Эмоционально – психологический комфорт детей в детском саду
консультация на тему


Психологический подход к организации здоровьсберегающей среды в образовательном учреждении. Предлагаемый материал рекомендован педагогам дошкольных образовательных учреждений  по созданию эмоционально – психологичекого комфорта детей в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоционально – психологический комфорт детей в детском саду

Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Все организации здравоохранения признают, что здоровье – состояние полного физического и психического благополучия.

Эмоции ребенка  - сигнал взрослым о его состоянии. Исследования показывают, что соматические заболевания напрямую связаны с эмоциональным неблагополучием детей. Если у ребенка возникают эмоциональные проблемы и с нервными перегрузками организм не справляется, накапливается напряжение, которое вызывает болезни головы, живота, нарушение кровообращения, гормональных систем и т.д. Поэтому одной из важных задач, стоящих перед ДОУ является охрана психического здоровья ребенка. Эта задача решается совместными усилиями администрации, педагогов, специалистов, родителей при активной организующей и направляющей роли педагога - психолога.

Создавать ребенку эмоционально-психологический комфорт – значит обеспечить следующие условия, способствующие его развитию:

- дать ребенку возможность быть самим собой;

- корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка;

- предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;

- научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей;

- познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения.

Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть.

Работа по созданию психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду начинается с выявления общего эмоционально-психологического состояния детей в ДОУ. Проводится диагностика развития эмоционально-личностной сферы по следующим методикам: «Проективные рассказы», «Эмоциональные лица», «Социометрия», «Рисунок семьи», «Кактус», «Несуществующее животное».

Наблюдение, беседа с ребенком, воспитателями, родителями даст информацию, подтверждающую или опровергающую результаты проведенной диагностики.

С проблемами в эмоционально-личностной сфере ребенку поможет справиться педагог-психолог. Психокоррекционная работа заключается в применении специальных психолого – педагогических приемов, направленных на уменьшение нежелательных эмоциональных переживаний, привычек и девиантного ( отклоняющегося) поведения детей:

- коррекционно - развивающие занятия;

- упражнения подражательно – исполнительного характера, этюды, импровизации;

- игры (подвижные, ролевые, режиссерские, психоразвивающие, с песком, водой);

- релаксация, психогимнастика, арт-терапия музыкотерапия, цветотерапия.

Психопрофилактическая работа заключается в умении взрослых найти правильный подход к воспитанию каждого ребенка.

При организации деятельности учитывать индивидуальные особенности детей, следить, чтобы эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки были адекватными. Ни в коем случае не требовать от детей того, чего они не могут выполнить. Система поощрений и наказаний должна быть очень гибкой. Наказание не должно унижать ребенка. Необходимо избавлять детей от вредных привычек, поддерживать их успехи, помогать осознавать свои достижения и все то, что они делают хорошо. Концентрировать внимание детей на приятном и радостном, что их окружает.

Если отношения ребенка со сверстниками и взрослыми складываются хорошо, ребенок с удовольствием посещает дошкольное учреждение.

Рекомендации по повышению эмоционального благополучия детей в ДОУ

  1. Введение в жизнедеятельность групп традиций

«Утро радостных встреч», «День именинника», «Круг вечерних посиделок» (цель – способствовать сплочению детского коллектива, уделяя внимание каждому ребенку).

«Доска желаний» (цель – дать детям возможность выразить свои желания, помочь их осуществлению).

«Доска настроения» (цель – дать детям возможность осознать свои эмоции, понимать настроение другого).

  1. Использование в режиме дня психокоррекционных игр и упражнений

«Солнечный зайчик» (цель – снять напряжение мышц лица, шеи, тела).

«Волшебный стул» (цель – положительные эмоции для снижения или устранения интенсивности переживаемой печали, грусти).

«Доброе животное» (цель – снять психомышечное напряжение, учить детей пониманию чувств других людей, умению сопереживать, сплачивать детский коллектив).

  1. Коллективные мероприятия по профилактике личностных проблем

Беседа «Я и мои страхи» (поговорить с ребенком о страхах, беспокоящих его; постараться помочь их преодолеть).

Беседа «О пользе сна» (цель – раскрыть важность и пользу дневного сна для роста и развития).

  1. Консультирование родителей и воспитателей

Для родителей: «О пользе совместных праздников и развлечений» (цель – показать важность и пользу совместных праздников  и развлечений для укрепления взаимоотношений «родители – дети).

Для воспитателей: «Роль педагога в создании благоприятного эмоционального комфорта дошкольников» (цель – дать рекомендации по созданию положительного эмоционального климата в группе).

  1. Организация предметно-пространственной среды группы

Создание «Уголка уединения» (цель – дать ребенку возможность побыть наедине со своими мыслями и чувствами).

Рекомендации для педагогов

  • Принимайте детей такими, какие они есть.
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Будьте эмоционально выразительными, доброжелательными, терпеливыми в работе с детьми.
  • Оставьте за порогом свое настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться.
  • В профессиональной деятельности опирайтесь на добровольную помощь детей.
  • Будьте затейником и участником детских игр и забав.
  • В затруднительных для ребенка ситуациях ориентируйтесь на его возрастные и индивидуальные особенности: будьте всегда вместе с ним, а не делайте что-либо вместо него.
  • Привлекайте родителей к образовательному процессу и обращайтесь к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР для воспитателей «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

На семинаре рассматриваются вопросы создания необходимых условий для благоприятного самочувствия детей в группах убразовательного учреждения; стили педагогического взаимодействия с детьми и рекомендац...

Семинар-практикум для педагогов "Создание психологического комфорта в группах детского сада"

Знакомство воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе....

Обеспечение эмоционального комфорта детей в детском саду в ходе организации проектной деятельности.

Система работы педагога психолога ДОУ по эмоциональному развитию детей 4-6 лет....

Создание психологического комфорта детей в детском саду

Консультация для педагогов ДОУ по созданию благоприятного психологического климата в группе детского сада...

Создание условий эмоционального комфорта детей в детском саду.

Человек, компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Выражение «У нас хороший контакт...

Консультация для воспитателей «Психологический комфорт детей в детском саду»

    Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальней...