Картотека пальчиковой гимнастики для детей 6-7 лет с ЗПР на учебный год.
картотека (подготовительная группа) на тему

Проценко Галина Сергеевна

 

 

Сентябрь

Осень ,грибы

 

«ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,                                        

Ветер листики считал:                                       

Вот дубовый,    

Вот кленовый                                                  

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку

«ГРИБЫ»

Топ-топ — пять шагов,                             

В кузовочке пять грибов.                    Мухомор красный —                          

Гриб опасный.

А второй — лисичка,        

Рыжая косичка.        

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

 

 

( Руки вверх плавные,   волнообразные движения)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

(Спокойно укладывают ладони на стол.)

 

 

 

 

 

(Дети «шагают» пальчиками)

 

 

 

(Показали 5 пальцев правой руки.)                     

 

(Загибают пальцы на одной руке.)

 

 

 

    

Октябрь

Мой город, моя страна, моя планета

«Город. Страна»

«Дом»

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.

.

 

 «Строим дом»

Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук.
 Молоточки стучат,
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
 Вот какой хороший дом,
 Как мы славно заживем.
 

 

 

«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ладони разворачиваются параллельно друг другу
Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).
 

 

 

 

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.
 Стучать кулаком о кулак.
Пальцы соединить, показать "крышу".

Сжимать-разжимать пальцы.
Вращать кисти рук.

 

Ноябрь

Мои права

«Семья»

Как у нас семья
Большая Да веселая
Два у лавки стоят,

Два учиться хотя

Два Степана сметаны объедаются.

Две Дашки у кашки питаются.

Две Ульки в люльке качаются.

 

 

Раз-два-три-четыре!

Кто живет в моей квартире?

Раз-два-три-четыре-пять!

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я - вот и  вся моя семья!  

 

 

 

(хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
 

(Загибают большие пальцы)
(Загибают указательные пальцы)
 (Загибают средние пальцы)
(Загибают безымянные пальцы)
(Загибают мизинцы)
 

 

 

 (Хлопки на счет. Поочередное загибание пальцев).

 

Декабрь

Зима, Новый год

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались.

А еще в снегу валялись.

 Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли

 

 

 

 «НОВЫЙ ГОД»

«НА ЁЛКЕ»

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились,

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.        

Дал большущие пакеты,

В них же — вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, Яблоко, один

Золотистый мандарин.

 

 

 

 (Загибать пальчики по одному)
 

(Имитировать лепку комков)
(Крошить хлебушек всеми пальчиками)
 (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
 (Отряхивать ладошки)
. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

 

 

(Ритмичные хлопки в ладоши.)

(Ритмичные удары кулачками.)

(Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)

(«Рисуют» руками большой круг.)

(Делают ритмичные хлопки.)

(Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.)

 

Январь

Зимние забавы

«ПИРОГ»

Падал снег на порог.

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки

Не из снега — из муки.

 

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,                                      
Мы с тобой снежок лепили.                          
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе

И совсем-совсем не сладкий.                          
Раз — подбросим.                                          
Два — поймаем.                                              
Три — уроним.                                                
И... сломаем.                                                    

 

(Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)

(Показывают, как лепят пирог)

(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу)

(Опять показывают, как пекут пирог)

 

 

 

(Загибают пальчики.) 
 

(Лепят снежок)
(Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую)

( Грозят пальником. )                                          ("Подбрасывают".)                      
(Приседают, "ловят".) 

(Встают, "роняют". )

(Топают. )

Февраль
День защитника Отечества

Эти пальцы – все бойцы

Удалые молодцы

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца

Два сметливых молодца

Два героя безымянных

Но в работе очень славных

Два мизинца - коротышки

Очень славные мальчишки.

 

 

Один, два, три, четыре, пять
Один, два, три, четыре, пять

Будем молодцев считать.
 

Пальцы встали дружно в ряд
 
Десять крепеньких солдат. Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в

 

(растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)

(приподнять 2 больших пальца, другие прижать)

(приподнять 2 указательных  пальца)

(приподнять 2 средних  пальца)

(приподнять 2 безымянных пальца)

приподнять 2 мизинца)

 

 

 

 

( Поочередно считают пальцы на левой руке)
( начиная с мизинца, .затем на правой руке.)
(Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)

 

 

(Показывают ладони, разводят стороны пальцы и сводят их.)

(Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши.)

 

Март  

Международный женский день   8 марта

«МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился.

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Пока маме помогали.

 

 

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,
 
Утром весенним раскрыл лепестки.
 Всем лепесткам красоту и питанье
 Дружно дают под землей корешки.
 

(Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.)

(Одна ладонь скользит по другой.)

(Загибают пальчики,  по одному,  на каждое название посуды.)

(Одна ладонь скользит по другой.)

(Загибают пальчики.)

 

 

 

 

 

 

 

(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)

(Развести пальцы рук.)
(Ритмично двигать пальцами вместе- врозь.)
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

 

Апрель

                                                                              Весна

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
 

«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.
 

 

Приближается апрель.
Снова солнце в небе улыбается,

 Снег растаял, ручейки звенят.

 

 

 

 

И подснежник первый распускается,
С юга птицы с песнями летят.

 

«Космос»


Раз, два, три, четыре, пять

В космос полетел отряд.

Командир в бинокль глядит

Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,
Большую желтую луну.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его-полоска света,

А зовут объект комета

 

 

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
 

(загибают по одному пальчику с мизинца)

 

 

 

 

(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)
 

(Соединять пальцы правой руки с большим.)
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
(Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу;) (разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.)

 

(Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка». )
 

 

(По одному загибают пальчики на обеих руках.)
(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
(Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль.)
(Загибают пальчики обеих рук.)
(Сжимают и разжимают пальцы рук.)
(Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.)
(К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)
 (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
 

Май

День Победы

9 мая – праздник «День Победы»

Аты — баты, аты — баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.

 

 

«День победы»

что такое день победы, это праздник, ордена, и награды боевые, и салюты золотые, и тюльпанчики цветные, и чистая земля.

(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)
 

 

 

 

 

 

(рисуем вопрос пальцами в воздухе)

(кулачок прикладываем к груди)

(руки вверх, пальцы растопырив на обеих руках)

(покажу руками бутон)

(рисуем большой круг в воздухе).

   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_palchikovoy_gimnastiki.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковой гимнастики

для детей 6-7  лет с ЗПР на учебный год.

Сентябрь

Осень ,грибы

«ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,                                        

Ветер листики считал:                                        Вот дубовый,    

Вот кленовый                                                  Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку

«ГРИБЫ»

Топ-топ — пять шагов,                             

В кузовочке пять грибов.                    Мухомор красный —                          

Гриб опасный.

А второй — лисичка,        

Рыжая косичка.        

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

( Руки вверх плавные,   волнообразные движения)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

(Спокойно укладывают ладони на стол.)

(Дети «шагают» пальчиками)

(Показали 5 пальцев правой руки.)                     

(Загибают пальцы на одной руке.)

Октябрь

Мой город, моя страна, моя планета

«Город. Страна»

«Дом»

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.

.

 «Строим дом»

Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
Вот какой хороший дом,
Как мы славно заживем.

«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ладони разворачиваются параллельно друг другу
Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.
 Стучать кулаком о кулак.
Пальцы соединить, показать "крышу".

Сжимать-разжимать пальцы.
Вращать кисти рук.

Ноябрь

Мои права

«Семья»

Как у нас семья
Большая Да веселая
Два у лавки стоят,

Два учиться хотя

Два Степана сметаны объедаются.

Две Дашки у кашки питаются.

Две Ульки в люльке качаются.

Раз-два-три-четыре!

Кто живет в моей квартире?

Раз-два-три-четыре-пять!

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я - вот и  вся моя семья!  

(хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

(Загибают большие пальцы)
(Загибают указательные пальцы)
(Загибают средние пальцы)
(Загибают безымянные пальцы)
(Загибают мизинцы)

 (Хлопки на счет. Поочередное загибание пальцев).

Декабрь

Зима, Новый год

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались.

А еще в снегу валялись.

 Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли

 «НОВЫЙ ГОД»

«НА ЁЛКЕ»

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились,

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.        

Дал большущие пакеты,

В них же — вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, Яблоко, один

Золотистый мандарин.

 (Загибать пальчики по одному)

(Имитировать лепку комков)
(Крошить хлебушек всеми пальчиками)
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
(Отряхивать ладошки)
. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

(Ритмичные хлопки в ладоши.)

(Ритмичные удары кулачками.)

(Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)

(«Рисуют» руками большой круг.)

(Делают ритмичные хлопки.)

(Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.)

Январь

Зимние забавы

«ПИРОГ»

Падал снег на порог.

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки

Не из снега — из муки.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,                                      
Мы с тобой снежок лепили.                          
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе

И совсем-совсем не сладкий.                          
Раз — подбросим.                                          
Два — поймаем.                                              
Три — уроним.                                                
И... сломаем.                                                    

(Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)

(Показывают, как лепят пирог)

(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу)

(Опять показывают, как пекут пирог)

(Загибают пальчики.) 

(Лепят снежок)
(Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую)

( Грозят пальником. )                                          ("Подбрасывают".)                      
(Приседают, "ловят".) 

(Встают, "роняют". )

(Топают. )

Февраль

День защитника Отечества

Эти пальцы – все бойцы

Удалые молодцы

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца

Два сметливых молодца

Два героя безымянных

Но в работе очень славных

Два мизинца - коротышки

Очень славные мальчишки.

Один, два, три, четыре, пять
Один, два, три, четыре, пять

Будем молодцев считать.
 

Пальцы встали дружно в ряд
 
Десять крепеньких солдат. Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в

(растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)

(приподнять 2 больших пальца, другие прижать)

(приподнять 2 указательных  пальца)

(приподнять 2 средних  пальца)

(приподнять 2 безымянных пальца)

приподнять 2 мизинца)

( Поочередно считают пальцы на левой руке)
(
начиная с мизинца, .затем на правой руке.)
(Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)

(Показывают ладони, разводят стороны пальцы и сводят их.)

(
Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши.)

Март  

Международный женский день   8 марта

«МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился.

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Пока маме помогали.

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
 

(Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.)

(Одна ладонь скользит по другой.)

(Загибают пальчики,  по одному,  на каждое название посуды.)

(Одна ладонь скользит по другой.)

(Загибают пальчики.)

(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)

(Развести пальцы рук.)
(Ритмично двигать пальцами вместе- врозь.)
(
Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

Апрель

Весна

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.

«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.
Снова солнце в небе улыбается,

 Снег растаял, ручейки звенят.

И подснежник первый распускается,
С юга птицы с песнями летят.

«Космос»


Раз, два, три, четыре, пять

В космос полетел отряд.

Командир в бинокль глядит

Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,
Большую желтую луну.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его-полоска света,

А зовут объект комета

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

(загибают по одному пальчику с мизинца)

(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)

(Соединять пальцы правой руки с большим.)
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
(Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу;) (разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.)

(Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка». )

(По одному загибают пальчики на обеих руках.)
(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
(Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль.)
(Загибают пальчики обеих рук.)
(Сжимают и разжимают пальцы рук.)
(Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.)
(К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)
(Сжимают и разжимают пальцы рук.)

Май

День Победы

9 мая – праздник «День Победы»

Аты — баты, аты — баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.

«День победы» 

что такое день победы, это праздник, ордена, и награды боевые, и салюты золотые, и тюльпанчики цветные, и чистая земля.

(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

(рисуем вопрос пальцами в воздухе)

(кулачок прикладываем к груди)

(руки вверх, пальцы растопырив на обеих руках)

(покажу руками бутон)

(рисуем большой круг в воздухе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и упражнений с предметами и без предметов для детей разновозрастной логопедической группы (5-7лет)

Картотека по развитию мелкой моторики руки представляет собой набор пальчиковых игр  с использованием предметов (прищепок, счётных палочек, бигуди, массажных мячей, носовых платочков) и без них. ...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с тяжелыми нарушениями речи(6-7лет).

В материале представлены примеры пальчиковой гимнастики, направленной на развитие мелкой моторики рук, речи, памяти, внимания по лексическим темам для подготовительной к школе группы....

КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ  НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Группы общеразвивающейнаправленности для детей 6-7лет срок реализации программы -учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Группы общеразвивающейнаправленности для детей 6-7лет срок реализации программы -учебный год ...

Картотека игр для детей 6-7лет дома

Какими бывают детские развивающие игры для дошкольников в возрасте 6–7 лет?Игра для ребёнка-дошкольника – важнейший род деятельности, именно через игру (то есть действие по правилам в вооб...

Статья " Зачем нужно проводить экспериментирование в детском саду? Картотека опытов для детей 6- 7лет"

quot; Зачем нужно проводить экспериментирование в детском саду?Картотека опытов для детей - лет"...