КОМПЛЕКСЫ ПСИХОГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
консультация на тему

Жучкина Татьяна Александровна

КОМПЛЕКСЫ ПСИХОГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksy_psihogimnastiki_dlya_detey.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы психогимнастики для детей

 2-й младшей группы.

Комплекс № 1.

  1. Этюд на выразительность жеста «Тише!».

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Этюд сопровождается музыкой Б. Берлина «Спящий котенок».

Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови идут « вверх».

  1. Этюд на расслабление мышц «Спящий котенок».

 Дети исполняют роль котят, которые ложатся на коврик и засыпают. У них поднимается и опускается животик. Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).

  1. Этюд на выражение внимания, интереса и сосредоточенности «Лисичка подслушивает».

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петухом, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.

Поза: нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен вперед.

Комплекс № 2.

  1. Этюд на выразительность жеста «Иди ко мне».

Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.

Выразительные движения: присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

  1. Этюд на расслабление мышц «Сосулька».

                                У нас под крышей

                                Белый гвоздь висит,

                                Солнце взойдет,

                                 Гвоздь упадет.

                                (В. Селиверстов)

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

  1. Этюд на выражение удовольствия и радости «Вкусные конфеты».

У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. Этюд сопровождается музыкой Т. Кассерна «Медовые конфетки».

Мимика: жевательные движения, улыбка.

Комплекс № 3.

  1. Этюд на выразительность жеста «Уходи».

Ребенок отталкивает обидчика.

Выразительные движения: кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.

  1. Этюд на расслабление мышц: «Шалтай – Болтай».

                                   Шалтай - Болтай

                                   Сидел на стене.

                                   Шалтай - Болтай

        Свалился во сне.

                                                       (С. Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова: «Свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

  1. Этюд на выражение удовольствия и радости «Ласка».

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

Комплекс № 4.

  1. Этюд на выразительность жеста «До свидания!».

От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе, моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: До свидания! До встречи!»

  1. Этюд на расслабление мышц «Кукушонок кланяется».

                                 Кукушка кукушонку

                                 Купила капюшон.

                                 Кукушкин кукушонок

                                 В капюшоне смешон.

Этюд сопровождается музыкой «Кукушка кукушонку». Во время этюда дети наклоняют корпус вперед-вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.

  1. Этюд на выражение удовольствия и радости «Новая кукла».

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой. В зале звучит музыка П. Чайковского «Новая кукла».

Комплекс № 5.

  1. Этюд на выражение удовольствия и радости «Маме улыбаемся».

Ведущий поет песенку «Маме улыбаемся» В. Агафонникова

                                     Ой, лады, лады, лады,

                                     Не боимся мы воды,

                                     Чисто умываемся –

                                                          вот так!

                                     Маме улыбаемся –

                                                           вот так!

Дети слушают песню и повторяют движения, которые им показывает ведущий.

        1-я строчка – хлопают в ладоши.

            2-я строчка – разводят руками в стороны ладонями вверх.

        3-я строчка – гладят по кругу свои щеки.

        4-я строчка – опускают руки и улыбаются.

  1. Этюд на выражение страха «Лисенок боится».

Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

  1. Игра «Звучная история».

Пошла девочка погулять и встретила большую собаку. Девочка поздоровалась с ней. Собака ответила ей (имитация звука большой собаки). Вдруг из-за кустов выбежал веселый озорной щенок (имитация лая щенка). Девочка поиграла со щенком и пошла дальше. По пути она встретила лошадь с жеребенком, свинью с поросенком, козу с козлятами и овцу с ягнятами (имитация звуков животных).

Комплекс № 6.

  1. Этюд на выражение страха «Собака лает и хватает за пятки».

Ребенок гуляет. Мимо на поводке идет собака. Она лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног. Во время этюда звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки».

  1. Этюд на выражение удивления «Удивление».

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

  1. Игра «Забавные животные».

        Ведущий: Здравствуйте, котята!

        Дети: Мяу, мяу, мяу! (Моют лапки).

