Главные вкладки

    АЗБУКА ПИТАНИЯ или как сформировать у ребенка навыки здорового питания
    консультация на тему

    МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 "Солнышко"

    Для сохранения и приумножения количества здоровья ребенка наиважнейшей задачей взрослых является формирование у него культуры питания.

    А может ли ребенок дошкольного возраста самостоятельно оценивать свое питание? И может, и должен, если взрослые ему помогут. Дошкольники вполне способны владеть такими понятиями, как «разнообразная пища», «режим питания», «гигиена питания».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon azbuka_pitaniya.doc31 КБ
    Microsoft Office document icon igra.poleznye_vitaimny.doc30.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    АЗБУКА ПИТАНИЯ,

    или как сформировать у ребенка навыки здорового питания

    Для сохранения и приумножения количества здоровья ребенка наиважнейшей задачей взрослых является формирование у него культуры питания.

    А может ли ребенок дошкольного возраста самостоятельно оценивать свое питание? И может, и должен, если взрослые ему помогут. Дошкольники вполне способны владеть такими понятиями, как «разнообразная пища», «режим питания», «гигиена питания».

    Режим питания – это устойчивая повторяемость приемов пищи в фиксированные часы суток. Физиологические особенности организма ребенка дошкольного возраста диктуют необходимость 4 – 5 приемов пищи в день с интервалом в 3 – 4 часа. Нерегулярное питание приводит к ухудшению как работы внутренних органов, так и психических функций. Педагоги отмечают, что при «вольном» графике приема пищи у детей более высок уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями.

    В основе привычки к регулярному питанию лежит выработка рефлекса «на время», когда ребенок начинает испытывать голод в «нужные часы». Родители и сам дошкольник должны знать, что ежедневная еда складывается как минимум из завтрака, обеда и ужина, а лучше – из завтрака, второго завтрака, обеда, полдника и ужина.

    Пищевое разнообразие.

    Ребенок должен потреблять как можно более разнообразную пищу. Не рекомендуется в течение суток употреблять одни и те же блюда или предлагать их ежедневно. Но что делать, если ребенок просит только картошку, или макароны, или сосиски? Для преодоления его пищевого консерватизма можно попробовать «поиграть» с цветом и запахом блюд.

    Яркие цвета овощей и фруктов позволят не только возбудить интерес к блюду, но и познакомить ребенка с понятиями «цвет пищи» и его «оттенки». Положив на поднос листья салата, веточки укропа, огурчик, зеленый виноград, вы можете увлечь ребенка обсуждением оттенков зеленого и увязать их с понятием «зрелость».

    Всякая пища имеет запах. У детей в возрасте от 5 до 10 лет появляется особо повышенная чувствительность к запахам. Особенно обостряется обоняние на голодный желудок. Импровизируйте на темы цвета и запаха за обеденным столом, используйте их возможности управлять аппетитом ребенка и расширять его кругозор.

    Вкус. Известно, что аппетит и процессы пищеварения в большой степени зависят от вкуса пищи. У каждого ребенка есть свои вкусовые предпочтения. Это очень важный фактор, влияющий на выбор пищи детьми. Чем богаче у ребенка вкусовой опыт, тем легче он принимает новые виды пищи. Научите ребенка распознавать оттенки вкусов, предлагайте ему их описывать и определять («мягкий», «острый», «кисло-сладкий», «с горчинкой» и т.д.).

    Тренируйте тонкое восприятие гаммы ощущений от пищи, вы не только повысите интерес ребенка к еде, но и разовьете его наблюдательность и эрудицию. В вопросах формирования навыков здорового питания чрезвычайно высока роль семьи. Хорошо, если взрослые в процессе еды используют разнообразные игровые приемы. На кухню можно «приехать на поезде» или «прилететь на самолете». Иногда можно устроить пир после сражения с ужасным чудовищем. Почаще привлекайте ребенка к сервировке стола (что сделал сам, то вдвойне интереснее!), вводите в нее забавные элементы (детскую посуду с картинками, цветные салфетки), давайте блюдам смешные названия. Если поставить сыр с дырочками с помощью зубочистки на кусочек хлеба вертикально, то может получиться пиратский бутерброд «Рваные паруса». Изобразите на пюре или бутерброде смешную рожицу с помощью соуса, изюминок или кусочков овощей. Из половинки болгарского перца удобно соорудить лодку, нагруженную овощным пюре или кашей. Нелюбимый творог можно подкрасить в розовый цвет свекольным соком и предложить съесть его цветными палочками, нарезанными из овощей (моркови, сельдерея, огурца) или подсушенного хлеба. Кусочки мяса и овощей должны быть небольшими, разнообразными по цвету и по форме. Дети любят грызть, поэтому на тарелку можно положить несколько кусочков сырых овощей. Смакуйте вместе с ребенком и обсуждайте достоинства новых блюд.

    Контролировать качество и количество питания – задача взрослых, но дошкольник способен овладеть общими понятиями недостаточности и избыточности пищи. Обратите особое внимание на проблемы безопасности пищи, поскольку ребенок нередко пытается самостоятельно утолять голод, вытаскивая что-нибудь съестное из холодильника или шкафа. Важно, чтобы он понимал – пища может быть опасной! Познакомьте его с наиболее явными признаками, свидетельствующими о порче продукта (изменение цвета, запаха, консистенции). Сформируйте настороженность к незнакомой пище. Дети с некоторыми заболеваниями, например, аллергией, должны твердо знать перечень опасных для них продуктов.



