Картотека: Игры и упражнения в «сухом бассейне»
картотека по теме

Туркина Ирина Геннадьевна

Игры и упражнения в таком бассейне дают прекрасный оздоровительный и профилактический эффект.

Во время «плавания» в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела вовсе без массажиста. Необходимость удерживать свое тело на поверхности постоянно ускользающих «волн» - шариков побуждает малыша координировать движения, при этом успешнее развивается костно-мышечный аппарат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igry_i_uprazhneniya_v_suhom_basseyne.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата

Игры и упражнения в «сухом бассейне»

Рекомендации по проведению занятий в «сухом бассейне»:

- занятия лучше проводить в игровой форме и индивидуально;

- обстановка во время занятий должна быть эмоционально комфортной и вызывать у ребенка интерес;

- игры и упражнения следует подбирать с учетом возможностей малыша;

- продолжительность занятия — 15-20 минут, частота — раз в неделю.

Игры и упражнения в таком бассейне дают прекрасный оздоровительный и профилактический эффект.

Во время «плавания» в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела вовсе без массажиста. Необходимость удерживать свое тело на поверхности постоянно ускользающих «волн» - шариков побуждает малыша координировать движения, при этом успешнее развивается костно-мышечный аппарат.

Для более продуктивного массажа предлагаем следующие упражнения.


«ВОРОНКИ»
Цель: массаж и развитие координации верхних конечностей.                                                              И.п.: дети стоят на коленях вокруг бассейна:
° опускают в бассейн правую руку и делают вращательные движения, затем те же движения повторяют левой рукой;
° опускают обе руки в бассейн и одновременно делают вращательные движения:  а) встречные,

б) расходящиеся, в) в правую сторону, г) в левую сторону.

«НЫРЯЕМ»
Цель: массаж шейных мышц.
И.п.: ноги на полу перед бассейном, руки в упоре в бассейне:
° достаем головой до бассейна.

«ПЕРЕКАТЫ»
Цель: массаж и координация работы позвоночника.
И.п.: ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты:
° малыш скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика.

«НЕ ЗАМОЧИ РУК»
Цель: развитие динамической и статической координации.
И.п.: обычная стойка в бассейне:
° разное положение рук: а) на голове, б) за головой, в) за спиной, г) согнуты в локтевых суставах и обхвачены ладошками;
° ребенок проходит из одного угла бассейна в другой, обходит бассейн по кругу.

«ЧАСИКИ»

Первый вариант - с опорой на руки; второй вариант - без опоры на руки. Эти игры служат для укрепления мышц нижних конечностей, координации работы позвоночника, повышения опорности рук.

Ребенок сидит в центре бассейна, руки в упоре сзади в бассейне, ноги вместе, вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней, тело ребенка поворачивается вслед за ней. И так по кругу.

«ПОЛОЩЕМ БЕЛЬЕ»

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн правую руку, делает движение вправо-влево («полощет белье»), то же повторяется левой рукой.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУГИ»

Ребенок опускает в «сухой бассейн» правую руку и «рисует» большие разноцветные круги, то же повторяет левой рукой.

«СОЛНЫШКО»

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в него обе руки и «рисует» солнце (вращательные движения обеими руками одновременно).

«ШАЛОВЛИВЫЕ НОЖКИ»

Это упражнение необходимо для массажа и укрепления мышц нижних конечностей. Ребенок сидит на бортике бассейна, по сигналу педагога он опускает в бассейн ноги и болтает ими, как в воде.

«ХИТРЫЙ КОТЕНОК»

Цель упражнения - массаж всего тела и развитие общей подвижности. Ребенок стоит на четвереньках в бассейне, затем, как котенок, крадется по бассейну (от одного края до другого, по кругу вдоль бортика), иногда он прячется в шарики (ребенок должен стремиться передать характер движений животного).

«ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

Первый вариант - ребенок лежит на животе, второй вариант - на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения руками и ногами - как будто плывет.

«ДЕЛЬФИН»

Ребенок лежит в бассейне на животе, руки прижаты вдоль тела, голова приподнята. Малыш шевелится, отгребая шарики от себя ногами («хвостом»), затем выполняются движения ногами к себе.

«РАЗВЕДЧИК»

Ребенок лежит в бассейне на животе, затем, как «разведчик» крадется по бассейну на четвереньках, «плывет в воде», затем ползет, скрываясь от преследователей, «ныряет» в шарики и т.п.

 «ДОСТАНЬ СО ДНА БАССЕЙНА»
Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.
Прячем на дне бассейна один или несколько предметов и просим ребят найти их.
Усложнение: прячем более мелкие предметы, а число  играющих уменьшаем.

«ОТГАДАЙ, ГДЕ СПРЯТАНО»
Цель: развитие тактильной ориентировки и способности действовать по словесному указанию или схеме.
Вариант 1. Воспитатель дает словесное указание ребенку, где найти предмет (на середине, в правой части бассейна и т.д.).
Вариант 2. Воспитатель предлагает ребенку схему, по которой тот ищет предмет.
Усложнение: предмет прячет сам ребенок, объясняя остальным, где его найти, или же рисует схему.


«КТО БОЛЬШЕ?»
Цель: развитие цветовосприятия и ловкости рук.
Воспитатель дает задание: набрать и удержать в руках как можно больше шариков.
Усложнение:  собирать только шарики определенного цвета.


«ПОЗДОРОВАЙСЯ»
Цель: развитие тактильных ощущений и коммуникативных качеств.
Дети сидят в бассейне полукругом, руки зарыты до плеч в скоплении шариков.
Водящий должен поздороваться за руку с определенным человеком под «водой».


«ЛОВКИЕ НОГИ»
Цель: развитие координации ножных мышц.
Дети сидят на бортиках бассейна и стараются ногами поднять шарики.
Усложнение: поднять только шарики указанного цвета или же определенное количество шариков.


«УГОЛКИ»
Цель: развитие динамической и статической координации.
Четверо детей стоят по углам бассейна, один - в центре. Дети перебегают из угла в угол, меняясь местами, а водящий (в центре) старается занять чье-то освободившееся место. Тот, чей угол занял водящий, становится в центр, и игра продолжается.
Усложнение: не касаться руками бассейна или же держать руки определенным образом: за головой, на плечах и т.п.

«СИЛЬНЫЕ НОЖКИ»

Дети сидят в бассейне, прислонившись спиной к бортику. По сигналу педагога они отталкивают от себя шары ногами.

«СПРЯЧЕМ РУЧКИ»

Дети, лежа на животе, погружают на дно бассейна руки.

«СХВАТИ ШАРИК»

Взрослый держит ребенка над сухим бассейном и просит его схватить шарик двумя руками, затем одной рукой (сначала правой, потом левой).

«ПОЙМАЙ БАБОЧКУ»

Взрослый держит в руке веревочку, к концу которой прикреплена бабочка. Он ходит вокруг бассейна, то поднимая веревочку, то опуская ее. Ребенок сидит в бассейне с шариками и пытается «поймать бабочку» (сначала двумя руками, затем одной рукой).

«ПОГРЕЕМ НОЖКИ»

Дети сидят в бассейне произвольно и погружают на его дно ноги.

«БЫСТРЫЕ НОЖКИ»

Дети, стоя в бассейне, держатся руками за его бортики. По сигналу педагога они начинают бег по шарикам.

«РЫБКИ»

Лежа на животе в сухом бассейне, дети имитируют плавательные движения.

«ПРЯТКИ»

Дети стоят в бассейне, держась руками за его бортики. По сигналу педагога они то приседают, то снова встают.

«ЖУЧКИ»

Упражнение выполняется лежа на спине. Дети одновременно поднимают вверх руки и ноги и двигают ими, словно лапками.

«ВЕЛОСИПЕД»

Лежа на спине, дети имитируют вращение педалей велосипеда.

«КТО БЫСТРЕЕ»

И.п.: стоя в бассейне на четвереньках. По сигналу взрослого дети ползут до ориентира (например, игрушки).

«ЛЯГУШКИ»

И.п.: стоя на стуле (высота равна высоте бортика бассейна). Ребенок прыгает со стула в бассейн.
Детей младшего возраста взрослый придерживает за руки.

«ЁЖИКИ СПРЯТАЛИСЬ»

И.п.: лежа в бассейне на спине. Дети прижимают колени к груди, обхватывают их руками и перекатываются на спине вперед и назад.


«БАБОЧКА ЛЕТИТ»

И.п.: сидя в бассейне, ноги согнуты в коленях. Дети разводят и сводят колени.

«ЮЛА»

И.п.: сидя в бассейне, ноги согнуты в коленях. Дети с помощью ног вращаются вокруг себя.

«ПОТАНЦУЕМ»

И.п.: стоя в бассейне, в каждой руке по шарику. Развести руки в стороны, повороты вокруг себя.

«СПРЯЧЬ ЗАЙКУ ОТ ВОЛКА»

Дети произвольно сидят в бассейне. Педагог кладет в центр бассейна игрушку — зайца. Дети набрасывают на него шары.
Дети четырех лет и старше выполняют это упражнение стоя.

«НАЙДИ МИШКУ»

Упражнение выполняется, стоя в бассейне. Педагог при детях прячет игрушку-мишку в шарах. По его сигналу дети должны отыскать ее.