        Ведущий: Здравствуйте, утятки!

        Дети: Кря, кря, кря! (Показывают клювики).

        Ведущий: Здравствуйте, гусята!

        Дети: Га, га, га! (Хлопают крылышками).

        .Ведущий: Здравствуйте, лягушки!

        Дети: Ква, ква, ква! (Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты вперед, качают руками вправо-влево).

        Ведущий: Здравствуйте, коровки!

        Дети: Му, му, му! (Рожки).

        Ведущий: Солнце давно встало!

        Дети: Ку-ка-ре-ку! (Поднимают согнутые колени, хлопают крыльями).

        Ведущий: Здравствуйте, барашки!

        Дети: Бе, бе, бе! (Приставляют к головам кулачки и вращают ими).

        Ведущий: А я сварила кашку. Ешьте все!

Комплекс № 7.

  1. Этюд на выражение вины и стыда «Ваське стыдно».

Жила-была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила ее, спать укладывала.

Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался туда кот Васька и уронил куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что ее кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему. Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.

  1. Этюд на выражение удовольствия и радости «Цветок».

Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус. Руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

  1. Игра «Потрогай себе носик».

Ведущий декламирует стишок и выполняет все указанные в нем действия – сначала сам, а затем вместе с детьми.

        Потрогай себе щечку,

        Потрогай себе носик.

        Мы с этого игру начать тебя попросим.

        Потрогай себе лобик,

        Потрогай себе ушки

        Они совсем не зря торчат возле макушки.

        Потрогай себе локоть,

        Потрогай себе глазик.

        Около ушей, его найдешь ты сразу.

        Потрогай себе губки,

        Потрогай себе зубки.

        Но только не кусай себе ты пальчик в шутку.

        Потрогай подбородок.

        Потрогай пальцы ног…

        Игру, пожалуй, нашу пора кончать давно.

Комплекс № 8.

  1. Этюд на выражение вины и стыда «Стыдно».

Мальчик случайно сломал переключатель у телевизора. Он очень испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно.

Выразительные движения: голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.

  1. Игра на выражение различных эмоций «Поссорились и помирились».

Дети делятся на пары. Сначала они изображают поссорившихся детей.

Выразительные движения: двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной.

Затем помирившихся.

Выразительные движения: дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки. Весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Звучит музыка Т. Вилькорейского «Помирились».

  1. Игра «Пять умелых пальцев».

Ведущий мелодекламирует текст:

        Ну что могу я сделать пятью своими пальцами?

        Ну что могу я сделать пятью своими пальцами?

         Ну что могу я сделать пятью своими пальцами?

         Ну что смогу сейчас?

Когда ведущий произносит последующий текст, дети шевелят в воздухе своими пальцами:

        Могу пошевелить пятью своими пальцами,

        Могу пошевелить пятью своими пальцами,

        Могу пошевелить пятью своими пальцами,

        Пошевелить сейчас.

Или такие слова:

        Могу я помахать пятью своими пальцами…

        Могу махать сейчас.

        Могу я покрутить пятью своими пальцами…

        Могу крутить сейчас.

        Могу погладить я пятью своими пальцами…

        Погладить хоть сейчас.

        Могу я все нажать пятью своими пальцами…

        Могу нажать сейчас.

Комплекс № 9.

  1. Этюд на выражение вины и стыда «Провинившийся».

Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину.

Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела.

Мимика: брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.

  1. Игра на выражение различных эмоций «Разные настроения».

        Ох, как плачет малыш – что медведь рычит.

        А смеется малыш – что ручей журчит.

        А уж слезы текут – будто дождик льет.

        Улыбается малыш – будто солнце взойдет.

        Вот какой малыш – сын мой.

Ведущий читает стихотворение Еф. Юдина «Вот какой малыш», а дети изображают мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте.

  1. Игра «Четыре маленьких щенка».

Ведущий декламирует стихотворение, а дети выполняют соответствующие действия.

        Четыре маленьких щенка царапаются где-то.

        (Поднимите 4 пальца и двигайте ими вверх-вниз.)

        Один, два, три, четыре, не нравится мне это.

        (Поочередно прикасайтесь к каждому пальцу.)

                Четыре маленьких щенка скулят, как будто плачут

        (Шевелите пальцами и издавайте соответствующие звуки.)

        Один, два, три, четыре, ну что же это значит?

        (Снова прикасайтесь поочередно к каждому пальцу.)

        Четыре маленьких щенка царапаются в дверь.

        (Снова двигайте четырьмя пальцами вверх и вниз.)

        Я дал им чашку молока – и все затихло.

        (Опустите 4пальца в ладонь, сложенную в горсть.)

        Сперва щенки лакали, а после убежали.

        (Изобразите языком, как будто лакаете что-либо, а потом сожмите пальцы в кулак.)

        Один, два, три, четыре – умолкло все в квартире.

        (Поочередно прикасайтесь к сжатым в кулак пальцам.)

        

Комплексы психогимнастики для детей

средней группы.

Комплекс № 1.

  1. Этюд на выразительность жеста «Отдай». Ребёнок требует отдать ему игрушку.

Выразительные движения: кисти рук держать горизонтально ладонями кверху.

  1. Этюд на расслабление мышц «Сосулька».

                                У нас под крышей

                                Белый гвоздь висит,

                                Солнце взойдет,

                                 Гвоздь упадет.

                                (В. Селиверстов)

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

  1. Этюд на выражение удивления «Удивление».

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

  1. Игра на отображение отрицательных черт характера «Злюка». Ребёнок изображает злюку. Он

сидит на стуле и, пока звучит музыка (Д. Кабалевский. «Злюка»), смотрит на каждого из присутствующих со злостью и недовольством.

Мимика: брови сдвинуты, верхняя губа закушена.

Комплекс № 2.

  1. Игра на развитие внимания «Будь внимателен!»

Цель игры: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Дети шагают под «Марш» С.  Прокофьева. Затем на слово «зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

     2. Этюд на расслабление мышц: «Шалтай – Болтай».

                                   Шалтай - Болтай

                                   Сидел на стене.

                                   Шалтай - Болтай

        Свалился во сне.

                                                       (С. Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова: «Свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

  1. Игра на выражение удовольствия и радости «Золотые капельки». Идет теплый дождь.

Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Приятен теплый летний дождь.

Во время этюда звучит музыка Д. Христова «Золотые капельки».

Выразительные движения: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

  1. Игра на отображение отрицательных черт характера «Упрямый мальчик».

Уже вечер. Пора идти ужинать и ложиться спать. Мама взяла мальчика за руку, чтобы отвести его домой, а он упирается, вырывает руку да еще топает ногой: «Не хочу! Не пойду!»

Если этюд идет в музыкальном сопровождении (Г. Леденев «Упрямец»), то можно сообщить детям, что в музыке композитор изобразил одного знакомого ему упрямца. Композитор говорил: «Знаю я одного мальчика. Когда он заупрямится – размахивает руками, топает ногами, настаивает на своем, а ведь, наверно, знает, что не прав. В музыке… есть резкие капризные аккорды». Прослушав пьесу, дети вместе с ведущим дают моральную оценку упрямству.

Комплекс № 3.

  1. Игра на развитие внимания «Канон для малышей».

Цель игры: развивать активное внимание.

Играющие стоят по кругу. Под хороводную музыку дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.

   

 2. Этюд на расслабление мышц «Кукушонок кланяется».

                                 Кукушка кукушонку

                                 Купила капюшон.

                                 Кукушкин кукушонок

                                 В капюшоне смешон.

Этюд сопровождается музыкой «Кукушка кукушонку». Во время этюда дети наклоняют корпус вперед-вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.

  3. Этюд на выражение удовольствия и радости «Цветок».

Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус. Руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

  1. Этюд на выражение вины и стыда «Провинившийся».

Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину.

Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела.

