Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни в семье
консультация на тему

Шляховая Виктория Васильевна

Образ жизни семьи, в которой человек вырос, и привычки, формирование которых произошло в детстве, оказывают влияние на здоровье на многие годы вперед. Как бы каждый из нас ни стремился к большему разнообразию и полноценности повседневной деятельности, наша физическая активность и особенности питания могли бы быть лучше, если бы правильные навыки сопровождали нас с раннего возраста. Именно поэтому так важно изменить привычный образ жизни в семье на более здоровый и тем самым создать предпосылки для благополучного будущего наших детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений дошкольников

о здоровом образе жизни в семье

Образ жизни семьи, в которой человек вырос, и привычки, формирование которых произошло в детстве, оказывают влияние на здоровье на многие годы вперед. Как бы каждый из нас ни стремился к большему разнообразию и полноценности повседневной деятельности, наша физическая активность и особенности питания могли бы быть лучше, если бы правильные навыки сопровождали нас с раннего возраста. Именно поэтому так важно изменить привычный образ жизни в семье на более здоровый и тем самым создать предпосылки для благополучного будущего наших детей.

Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является младший школьный возраст. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. Семья обеспечивает духовное и физическое здоровье, поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, принадлежности к общечеловеческой культуре, образует фундамент для создания внесемейных отношений и связей. Для семьи дети — главная ценность. Научить здоровому образу жизни, воспитать ответственное отношение детей к своему здоровью обязаны прежде всего родители. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить.

Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Родителям необходимо знать и соблюдать следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни дошкольника:

1. Системный подход. Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально - волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка. Успешное решение задач воспитания здорового образа жизни возможно только при объединении воспитательных усилий детского сада и родителей.

2. Деятельностный подход. Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

3. Принцип «Не навреди»! Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип гуманизма. В воспитании в области здоровья и здорового образа жизни признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.

Организуя образование в области здоровья, необходимо помнить:

• если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе;

• если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить:

• если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде;

• если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Для дошкольников основными составляющими элементами здорового образа жизни являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность.

Для формирования представлений  дошкольников о здоровом образе жизни в семье необходимо соблюдение определенных условий.

Одно из важнейших, — создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Например, ничто так не влияет на обстановку в семье, как подготовка к семейным праздникам. Совместное приготовление подарков (в тайне от виновника торжества) сближает старших и младших членов семьи. Следует читать и обсуждать с родителями книги. Очень полезны для формирования детской души произведения о природе и бережном к ней отношении: В. Бианки, Б. Рябинина, М. Пришвина, Н. Сладкова и др.

Большое значение в создании благоприятной психологической атмосферы в семье имеет тесная дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Так, общение помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.

Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд – один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни. Например, совместное приготовление еды – не только возможность общения во время совместной деятельности, оказания помощи взрослым,  но и возможность  научить детей правильному питанию.

Примером совместной активной деятельности вне дома могут быть мероприятия предполагающие непосредственный контакт с природной средой. Формы таких мероприятий могут быть различными: прогулки на речку, в лес или в поле, совместная посадка кустарников и деревьев и уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц; уход за содержащимися дома животными.

Другое условие успешности формирования здорового образа жизни в семье — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

В целях поддержания здоровья каждого члена семьи должны соблюдаться нормы правильного питания, режима дня, двигательной активности, личной гигиены.

Мощным источником формирования здорового образа жизни детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность. Важная задача, которую должны решить взрослые, осуществляя воспитание в области здоровья и здорового образа жизни, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др. Необходимо развивать и совершенствовать у ребенка функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, способствовать становлению «внутреннего наблюдателя» в сознании ребенка (внутреннее Я), формировать умения выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие, способствует более успешному развитию.

Воспитание в области здоровья предусматривает формирование у ребенка понимания мужественности и женственности и соответствующих этому качеств: в мальчиках - силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, как к будущим матерям и хранительницам домашнего очага, желания им помочь, защитить, а в девочках - пластичности, легкости, отзывчивости, терпимости.

Воспитание в области здоровья служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости, вызвать потребность с гордостью рассказывать о своих бабушках, дедушках, родителях, о добрых традициях своей семьи.

Эффективность решения оздоровительных задач здоровьеформирующего воспитания можно определить по динамике физического состояния ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности, по отношению к собственному здоровью.

Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребёнок, воспроизводится в дальнейшем в его будущей семье. Грязь, несвежий воздух, не заправленные постели, непродуманный интерьер, — к сожалению, это достаточно широко распространенные явления во многих семьях. Между тем в доме необходимо создать и поддерживать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Например, вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветрить комнаты, по возможности подобрать наиболее гармоничные составляющие интерьера домашних помещений.

Большое влияние на формирование здорового образа жизни имеет личный пример родителей. Если родители курят, злоупотребляют алкоголем, употребляют наркотические и вещества, дети берут их пример на вооружение. Родителям, имеющим вредные привычки крайне сложно объяснить детям какой вред организму, окружающим людям приносят вредные привычки. Именно в семье, пропагандирующей и ведущей здоровый образ жизни закладываются основы здорового образа жизни.

Таким образом, в семье происходит первичное формирование представлений о здоровом образе жизни. Для формирования представлений ребенка дошкольного возраста о здоровом образе жизни родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в вопросах подходов и принципов воспитания. В семье необходимо создать условия для эффективного формирования представлений о здоровом образе жизни: благоприятный морально-психологический климат, экологической и эстетической среды, соблюдение норм правильного питания, режима дня, двигательной активности, личной гигиены, осознание важности собственного здоровья и здоровья каждого члена семьи, наличие положительного личного примера родителей.

Список использованной литературы и источников:

  1. Агаджанян Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания. – М.: РУДН, 1998. – 28 с.
  2. Александров О.А. Комплексная программа здоровья. - М.: Медицина, 2005. – 96 с.
  3. Амосов Н.М. Эксперимент по преодолению старости. – М.: АСТ, 2003. – 123 с.
  4. Барышева, Н. В. Физическая культура и здоровый образ жизни : учебное пособие / Н. В. Барышева, П. А. Виноградов, В. И. Жолдак. – Самара, 1997. – 80 с.
  5. Билич Г. Л. Основы валеологии: Учебник. - СПб.: Фолиант, 2007. – 560 с.
  6. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 114 с.
  7. Вайнер Э.Н., Бекетова Л.М., Грезнева О.Ю., Насонова Е.Е. К вопросу о методологии валеологии // Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения): Сборник научных трудов. - Липецк: Азъ, 1996. - С. 25-30.
  8. Венедиктов Д.Д. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения // Вопросы философии. – 1979. – № 7. – С. 102-113.
  9. Завьялов А. Е. Формирование здорового образа жизни. - М.: Проспект, 2013. - 52 с.
  10. Здоровый образ жизни : учебное пособие / Сост. В. А. Пискунов. – М. :МПГУ : Прометей, 2012. – 84 с.
  11. Зелент М. В. Воспитание здорового образа жизни в семье [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. - 05.04.2013.  – Режим доступа на 10.01.2014: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/vospitanie-zdorovogo-obraza-zhizni-v-seme
  12. Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных // Вестник АМН СССР. – 1982. – Т. 45. – №. 4. – С.29-33.
  13. Казначеев В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века // Материалы I Всероссийского форума: III тысячелетие. Пути к здоровью нации. - Москва, 15-17 мая 2001. – 194 с.
  14. Кузнецова З. М. Теоретические аспекты здоровья  // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта // Электронный журнал Камского государственного института физической культуры. - №2. - 1/2007. - Режим доступа на 08.01.2014 : //http://kamgifk.ru/magazin/1_07/1_2007_07.pdf
  15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Academ А, 2000. – 232 с.
  16. Лапис Г.А. Здоровье всей семьи: Полная энциклопедия. -СПб.: ИД Весь, 2003. – 718 с.
  17. Лекции о здоровом образе жизни: от чего зависит здоровье человека / Г. Г. Бахтагараев. - Казань: Татарский гос. гуманитарно-пед. ун-т, 2010. – 147 с.
  18. Обухов А.С. Человек в гармонии с природой // Народное образование. - 2003. - №3. - С. 185-191.
  19. Основы здоровья и здорового образа жизни: учебное пособие / Деньгова Л. Е. - Ставрополь : СтГМА, 2012. - 68 с.

