Семинар-практикум для педагогов "Психогимнастика для детей среднего и старшего дошкольного возраста"
материал (подготовительная группа) по теме

 

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не нужно.

Важно, чтобы методами психопрофилактики владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели, и использовали их в своей повседневной работе. Я предлагаю вам использовать такой метод, как психогимнастика, она наиболее доступна в применении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_psihogimeastinka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Для педагогов

«Психогимнастика для детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Цель:

  1. Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.
  2. выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.д.), их моральная оценка.
  3. Коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
  4. Снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
  5. Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой (развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, и полноценно их переживать).
  6. Тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга.
  7. Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.

Задачи:

  1. Сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.
  2. Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога.
  3. Тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, воспитывать умения различать и сравнивать их.
  4. Тренировать ребенка  в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.
  5. Фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях ребенка, подражательное воспроизведение чужих эмоций.
  6. Развивать навыки самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях.

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не нужно.

Важно, чтобы методами психопрофилактики владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели, и использовали их в своей повседневной работе. Я предлагаю вам использовать такой метод, как психогимнастика, она наиболее доступна в применении.

Как вы понимаете, что такое психогимнастика? (Ответы педагогов)

Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон в психике ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы ребенка), в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Психогимнастика состоит и четырех частей. Это Разминка, Гимнастика, Общение,  Поведение и Завершение.

Сегодня я хочу вам предложить психогимнастику для подготовительной группы «В кукольном театре».

Лучше заранее с детьми прочитать сказку «Буратино»

Разминка

  Ребята, вы были когда-нибудь в кукольном театре? Какой спектакль вы смотрели? Что вы видели там? А за кулисы, за занавес, за который уходят артисты, вы попадали? Хотите туда отправиться? Тогда возьмитесь за руки, и я поведу вас в сказочный мир кукольного театра.

     Наконец-то мы пришли. Помните, чем открывал потайную дверь Буратино? У меня тоже есть золотой ключик. Вот он, какой красивый, весь сверкает (педагог показывает воображаемый ключик). Вставляю ключ в замочную скважину, и дверь открыта.

     Ребята, дверь мы открыли, а за ней темно-темно, ничего не видно. Я дам каждому из вас по свече. Держите крепко (прикасается к ладоням каждого ребенка). А теперь ее надо зажечь, вы прикройте ладонью от ветра, чтобы не затухла (имитирует зажигание). Посмотрите вокруг. Светло стало?

     Впереди лестница, она спускается вниз. Ну, что, вы не боитесь идти по ней? Тогда будем спускаться. Только свечи несите осторожно, чтобы не упасть.

Гимнастика





Напряженно

Бом – бом – бом! Это волшебные часы. Когда они пробьют 12, все куклы оживут. Здесь совсем светло. Задуйте свои свечи и поставьте на стол, возьмем их на обратном пути. Встаньте в круг подальше друг от друга, чтобы не мешать друг другу увидеть сказку. Покажите, как двигаются стрелки на волшебных часах. Согните руки в локтях перед собой. Руки-стрелки движутся то в одну сторону, то в другую. Тик-так, тик-так. Руки напряжены, стрелки сделаны из металла. «Бом-бом» - забили часы. Давайте все вместе сосчитаем до 12.




Расслабленно



Первыми ожили куклы-марионетки. У них все части туловища привязаны к веревочкам, а веревочки закреплены на палочках. За веревочки дергают, и кукла оживает. Мы с вами превратились в кукол-марионеток. Пока веревочки ослаблены, и все наше тело расслаблено. Ноги согнуты в коленях, все тело обмякло, голова повисла, руки как ниточки болтаются.


Резко, напряженно




Но вот дернули за одну веревочку, и поднялась голова, затем одна рука, другая, распрямилась спина, одна нога, другая. Стали дергать за все веревочки, сразу и у нас все задвигалось. Все напряжено: шея, ноги, руки, туловище. Представьте, как дергают за веревочки, которые привязаны к вашим рукам, ногам, голове.


Плавно, расслабленно

 То мы как балерина, то мы как Пьеро.

  Кукольный театр не может обойтись без Буратино. Давайте покажем этого маленького шалунишку. Он весь из дерева, твердый.


Напряженно






Папа Карло его только что сделал. Он стоит, расставив ноги, твердые, как дерево, и руки такие же твердые. Спина, шея – деревянные. А на лице веселая улыбка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.


Расслабленно

А теперь я превращу вас в тряпичную куклу Пьеро. Буратино веселый, а Пьеро грустный. Тряпичная кукла вся мягкая. Пьеро лежит на травке около дома Мальвины и мечтает. Все тело у него расслабленно. Поднимает руку, а она у него падает, поднимает ногу, а она тоже падает. Он же сделан из мягкой ткани. Сел Пьеро, а его тело, как тряпочка, опять упало на травку. Все движения медленные.

Общение(эмоции злости, проявление доброты,хитрости)

Садитесь. Давайте отдохнем и немного поговорим. В сказке «Буратино» есть еще и лиса Алиса. Какая она? (Хитрая, обманщица). Покажите, какая хитрая лиса. Глазки прищурила, губы сжала, лапки перед собой сложила. А теперь давайте изобразим злого беспощадного Карабаса Барабаса. Брови нахмурены, губы сжаты, зубами от злости щелкает, кулаки сжаты, ногами топает, хлыстом размахивает, бородой трясет.

Поведение

Ребята, а чья это песенка?

Затянулась бурой тиной

Гладь старинного пруда

Ах, была, как Буратино,

Я когда-то молода.

Был беспечным и наивным

Черепахи юной взгляд.

Все вокруг казалось дивным

 Триста лет тому назад.

Да, конечно, это песенка черепахи Тортилы. Какая она, черепаха Тортила? (старая, добрая, мудрая). Почему старые люди мудрые? (Долго живут, много видели, много знают, умеют).

Как Тортила помогла Буратино? (Открыла тайну золотого ключика). Как Буратино разговаривал с мудрой Тортилой? (Дерзко, неуважительно). Поблагодарил он ее за золотой ключик? Как нужно обращаться к старшим? В чем проявляется ваше уважение? Какую помощь можно оказать старым людям? Что вам советуют ваши бабушки и дедушки?

Завершение

А теперь пора возвращаться в детский сад. Давайте потанцуем под веселую песенку из мультфильма «Буратино».

А теперь я вам предлагаю самим немного поупражняться в составлении психогимнастики. Я каждой подгруппе даю свою психогимнастику, которая содержит разминку и непосредственно саму гимнастику. Ваша задача придумать 3 и 4 части, это общение и поведение, т. е. необходимо придумать героев, которые проявляют эмоции, и герои, поведение которых можно обсудить с детьми.

Используемая литература

Е. А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду», Москва, ТЦ Сфера, 2003 г.– 88 с.

Подгруппа I

Психогимнастика  «Встреча с Дюймовочкой» в старшей группе

1. Разминка

Дети, хотели бы вы попасть в сказку? Но сначала попробуйте отгадать, что это за сказка. В ней говориться об очень маленькой девочке. Правильно. Сказка называется «Дюймовочка», и именно туда мы пойдем.

А вот и цветок, на котором  сидела Дюймовочка (Показывает воображаемый цветок в ладонях). Изобразите этот цветок с помощью пальчиков. Сомкните ладони, а теперь разведите в стороны, получился как бы бутон. Пошевелите пальчиками. Вот какие красивые цветы получились. Понюхайте цветы, покажите, какой душстый аромат! Вот мы с вами незаметно и дошли до чудесного сада, где живет Дюймовочка.

2. Гимнастика


 

Напряжение

Дети, прислушайтесь, слышите шаги? Они направляются сюда. Давайте спрячемся за кусты цветов (за стулья).Выгляните и посмотрите направо: нет ли там кого? А теперь налево, вверх на ветки деревьев, вниз в траву. Опять что-то зашуршало? Спрячьтесь, втяните шею. Шея напряжена. Давайте еще выглянем, посмотрим, кто же там? Интересно!


Расслабление

Выходите, не бойтесь, здесь никого нет. Это ветер играет листвой. Какой шалун! Расслабьте шею, покатайте голову по плечам. Шея, как ниточка, болтается легкая-легкая. Устала напрягаться, выглядывать из-за куста.


Напряжение

А вот и подоконник, на котором в своей скорлупке грецкого ореха спит Дюймовочка. Представьте, что вы стал такими же маленькими, как Дюймовочка, и спите в скорлупке грецкого ореха. Ложитесь на коврик. В скорлупке так тесно – подогните ноги, руки сложите, ладошки под щеку. Сжались, чтобы поместиться в скорлупке. Все тело напряглось, как сжатая пружина.


Расслабление

Долго так не проспишь, ноги и руки затекут. Потянитесь хорошо, еще раз, еще. Выпрямите затекшие ноги и руки, спину. Вставайте, хватит спать.

3. Общение (Эмоции отвращения и радости)

4. Поведение

5.  Завершение

Все вы добрые друзья, давайте поводим хоровод под любую добрую песенку.

Подгруппа II

Психогимнастика  «Котята отправляются в путешествие» в средней группе

  1. Разминка

Дети, у кого дома есть котята или кошка? Как его (ее) зовут? Как вы проявляете свою любовь к нему (к ней)? Я вижу, что вы очень любите своих маленьких друзей. А хотите сами превратиться в котят? Я ведь волшебница, и могу это сделать. Сейчас я дотронусь до каждого,  произнесу волшебное заклинание, и вы превратитесь в маленьких котят.

Мяу-мяу-мяукас,

Стань котенком ты сейчас!

Вот пошли котята гулять. Гуляли-гуляли, да и устали. Остановились котята и стали звать свою маму все вместе. Как вы ее позовете? Пришла мама, напоила котят молочком, и они замурлыкали. Как замурлыкали котята?

2. Гимнастика


 Напряжение

Котята пошли опять гулять. Но вдруг забор, за ним ручей. Котята не любят воды. Давайте перейдем его по камешкам. Шагайте за мной. Следите внимательно. Наступайте только на камешки. Лапки напряжены, спинка прямая, все тело напряжено. А вдруг в воду свалимся? Все, перебрались.


Расслабление

Обрадовались котята, что перебрались через ручеек. Расслабили усталые лапки, спинку. Как ниточки висят лапки, спинка расслаблена, плечи опущены. Хорошо, приятно!


Напряжение

Вдруг какой-то шорох кто же там в кустах? Ква-ква-ква! Да это же страшная, большая жаба! Испугались котята, спрятались под куст. Свернулись клубочком, нос в лапки спрятали, почти не дышат.


Расслабление

Давайте расслабимся, посмотрим, ускакала жаба или нет? Уф, наконец-то она ускакала и можно спокойно осмотреться.

3. Общение (Эмоции печали и радости)

4. Поведение

5.  Завершение

мы все дружные котятки-ребятки. Пора возвращаться домой, в детский сад. Сейчас я превращу вас обратно в детей: «быть котенком хорошо, а ребенком лучше» (дотрагивается до каждого ребенка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность детей

             Речевое развитие дошкольников, в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ, во многом определяющее ...

Рабочая программа по ритмике "Обучение детей движениям под музыку" для детей среднего и старшего дошкольного возраста (с 4 до 7 лет)

Программа «Обучение детей движениям под музыку» направлена на всестороннее, гармоничное развитие дошкольников, на развитие музыкально-ритмических и творческих способностей детей, на оздоро...

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

Спортивное развлечение для детей 4-6 лет в детском саду «Полезные советы малышам» с использованием ИКТ. Сценарий разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста . Разработали: Физинструктор - Куделина Е.В., Воспитатель: Каменская Л.Н.

Цель: Привлечь детей к здоровому образу жизни через спортивное развлечение. Задачи:Оздоровительные: Приобщать детей к здоровому образу жизни через двигательную активность.Образовательны...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Адаптированная   образовательная программа дошкольного  образования  на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...

Музыкально – игровая программа ко Дню защиты детей «Лето, солнце, дружба – вот что детям нужно!» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Сценарий разработан для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам и родителям дошкольников для организации и проведения мероприятия на свежем во...

Семинар-практикум "Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Кинезиологические упражнения хорошо помогают развивать межполушарное взаимодействие детей дошкольного возраста, когнитивные процессы,......