Мимика: Брови идут вверх и сдвинуты, уголки губ опущены.

  1. Игра на сопоставление различных черт характера «Жадный поросенок».

Котенок встречает скулящего щенка. Щенок голоден, он потерял родителей. Котенок решает помочь ему. В этот момент мимо проходит толстый поросенок и жует большую булку. Котенок и щенок просят поросенка дать им кусочек булки, на что тот отвечает грубым хрюканьем. Тогда котенок хватает его за хвостик, и поросенок с визгом убегает жаловаться своей маме.

Комплекс № 4.

  1. Игра на развитие памяти «Запомни свою позу».

Цель: развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребёнок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

  1. Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании. «Медвежата в берлоге» (вводная игра).

Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте,  можно начинать игру. «Игра с шишками» (на напряжение и расслабление мышц рук).

Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела – лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам. Повторить игру 2-3 раза.

  1. Этюд на выражение гнева «Сердитый дедушка».

К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей?

Мимика: нахмуренные брови.

Во время этюда звучит музыка С. Прокофьева из симфонической сказки «Петя и волк», тема дедушки.

         5. Этюд на выражение удовольствия и радости «Ласка».

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

Комплекс № 5.

  1. Игра на развитие памяти «Запомни свое место».

Цель: развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку И. Дунаевского «Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места и встать в туже позу.

  1. Игра на напряжение и расслабление мышц ног «Игра с пчелкой».

Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки, но ловкая пчелка не попалась. Повторить игру 2-3 раза.

  1. Этюд на выражение вины и стыда «Стыдно».

Мальчик случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало стыдно.

Выразительные движения: голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.

  1. Этюд на выражение удовольствия и ласки «Первый снег».

Много дней шел мелкий холодный дождь. Дул противный ветер. В саду было уныло и грязно. Мальчика не выпускали на улицу. Вот и сегодня мальчик проснулся и подумал, что опять не пойдет гулять. Он подошел к окну и замер от приятного изумления.  Все было покрыто белым-белым снегом.

Утром глянул я чуть свет:

Двор по-зимнему одет.

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй! Смотрите, чудеса –

Опустились небеса!

Было облако над нами,

Оказалось под ногами.

(А. Гунули)

В саду стало чисто, просторно и красиво. Можно идти гулять. Скорее-скорее одеваться!

Выразительные движения: Откинутая назад голова, приподнятые брови, на лице улыбка.

Комплекс № 6.

  1. Подвижная игра «Иголка с ниткой».

Дети становятся друг за другом. Первый – иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Игру сопровождает французская народная песня «Горбуны».

  1. Игра  «Холодно – жарко» (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. Повторить игру 2-3 раза.

  1. Этюд на выражение удовольствия и радости «Медвежата выздоровели».

Заболели медвежата Тим и Том. К ним пришел доктор Зай. Он вылечил медвежат. И стало очень хорошо. Не болят больше животы у Тима и Т Ома.

Выразительные движения: положение сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят, улыбка.

  1. Игра на выражение различных эмоций «Поссорились и помирились».

Дети делятся на пары. Сначала дети изображают поссорившихся детей.

Выразительные движения: двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают ногой; руки на поясе или за спиной.

      Затем помирившихся детей.

Выразительные движения: дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются.

Звучит музыка Т. Вилькорейской «Помирились».

Комплекс № 7.

  1. Подвижная игра «Сова».

Дети выбирают водящего – сову, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой. И игра продолжается. Игра сопровождается музыкой О. Гейльфуса «Баладар»..

  1. Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании «Пчелка мешает спать»

(игра лицевых мускулов).

В берлогу снова прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке; погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.

  1. Этюд на выражение страха «Гроза».

За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно. Звучит музыка М. Раухверга «Гром».

Выразительные движения:  голова запрокинута и втянута в плечи; глаза широко раскрыты; рот открыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.

  1. Этюд на выражение удовольствия и радости «Любящие родители».

В зале звучит латышская народная песня «Колыбельная медвежонку».

Мама – медведица и папа- медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама-медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа-медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама-медведица передает медвежонка медведю. Теперь папа-медведь качает малыша, а мама-медведица глядит на обоих ласково, с любовью.

Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо-влево, на лице улыбка.

Комплекс № 8.

  1. Этюд на выразительность жеста «Это я! Это мое имя!».

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (Называется имя играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?» и т.п. Мальчик отвечает жестом.

Выразительные движения: рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!» Идея обладания более широкого «я» выражается более или менее сильным прижатием кисти к груди: «Мое, принадлежит мне!»

  1. Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании «Отдых».

Мама-медведица спела медвежатам колыбельную («Колыбельная медвежонку»), а медвежата, устроившись поудобнее, стали дремать. Медведица ушла в лес. (Пауза). Медведица вернулась и стала рассказывать медвежатам, что им снится. Всем медвежатам снился один и тот же сон: как будто бы они сидят в кустах и смотрят на играющих детей. (Этюды, пройденные на занятии. Закрепление полученных впечатлений и навыков.)  (Пауза.) Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, и, обращаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут хорошими, когда проснутся (П. Чайковский, «Сладкая греза»). Потом она предупреждает медвежат, что скоро утро и, как только запоет жаворонок, они проснутся. (Пауза). Поет жаворонок («Песня жаворонка»). Дети быстро и энергично или, спокойно и медленно встают. С удивлением и любопытством дети-медвежата выглядывают из берлоги: легли спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму, оказывается, проспали медвежата в берлоге.

Ведущий предлагает медвежатам снова превратиться в детей. Психомышечная тренировка закончена.

  1. Этюд на выражение страдания и печали «Ой, ой, живот болит».

Два медвежонка  Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем Том и Тим!

Жалоба медвежат сопровождается музыкой М. Красева «Жалобная песенка» (из музыкальной сказки «Тим и Том»).

Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурины; туловище согнуто, живот втянут; руки прижаты к животу.

  1. Этюд на отображение отрицательных черт характера «Хочу и все!»

Мальчик пришел с мамой в магазин, чтобы купить чешки. В этом же магазине продавались двухколесные велосипеды.

- Я хочу этот велосипед, - сказал мальчик. Мама показала ему деньги в кошельке и шепотом сказала, что у нее нет денег на велосипед.

- А мне что до этого! – громко закричал мальчик мальчик и даже топнул ногой. – Хочу и все!

Мама оглянулась и увидела, что покупатели и продавец смотрят на ее сына.

Она потянула мальчика за руку, чтобы выйти с ним поскорее из магазина, но он подогнул ноги и повалился назад. У мамы не хватило сил, чтобы удержать руку сына в своей руке… И вот он лежит на грязном полу, стучит кулаками об пол, пинает ногами воздух и, выгибая спину, повторяет плачущим капризным голосом: «Хочу! Хочу и все!»

Комплекс № 9.

  1. Этюд на выразительность жеста «Отдай!»

Ребенок требует отдать ему игрушку.

Выразительные движения: кисти рук держать горизонтально ладонями кверху.

  1. Этюд на выражение внимания, интереса и сосредоточения «Кузнечик».

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения: шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончиках пальцев.

  1. Этюд на выражение удовольствия и радости «После дождя».

Жаркое лето. Только прошел дождь. Под мелодию венгерской народной песни дети (на р) осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом (на ф), расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

  1. Этюд на выражение отрицательных черт характера «Жадный пес».

Ведущий читает стихотворение Василия Квитка:

Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам –

Гам-гам-гам!

Затем один ребенок имитирует действия, о которых говорится в стихотворении.

Комплексы психогимнастики для детей  

старшего возраста.

1

Комплекс № 1.

1. Игра на развитие внимания «Слушай хлопки».

Цель: развивать активное внимание.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

  1. Игра на преодоление двигательного автоматизма «Противоположные движения».

Дети становятся в две шеренги друг против друга. Под музыку «Канадской народной песни» на начало каждого такта вторая шеренга выполняет движения, противоположные первой. Если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает и т.п.

  1. Этюд на тренировку отдельных групп мышц «Винт».

Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево и вправо. Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в том же направлении. Этюд сопровождается музыкой н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» (отрывок).

Комплекс № 2.

  1. Игра на развитие внимания «4 стихии».

Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового и зрительного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

  1. Игра на преодоление двигательного автоматизма «Стоп».

Дети идут под музыку Э. Жака-Далькроза «Ритмический этюд». Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»

  1. Этюд на тренировку отдельных групп мышц «Спать хочется».

Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе с взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но, в конце концов, засыпает.

Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова наклонена вниз, руки опущены.

Этюд сопровождается музыкой В. Дублянского «Тихая ночь».

  1. Игра, способствующая успокоению и организации «Смотри на руки».

Дети стоят друг за другом, первый – командир. Во время спокойного марша (Р. Паулс «Красные цветы») по кругу, командир показывает различные движения рук, остальные дети повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения, остальные участники повторяют их.

Комплекс №3.

  1. Игра на развитие волевого внимания «Зеваки».

Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.                                                                                                                                                                        

  1. Этюд на тренировку отдельных групп мышц «Замри!»

Дети прыгают в такт музыке Д. Кабалевского «Клоуны» (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают игру. Играют до тех пор, полка останется только один играющий, который признается победителем.

  1. Этюд на выразительность жеста «Заколдованный ребенок».

Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста.

Ребенка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

  1. Этюд на тренировку отдельных групп мышц «Пылесос и пылинки».

Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед-вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

Комплекс № 4.

  1. Игра на развитие памяти «Запомни движение».

Цель: развивать моторно-слуховую память.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

  1. Игра на преодоление двигательного автоматизма «Запрещенное движение».

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом» на начало каждого такта повторяют движения для рук, которое показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещено. Тот, кто повторит запретное движение, выходит из игры.

  1. Этюд на тренировку отдельных групп мышц «Фея сна».

Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная» К. Дуйсекеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – это фея сна (мальчик - волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой… Фея смотрит на детей: все спят, улыбается и тихонько уходит.

  1. Игра, способствующая успокоению и организации «Кто за кем?»

По залу расставлены в случайном порядке стулья. В зале звучит музыка А. Ферро «Гавот». Один ребенок, которого вызвал ведущий, ходит между стульями и, услышав остановку в музыке, садится на ближайший стул. Ведущий вызывает следующего, и тот повторяет действия предыдущего ребенка.

Когда все дети сядут на стулья, ведущий предлагает детям по очереди вставать и идти к выходу из зала (или на прежнее место в начале игры ведущий.

Комплекс №5.

  1. Игра на развитие памяти «Запомни порядок».

Цель: развивать наблюдательность.

4 – 5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

  1. Игра на преодоление двигательного автоматизма «Скучно, скучно так сидеть»

Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:          

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть;

                                                                   Не пора ли пробежаться

                                                                   И местами поменяться?

Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.

  1. Этюд на тренировку отдельных групп мышц «Факиры».

Дети садятся на пол, скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслабленны, голова опущена (борода касается груди), глаза закрыты. Пока звучит музыка (сирийская народная мелодия), факиры отдыхают.

  1. Этюд на выразительность жеста «Вот он какой!».

Ребенок без слов должен рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчетливые жесты которые характеризуют предмет: маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

Комплекс № 6.

  1. Игра на развитие памяти «Художник».

Цель: развивать наблюдательность.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

  1. Подвижная игра «Реченька».

В игре участвуют две группы детей. Обозначив на полу неширокую речку, подходит к ней по одному от каждой группы и пытаются ее перепрыгнуть. Кто перепрыгнул, возвращается к своей группе. А кто нет, должен перейти в соседнюю.

В какой группе под конец игры детей окажется больше, та и выиграла.

Игра сопровождается азербайджанским народным танцем в обработке С. Рустамова.

  1. Этюд на выразительность жеста «Я не знаю!»

Мальчика-незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел».

Выразительные движения: приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи, руки слегка разводятся, ладони раскрыты.

  1. Этюд на выражение внимания, интереса и сосредоточения «Собака принюхивается».

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить его.

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос  бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.

Комплекс № 7.

  1. Игра на развитие памяти «Тень».

Цель: развивать наблюдательность.

Звучит музыка А. Петрова «Зов синевы» (из кинофильма «Синяя птица»).

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок – это «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т.п.

  1. Подвижная игра «Сова».

Дети выбирают водящего – сову, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой. И игра продолжается. Игра сопровождается музыкой О. Гейльфуса «Балалар».

  1. Этюд на выразительность жеста «Игра в снежки».

Зима. Дети играют в снежки.

Этюд сопровождается музыкой Г. Струве «Веселая горка».

Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.

  1. Этюд на выражение внимания, интереса и сосредоточения «Раздумье».

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить его.

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?

Во время этюда звучит музыка Д. Львова-Компанейца «Раздумье».

Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

Комплекс № 8.

       1. Игра на развитие памяти «В магазине зеркал».

Цель: развивать наблюдательность.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные повторяли в точности ее движения.

   2.  Игра на преодоление двигательного автоматизма «Запретный номер».

Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Начинается игра, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: «Шесть». И т.п.

        3.  Этюд на выразительность жеста «Дружная семья».

Дети  сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой – вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то шьет или вяжет и т.п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.

Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.

Этюд сопровождается музыкой Р.Паулса «Золотой клубочек».

  1. Этюд на выражение удовольствия и радости.

Ведущий предлагает детям отгадать загадку:

Мой дом – у вас на крыше!

                                                                   Я каждому знаком!

И мой пропеллер слышен

                                                                     Над вашим чердаком!

                                                                                                   (М. Танич)

Затем один ребенок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой – какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.

Выразительные движения: надуть щеки; улыбаться.

Комплекс № 9.

  1. Игра на преодоление двигательного автоматизма «Пожалуйста!»

1-й вариант. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». К то ошибется, выбывает из игры.

2-й вариант. Игра идет так же, как и в 1-м варианте, но только тот, кто ошибется выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать га одной ноге.

  1. Этюд на выразительность жеста «Возьми и передай»

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу какой-нибудь воображаемый предмет. Со стороны, глядя на руки детей, должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

  1. Этюд на выражение удовольствия и радости «Встреча с другом».

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу.

Выразительные движения: объятие, улыбка.

  1. Этюд на выражение удовольствия и радости «Хорошее настроение».

Мама послала сына в магазин : «Купи печенье и конфеты, - сказала она. – Мы выпьем с тобой чай и пойдем в зоологический сад». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.

Выразительные движения, походка:  быстрый шаг, иногда переходящий на подскоки.

Мимика: улыбка.

Во время этюда звучит музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Это музыкально-ритмическое занятие  сэлементами психогимнастики...

Психогимнастика для детей старшей логопедической группы с ОНР "Солнышко"

Данная психогимнастика используется психологом перед началом занятия, и составлена с учетом психофизического и речевого развития детей с ОНР....

Семинар-практикум для педагогов "Психогимнастика для детей среднего и старшего дошкольного возраста"

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не нужно.Важно, чтобы методами психопрофилактики владели не только педагоги-психологи, но и воспитател...

Психогимнастика для детей среднего возраста "Крокодил Гена и его друзья"

Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.выразительное изображение черт, порождаемых социальной ср...

Методическая разработка. Комплекс психогимнастики по сказке "Волк и семеро козлят"

Комплекс специальных занятий направленных  на развитие эмоциональной сферы и  снятие эмоционального напряжения у  ребенка....

Комплекс психогимнастики для детей младшего дошкольного возраста

Этюды на выражение основных эмоций по сказкам...

Психогимнастика в детском саду. Консультации. Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной ...