«Использование ресурсов арт-терапии в развитии и коррекции познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья"
методическая разработка на тему

Грачева Светлана Николаевна

В работе расскрываются особенности работы с обучающимися с ОВЗ, используя методы арт-педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_serpuhovskom_seminare.docx43.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

Г. Чехов Московской области

_________________________________________________________________

Выступление на региональном семинаре

«Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ»

                                                      Учитель-дефектолог

                                                       Педагог-психолог :     Грачева С.Н.

C:\Users\admin\Desktop\37f95abc386b331b3ba5eb5ccf77d64c.jpg

19 ноября 2014 года

Уважаемые коллеги! Я, Грачева Светлана Николаевна,  представляю Центр психолого-медико-социального сопровождения города Чехова. Наш Центр является неотъемлемым звеном единого образовательного пространства Чеховского района, деятельность которого ориентирована  на своевременное выявление и оказание коррекционной и психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и социальной дезадаптацией.

        В настоящее время общепризнанным фактом остается неуклонный рост числа детей с особыми образовательными  потребностями. Контингент наших воспитанников с каждым годом значительно меняется и усложняется. Резко возросло  число детей с расстройствами аутистического спектра, умеренным и тяжелым нарушением интеллекта, а также с множественными нарушениями развития.  Наряду с поиском оптимальных форм сопровождения данных категорий детей, встает вопрос о построении эффективной системы психолого-педагогической помощи и поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно традиции, сложившейся в нашей стране, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с особенностями в развитии, рассматриваются в большинстве случаев исключительно через призму проблем самого ребенка. Считается достаточным ограничиться методическими рекомендациями родителям по вопросам обучения и советами, касающимися воспитания ребенка. Однако, как свидетельствует практика, такое воздействие, несмотря на старания и усилия со стороны специалистов, оказывается недостаточным. Решение проблемы социальной адаптации семей данной категории, обретения ими своей «социальной ниши» следует искать в сфере реализации коррекционного и психологического воздействия не только на «особого» ребенка, но и на его родителей.

        Семья – это важнейший источник социализации ребенка, сильнейший психологический фактор, воздействующий на ребенка и фактически определяющий его дальнейшую жизнь. Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Рождение больного ребенка является  серьезным испытанием, а процесс воспитания и уход за ребенком-инвалидом погружает родителей в пролонгированный стресс.

Часто проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи. Повышенная уязвимость ребенка с ограниченными возможностями здоровья, потребность в уходе обуславливают трудности не только материального характера. Многие вопросы становятся неразрешимыми проблемами: как устроиться на работу, когда на руках ребенок-инвалид; сможет ли ребенок пойти в школу; что будет с ним, когда не станет родителей и т.д. –  все это приводит к появлению таких переживаний, как вина, боль, обида, гнев, одиночество, страх. Возникают конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и реализовываться.

Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации.

При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях. Именно поэтому мы считаем, что  в системе комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ, психологическое сопровождение семьи занимает ключевую позицию. Необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения. 

Целенаправленное психологическое сопровождение качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных детско-родительских контактов. 

Коррекционно-развивающая работа с ребенком начинается со встреч с родителями, с которыми специалисты должны оставаться в контакте на протяжении всего периода сопровождения семьи и абилитации ребенка. Для такой работы нет единого рецепта, который бы помог всем одинаково. В каждом конкретном случае, с каждым конкретным ребенком, с каждой конкретной семьей разрабатывается своя индивидуальная программа психолого-медико-педагогической реабилитации – эта программа комплексная, в реализации которой задействованы несколько специалистов, работающих на общий результат. Это психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги. В этой программе объединены элементы психологической помощи, коррекционной, лечебно-восстановительной и социальной работы. Прежде всего, в фокусе внимания специалистов оказывается создание адекватной развивающей среды, способствующей развитию у детей социальных и коммуникативных навыков.

Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьей работает команда специалистов, нацеленных на общий результат. В этом случае для каждой конкретной семьи разрабатывается своя индивидуальная комплексная программа реабилитации, в которой объединены элементы психологической коррекции, педагогического воздействия, коррекционной и  социальной работы.

        Как показывает практика, на начальном этапе психолого-педагогического сопровождения семьи, зачастую возникает непонимание со стороны родителей, отторжение  помощи, срабатывают эмоциональные барьеры и механизмы психологической защиты. Чтобы предотвратить эту ситуацию, помимо традиционных форм работы с родителями, таких как индивидуальное консультирование по проблемам развития  ребенка; консультирование по запросам; лектории и дискуссии, нами  была  внедрена форма групповой работы - родительский клуб. Эта форма работы подразумевает регулярные встречи с родителями (чаще с мамами)  1 раз в месяц. Родительская группа открытая и включает от 7 до 12 человек. Занятия ведут два специалиста: педагог-психолог и учитель-дефектолог.

Работу родительского клуба «Мы вместе» мы сориентировали  на  решение следующих задач:

  • обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях; 
  • коррекция внутреннего психологического состояния родителя. Состояние неуспеха, связанное с недостаточностью ребенка должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость от  его «маленьких» успехов;
  • коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных желаний, и др.),  их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;
  • осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания; переход родителя с позиции переживания за своего ребенка из-за его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;
  • повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка;

Важнейший терапевтический эффект такой группы заключается в том, что помогая другому, человек помогает себе. Родители начинают понимать, что их собственный опыт также очень ценен и может сыграть большую роль в жизни другого человека. Участники тренинговой группы оказывают друг другу практическую помощь и эмоциональную поддержку.

Групповые встречи родительского клуба «Мы вместе» проводятся по двух форматах:

- первый – непосредственная работа в тренинговой группе для родителей (периодичность 1 раз в месяц);

-  второй –  совместные игровые занятия родителей с детьми, тренинг детско-родительских отношений (периодичность 2 раза в месяц).

Среди методов работы с родителями мы применяем специально организованные беседы, работа с убеждениями, повышение образовательного уровня семьи, разъяснение перемен, происходящих с ребенком и семьей в процессе коррекции. В результате разъяснительной и просветительской работы улучшается эмоциональное состояние матерей, снижается уровень тревожности, развивается активная родительская позиция, повышается степень социального доверия и доверия к своим детям, повышается самооценка.

Мы считаем важным обучить родителей методам психолого-педагогической коррекции , навыкам взаимодействия с ребенком,  включая их в процесс совместных игровых занятий. Совместные коррекционные и психологические занятия направлены, прежде всего, на развитие игровых навыков, как ребенка, так и мамы. Ведь в процессе игры происходит формирование и развитие сенсорных реакций, двигательной активности, эмоций, навыков социального поведения, речи. Содержание, методы и приемы работы специалистов систематизированы в индивидуально ориентированной программе сопровождения семьи, которая составляется для каждого малыша в соответствии с потребностями ребенка и  запросами родителей.

В результате работы детско-родительского тренинга у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничества». Коррекция мироощущения и гармонизация самосознания позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка.  Родители принимают индивидуальность ребенка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. Такая модель взаимоотношений формирует творческое сотрудничество между родителями и ребенком.

Это позволяет оптимизировать социальную детерминанту развития ребенка и его интеграцию в социум.

Результаты апробации показывают, что родители, которые занимаются в тренинговой группе, более адекватно относятся к проблемам собственного ребенка и своим внутрисемейным проблемам. Организующая роль психолога и дефектолога в организации такого вида деятельности, вызывает у родителей большее доверие и делает их более открытыми по отношению к специалистам. Соответственно повышается и эффект психокоррекционной помощи, оказываемой ребенку, так как родители становятся соратниками и союзниками специалистов и их советы и рекомендации применяются более тщательно и осознанно. При этом родители активнее проявляют готовность к индивидуальному включению в процессы абилитации в форме проведения совместных игровых сеансов родителей и детей.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, должно быть направлено, прежде всего, на поиск и раскрытие скрытых ресурсов семьи, опору на ее собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для активизации социальной позиции родителей, восстановления социальных связей. Такой подход позволяет безболезненно ввести коррекционно-развивающие занятия с ребенком в привычный ритм жизни семьи.

Описанные выше формы психолого-педагогической помощи семье позволяют согласовать и удовлетворить потребности родителей, связанные с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка, поднять их самооценку и повысить способность семьи в целом к решению возникающих проблем. И как итог, следует отметить, что только комплексный подход и преемственность в работе специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет сделать более успешным процесс социальной реабилитации и интеграции их детей в общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Консультация для родителей на тему:«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»...

Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей.

Особенности речи детей пятого года жизни и способы их развития с использованием приема моделирования....

Сообщение "Использование элементов АВА-терапии в коррекции поведения детей с РАС и другими ментальными нарушениями для повышения эффективности работы специалистов ДОУ"

В рамках реализации плана концепции комплексного сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года, 11 декабря на баз...

Сообщение из опыта работы на тему «Информационные ресурсы как средство развития познавательного интереса детей к математике»

Познавательный интерес - избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляется в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике,...