ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПОСРЕДСТВОМ ВАЛЕОЛОГИИ
консультация на тему

Пиманова Людмила Александровна

Консультация для педагогов с практической частью

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПОСРЕДСТВОМ ВАЛЕОЛОГИИ

Что такое наше тело? Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться, прыгать, бегать, баловаться…

Наши ушки звуки слышат, воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать, глазки могут увидать.

Ножки могут быстро бегать, ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко и сжимают крепко-крепко.

Чтобы быть здоровым телу, надо нам зарядку делать.

Ручки мы поднимем: «Ох!», Сделаем глубокий вдох!

 Наклонимся вправо – влево… Гибкое какое тело!

 И в ладошки вместе: «Хлоп!» И не хмурь красивый лоб!

Потянулись – потянулись… И друг другу улыбнулись.

Как владеем мы умело Этим стройным, сильным телом!

Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. А здоровье человека закладывается в детстве.

Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти  воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.

Ученые установили, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.   Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.  Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как дошкольный возраст  благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Не исключая этих подходов, необходимо помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное - научить человека правильному выбору только полезного и отказу от всего вредного. Поэтому, в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Важным звеном в работе детского сада является валеологическое   воспитание.

Целью оздоровительной работы в дошкольном учреждении является:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе образовательной и свободной деятельности;

- Воспитание культурно-гигиенических навыков;

- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Задачами:

- создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих;

- формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью;

- развитие самостоятельной активной деятельности по применению знаний об организме (гигиеническое поведение, безопасность жизни, физическое воспитание);

- формирование у ребёнка положительного отношения к своему физическому "Я".

Реализацию вышеперечисленных задач успешно помогает решать  наука «валеология».

Валеология (название термина происходит от латинского valeo — "быть здоровым" и греческого logos — "учение")— это раздел в педагогике, изучающий вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а так же один из разделов профилактической медицины, занимающийся формированием у людей стремления к здоровому образу жизни.

Формирование валеологической культуры у дошкольников – это целостный процесс.  Он требует  овладением  определенных знаний  по валеологии и изучением  разных приемов работы с детьми, а также пропаганды валеологических знаний среди родителей.

На первом этапе работы  наша задача помочь детям осознать себя как человека, кто мы в этом мире. Ребёнок должен понять, чем люди отличаются от животных и чем он, отличается от других людей.

Далее проходит  знакомство с частями своего тела, которые они могут видеть  (руки, ноги, голова и т. д.), их назначением и уходу за ними.

Следующим этапом работы является ознакомление с органами чувств и с тем как они функционируют.

И только в старшем дошкольном возрасте подводим детей к понятию организм, знакомим с внутренними органами.

Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

При составлении  работы необходимо включать и элементы ОБЖ.

Предлагать  детям  различные ситуации (ДТП, пожар, отравление, правила на воде, вредные привычки,  встречи с незнакомыми людьми и т.д.) в результате которых,  может пострадать человек.  При  рассмотрении этих ситуаций учить оказывать первую помощь,  запомнить правила, как нужно вести себя, чтобы этого не произошло. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание необходимо обращать на доступность материала, на используемые термины. Если мы начнём, объяснять детям как функционирует тот или иной орган научным языком, они не поймут этого. Поэтому,  нужно доступно донести сведения до детского сознания, не искажая основные валеологические понятия.

Формы, методы и приемы работы - самые разнообразные. Это закаливание, организованная образовательная деятельность - физическая культура, релаксация, физкультминутки, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, использование народных средств, активный труд, рациональный отдых, прогулки на свежем воздухе, совместная деятельность детей с воспитателем –  экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, плакатов,  занятия-беседы, разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, валеологические тесты и задачи, видео- и аудиозаписи.

Занятия должны  содержать познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимые  для развития навыков ребенка.  Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.

Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции.

Постепенно  ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее. Основным результатом работы по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у детей является то, что к концу дошкольного возраста дети способны понимать здоровье значительно, широко, как красоту, счастье, успешность, а так же осознают, что здоровье находится в их руках.

Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка является культура семьи. Родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за охраной здоровья. Обогащение этой культуры осуществляется с помощью следующих средств взаимодействия с родителями: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации педиатра, индивидуальные беседы с родителями, совместные занятия для детей и родителей. Проведение занятий совместно с родителями дает возможность выявить проблемы в общении Родитель – Ребенок и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.

Таким образом, создается благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребенка.

И в семье и в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают,  что для этого  надо делать. Объясним им, и они  будут беречься».

В детском саду ведущий вид деятельности – игра. И поэтому педагоги успешно могут выстроить работу по валеологическому воспитанию с помощью разнообразных игр, развивающих представление ребенка о своем организме.

Игры, развивающие представление ребенка о себе способствуют:

  • развитию сенсорных и моторных функций;
  • формированию потребности в двигательной активности;
  • профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
  • приобретению навыка правильного дыхания;
  • привитию навыков элементарного самомассажа;
  • развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, ориентации в пространстве);
  • развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • формированию гармоничной личности (умение дружить, чувство уважения, доброты, самокритичности) и др.

Данные игры, задания, упражнения будут способствовать правильному формированию представлений детей о своем организме, развитию умений и навыков ухода, заботы о своем теле, здоровье. Полученные знания позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Дети научатся понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для жизни и для здоровья.

Игры, способствующие развитию представлений ребенка о себе условно можно разделить на теоретические и практические.

Теоретические направлены на формирование представлений о своем организме, здоровом образе жизни, безопасном поведении. К ним можно отнести игры словесные, игры на развитие внимания, мышления.

Практические помогают приобрести навыки и умения ухода, заботы о своем теле, организме, здоровье. К ним можно отнести: игры на развитие эмоциональной сферы, пальчиковые, подвижные игры – упражнения на восприятие (развитие и совершенствование дыхательной, зрительной, слуховой, речевой, осязательной сферы), упражнения самомассажа, пластические этюды, игры – релаксации, сюжетно – ролевые игры, практические игры, игры с проблемными ситуациями.

Словесные игры:

- «Подбери слова, противоположные по смыслу» (здоровый - больной, добрый – злой, сладкий – горячий, полезный – вредный, приятный – противный, мягкий – твердый и проч.); «Подбери пару»

- «Назови части тела»; «Из чего я сделан (состою)»; «Для чего нам нужны руки (голова, ноги, спина, нос, рот, уши), «Мой организм» и т. д.

- «Кто помогает мне сохранить здоровье?»; «Как я могу сохранить свое здоровье?»; «Полезная и вредная еда», «Съедобное - несъедобное».

- «Будь внимательным»; «Осторожно, берегись!»; «Опасно - неопасно»; «Сходства и отличия», «Узнай по описанию», «Разложи по порядку», «Угадай, какая игрушка спряталась?»; «Как правильно?», «Можно -нельзя» (на развитие внимания, мышления).

- «Как помочь другу? Игрушке, попавшим в беду, заболевшим» «Умею – не умею»; «Расскажи Хворайке», «Помоги Айболиту»; «Золотые правила здоровья»; «Правила здорового сердца (кожи, носа, дыхания, зубов)» и мн. др. (на развитие мышления) и мн. др.

Подвижные и пальчиковые игры представлены в широком ассортименте для каждой возрастной группы по программе, а также в методических пособиях.

А также упражнения «Повтори за мной»; «Выполняй мои команды».

Игры на восприятие: «Тихо-громко», «Послушай, как я говорю», «Что услышали мои ушки»; «Мои ловкие пальчики»; «Игры с тактильными дощечками, с природным материалом – песком, водой, камешками, лучиками солнца, ветерком и др.», «Что чувствует мой язычок?», «Мой удивительный нос», «Определи по звуку», «Слышу – не слышу», «Определи на ощупь» и др.;  

Дыхательные упражнения: «Дровосек», «Гуси шипят», «Паровоз», «Надуй шар», «Подуй на бабочку (свечу, бумагу, вату)», «Спускай воздух», «Дыши спокойно», «Вдох - выдох», «Насос», «Каша кипит» и др.

Игры зрительной, речевой, осязательной сферы: «Глазки», «Мой веселый Язычок»; «Что может мой язык», «Что я чувствую языком», «Что видят мои глаза», «Зеркало», «Что я чувствую?», «Как помогает язык мне разговаривать? Произносить звуки», «Зарядка для язычка», «Что видишь вокруг?», «Близко - далеко» и др.

Упражнения – самомассажи пальцев рук, запястья, стоп, коленных суставов, спинного отдела, ушных раковин (с помощью предметов: ребристых карандашей, мячей СУ - Джок, камешков, пробок; способом мягкого поглаживания, растирания, пощипывания, легкого постукивания пальцами и т. д.); ходьба босиком по гравию, камешкам, ребристым дорожкам; рисование пальчиками ног фигур на полу (кругов, квадратов, треугольников, прямых и извилистых линий); массаж биологически активных зон и др.

Игры на развитие эмоциональной сферы: «Как сделать, чтобы Маша не плакала»; «Как сделать, чтобы Коля не грустил»; «Добрый - злой», «Какое у меня настроение и почему?», «Улыбнись другу», «Узнай мое настроение по лицу, глазам», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Зеркало», «Покажи настроение» и др.

Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «На приеме у врача»; «Аптека»; «Салон красоты», «Парикмахерская»; «Кладовая природы»; «Путешествие на кухню»; «Повара», «Семья», «Дочки - матери» и др.

К практическим играм можно отнести игры следующего плана: «Обработка раны»; «Помоги другу, попавшему в беду»; «Что делать, если…»; «Покажи как правильно чистить зубы», «Научим кукол чистить зубы»; «Как правильно пользоваться носовым платком», «Как ухаживать за волосами, кожей, одеждой, обувью, игрушками», «Если я сделаю так, то…», «Как ухаживать за руками» и др.

Игры с проблемными ситуациями: «У зайки болят уши», «Медвежонок заболел», «Мой друг болен», «Что делать, если…», «У Кати болят глазки» и др.

Пластические этюды: «Бабочка», «Лисичка», «Ветерок», «Здравствуй, солнышко», «Цветок», «Цирковые лошадки», «Танец с лентами», «Птички» и др.

Таким образом, в педагогической практике по валеологическому воспитанию имеется огромный арсенал игр, развивающих представления ребенка о себе, своем организме, здоровье; приобретению умений и навыков, направленных на обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, способствующим укреплению здоровья и привития детям  навыков здорового образа жизни.

Литература:

  1. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). Н. О. Сизова.: СПб.: Паритет, 2008.
  2. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. Картушина М. Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт. – сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: учитель, 2011.
  4. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/авт. – сост. Т. Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011.
  5. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок/ авт. – сост. Е. И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Школа здорового человека. Программа для ДОУ./авт. – сост. Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  7. Я и мое тело. Программа занятий, упражнения, дидактические игры. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, родителей/ авт. – сост. С. Е. Шукшина.  М.: - Школьная пресса, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здоровьесберегающей среды в группе.

Выступление по формированию здоровьесберегающей среды в группе....

Консультация для воспитателей«Формирование здоровьесберегающей среды в ДОУ»

Консультация для воспитателей«Формирование здоровьесберегающей среды в ДОУ»...

Формирование здоровьесберегающей среды через реализацию проекта "Мы будущие олимпийцы"

Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.Именно поэтому появилась ...

Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду

1) Данные об ухудшении здоровья детей2) Причины ухудшения здоровья3) Компонентиы здоровьесберегающей среды4) Основные направления создания здоровьесберегающей среды в детском саду5) Переспектива работ...

Мастер-класс для педагогов «Особенности использования релаксационных упражнений в процессе формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ»

Мастер – класс для педагогов «Особенности использования релаксационных упражнений в процессе формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ»...

Доклад на педагогическом совете на тему :"Задачи формирования здоровьесберегающей среды в детском саду."

Цель:Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития...

Проект «Формирование здоровьесберегающей среды через реализацию тематического проекта «Олимпийские лучики»

Проект«Формирование здоровьесберегающей среды через реализацию тематического проекта «Олимпийские лучики»...