Предлагаю вашему вниманию из опыта моей работы проект

«Новое поколение выбирает здоровый образ жизни»

Аннотация к проекту

Актуальность проекта:

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундаментом  физического и психического здоровья.

Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

Таким образом, педагогическая модель взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни, включающая опережающую подготовку педагогов, сотрудничество с родителями по вопросам здоровьесбережения и формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей и родителей. Взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока - это взаимодействие с педагогами, взаимодействие с родителями и с детьми в данном направлении.

Связь с родителями, совместные мероприятия, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания в вопросах оздоровления детей, а также выяснение отношения и мнения родителей к работе педагогов детского сада по данному вопросу обеспечивает взаимосвязь всех участников проекта.

Тип проекта: творческий;

По содержанию: практико-ориентированный;

По характеру участия ребёнка: ребёнок-участник от зарождения идеи до получения результата;

По характеру контактов: в контакте с семьёй;

По количеству участников: коллективный;

Продолжительность: краткосрочный;

Срок реализации проекта – 1 месяц

Участники проекта:

  • воспитанники старшей «А» и «Б» группы;
  • педагоги детского сада;
  • инструктор по физкультуре;
  • воспитатели старшей «А» и «Б» группы;
  • родители воспитанников.

Основные направления работы с детьми:

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельная деятельность ребенка;  

Срок реализации проекта 11.03 – 10.04 2014 г.

Тема проекта:

«Новое поколение выбирает здоровый образ жизни»

Цель проекта:

Формирование в сознании воспитанников и их родителей позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание в молодом поколении здорового образа жизни. Создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей.

Задачи:

- формирование культуры здорового образа жизни;

- улучшение здоровья воспитанников и педагогов;

- уважение к законам и нормам коллективной жизни;

- активная пропаганда  здорового образа жизни;

- возрождение национальных традиций в спорте, еде,  семейном укладе, нравственных и духовных ценностях;

- ранняя профилактика всех форм зависимости;

- обеспечение свободы выбора при максимальной информации;

- формирование доброй связи между домом, родителями и детским садом.

Ожидаемый результат:

Реализация проекта «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни» позволит зарядить социальным оптимизмом воспитанников и их родителей.

  • использована модель взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, основанная на идее единства воспитательного воздействия;
  • реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогической деятельности;
  • подготовка педагогов будет носить опережающий характер;
  • деятельность педагогов направлена на создание условий для формирования культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный (ознакомительный) этап.

Задачи: заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно-воспитательную деятельность  по формированию здорового образа жизни, узнать как можно больше о дошкольном учреждении, которые посещает их ребенок.

II этап Просветительский этап.

Задачи: совершенствование содержания и образования в детском саду в соответствии с реализуемой программой развития «Формирование здорового образа жизни в совместной деятельности с семьей»:

•  открытие родительского клуба «Здоровая семья»;

•  подбор методических рекомендации по созданию здоровьесберегающей среды;

•  распространение лучшего опыта семейного воспитания;

•  подбор литературы по здоровому образу жизни.

III этап – Этап совместной деятельности с семьей

Задачи:

•  формирование взаимопомощи с семьей в воспитании и занятиях с детьми;

•  создание семейного клуба;

•  подчеркивание роли отца в воспитании детей;

• проведение семейных праздников, акций, «Дня открытых дверей», с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей;

•  обогащение совместной деятельности родителей и детей в формировании участков для двигательной активности.

IV этап - рефлексия 

Задачи:

  • произвести оценку результатов проекта, сделать выводы и опубликовать отчет в доступных формах;
  • распространить идею проекта в образовательной среде.

Ресурсное обеспечение:

1. Уголок «Здоровый образ жизни»

2. Видеопроектор, картотека презентаций и видеоклипов.

3. Наглядный материал:

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры по здоровому образу жизни;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки;

- видеокассеты;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Больница”, «Аптека», «Поликлиника»;

План информационно- рекламных мероприятий, сопровождающих реализации проекта:

Проект будет проходить на базе дошкольного учреждения, участниками проекта будут непосредственно родители и дети, педагоги. Итоги проекта будут опубликованы в местной газете «Здравствуйте, нефтеюганцы». О проекте будет сообщаться на родительских собраниях, объявлениях для родителей. Итогом проекта станет презентация «продукта» данного проекта.

Реализация проекта осуществляется по следующим направлениям

Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевые игры:

 «Семья», «Больница», «Поликлиника», «Аптека» «Семья на прогулке», «Семья на отдыхе», «Тренировка»

Дидактические игры:

«Правильно - неправильно», «Да – нет», «Зимние и летние виды спорта», «Полезные продукты», «Хорошо – плохо»

«Бывает – не бывает», «Что, где растет?», «Волшебный мешочек», «Съедобное – несъедобное», «Мое тело».

Подвижные игры: 

«Эстафеты с препятствиями», «Весёлая аэробика», «Делай, как я», «Школа мяча», эстафеты «Прыгуны». «Мой веселый звонкий мяч», «Коршун и наседка», «Перемени предмет», «Кто быстрее?»

Познавательная деятельность:

Беседы: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься», «Гигиена», «Беседа о здоровье, о чистоте» - решение проблемных ситуаций, «Мой любимый вид спорта»,

«Прогулка всей семьей», «Мой режим дня» «Полезная пища».

Экскурсии: в городскую детскую поликлинику.

Наблюдения: «Чем отличаемся мы от детей младших групп?», «Где прячутся микробы»

Знакомство с художественной литературой: 

К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит». С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «как Саша сама себя вылечила». А. Барто «Девочка чумазая». «О пользе витаминов», «Правила поведения для воспитанных детей» Г.П. Шалаева, О.М.Журавлёва,

Рассматривание иллюстраций: «Тело человека», «Органы человека».

Художественно – продуктивная деятельность:

Сотворчество воспитателей, детей, родителей, оформление макетов

Рисование: виды спорта, «Мы со спортом крепко дружим!»

Конструирование: коллаж «Витамины», «Мойдодыр».

Создание условий:

Оформление уголка

Макеты

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Оформление дидактических игр

Создание детской библиотечки

Оформление наглядного материала

Работа с родителями:

Анкетирование: «Что такое здоровый образ жизни?», «Здоровый образ жизни в семье».

Папки-раскладушки: «Здоровый образ жизни семьи», «Советы родителям по укреплению здоровья детей»

Картотека «Сундучок бабушкиных рецептов»

Консультации:«Формирование у детей дошкольного возраста

навыков здорового образа жизни»,  «Десять советов родителям о здоровье детей»

Рекомендации родителям по организации активного семейного отдыха

Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования

Продукты деятельности:

Фотоальбом «В здоровом теле – здоровый дух!»

Книжки- малышки (продукт совместной деятельности родителей и детей)

Родительский клуб «Здоровая семья»

Семейный праздник «Дружная семейка»

Неделя здоровья

Выставка  детских рисунков « Мы со спортом крепко дружим».

Нетрадиционное физкультурное оборудование.

Коллаж «Полезные продукты на столе».

Оформление плакатов “Здоровый образ жизни!”

Фото выставка «Хочу быть здоровым»

Оформление газеты «Будь здоров».

Оформление презентации «Энциклопедия здоровья»

Спортивный праздник «День Здоровья»

Видеоролик «Мы – будущие олимпийцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий и развлечение совместно с родителями по теме "Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни"

Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в ходе образовательного процесса, путем обучения детей управлению собственным здоровьем и создани...

Консультация для воспитателей «Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни»

Консультация для воспитателей «Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни»...

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни на основе реализации проекта «наше здоровье в наших руках.

Здоровый образ жизни – это результат действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья. Здоровый образ жизни является предп...

Консультация для воспитателей «Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни»

Консультация для воспитателей «Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни»...

Формирование представлений ребенка о здоровом образе жизни в семье и детском саду

Тезисы о важности формирования ЗОЖ в семье и детском саду...

Рекомендации по организации процесса формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни

Рекомендации по организации процесса формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни...