«Целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно – оздоровительных методик и технологий».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Сергеева Ольга Николаевна

Основные компоненты здорового образа жизни: рациональный режим, правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

 Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

 1 Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

2 Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

 3 Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

4 Формирование культурно-гигиенических навыков.

 5 Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

 6 Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_meshaet_vospitaniyu_zdorovya_detey_v_detskom_sadu.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно – оздоровительных методик и технологий».

Тема: «Что мешает здоровью дошкольника в детском саду?

     По определению Всемирной организации Здравоохранения, "здоровье" –

это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека,

а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

     Важным результатом дошкольного детства является уровень

психо - физического развития детей, позволяющий приступить к целенаправленному формированию учебной деятельности.

     Задача образовательного учреждения - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая.

     В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.

      Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка.

 Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

        Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

        Многие родители считают, что именно детский сад виноват в том, что их дети болеют, так как заражаются от больных детей, находящихся рядом с ними в одной группе. Могут ли посещать детский сад больные дети и как это отражается на здоровье детей, которые находятся с ними в постоянном контакте?

        Основная проблема и заключается в том, что родители заведомо приводят ребенка в сад больным. Не все заболевания можно выявить сразу

 в ходе осмотра. В данной ситуации ответственны родители: если есть подозрение на заболевание, то ребенка в сад приводить не нужно.

       Может случиться и так, что болезнь  развивается не сразу и внешние признаки могут не проявляться: отсутствие температуры, кашля, насморка - только общее недомогание.

       Роль здоровьесберегающих технологий в общем режиме дошкольного учреждения чрезвычайно велика. От того, насколько грамотно и целенаправленно сами педагоги выдерживают все режимные моменты, графики чередования интенсивной умственной и релаксационной деятельности детей, зависит потенциал здоровья воспитанников.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».    В.А. Сухомлинский.

      Необходимо помнить, что здоровье начинается с настроения, причем

 с настроения самого педагога. Именно настроение педагога создает позитивный (или негативный) психологический климат в детском коллективе. Умение почувствовать состояние каждого воспитанника, индивидуально подойти к каждому ребенку, «зажечь» и повести за собой позволяет организовать эмоционально-позитивную среду, обеспечивающую личностные рост и укрепление здоровья воспитанников.

       Формирование здорового образа  должно начинаться уже в первые годы жизни ребёнка. Огромная задача в этом вопросе ложится на родителей, прежде всего. Ведь чему родители научат ребёнка дома, тем и сможет ребёнок управлять в детском саду.

        Вся жизнедеятельность ребенка в семье, а после, в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Основные компоненты здорового образа жизни: рациональный режим, правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

 Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

 1 Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

2 Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

 3 Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

4 Формирование культурно-гигиенических навыков.

 5 Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

 6 Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

       В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья. У детей необходимо формировать представления о полноценном, сбалансированном и здоровом питании.

 С детьми дома и в детском саду необходимо также развивать навыки безопасного поведения на дорогах, во дворе, экстремальных ситуациях.                     Движение - основа жизни. У детей формируется представление о значении двигательной активности в жизни человека. Они узнают о роли подвижных игр в повышении работоспособности, снятии напряжения и усталости.

       Исследуя всю работу в дошкольном учреждении по формированию здоровья детей можно указать следующие причины, которые мешают этому:

 1.Нет системного подхода в воспитательно-образовательном процессе по внедрению здоровьесберегающих технологий, эту работу необходимо планировать и проводить поэтапно и систематически.

2.Невыполнение режима в дошкольном учреждении.

3.Несоблюдение двигательного режима.

 4.Несоблюдение гигиенических требований в образовательном процессе.

5.Неподобранная по САНПИНу детская мебель.

6.Невыполнение инструкций по безопасности жизни и здоровья детей.

7.Нет системы в работе с родителями по просвещению и формированию здорового образа жизни.

 ТРИАДУ ЗДОРОВЬЯ СОСТАВЛЯЮТ:

 - рациональное питание;

- закаливание;

- движение.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ:

 - рациональный режим;

 - правильное питание;

 - рациональная двигательная активность;

- закаливание  организма;

 - сохранение стабильного психо - эмоционального состояния;

      РЕЖИМ- это научно-обоснованный распорядок жизни, предусматривающий  рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

ЗАДАЧИ: у детей сформировать базу знаний и навыков здорового образа жизни, желание заниматься физической культурой и спортом.

 ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

 - соблюдать  гигиенические нормы  и требования к занятию;

 - начинать занятие минутой вхождения в день;

 - тон воспитателя должен быть спокойным и доброжелательным;

 - следить за усталостью детей, вовремя проводить физкультминутки;

 - на занятии использовать игровые приёмы;

- соблюдать принципы дидактики:

- принцип доступности; -

-  принцип наглядности;

- принцип новизны;

 - смена положения детей во время занятия;

 - организованная среда - удобная для детей.

     Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога - психолога.

     Дети с нарушениями речи очень часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье детей долгое пребывание в сидячем положении.

     В последнее время существует тенденция увеличения количества занятий в режиме дня. Включение в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания.

     Результатом деятельности ДОУ становится готовность ребенка к школе. Родители тоже чрезмерно увлекаются  ранним развитием.  Все это сказывается на снижении двигательной активности,  уменьшении  времени прогулок и отдыха. Все это оказывает негативное  воздействие на здоровье дошкольника.

     Чем выше двигательная активность, и тем лучше развивается речь.

 У детей с нарушениями речи часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.

   Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закреплять навыки с помощью физкультминуток и динамических пауз.

    Я в своих занятиях использую подвижные игры.

Для снятия напряжения  и отдыха используются релаксационные комплексы.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда.

«Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребенок, очарованный красотой полей, мерцанием звезд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа. Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка, — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».           В. А. Сухомлинский. "О воспитании" Москва, 1973 г.

1.Дыхательная гимнастика

 Цель:

• увеличение силы, продолжительности выдоха;

• нормализация ритма дыхания.

 Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

 - делая медленный глубокий вдох, надуваем живот;

- делая медленный выдох, через рот, живот сдувается;

 - плечи не поднимать;

Упражнение «Очищающее дыхание»

 Инструктор:

Присядьте, на ковёр, спину держите прямо. Представим, что мы на лесной поляне, где цветут прекрасные цветы. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот всё напряжение, беспокойство, страх. «Вдох — пауза, выдох — пауза». (Вдох и выдох делаем три раза).

А теперь предлагаю Вам выпустить на нашу волшебную полянку разноцветных бабочек («мыльные пузыри»)

2.Логопедический самомассаж

 Цель:

 • Формирование произвольных координированных движений артикуляционного аппарата за счет нормализации тонуса мышц;

 • Стимуляция проприоцептивных (возможность воспринимать изменения положения отдельных частей тела в покое и во время совершаемых движений) и кинестетических ощущений.

 • Улучшение объема и амплитуды движений.

Упражнение «Путешествие по телу»

Инструктор::

Я буду Вам рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

«Есть на пальцах наших ногти,  на руках – запястья, локти,

 Темя, шея, плечи, грудь, и животик не забудь!

 Бёдра, пятки, двое стоп,  голень и голеностоп.

Есть колени и спина, но она всего одна!

Есть у нас на голове уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,   и глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,  губы, зубы – посмотри!

 Подбородок под губой,  вот что знаем мы с тобой!

3.Зрительная гимнастика

 Цель :

 • укрепление сосудов;

• расслабление мышц глаз.

Упражнение «Веселые глазки».

 (выполняем сидя на стуле, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз).

«Проведём, друзья, сейчас  упражнения для глаз.

Вправо – влево посмотрели,  глазки все повеселели.

Снизу вверх, а сверху вниз,  ты, хрусталик не сердись.

Посмотри на потолок, отыщи там уголок.

Мышцы чтоб сильнее стали,  смотрим по диагонали.

Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать

 За окном ты посмотри,  что ты видишь, там, в дали?

А теперь на кончик носа,  повтори так восемь раз

Лучше будет видеть глаз,

 Глазки нас благодарят, поморгать нам всем велят».

 4.Общая моторика

 Цель:

• Снимает спастическое напряжение воротниковой зоны;

 • Помогает снизить количество гиперкинезов (наличие непроизвольных движений) при артикуляционной гимнастике;

• Вызывает прилив крови к речевым органам.

Упражнение « Чудесная гимнастика»

«Вверх и вниз, вверх и вниз    (движение головой вверх и вниз)

 Это, мама, не каприз!

Вправо-влево, вправо-влево    (повороты головы направо и налево)

Посмотри, как королева.

Покивать по сторонам              (наклоны головы к плечам)

Нужно нам, так нужно нам.

 Головою покрутить                  (вращение головой)

Не забыть, не забыть.

И Незнайками побыть               (пожимание плечами)

 Плечи вверх и опустить.

И плечами повращать              (вращение плечами вперед и назад)

 Нужно плечики размять.

Вперед-назад, вперед-назад     (плечи вперед и плечи назад)

И все дела пойдут на лад».

7. Су-джок терапия

Цели:

• Нормализация мышечного тонуса;

 • Опосредованная стимуляция речевой области в коре головного мозга

 • развитие мелкой моторики рук и точности произношения слов.

Упражнение «Ёжик»

( Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой).

 «Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож     (дети катают су-джок между ладонями)

 На спине иголки              (массажные движения большого пальца)

 очень-очень колкие       (массажные движения указательного пальца).

 Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

 нам колючки показал,    (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже              (массажные движения мизинца)

 на ежа похожи».

 (дети катают су-джок между ладонями)

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ДОУ

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

 •приобщение детей к физической культуре

 •использование развивающих форм оздоровительной работы.

     Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

      Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.

        С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

 Принципы, лежащие в формировании единства:

 •принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических  и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;

•принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;

 •принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при  различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;

•принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

 •физкультурные занятия;

•самостоятельная деятельность детей;

 •подвижные игры;

 •утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая); •двигательно-оздоровительные физкультминутки ;

•физические упражнения после дневного сна;

 •физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

•физкультурные прогулки (в парк, на стадион);

 •физкультурные досуги;

•спортивные праздники;

•оздоровительные процедуры в водной среде.

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

 •Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

 •Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

 •Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

        Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья:

        Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

         Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

       Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп.

     Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

      Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Для всех возрастных групп можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

    Пальчиковая гимнастика – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

     Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

     Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

     Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

      Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

         Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате - 10 мин.

          Младший возраст – 15-20 мин.,

          средний возраст – 20-25 мин.,

          старший возраст – 25-30 мин.

Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение, сделать влажную уборку.

         Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

Коррекционные технологии.

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста.       Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

          Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание -  важное звено в системе физического воспитания детей.

Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

•закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

•проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя; •проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

 •сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

•нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;

 •проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года; •прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания.

     Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей   активную деятельность ребенка;

      В среднем возрасте дополнительно включается применение воздушного душирования – это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам (разработал врач В.Л.Лебедь). В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.

        В старшем возрасте использование горячего обтирания проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры. При карантинном режиме применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.

         Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

        Словарь терминов по здоровьесберегающим технологиям (по Деркунской В А.) Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным-педагогическим. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическую технологию отличают:

•конкретность и четкость цели и задач;

•наличие этапов: первичной диагностики;

•отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;       •использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели;

•итоговой диагностики достижения цели,

•критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):

1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.           Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

       Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании;          Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

        Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании •медико-профилактические;

•физкультурно-оздоровительные;

•технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

•здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

•валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

       Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

    К ним относятся следующие технологии:

  • организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  •  организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
  • организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

      Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

       Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

      Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической (Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека. культуры или культуры здоровья дошкольников.

      Цель: становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

      Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

     Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

       К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

      Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий-обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно - воспитательной работе с детьми.

     Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. «Айболит в гостях у детей» (посадка лука)

     Цели: уточнить представления детей об известных им овощах и фруктах; учить детей сажать лук; воспитывать понимание ценности здоровья; рассказать о пользе зеленого лука.

Оборудование: - игрушечный грузовик, - кукла Айболита, - мешочек с репчатым луком, - 2-3 ящика или емкости с землей, - совки, - лейки, - палочки для рыхления земли.

 Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. «Что нам осень принесла».

 Цель: закрепить знания детей об овощах и фруктах.

Задачи. Образовательные: - дать представление о пользе природных витаминов, расширять и закреплять представления детей об овощах и фруктах, о месте их произрастания; закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Развивающие: - развивать дыхание, речевой слух, зрительное внимание, мышление, память, общую моторику.

Воспитательные: - формировать установку на здоровое питание;  - воспитывать любовь к природе, бережное, внимательное отношение к ней. Словарь: огурец, помидор, лук, морковь, капуста, картошка, свекла, яблоко, груша, лимон, апельсин, слива, виноград, банан; накопаем, нарвем, срежем. Оборудование: - иллюстрации с изображением огорода и сада; - картинки с изображением овощей и фруктов; - муляжи овощей и фруктов;  - мяч; - детские ведерки; руль.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПУТЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ТЕМА: «АПЕЛЬСИН»

Цель: через познавательно-исследовательскую деятельность развивать в детях умение решать проблемные задачи.

Задачи: - совершенствовать умения изучать окружающий мир всеми органами чувств; - закрепление знаний детей о фруктах: апельсин -закрепление знаний о цветах, геометрических фигурах. - использовать опыт для нахождения истины; - воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий.

Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. «Чтобы быть здоровым, нужно…»

 Цель: учить детей заботиться о своём здоровье, способу изготовления «бус здоровья»; формировать осознанное отношение к своему здоровью; закреплять знания детей о профилактике заболеваний органов чувств; упражнять в умении завязывать узелок; способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук; воспитывать желание приходить на помощь тем, кто в ней нуждается, сопереживать.

Материал: «волшебный мешочек» (морковка, черника, отвар ромашки, ватные диски); картинки для игры «Что нужно делать, чтобы быть здоровым»; иглы, нитки, игольница, зубки чеснока, ножницы. Интегрированное занятие «Наши друзья - витамины»

Цель: формировать у детей дошкольного возраста потребность к здоровому образу жизни.

