Конспекты занятий и развлечение совместно с родителями по теме "Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в ходе образовательного процесса, путем обучения детей управлению собственным здоровьем и созданием устойивой мотивации и потребности в его сохранении. Одним из способов мотивации сознательного отношения к своему здоровью для старших дошкольников является знакомство детей со строением организма человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспекты занятий

Занятие № 1. Раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений»

«Я – человек» (1 этап)

 

Цель: Закрепить знания детей о строение тела человека.

         Образовательные задачи:

1. Учить детей сравнивать человека и куклу, находить общее и различие.

2. Учить обосновывать свои ответы.

3. Закреплять отличительные признаки живых существ (человека) от рукотворных предметов.

         Развивающие задачи:

1.Активизировать в речи детей части тела человека

2.Развивать у детей умение сравнивать и делать выводы на основе сравнения.

         Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к изучению своего организма
  2. воспитывать бережное отношение к игрушкам.

         Методы и приемы:

  1. Игровой ситуация: внесение посылки
  2. Вопросы репродуктивного характера
  3. Вопросы на сравнение
  4. Проблемная ситуация
  5. Рассматривание куклы
  6. Хороводная игра
  7. Поощрение
  8. Сюрпризный момент: кукла и подарок каждому ребенку(листы для раскрашивания)

         Словарная работа.

Части тела человека: голова, шея, нога, рука, туловище, спина, грудь, живот и т.д.; живое – не живое; человек – игрушка.

 

         Предварительная работа

Рассматривание иллюстрации «Тело человека» и беседа по ней

Д/и «Живое – не живое»

         Самостоятельная деятельность:

1. Раскрашивание человека по цветным ориентирам.

2. Д/и «Собери Куклу», «Составь портрет»

3. П/и на прогулке «Покажи, не ошибись», «Твоя правая рука, моя правая рука», «Лавата».

Материал: Посылка, кукла, письмо, листы для раскрашивания, магнитофон с записью музыки к игре «Лавата»

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Индивидуальная работа

Педагог вносит посылку.

- Ребята, вам прислали посылку. Совсем непонятно, откуда она пришла. Интересно, что в ней.

Педагог достает письмо и куклу. Читает письмо:

Здравствуйте, ребята, мы узнали, что вы очень любите играть разными игрушками. Для вас мы сделали куклу Танюшу. Играйте ею, и нас вспоминайте.

 - Ребята, а письмо забыли подписать. Как же мы узнаем, откуда это письмо пришло?  кто мне скажет, где делают куклы?(поощрение за правильный ответ)

- Правильно, кукол делают на фабрике игрушек, и эту куклу нам прислали работники фабрики. Спасибо им.

- Кукол делают на заводе или на фабрике.

(хоровой ответ)

Повторяют, что кукол делают на фабрике игрушек

- Рассмотрим куклу Таню.

Индивидуальные вопросы к детям.    

1.Из каких частей состоит кукла?(4 части: голова и шея, туловище, руки и ноги)

2. Что на голове у куклы?

3. Что на лице?

4. Чем голова соединяется с туловищем?

5. Из чего состоят руки?

6.Из чего состоят ноги?

7. А что это? ( Спина, живот, грудь)

- Эта кукла просто прелесть

Рассматривают куклу

Индивидуальные ответы

 

- На кого она похожа?

- Значит, кукла тоже человек, или мы с вами тоже куклы? Вот Катюша (показывает на девочку). Вот Танюша (показывает на куклу). До чего же они похожи. Значит девочка Катя тоже кукла?

 

-Она похожа на ребенка, на маленького человека.

(хоровой ответ)

-Нет, Катя-это девочка.

(хоровой ответ)

- Давайте, сравним Катю и куклу.

Вопросы к детям:

  1. Что на голове у куклы? А что на голове у Кати?
  2. Волосы у Кати растут? А волосы у куклы?
  3. Чем отличаются глаза?
  4. Зачем Кате рот? Что кукле рот?
  5. Какова кукла на ощупь? Какова на ощупь Катя?

     6. Посмотрите, что может делать наша Катя руками. Может ли это делать кукла?  

- Вы сказали, что кукла это делать не может, а вот посмотрите, она тоже подняла руки.

Сравнение девочки и куклы

Индивидуальные ответы

Д. дотрагиваются до рук девочки и куклы и говорят, что девочка теплая, а кукла холодная.

Хоровой ответ: нет.

Высказывания детей:

- Она не сама подняла руки. Это вы их подняли ей.

- Сейчас мы с вами проверим, может ли кукла двигаться.

Поставим ее на пол и будем все вместе танцевать.

Физминутка: хороводная игра «Лавата» (см. приложение 4.7)

- Мы двигались (нам стало весело, мы улыбались), а кукла нет. Наше тело, тело человека гибкое и подвижное.

А кукла как стояла, так и осталась стоять на месте. Почему?

(поощрение за правильный ответ)

- Откуда появилась кукла? Что с вами будет через два года? А что с куклой будет через два года?  (поощрение за правильный ответ)

- Куклу сделали на фабрике. Она не вырастит: какой была, такой и останется, если вы ее не сломаете. А люди рождаются, растут, умеют говорить, смеяться, играть. Человек живой, а кукла не живая.

Предположения детей

Вывод: Мы живые, а она не живая (хоровое повторение)

Высказывания детей

Ответы малоактивных детей

Индивидуальный повтор

- Ребята, а в посылке еще лежат подарки для вас. Эти листы непростые – только когда вы их раскрасите по цветным точкам, узнаете, что здесь нарисовано.

Дети раскрашивают картинку в свободное время

Занятие № 2. Раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений»

«Самый главный орган» (2 этап)

 

Цель: Подвести детей к мысли, что сердце надо укреплять и развивать.

         

         Образовательные задачи:

  1. Дать детям элементарные знания о сердце как о важнейшем органе нашего организма.
  2. Научить детей находить пульс.
  3. Подвести детей к мысли, что сердце нужно развивать и укреплять физическими упражнениями, закаливанием организма, физическим трудом, соблюдением режима дня.

             Развивающие задачи:

  1. Развивать способность к сравнению; учить детей следить за самочувствием, состоянием своего организма.
  2. Формировать умение обосновывать правила здорового поведения знаниями о своем организме.

         Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение к своему организму.
  2. Воспитывать желание заниматься физкультурой, физическим трудом, соблюдением режима дня.

         Методы и приемы:

  1. Игровая ситуация: экскурсия в музей человека.
  2. Рассматривание модели сердца, иллюстраций из серии «Малыши – крепыши»
  3. сравнение сердца с кулачком
  4. упражнение: месторасположение сердца у человека, определение пульса
  5. эксперимент: спокойное сердцебиение и сердцебиение после подвижной игры
  6. худ. слово: поговорка «Сердце из груди сейчас выскочит»
  7. рассказ педагога: как укрепить сердце
  8. сюрпризный момент: письмо от доктора Витаминкина с подарками (гантели и рисунок человека)

               Предварительная работа

Уточнить понятие «внутренние органы»

             Самостоятельная деятельность:

  1. во время п/и на прогулке следить за своим пульсом
  2. наглядное пособие «Внутренние органы человека» (внутренние органы на липучках)
  3. на изображении человека нарисовать сердце

         Словарная работа.

Сердце, грудь, пульс, насос, кровь, физкультура, плавание, труд, сон, прогулка; стучит, бьется, укреплять

         

Материал:

Модель человека и сердца, письмо с иллюстрациями из серии «Малыши – крепыши», гантели, рисунок человека

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Индивидуальная работа

- Ребята, вам понравилось в музее человека? Хотите туда еще отправится?

Дети проходят в группу, где расставлен необходимый материал

- Сегодня я вам расскажу о самом важном органе человека.

- Ребята, положите руку на грудь, как я и тихонечко посидим, прислушаемся к себе.

- Чувствуете, как внутри что-то стучит?

- Его увидеть мы не можем: он внутри нас – это внутренний орган человека. Но можем услышать, если приложим руку к груди, как только что сделали.

- А вот как выглядит сердце (показ модели)

- Сердце человека – небольшой мешочек  размером с его кулак.  Сожмите свои кулачки, и мы увидим, у кого какое сердце. Приложите кулачок к груди с левой стороны. (Педагог помогает детям правильно расположить руку, поощряет за правильность выполнения.)

- для чего человеку сердце? Чтобы вы могли бегать, прыгать и танцевать, заниматься, радоваться и огорчаться…

- Сердце работает и днем и ночью без отдыха. Оно как насос перегоняет кровь по всему телу.

Дети повторяют движение, соблюдают тишину.

Высказывание детей

- Это сердце (хоровой ответ)

Хоровой ответ и индивидуальный повтор

Дети рассматривают сердце.

Дети сжимают руку в кулак и показывают, где расположено сердце.

Высказывания детей

Индивид. повтор

- Удары сердца можно проследить по пульсу.

(Педагог показывает детям, как найти пульс на руке или шее)

Дети учатся определять пульс.

- Сейчас мы проведем эксперимент. Приложите руку к груди, где сердце, и запомните, как оно стучит.

- Теперь мы сделаем зарядку

физминутка (см. приложение 4.6)

- И снова прислушаемся к сердцу. Что-то изменилось?  (поощрение за правильный ответ)

- В спокойном состоянии сердце человека работает тихо, размеренно, а во время волнения и после подвижных занятий, сердце начинает стучать быстрее, колотиться. В этом случае говорят: «Сердце из груди сейчас выскочит».  Это значит, что человек находиться в возбужденном или во взволнованном состоянии. Когда человек успокаивается, сердце тоже замедляет свои удары – успокаивается. Поэтому во время шумных игр делайте перерыв, чтобы сердце немножко отдохнуло.

Дети выполняют действия

Предположения детей

- Сердце сильнее стало биться, стучать быстрее.

Повтор малоактивными детьми:

Повторение вывода активными детьми:

- Сердце человека - очень важный орган. Его нужно беречь и укреплять. Почему его нужно беречь?

- А как сердце можно укрепить? На этот вопрос вам ответит доктор Витаминкин. Он оставил нам письмо.

«Здравствуйте, ребята!

Сегодня вы узнали о сердце-это важный орган человека. Сердце работает день и ночь, поэтому его необходимо укреплять: больше гуляйте на свежем воздухе, занимайтесь физкультурой, играйте, плавайте.

(одновременно с текстом педагог выставляет иллюстрации, где дети гуляют, занимаются физкультурой, играют, плавают, спят)

Но сердцу тоже надо давать отдых – спать ночью, а вы, ребята, еще должны отдыхать днем. Во время сна сердце отдыхает – бьется медленнее.  Между шумными и веселыми играми делайте перерыв, чтобы сердце успокоилось, отдохнуло.

Но своему сердцу можно и навредить, особенно, когда вы капризничаете без причины, закатываете громкий плач по любому поводу.

Помните и выполняйте, ребята, эти правила.

А для занятий физкультурой я прислал вам гантели.

До свидания, ребята! Берегите и укрепляйте свое сердце!  Будьте здоровы!»

- Спасибо доктор Витаминкин за подарки.

Ребята, еще раз повторим правила по укреплению сердца.

- наша экскурсия по музею закончилась.

Высказывания детей:

- Сердце одно, работает день и ночь, может остановиться.

Индивидуальные ответы детей

Занятие № 3. Раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений»

«Путешествие на поезде «Здоровье» (3 этап)

Цель: Развивать  у детей умение применять полученные ранее   знания и умения на практике

          Развивающие задачи:

  1. Формировать первичные навыки саморегуляции поведения детей,                                                                                              направленные на сохранение и укрепление своего здоровья.
  2.  Развивать умения анализировать действия и поступки других людей и соотносить их с общепринятыми нормами здорового поведения.
  3.  Развивать умения находить выход из сложных ситуаций.

          Образовательные задачи:

1. Научить детей заботиться о своем организме.

2.Закреплять пройденный ранее материал.

          Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у детей стремление быть здоровыми.
  2. Воспитывать  сочувствие к другим людям желание оказать действенную помощь.
  3. Воспитывать желание быть вежливыми и дружелюбными.

     Методы и приемы:

  1. Игровая ситуация: отправляемся в путешествие

 2. Художественное слово: стихи, загадки, пословицы и поговорки

 3. Проблемные ситуации

 4. Вопросы к детям

 5. Поощрение

       Предварительная работа

Закрепить пройденный ранее материал

Разучить стихи о мыле, о расческе и зубной щетке.

  Самостоятельная деятельность

  1. Придумывание новых элементов, движений в подвижных играх;
  2. Придумывание новых сюжетов в ролевых играх;
  3. Отображение в самостоятельной художественной деятельности бережного отношения детей к своему организму и здоровью  

         Материал

Маски: мыло, расческа, полотенце, шампунь, мочалка, зубная паста и щетка;

Рисунки микробов; контуры овощей и фруктов, настоящие овощи и фрукты;

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Индивидуальная

работа

Педагог:

Какой сегодня чудный день!

Прогоним мы тоску и лень!

Зарядку сделаем-ка мы

Вот мы здоровы и бодры.

Упражнение «Зарядка» (см. приложение 4.7)

- Ребята, когда мы делаем зарядку?

А зачем мы ее делаем?

- Сегодня мы отправляемся с вами

в путешествие на поезде «Здоровье».

- В путь -  дорогу собирайся!

За здоровьем отправляйся!

- Все уселись, все расселись?

-Песню запевай-ка!

Дети выполняют движение под текст стих-ния.

Хоровой ответ:

- по утрам.

Индивид. ответы

Повторение ответов

Малоактивными детьми

Дети поют песню «Утренняя» сл. и муз. Марычевой

Раздается сигнал.

- наш поезд не может ехать дальше! Путь нам преградили вредные микробы

Что же нам делать? Как можно бороться с микробами?

- Чтобы мы могли успешно бороться с микробами, нам нужны помощники

Послушайте загадку.

Детям загадываются загадки о предметах личной гигиены: мыло, полотенце, расческа, зубная щетка, шампунь

(см.  приложение 4.7)

- правильно. Это мыло.

- Ровным кругом друг за другом

   Будем весело шагать,

  Что нам мыло здесь покажет,

  То и будем выполнять.

- Вот мы и разогнали всех микробов, дорога свободна.

- Надо, надо умываться

По  утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам

Индивид. ответы

Повторение малоактивными детьми:

Дети встают в круг, отгадывают по одной загадке и играют в игру «Ровным кругом»:

Моют руки, тело, чистят зубы, вытираются полотенцем, моют голову

Дети читают стихи про мыло, расческу и зубную щетку.

Дети повторяют вместе с педагогом четверостишье

- отправляемся дальше на поезде «Здоровья»

Педагог загадывает загадки о строение организма человека (см. приложение 4.7)

- Ребята, наш поезд остановился. Выйдем и посмотрим, что случилось.

Овощи потеряли свой цвет – это микробы забрали из них все витамины и они стали бесполезны. А вы знаете, что такое витамины?

Чем они полезны для организма?

Какие витамины содержаться в этих овощах и фруктах?

Посмотрите в овощи и фрукты вернулись витамины, они опять приобрели свой цвет.

П. показывает корзину с настоящими овощами и фруктами.

 

Мы возьмем их с собой, а потом отнесем на кухню, чтобы нам приготовили наши любимые повара вкусный и полезный обед.  

Дети играют в игру «Подскажи словечко»

Ответы детей:

- Витамин А отвечает за здоровую кожу и хорошее зрение.

- Витамин В улучшает пищеварение. От него зависит наше настроение.

- Витамин С оберегает от простуды, укрепляет кости, помогает содержать в хорошем состоянии кожу и кости.

- Витамин  D восстанавливает зубы и коси.

игра

«Собирай урожай»

 

Повторение малоактивными детьми:

- Наш поезд отправляется дальше.

Появляется мальчик. Он заболел и просит у детей совета, что ему необходимо делать, чтобы не болеть.

Игра «Это правда или нет?»

Вот и закончилось наше путешествие на поезде «Здоровья».

Дети поют песню «Прогулка»

Ответы детей:

-надо делать зарядку, заниматься спортом, правильно питаться, чаще гулять на свежем воздухе и т.д.

Конспект совместного развлечение с родителями «Витаминиада»

Цель: Формирование потребности в здоровом образе жизни, в рациональном питании. Закрепление  и расширение знаний о влиянии витаминов на здоровье человека.

Предварительная работа:

  1. Занятия с детьми на темы: «Как мы едим» и «Витамины и здоровый организм».
  2. Консультация для родителей «Витамины – незаменимые компоненты питания».

Материал:

 эмблемы команд для каждого участника; муляжи овощей и фруктов, 2 корзиночки; капуста, морковь, яблоки; витамины А, В, С, Д; шарики, 2 ложки

 

Ход развлечения:

Ведущий:

- Внимание! Внимание! Мы начинаем Витаминиаду! Все мы хотим быть здоровыми, сильными, красивыми. Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что поможет нам такими стать. В нашей игре участвуют две команды. Давайте поприветствуем друг друга. Команда «Крепыши» и команда «Здоровячки».

     1. Разминка

Чтобы быть здоровым, крепким

                                        Вам совет даю не хитрый:

                                        Уважайте вы продукты,

                                        Ешьте овощи и фрукты

Командам загадываются загадки об овощах и фруктах. Команды говорят отгадку и получают за правильный ответ этот овощ или фрукт и складывают в корзиночки.

                                         От простуды и ангины

                                         Помогают апельсины,

                                         Ну а лучше съесть лимон,

                                         Хоть и очень кислый он.

     2. Викторина «Угадай витамин»

- Для чего нам надо есть овощи и фрукты? Что в них содержится полезного?

 Правильно витамины.

 Из каждой команды выходят по двое детей и из корзиночки закрытыми глазами выбирают по одному витамину, затем возвращаются к команде.

Задание командам: рассказать о назначении витаминов. За правильные ответы команды вознаграждаются капустой.

  1. Эстафета «Кто больше соберет витаминов»

На противоположной от команд стороне находятся корзины с разноцветными шариками – «витаминами». У первых  игроков в руках деревянная ложка. Каждая команда должна перенести с помощью ложки как можно больше «витаминов» в корзинку, стоящую около команд. Переносить можно только по одной «витаминке». За участие команды вознаграждаются яблоками.

                                         Никогда не унываю

                                         И улыбка на лице,

                                         Потому что принимаю

                                         Витамины А, В, С.

                                                                     Л. Зильберг  

  1. Соревнование «Разложи овощи и фрукты»

На противоположной от команд стороне находятся подносы с витаминами. У каждого из участников команд в руках овощ или фрукт, которые были у команд с первого задания.

Задание: разложить овощи и фрукты по витаминам.

За участие команды вознаграждаются морковками.

                                         Помни истину простую –

                                         Лучше видит только тот

                                         Кто жует морковь сырую

                                         Или сок морковный пьет.

                        Л. Зильберг

    5. Конкурс мам « Приготовить витаминный салат»

Мамы из капусты, морковки и яблок готовят витаминный салат.

Дети отвечают на вопросы:

- какие витамины содержатся в этих овощах и фруктах?

- какую пользу они приносят организму?

Витамины любят продукты,

Особенно овощи и фрукты,

Чтоб победить немало болезней,

                                         Овощи, фрукты есть вам полезней.

6.Витаминный пир.

Дети с родителями угощаются салатом и соками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни»

Консультация для воспитателей «Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни»...

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни на основе реализации проекта «наше здоровье в наших руках.

Здоровый образ жизни – это результат действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья. Здоровый образ жизни является предп...

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни в семье

Образ жизни семьи, в которой человек вырос, и привычки, формирование которых произошло в детстве, оказывают влияние на здоровье на многие годы вперед. Как бы каждый из...

Консультация для воспитателей «Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни»

Консультация для воспитателей «Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни»...

Рекомендации по организации процесса формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни

Рекомендации по организации процесса формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни...

Консультация для педагогов: Тема: «Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни»

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.Важность формирования здорового образа жизни у детей обусловлена пониманием, что тольк...