Современные здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушениями речи
статья на тему

Леонова Маргарита Александровна

В статье представленны здоровьесберегающие технологии, которые чаще всего используюются в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sztvrsdsnr.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Современные здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушениями речи.

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условийдля повышения качества воспитательно-образовательной работы и предполагает созданиев образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают педагоги.

Для специалистов, работающих в дошкольных учреждениях компенсирующего вида, с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, вопрос применения здоровьесберегающих технологий особенно актуален. Как правило, у детей с тяжёлым нарушением речи ослаблено и общее физическое здоровье, у многих третья группа здоровья, есть хронические заболевания, снижен иммунитет,большой процент ЧБД (часто болеющих детей).у таких детей неустойчивое внимание, расстройство памяти, многие из них гиперактивны. Вот почему применение здоровьесберегающих технологий в работе с такими детьми жизненно важно и необходимо!

Рассмотрим следующие технологии:

Артикуляционная гимнастика.

Это совокупность особых упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы и координации движений языка. Проводится учителем-логопедом и воспитателями.

Динамические паузы.        

Проводятся во время занятий, по 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия        

Упражнения на координацию речи с движением.

Двигательная активность (как переключение на новую деятельность),обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние  . Проводят воспитатель и учитель-логопед.

Подвижные и спортивные игры.

Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и средней степени подвижности ежедневно во всех возрастных группах. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем  проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.

Релаксация.

Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп        Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог, учитель-логопед.

Пальчиковая гимнастика.

Тренировка тонких координированных движений пальцев  и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка и способствует подготовке кисти к письму.

Проводится с младшего возраста индивидуально, с подгруппой или фронтально. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)        

Проводится воспитателями и логопедом.

Гимнастика для глаз.

Снимает напряжение с глаз, способствует развитию концентрации внимания.

Рекомендуется проводить ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Проводится с использованием наглядного материала и с показом педагога.

Гимнастика дыхательная.

Стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, оказывает положительное влияние на обменные процессы, улучшает кровоснабжение в лёгких, восстанавливает носовое дыхание.

Проводится во время физкультурно-оздоровительной работы, а также в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД ). Перед проведением рекомендуется  проветривание помещения.

Гимнастика бодрящая.

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие (в зависимости от условий ДОУ.)

Гимнастика ортопедическая.

Проводится в  различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

 Проводят воспитатели и руководитель физического воспитания, инструктор ЛФК.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса и направлено на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Список  литературы:

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21

2. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

3. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО

4. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.

5. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2

6. Фомичёва М .Ф. Воспитание у детей правильного произношения.-М. Просвещение 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушениями речи

В таблице представлены специальные игры и упражнения , напрвленные на охрану и укрепление здоровья детей с нарушениями речи, распланированые в соответствии с ФГОC...

Статья «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»

«Применение  здоровьесберегающих  технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»...

Семинар — практикум. Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи.

Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.Индивидуальные или подгрупповые занятия, включающие здоровьес...

презентация "Современные здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками в контексте ФГОС"

Важное место в формировании ЗОЖ, является правильно подобранная предметно развивающая среда созданная в группах, которая способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлет...

Здоровьесберегающие приемы в работе с дошкольниками с нарушением речи: из опыта работы

Современных специалистов, работающих в дошкольных учреждениях компенсирующей направленности, волнует проблема создания условий для обеспечения равных стартовых возможностей дошкольников, которые далее...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушениями речи

Статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушениями речи. Выделяются 3 группы здоровьесберегающих технологий. В статье приведено краткое описан...