Задачи: 1. Учить детей определять своё настроение и выражать его мимикой и жестами.

2. Закреплять знания детей о пользе овощей и фруктов в жизни человека.

3. Закрепить знания о наличии витаминов в овощах, фруктах и продуктах питания.

4. Воспитывать у детей чувство сопереживания и заботы.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ «ЧТОБЫ ЗУБЫ НЕ БОЛЕЛИ»

Задачи: - познакомить детей о необходимости ухода за зубами, как правильно чистить зубы, с техникой чистки зубов, с правилами ухода за зубами, поддерживать желание ухаживать за зубами; закрепить полученные знания о правилах здорового питания;  воспитывать у детей культурно – гигиенические навыки детей, привычку к здоровому образу жизни. Оборудование: зубные щетки и расчестки по количеству детей, зубная паста, вспомогательные картинки с изображением мороженого, торта, врача, орехов, овощей, фруктов, сока; вата, макет зуба, рисунок – схема «Как правильно чистить зубы».

Комплексное занятие с дошкольниками о здоровом питании.

 Цель: расширять и уточнять представления детей о питании, воспитывать желание употреблять полезную для здоровья пищу, продолжать учить правилам культурного и безопасного поведения за столом, воспитывать заинтересованность в сохранении собственного здоровья; учить вести здоровый образ жизни.

Аппликация: учить самостоятельно определять по цвету и форме заготовок, какие овощи можно из них вырезать, закреплять умение вырезать овощи, правильно передавать их форму и характерные детали.

Материал и оборудование: плакат с изображением мальчика-обжоры  и продуктов, которые он ест в больших количествах; конверт с письмом, изображение светофора,  кружочки красного и зеленого цвета.

Иллюстрации: мальчик-с-пальчик, Карлсон, Знайка, Незнайка; картинки с изображением продуктов питания (морковка, яйца, рыба, сок, шоколад, ягоды, орехи, помидоры, капуста); вырезанные из бумаги заготовки геометрических форм.

 Занятие-экспериментирование по теме «Шоколадные тайны»

Цель эксперимента: получение в ходе эксперимента шоколадной массы из пищевых продуктов (сливочное масло, сгущенное молоко, какао, обоснование причин популярности шоколада среди взрослых и детей.

Задачи эксперимента:

Расширить и обобщить знания детей о шоколаде. Упражнять в чтении схем и приемов приготовления шоколадной массы;

Упражнять в умении анализировать, обобщать; развивать память, любознательность, внимание, воображение.

 Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи;

Дать детям возможность получить удовольствие от своих открытий.

 Оборудование: Форма для детей: колпаки, фартуки; продукты: сливочное масло, сгущенное молоко, какао-порошок, ядра подсолнечника, плитка шоколада, сахар, орехи без скорлупы; посуда: контейнер для смешивания, миксер, форма для шоколадной массы, ложечки, тарелочки под продукты, формочки для шоколада.

Эколого-оздоровительные занятия «Самые полезные продукты».

 Цель: сформировать у детей правильное представление о рациональном питании, как составной части культуры здоровья.

 Задачи:

•закрепление знаний детей о пользе экологически чистых продуктов;

•совершенствование знаний детей о пользе молока и молочных продуктов, их лечебных свойствах, витаминах и витаминных продуктах;

•обогащение словаря ребёнка, развитие связной речи;

•воспитание у детей сознательного отношения к выбору продуктов питания, умение анализировать свой выбор;

Оборудование:  морковь, таблички с надписями витаминов,  стакан молока, мёд, горшок каши, кефир, йогурт, карточки с изображением продуктов.

Экосказка  «Овощи в гостях у ребят».

Цель: уточнить и расширить представления детей об отличительных особенностях овощей, закрепить знания о месте их произрастания и времени сбора урожая.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Физическое воспитание дошкольников в летний оздоровительный период"

Лето – это самое благодатное время года. На улице тепло и есть возможность гулять, играть столько, сколько пожелаешь. Разумеется, для ребенка это счастливое время активности и движения. Простор и свеж...

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание дошкольников в летний оздоровительный период»

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание дошкольников в летний оздоровительный период»...

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание дошкольников в летний оздоровительный период»

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание дошкольников в летний оздоровительный период»...

"Спорт и патриотизм неотделимы" воспитание дошкольников средствами физкультурно - оздоровительных мероприятий в ДОО

quot;Именно образованные, творческие, физически, духовно  здоровые люди, а не природные богатства и ядерное оружие, будут главной силой России. Этого и последующих веков" В. В.Путин...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

в данной статье раскрываются возможности использования ИКТ в системе дошкольного образования, в частности в области физического воспитания. Приводятся причины ограниченного использования ИКТ в физичес...

Современные технологии в процессе физического воспитания дошкольников

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоров...