровнем развития подбираются задания, направленные на совершенствование двигательных навыков. Детям с низким уровнем - предлагаются облегченные варианты заданий, способствующие усвоению техники разучиваемых движений. Различия прослеживаются и в выборе методов обучения. Детям с низким уровнем двигательных умений отдаем предпочтение наглядным и практическим методам обучения (показ, помощь детям, зрительные ориентиры). Детям со средним уровнем - сочетание словесных и наглядных методов (объяснение, анализ действий, положительная оценка).

Основные приемы: медленный показ, поэтапное выполнение действия ребенком, словесная инструкция, многократные упражнения, зрительный анализ, непосредственная помощь ребенку, использование средств, обеспечивающих страховку (опоры, ориентиры, сигналы).

Подводя итог сказанному, следует отметить, что правильная организация и осуществление физического воспитания детей с косоглазием и амблиопией определяются:

>   Педагогической компетентностью и заинтересованностью педагогов;

>  Знанием закономерностей и особенностей психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией;

>    Современными подходами к организации и выбору средств и методов;

>    Соблюдением требований офтальмологии, тифлопедагогики;

>    Признание принципа комплексного подхода ведущим [3].

Список литературы

1. Дружинина Л.А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации занятий лечебной физкультурой детей е косоглазием и амблиопией. Ж. Физическое воспитание детей с нарушением зрения. — 2000. - № 1.

2. Ермаков ВЛ., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М- 1990

3. Сековец Л.С. Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с нарушением зрения. К.Н. - 2008

4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (для слабовидящих детей). - под ред. Плаксивой Л.И.. - М. -1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателя по обучению основным видам движений детей 1-ой младшей группы.

I. Рекомендации для воспитателя по обучению основным видам движений детей 1-ой младшей группы:1. по обучению детей бегу;2. по обучению детей лазанию;3. по обучению детей ходьбе;4. по обучению детей пр...

Рекомендации для воспитателя по обучению основным видам движений детей 2-ой группы раннего возраста

I. Рекомендации для воспитателя по обучению основным видам движений детей 2-ой группы раннего возраста:1. по обучению детей бегу;2. по обучению детей лазанию;3. по обучению детей ходьбе;4. по обучению...

Реализация гендерного подхода в освоении основных видов движений детьми средней группы

Физическая культура в ДОУ выступает как одно из главных составляющих направлений целостного и разностороннего развития детей. Традиционно её роль - формирование здоровья, обеспечение нормального роста...

В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Конспекты физкультурных занятий разра

В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общер...

Алгоритм обучения основным видам движений детей дошкольного возраста ПОЛЗАНИЕ И ЛАЗАНИЕ

Алгоритм  обучения  основным  видам движений детей дошкольного возраста ПОЛЗАНИЕ И ЛАЗАНИЕ...

Мониторинг педагогического обследования техники выполнения основных видов движения детей 3-5 года обучения.

Педагогическое обследование техники  выполнения общих видов движения  осуществляется по программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкол...