Здоровьесберегающие технологии ДОУ
консультация на тему

Кадыркаева Эльвина Айсеевна

Консультация для педагогов ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 Здоровьесберегающие технологии ДОУ

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

До 7 лет человек проходит огромный путь развития. В этот период идет развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и медицинского работника, родителей и ребенка.

Здоровьсберегаюшие технологии.

Технологии стимулирования и сохранения здоровья:
       
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в музыкальном или физкультурном зале, или в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
     
 Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики. Можно включать  гимнастику для глаз, дыхательная гимнастики и другие в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, в групповой комнате, на прогулке. Проводить ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду используют лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Используется спокойная классическая музыка, звуки природы.

 Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Проводится в любое удобное время.

 Гимнастика для глаз – желательно проводить ежедневно по 3-5 мин. в любое удобное время в зависимости от зрительной нагрузки с младшего возраста. Используем наглядный материал.

 Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. В проветриваемом  помещении.

 Динамическая гимнастика – каждый день после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводиться в зависимости от поставленной задачи и контингента детей.
     
 Гимнастика ортопедическая – в различной форме физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Технологии обучения здоровому образу жизни
       Физкультурное занятие проводиться – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном зале. Разные возраста  - в разных групповых комнатах, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

 Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В занятия  входят игры, беседы, этюды и подвижные игры.

 Занятия из серии «Здоровье» -по 30мин. 1 раз в неделю. со старшего возраста.

 Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Сказку может рассказывать взрослый, или это может быть групповое рассказывание, где рассказывает не один человек а группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Здоровьесберегающие технологии формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного и обязательного соблюдения следующих принципов:

1.закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

2.проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

3.проводятся с учетом, возрастных особенностей детей, уровня закаленности, состояния здоровья;

4. длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.


       Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня

       Из всех перечисленных существующих форм закаливания выделяем наиболее доступные:

1. В облегченной одежде в течение дня нахождение детей в групповой комнате;

2. В течение года проведение утренней гимнастики на свежем воздухе;

3. Прогулки на свежем воздухе. Летом, кесли температура достигает в тени 18 -20 градусов, то детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду, в одежде которая не стесняет игровую активность ребенка;


Если ребенок здоров он с  удовольствием включается во все виды деятельности, он активный, жизнерадостный, открыто общается со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

1.медико-профилактические;

2.физкультурно-оздоровительные;

3.технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

4.здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

5.валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

 1.Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

       
2.Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

     
3.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

     
4.Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

    5
.Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий-обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...