    Предварительный просмотр:

    Игра-беседа «Полезные витамины»

    Задачи:

    1. Знакомство с витаминами. Формирование и расширение представлений детей о полезном и правильном питании.

    2. Повышение умственной и речевой активности детей, расширение понимания обращённой речи, пассивного, предметного и глагольного словаря.

    3. Продолжить развивать зрительно-двигательную координацию, слуховое внимание, ориентацию в пространстве.

    Оборудование:

    Муляжи овощей и фруктов, жетоны поощрительные, модели витаминов АВС, вырезанные рисунки детей с изображением овощей и фруктов на демонстрационной доске, банки из картона, коврики для условного обозначения грядки и дерево, сухой дождик для подвижной игры, фартуки цветные с карманами.

    План занятия.

    1. Беседа о пользе витаминов и правильного питания для здоровья человека.

    2. Путешествие в страну «Полезные витамины», (разделение на команды: «Овощи» и «Фрукты».

    3. Знакомство с витаминами (загадывание загадок).

    4. Игра «Кто быстрее соберет овощи и фрукты».

    5. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

    6. Д/И «Заготовка витаминов на зиму».

    7. Подведение итогов.

    8. Витаминный стол.

    Ход занятия.

    Беседа.

    1.) В продуктах, которые мы едим (употребляем в пищу) есть очень важные для человека вещества, которые называются ВИТАМИНАМИ. Есть полезные продукты и очень полезные продукты. В очень полезных продуктах больше всего витаминов.

    Витаминов много, но самые полезные – это витамины А. В. С.

    «Никогда не унываю

    И улыбка на лице

    Потому что принимаю

    Витамины АВС»

    2.) Они оказывают различное влияние на здоровье человека.

    Например:

    Витамин А – очень важен для зрения

    Витамин В – способствует хорошей работе сердца

    Витамин С – укрепляет весь организм, делает человека белее здоровым, устойчивым к различным заболеваниям.

    Мы разделимся на две команды «Овощи» и «Фрукты». Такое название мы взяли, потому что в них содержится много витаминов. И отправимся в страну «Полезные витамины».

    3.) Начнем с конкурса загадок.

    1. Висит на ветке колобок

    Блестит его румяный бок (яблоко)

    2. Красная девица росла в темнице,

    Люди в руки брали, косы рвали (морковь)

    3. Этот жёлтый плод растёт

    Там, где лето круглый год (банан)

    4. Он зелёный презелёный

    Просто загляденье.

    Он и свежий и соленый

    Просто объедение (огурец)

    5. Я важный и сочны

    У меня красные щёчки (помидор) .

    6. Яркий, сладкий, налитой

    Весь в обложке золотой.

    Не с конфетной фабрики –

    Из далекой Африки (Апельсин)

    - Молодцы ребята, очень хорошо отгадали загадки. Теперь определим, какая команда выиграла в этом конкурсе.

    4.) Физкультурная минутка: Овощи и фрукты поливает дождь и они вырастают (поспевают)

    - Молодцы ребята хорошо справились с заданием.

    - Сейчас какое время года?

    - Осень

    (перечислить признаки осени)

    - Осенью созревают овощи и фрукты

    собирают урожай овощей на грядках в огороде: картофель, капуста, свёкла, морковь, лук, огурцы, помидоры;

    урожай фруктов на дереве в саду: яблоки, груши, сливы, виноград, персики, апельсины.

    П/и «Кто быстрее соберёт овощи и фрукты»

    5.) Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

    Мы капусту рубим, рубим

    Мы капусту режем, режем.

    Мы капусту солим, солим,

    Мы капусту жмём, жмём,

    Мы капусту трём, трём,

    Мы друг друга угощаем

    В рот к себе кладём.

    6.) Д/и «Заготовка витаминов на зиму».

    - Осенью сбор урожая, так много витаминов в свежем виде, но как их сохранить во время холодной зимы?

    - Овощи и фрукты хранятся в специальных хранилищах;

    - Варят варенье из ягод и фруктов;

    - Соления заготавливают в банках.

    Давайте и мы заготовим на зиму овощей и фруктов в банки. Команда «Фрукты» наполняет банку фруктами. Команда «Овощи» наполняет банку овощами.

    - Наполнили банки? Молодцы! Зима нам не страшна – мы запаслись витаминами.

    7.) Подведение итогов.

    8.) Витаминный стол.

    Рекомендации родителям:

    «Сбалансированное питание», «Знакомство детей с полезными продуктами и витаминами А. В. С. ».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как сформировать у ребенка правильное отношение к своему здоровью

    Формирование правильного отношения к своему здоровью...

    "Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге"

    Материал предназначен для педагогов ДОУ и родителей....

    Статья для родителей " Как сформировать у ребенка стремление к здоровому образу жизни "

    Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возрастаНадо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. ...

    Консультация для воспитателей "Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге"

    Консультация для воспитателей "Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге"...

    консультация "Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге"

    Консультация для родителей " Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге",  речь о том, как научить детей соблюдать правила поведения на дороге, начиная с младшей групп...

    Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге

    Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач педагога. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, развитию становится к этому подготовленным. С пер...

    Консультация "Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге"

    Материал поможет в организации работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге....