«Эффективные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по пропаганде подвижных, спортивных игр»
статья на тему

Файзуллина Раушания Маратовна

Выступление на педсовете. Опыт работы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Эффективные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по пропаганде  подвижных, спортивных игр»

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое  в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире».

В.А. Сухомлинский  

     ФГОС дошкольного образования  провозглашает  игру как  основную форму работы с детьми дошкольного возраста ( п. ). Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них – жизненная потребность, средство всестороннего развития. Игра – особый вид деятельности. Она выражает определенное отношение личности к окружающей действительности. Игра – это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные свойства предметов, разные стороны жизни, получают значительную информацию. Игры способствуют развитию кругозора, внимательности, наблюдательности. Ребенок постоянно стремится к деятельности и удовлетворяет эту потребность в игре. Кроме того, игра носит воспитательные функции. Она требует дисциплинированности, самостоятельности, целеустремленности, коллективизма, умения подчинять личные интересы общим. Среди всего многообразия игр следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни. В процессе  подвижной игры дети совершают множество движений: ходьба и бег, ползание, прыжки, лазание по лестнице, забрасывание мяча и т. д. При этом они проявляют быстроту реакции, ловкость, выносливость и самостоятельность. Следует отметить, также, положительную роль использования пособий в подвижных играх для развития восприятия пространства и времени, в том числе для формирования умений и навыков ориентировки в окружающей среде.                                   Используя  подвижные игры в каждодневной работе,  мы упражняем детей в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросках, ловле и так далее. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благоприятное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

 Игры на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, повышают устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также к вредным влияниям неблагоприятной внешней среды.

        К сожалению, в наши дни  интерес  к игре у многих людей поглотили повседневные проблемы.  По мнению психологов, здоровым может быть только тот человек, кто умеет работать, любить и играть. Детский мир не может существовать отдельно от мира взрослых. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена.  Подвижные игры детей зачастую однообразны, а чаще всего  это просто  копирование действий героев мультфильмов, фильмов, к сожалению, часто отрицательных героев фильмов, персонажей  различных программ. Сокращается двигательная активность детей, как в семье (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм), так и в детском саду (увеличивается продолжительность образовательной деятельности с преобладанием статических поз). А это значит что, теряется  творческая природа игры, обедняются содержание и сюжеты, а значит и внутренний мир ребёнка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. Как изменить положение? Как сделать игру увлекательной, разнообразной и востребованной? И как  нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?  В этой ситуации обращение к народным играм – основе игровой культуре в целом – это не только духовное обогащение ребёнка, но и огромный потенциал для его физического развития.                                                        

 Здоровье  населения  России отнесено к одному  из приоритетных направлений государственной политики. В соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования  центром работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны стать семья и детский сад - две основные социальные структуры, которые влияют на уровень здоровья ребенка. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается – «семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако, дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов». Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги). Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест.

С целью эффективной организации работы с семьей мы провели анкетирование родителей «Знаете ли вы подвижные игры?».  Хочу ознакомить вас, уважаемые коллеги, с результатами анкетирования. Результаты оказались лучше, чем мы ожидали.  Было  обследовано 24  человек -88 % родителей. Большинство родителей (65%) уделяют достаточно времени своему ребёнку, понимают значение игры в его жизни. В подвижные игры со своими детьми играет 46%  родителей, но  игры не отличаются разнообразием и системностью.

Вывод на основе  анкетирования однозначный: родителям необходима помощь в повышении  их компетентности  о возрастном подходе при  выборе подвижных  игр, о  разнообразии  спортивных игр,  в которые  будут играть их дети дома и затем со сверстниками. Именно поэтому  нужно вести системную, планомерную работу с родителями по  пропаганде разнообразных  подвижных и спортивных игр в соответствии с возрастным подходом.

Наша система работы с семьей включает:

•        ознакомление родителей с результатами мониторинга состояния здоровья детей (индекс здоровья, посещаемость, заболеваемость)  и их физического развития - это актуализирует проблему заботы о здоровье.

•        целенаправленное просвещение (гигиенические условия, рациональный режим,  подвижные игры  для  старших дошкольников,  сбалансированное питание, закаливание, оптимальный воздушный и температурный режим и т.д.);

•        ознакомление с  профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления (фитотерапия, аромотерамия, точечный массаж).

Для реализации этих задач широко используются такие формы работы как

  • яркая  привлекательная информация в родительском уголке, в папках – передвижках;

•        родительские собрания сопровождаются  представлением  презентации  «Здоровьесберегающие технологии в детском саду  и дома»

•        деловые игры и тренинги с просмотром видеосюжетов с детьми, например,  в какие игры  мы играем  дома с родителями, разбором проблемных ситуаций, видеосъемкой;

•        «день открытых дверей» для родителей;

•        совместные физкультурные праздники и развлечения.

•        ежедневный непосредственный контакт с родителями, во время приёма и ухода детей.

•        индивидуальные консультации.

С целью представления семейного в области поддержания здоровья и ознакомления с   подвижными и спортивными играми проводится ряд мероприятий, например:

  • конкурс «Спортивный фотоальбом моей семьи». Это хороший повод поговорить с родителями о формировании  в семьях традиций здорового отдыха.
  •         конкурс «Наш семейный выходной», который особенно придется по душе и ребенку, и родителям.
  •         спортивные праздники «Всей семьей на старт», «Веселые старты»,  «Папа, мама, я - спортивная семья».

Считаем,  наиболее  эффективными формы взаимодействия педагогов с семьей, когда родители не созерцатели,  а непосредственные участники.

  • Составление альбомов о спортивных достижениях семьи.  Составление альбомов – форма коллективной работы всех участников педагогического процесса. Дети с гордостью презентуют  семейное сообщество с точки зрения  участия в оздоровлении и причастности к здоровому образу жизни.
  • Совместное  изготовление атрибутов  для  подвижных игр. В этом деле позитивную роль  играет конкуренция: у кого  лучше, или  чтоб не хуже других- важно что участвуют всей семьей.
  • Также вниманию родителей мы предлагаем картотеку подвижных игр, составленную воспитателями  с учетом возрастных особенностей детей. Она представляет собой описания игр, которые можно использовать во время прогулок в детском саду, во дворе, на детской площадке среди детей приблизительно одного возраста, их правил и задач. Наиболее востребованы игры малознакомые, родители иногда просят  взять домой карточку, чтобы  переписать  слова и действия.
  • У себя в группе мы активно используем стенд -  фотовыставку достижений детей нашей группы: где для подвижной игры отведена  страница. Родители  с нетерпением ждут новых фотографий, мы демонстрируем ситуацию успеха ребенка, обязательно представляем его с положительной стороны, демонстрируем удачи и радости.

      Воспитанники нашей  группы с удовольствием посещают  утреннюю зарядку,   физкультурные занятия, а на прогулке подвижная игра- это одно из  любимых занятий и это важный показатель мотивационной  составляющей  в радости движении.

Можно сделать следующий вывод, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей. И в заключении можно сказать, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.  Физическое воспитание – это не только занятие физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Отношения ДОУ с семьей основаны на сотрудничестве и взаимодействии с открытостью детского сада. Это касается всех аспектов сотрудничества и взаимодействия, в том числе и вопросу взаимосвязи семьи и детского сада по физическому развитию детей.      Таким образом, мы можем говорить, что выбранные формы и методы работы с родителями и выбор направлений работы с родителями способствуют повышению педагогической культуры и степени заинтересованности взрослых в вопросах развития и оздоровления детей, тем самым подтверждая правильность выбранной и выстроенной системы работы с родителями.

  • Планируем провести конкурс совместно подготовленных детьми и родителями  книжек – малышек «Наша любимая подвижная игра».
  • Подготовить видеоролик для семейного просмотра «Давайте играть в подвижные игры», который направим на электронную почту родителям.
  • Предполагаем провести   совместный просмотр- конкурс презентаций «Подвижные игры в нашей семье»
  • И, совместно с родителями, развлечение «Любимые подвижные игры нашего детства»

        Информация  о подвижных играх  и  практический опыт, полученный родителями, помогут повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в  семье; снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной деятельности.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи и формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

Основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей....

Буклет для педагогов «Эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»

Буклет для педагогов «Эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»...

Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие. Это актуальный вопро...

Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие. Это актуальный вопро...

Доклад "Эффективные формы взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников."

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зав...