"Здоровьесберегающие технологии в ДОО".
консультация на тему

Жучкина Татьяна Александровна

Здоровье – одна из главных ценностей человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tselizozh.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в ДОО».

Воспитатель Iкатегории: Жучкина Татьяна Александровна.

Здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается и в школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Причины самые разные: от объективных факторов (нарушение экологии) до субъективных (снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение, отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья). Результаты изучения детского здоровья отражаются в данных Минобрнауки России. Они свидетельствуют о том, что до достижения совершеннолетнего возраста 60 - 70% подростков имеют плохое зрение, 30% - хронические заболевания, 60% - нарушения опорно-двигательного аппарата. Такие проблемы со здоровьем не возникают внезапно, они развиваются на протяжении длительного периода и начинаются в детском возрасте.

Эти показатели объясняют необходимость сохранения и укрепления здоровья детей в современном обществе, поскольку к подрастающему поколению предъявляются высокие требования: физическая и умственная работоспособность, эмоционально-волевая выносливость, соответствовать которым могут только здоровые дети.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития современного общества, получившая отражение в нормативно-правовых документах: Законе РФ «Об образовании» (ст.51), Указах Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации». Это свидетельствует об обеспокоенности руководства страны нынешним положением дел здравоохранении и заинтересованности в разработке мер по оздоровлению нации.

От здоровья детей во многом зависит  благополучие общества.

ДОО – первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования.

Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно-гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Именно в этом возрасте зарождаются предпочтения, привычки, преставления, черты характера ребенка, от которых будет зависеть образ жизни человека в дальнейшем. Поэтому оздоровление детей (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание условий для ЗОЖ) - одна из важнейших задач каждого ДОО.

Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий.

Что же такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цели здоровьесберегающих технологий:

- формировать осознанное отношение к здоровью;

- укреплять и сохранять его механизмы;

- развивать ценностные ориентации; воспитывать здоровую личность ребенка.

На практике – это совокупность методов и приемов педагогической работы, комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, дополняющих и обогащающих традиционные формы работы с детьми.

Одним из основных направлений по эффективности применения здоровьесберегающих технологий справедливо считается физическая культура.

Оздоровление детей ведется на занятиях, во время игр, режимных моментов, взаимодействия с семьей.

Здоровьесберегающая деятельность в ДОО осуществляется в следующих формах.

1. Медико-профилактические технологии.

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами и использованием медицинских средств.

2. Физкультурно-оздоровительная технология.

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Задачи этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье.

4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.

5. Технологии валеологического просвещения родителей.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработана система мероприятий: родительские собрания, консультации, семейные спортивные  праздники, праздники здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример.

6. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников.

Широкое применение получила здоровьесберегающая практика, в которую вошли следующие мероприятия:

- закаливающие процедуры;

- элементы психогимнастики;

- релаксационные упражнения;

- двигательное упражнение статического и динамического характера;

- игры подвижные и малой подвижности с речью;

- ритмическая гимнастика и логоритмика;

- оздоровительная гимнастика;

- пальчиковые упражнения;

- артикуляционные;

- дыхательные;

- использование нетрадиционных форм работы;

- нетрадиционное оборудование (желуди, орехи, каштаны, шишки и т.д.)

Использование в режиме дня каждой возрастной группы здоровье-сберегающих технологий является основой для сохранения и укрепления физического и психологического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры.

Известно, что на развитие ребенка немаловажное воздействие оказывает среда и воспитание. Поэтому создание соответствующей здоровье-сберегающей и развивающей среды в условиях детского сада определяет особенности личностного развития воспитанников, позволяет детям испытывать свои способности, проявлять самостоятельность, утверждать себя через активную деятельность.

 Дифференцированный подход к проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом групп и состояния здоровья позволяет педагогам предусмотреть индивидуальный маршрут оздоровления каждого ребенка, приобщить к здоровому образу жизни.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье-сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...