Реализация гендерного подхода в освоении основных видов движений детьми средней группы
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Шебукова Марина Владимировна

Физическая культура в ДОУ выступает как одно из главных составляющих направлений целостного и разностороннего развития детей. Традиционно её роль - формирование здоровья, обеспечение нормального роста, физического развития и физического воспитания детей. Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами. Одним из главных условий является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям с учетом их гендерных особенностей. Гендер - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные (отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация гендерного подхода в освоении основных видов движений детьми средней группы

Физическая культура в ДОУ была и остается базовой областью дошкольного образования и выступает как одно из главных составляющих направлений целостного и разностороннего развития детей. Традиционно её роль - формирование здоровья, обеспечение нормального роста, физического развития и физического воспитания детей. Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами. Одним из главных условий успешного целостного и разностороннего развития детей является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям с учетом их гендерных особенностей.

Гендер - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные

(отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Для достижения положительной динамики двигательного развития дошкольников на основе использования гендерно - ориентированного подхода мы поставили перед собой следующие задачи:

-создание    предметно-пространственной   развивающей    среды    с   учётом гендерных особенностей детей;

- использование методов и приёмов дифференцированного подхода с учётом гендерных различий в физическом воспитании дошкольников;

-воспитание навыков социального взаимодействия и сотрудничества у детей разного пола;

Для успешного решения данных задач создали предметно -пространственную развивающую среду, соответствующую психофизическим особенностям, возможностям, интересам и потребностям мальчиков и девочек как в группе, так и на прогулке. Для мальчиков: кольцебросы, набор кеглей с мячами, дуги для подлезания, гимнастические палки, гантели, мячи футбольные и баскетбольные, кубики и полусферы для перешагивания, перепрыгивания, ходьбы змейкой. Для девочек: мячи надувные разного размера, легкие гантели, гимнастические помпоны, ленты, веревочные косички разной длины и толщины, гимнастическая скамейка, скакалки, обручи, мешочки с песком.

Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность которая им интереснее, лучше удается и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности, в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, борьба, лазанье, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и прочее), танцевальные упражнения. В то же время такие виды, как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам, и девочкам, в равной степени.

Например, когда отрабатывали упражнения в беге, мальчики лучше выполняли задания на бег в быстром темпе, бег широким шагом, бег на длинные дистанции. В то время как девочки лучше справлялись с заданиями - бег в разных направлениях с ловлей и увертыванием, бег змейкой, бег в медленном темпе. Для отработки такого вида ОВД как бег змейкой мальчикам было интереснее оббегать грибочки, а девочкам цветочки. При упражнении в ползании мальчики выполняли задания - ползание на четвереньках в сочетании с подлезанием под веревку, дугу; пролезание в обруч, проползание на животе под скамейкой; ползание на четвереньках между предметами змейкой; ползание по бревну на четвереньках - быстро, но недостаточно точно. Девочки выполняли те же задания медленнее, но более пластично и грациозно, не задевая физкультурных снарядов. При упражнении в ходьбе девочки грациознее и легче, чем мальчики выполняли ходьбу на носках и на пятках, ходьбу с разным положением рук. Мальчики быстрее ориентировались при ходьбе с переменой направления.

При упражнении в прыжках мальчики могли прыгать дольше, выше и дальше девочек. А девочкам больше нравились и лучше ими выполнялись задания -подскоки с поворотами, прыжки из круга в круг, прыжки через несколько линии.

Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Когда отрабатывали упражнение - ходьба по скамейке, мальчики лучше пробегали, соскакивали, в то время как девочки ходили медленно с поворотами, лучше тянули носки, получая от этого удовольствие. У мальчиков лучше получались упражнения - остановиться по сигналу во время бега, присесть, повернуться кругом и продолжать бег; после бега по сигналу встать на куб или скамейку; стоять на одной ноге. У девочек хорошо получалось - ходьба по шнуру с мешочком на голове; ходьба по шнуру, положенному прямо, по кругу, зигзагообразно; ходьба по скамейке перешагивая кубики.

Методические приемы для учета половых особенностей дошкольников

1.   Различия   в   подборе   упражнений   и   оборудования   или   только   для мальчиков, или   только   для   девочек (например, мальчики   выполняли упражнения на равновесие с флажками в руках, а девочки - с лентами).

2.   Различия по продолжительности (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5).

3. При отработке ОВД в парах (ходьба, бег, прыжки) - мальчики всегда слева от девочки, при движении через препятствия (например, через кочки) первым преодолевает путь мальчик, он помогает девочке если у неё не получается.

4. Различия в подборе оборудования (например, девочкам - легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).

5.  Существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек вызывают трудности и требуют большего времени для овладения   ими (метание   на   дальность   и   в   цель).   И   наоборот, есть упражнения, легкие для овладения девочками,   но  требующие  многого времени и усилий у мальчиков (прыжки на скакалке). Поэтому требовались особые методические подходы: разное число повторений, выбор подводящих и     подготовительных упражнений, использование     вспомогательного оборудования.

6.  Когда мы упражняем детей в беге, прыжках или другом виде ОВД в подвижных играх, дети принимают разные роли в зависимости от гендерной принадлежности: кошки и коты, снежная баба и снеговик. Усложняются задания для мальчиков, увеличивается расстояние: «ров» -шире, бег   -   дальше.   При   проведении   упражнений   типа «паровозик», «гусеница», «сороконожка» (когда дети должны держаться друг за друга в колонне по одному), мальчики придерживают девочек за талию, а девочки мальчикам кладут руки на плечи.

7.  В требованиях к качеству выполнения заданий. От мальчиков требуется большая четкость, ритмичность, дополнительные усилия, а от девочек -больше пластичности, выразительности, грациозности.

8.  Расстановка и уборка снарядов. Девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группой в несколько человек -тяжелое оборудование.

9.   Оценка деятельности.  Для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более    сильным   эмоциональным   компонентом: «Ты   лучшая    в   этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».

10.  В сопровождении чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения задания, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, а в работе с девочками преимущественно прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.

Таким образом при реализации гендерного подхода в освоении основных   видов   движений   создаются   возможности   в   формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет половых особенностей позволяет добиваться высоких результатов, не нарушая ход

становления личности, заложенный природой ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

основные виды движений в старшей группе

в документе представлены основные движения для детей старшего возраста...

Отчёт о взаимодействии с родителями воспитанников по реализации образовательного проекта "Познаём тайны мира насекомых" с детьми средней группы

Реализация любого образовательного проекта подразумевает  активное взаимодействие и сотрудничество с родителями воспитанников. Мамы и папы, бабушки и дедушки становятся участниками образовательно...

Дифференцированный подход при обучении основным видам движений детей с косоглазием и амблиопией на физкультурных занятиях.

Современные исследования показали, что дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии. Анализ исследования состояния физического развития детей с косоглазием и ам...

Освоение основных видов движений дошкольников

Освоение основных видов движений дошкольников от года до семи лет по возрастам...

Консультация «взаимосвязь в освоении основных движений и музыкально- ритмических» (развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений)

Консультация «взаимосвязь в освоении  основных движений и музыкально- ритмических»(развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений)...

Выявление уровня освоения материала по ФЭМП детьми средней группы

Все более популярными становятся приключенческие игровые квесты. Квесты актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как ...