«СТРОИМ ДОМИК»

Дети сидят в бассейне произвольно и руками строят горку из шаров.
Дети четырех лет и старше строят домики (набрасывают горки) определенного цвета.

«ЗАЙКИ ГРЕЮТСЯ НА СОЛНЫШКЕ»

Дети лежат в бассейне, поворачиваясь то на правый, то на левый бок. Руки при этом находятся в произвольном положении.

«ПОЗДОРОВАЙСЯ»

 Дети сидят в бассейне полукругом, руки до плеч погружены в шарики. Водящий должен поздороваться с каждым за руку «под водой».

«ВОЛНЫ»

Дети стоят на коленях вокруг бассейна, опускают в него обе руки и одновременно делают вращательные движения: а) встречные, б) расходящиеся, в) в правую сторону, г) в левую сторону.

«ПЕРЕКАТЫ»

Ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты. Затем он скатывается с бортика в бассейн и перекатами добирается до противоположного бортика бассейна, сохраняя горизонтальное положение туловища.

«ЦВЕТНЫЕ ОСТРОВА»

Двое-трое детей устраиваются внутри бассейна поближе к бортикам, каждый называет цвет своего будущего острова. По сигналу дети начинают подгребать под себя шарики для сухого бассейна выбранного цвета, создавая остров определенного цвета. Задача игрока: удержаться на поверхности острова, не провалиться, что очень нелегко. Побеждает тот, кто за 5 минут сотворит для себя самый большой островок.

«ШАЛОВЛИВЫЕ РУЧКИ»

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн обе руки и совершает ими произвольные движения («ручки шалят»). В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

 «СОЛНЫШКО» 

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в него обе руки и «рисует» солнце (вращательные движения обеими руками одновременно). В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

ДЛЯ ОБЩЕГО МАССАЖА: произвольное  «купание».
Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на
организм ребенка, игры в «сухом» бассейне важны и для его психоэмоционального состояния. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и резвясь среди множества ярких шаров. Вот несколько развивающих игр.

РАССЛАБЛЕНИЕ

Цель этого упражнения — чередование напряжения с расслаблением, регуляция дыхания, снижение психоэмоционального напряжения. Ребенок лежит в бассейне на спине. Взрослый говорит ему: «Выпрями пальцы рук, потянись так, чтобы напряглись все мышцы тела, руки и ноги стали тяжелыми, как будто каменными (10-15 с.). А теперь расслабься, отдохни — твое тело стало легким, как перышко».

РЕЛАКСАЦИЯ

Взрослый произносит релаксационный текст: «Мои руки расслаблены, они словно тряпочки. Мои ноги расслаблены, они мягкие, теплые. Мое тело расслаблено, оно легкое, неподвижное. Мне легко и приятно. Мне дышится легко и спокойно. Я отдыхаю, я набираюсь сил. Свежесть и бодрость входят в меня. Я легкий, как шарик. Я добрый и приветливый. Я хорошо отдохнул! У меня хорошее настроение!



Игры с шариками в сухом бассейне

«Дай шарик». 

Игра состоит из трех этапов.
Первый этап — сличение цвета. Взрослый показывает ребенку шарик и просит: «Дай такой же» или «Дай шарик такого же цвета».
Второй этап — выбор цвета по вербальной инструкции: «Дай мне красный шарик».
Третий этап (для говорящих детей) — педагог, показывая шарик, спрашивает: «Какого цвета этот шарик?» Игра направлена на развитие зрительного восприятия цвета.

«Посчитаем шарики». 

Показывая на шарики в бассейне, взрослый говорит: «Дети, посмотрите как много здесь шариков. Я возьму один шарик. Покажите, где один шарик? А где много шариков? Возьми один шарик. Сколько ты взял?» В процессе игры развиваются математические представления детей.

«Собери шарики». 

Дети построены в шеренгу. Сухой бассейн пуст. Шарики разбросаны по залу. Взрослый рассказывает детям сказку: «Жили-были в домике шарики. Заспорили они кто из них лучше, кто дольше катится, у кого одежда ярче, кто дальше полетит. Красный шарик заважничал и сказал. Что он лучше всех. Шар синего цвета заявил, что может высоко взлететь вверх. А желтый похвастался: "Я так далеко и быстро укачусь, что даже дети меня не догонят!" Спорили они спорили и доспорились до того, что домик, в котором они жили, перевернулся. Посыпались шары из домика и укатились кто куда. Лежат они в одиночку и думают: "Если бы ребята помогли нам вернуться в наш домик, мы бы помирились и стали жить дружно"».

Взрослый показывает на пустой бассейн и предлагает детям собрать шарики и отнести их в домик, предупреждая, что шарики надо нести осторожно, чтобы не уронить.
Дети осторожно на носочках ходят по залу, собирают шарики и складывают их в сухой бассейн.

«Кто больше». 

Шарики из сухого бассейна разбросаны по залу. У детей в руках пластмассовые ведерки или корзинки. Побеждает тот, кто за определенное время соберет больше всех шариков.

«Кто быстрее передаст шарики». 

Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. В начале каждой шеренги находятся корзины, наполненные шариками из сухого бассейна. В конце шеренг - пустые корзины. По сигналу педагога дети начинают передавать друг другу по одному шарику, наполняя пустую корзину. Команда, которая быстрее справится с заданием, становится победительницей.

«Забей в ворота мяч». 

Дети с помощью разных предметов (клюшки, гимнастической палки и т. д.) стараются с определенного расстояния забить мяч в ворота (в качестве ворот можно использовать мягкие модули или перекладины).

«Кто точнее». 

Дети делятся на две команды. Каждая команда берет шарики определенного цвета. Получается команда Синих и команда Красных (Желтых и Зеленых). Дети по очереди (по одному игроку от каждой команды) прокатывают шарики вперед из положения стоя, стараясь попасть в арку. Побеждает та команда, у которой будет больше точных попаданий.

«Сбей цель». 

Игра проводится по типу игры в кегли. На определенном расстоянии устанавливается цель (кегля, игрушка, мяч и т. д.). Игрок толкает шар таким образом, чтобы он, прокатив¬шись по полу, попал в цель и сбил ее.

«Меткий стрелок». 

Метание шаров в вертикальную и горизонтальную цель.

«Догони шарик». 

Педагог бросает на пол столько шариков, сколько детей в группе, и предлагает им бегом догнать каждый свой шарик. Когда дети догонят шарики, они строятся в колонну по одному и с шариками в руках идут по кругу (3 круга).

«Поймай шарик». 

Подбросить шарик для сухого бассейна над головой, хлопнуть в ладоши, поймать его.

«Покружимся вместе с шариками». 

Игра на восстановление дыхания. Дети с шариками в руках кружатся в правую и в левую сторону (по 2 раза в каждую сторону).

Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна».

«Горох»
Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
    В миску насыпали горох
    И пальцы запустили,
    Устроив там переполох,
    Чтоб пальцы не грустили.

«Фасоль» 
На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер – сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
    В миске не соль, совсем не соль,
    А разноцветная фасоль.
    На дне – игрушки для детей, 
    Мы их достанем без затей.

«Тесто» 
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
    Месим, месим тесто,
    Будет в печи место.
    Будут – будут из печи
    Булочки и калачи.

«Лодочка» 
Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».
    Лодочка плывёт по речке,
    Оставляя на воде колечки.

«Повар» 
Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против неё.
    Варим, варим, варим щи!

     Щи у Вовы хороши!

«Стираем платочки» 
Выполнять движения широкой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперёд – назад, пальцы разведены.
    Мама и дочка стирают платочки.
    Вот так, вот так!
    Постирали и отжали.
    Ох, немножечко устали.

«Колобок» 
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
    Кулачок как колобок.
    Мы сожмём его разок.
    Кулачки сжимаем, кулачками мы играем.

«Зарядка»
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
    Пальцы делают зарядку,
    Чтобы меньше уставать.
    А потом они в тетрадке
    Будут буковки писать.

«Напрягаем пальцы» 
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
    Только уставать начнём,
    Сразу пальцы разожмём,
    Мы пошире их раздвинем,
    Посильнее напряжём.

«Ладошки здороваются»
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее, затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами
    Наши пальчики сплетём
    И соединим в ладошки.
    А потом как только можем
    Крепко – некрепко сожмём.

«Лягушки» 
Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.
    Две весёлые лягушки
    Ни минуты не сидят.
    Ловко прыгают подружки,
    Только брызги вверх летят.

«Пальцы играют» 
Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.
    Дружно пальчики сгибаем,
    Крепко кулачки сжимаем.
    Раз, два, три, четыре, пять –
    Начинаем разгибать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений в "сухом бассейне"

Игры и упражнения в "сухом бассейне"...

Картотека игр и упражнений в сухом бассейне

Сухой» бассейн располагает широким спектром возможностей как профилактической помощи здоровым детям, так и лечебной помощи детям с различными двигательными и неврологическими нарушения...

Игры и упражнения в сухом бассейне

Игры и упражнения в сухом бассейне...

Игры и упражнения в «сухом бассейне»

Игры и занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а такж...

"Профилактика нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата Игры и упражнения в «сухом бассейне»

Игры и занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а такж...

Картотека игр и упражнений Большой сухой бассейн в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Картотека игр и упражнений Большой сухой бассейн в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ...

Профилактика нарушения осанки. Игры и упражнения в «сухом бассейне»

Сухой бассейн может служить средством для развития и коррекции нарушений дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых....