Главные вкладки

    Формы двигательной активности как средство оздоровления детей.
    презентация на тему

    Консультация для воспитателей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formy_dvigatelnoy_aktivnosti.doc698 КБ
    Файл formy_dvigatelnoy_aktivnosti.pptx1.78 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  муниципального образования  г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

    Консультация

    для воспитателей на тему:

    «Формы двигательной активности

     как средство оздоровления детей»

             Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду.

             Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

    Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.

    Двигательная активность способствует:

    •  повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
    •  росту физической работоспособности;
    •  нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
    •  появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

              Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы  и т.д.

             Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на  поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

    Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических  и погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, все форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.

    Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.

    Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:

    •   Традиционный комплекс утренней гимнастики
    •   Утренняя гимнастика в игровой форме
    •   С использованием полосы препятствий
    •   С включением оздоровительных пробежек.

    Двигательная разминка.

             Проводиться в перерыве между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.

    Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.

    Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцебросс», «Узнай по голосу», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Бой петухов», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий.

    Игровые упражнения должны хорошо быть знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительными по времени (10-12 мин.), доступны детям с разным уровнем ДА.

    Детям можно в любой момент войти и выйти из игры. В конце двигательной разминки нужно детям предложить дыхательные упражнения.

    Продолжительность двигательной разминки не более 10минут. Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.

    Физкультминутка.

             Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Физкультминутка между двумя занятиями может проводиться в виде подвижной игры и упражнений. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). По окончании упражнения, непродолжительной ходьбы, педагог напоминает детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагает спокойно занять свои места.

    Педагог должен помнить, что на занятиях таких, как лепка, аппликация, рисование, физкультминутка может отвлечь детей от их творческих замыслов.

    Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

            Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

    - дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

    - совершенствование имеющихся у детей навыков основных движений путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

    -  развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;

    - воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

    Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр ("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т.д.).

    Оздоровительный бег на воздухе.

             Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к детям. Детям 5-6 лет с высоким и средним уровнем ДА предлагают пробежать два круга (500м), а детям с низким уровнем ДА – один круг. Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем ДА пробегают 3-4 круга, а малоподвижные – 2 круга.

    Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. В самом начале дети бегут «стайкой». Первые один-два круга педагог бежит с ними, следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Педагог находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям предлагают самостоятельно пробежать еще один-два круга. При этом педагог контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.

    Гимнастика после дневного сна.

           Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

    - разминка в постели и самомассаж;

    - гимнастика игрового характера;

    - с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

    - пробежки по массажным дорожкам.

               Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе).

    Основные типы физкультурных занятий:

    • традиционное
    • тренировочное
    • игровое
    • сюжетное
    • с использованием тренажеров
    • по интересам
    • тематическое
    • комплексное
    • контрольно-проверочное

           Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

    Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

    Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

    Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада.  

                 В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые дополнительные виды занятий и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения).

    Таким образом, предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течении всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Формы двигательной активности как средство оздоровления детей

    Слайд 2

    повышению устойчивости организма к различным заболеваниям; росту физической работоспособности; нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем; появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья. Двигательная активность способствует:

    Слайд 3

    Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах: Традиционный комплекс утренней гимнастики. Утренняя гимнастика в игровой форме. С использованием полосы препятствий. С включением оздоровительных пробежек.

    Слайд 4

    Двигательная разминка. Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа: - « Кольцебросс », - «Узнай по голосу», - «Закати в лунку шарик», - «Удочка», - «Бой петухов», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий.

    Слайд 6

    Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются : дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями; совершенствование имеющихся у детей навыков с основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях; развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости; воспитание самостоятельности, активности , положительных взаимоотношений со сверстниками.

    Слайд 7

    Оздоровительный бег на воздухе. Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников.

    Слайд 8

    Гимнастика после дневного сна. разминка в постели и самомассаж; гимнастика игрового характера; с использованием тренажеров или спортивного комплекса; пробежки по массажным дорожкам.

    Слайд 9

    З анятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Основные типы физкультурных занятий: традиционное тренировочное игровое сюжетное с использованием тренажеров по интересам тематическое комплексное контрольно-проверочное

    Слайд 10

    Самостоятельная двигательная деятельность


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Формы двигательной активности как средство оздоровления детей"

    В консультации перечислены формы двительной активности. Указываются способы их проведения, какое место в режиме дня занимают....

    Формы, методы и средства оздоровления детей.

    Описаны:Обеспечение здорового ритма жизниФизические упражненияПсихогигиенические мероприятияГигиенические и водные процедурыСпецзакаливание...

    "Формирование двигательной активности как средство оздоровления детей"

    Консультация для родителей на тему: "Формирование двигательной активности как средство оздоровления детей"...

    Формирование двигательной активности как средство оздоровления детей.

    В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному ф...

    Консультация для воспитателей на тему: «Формы двигательной активности как средство оздоровления детей»

    Консультация для воспитателей на тему: «Формы двигательной активности как средство оздоровления детей»...

    Мастер класс Тема: «Использование малых форм двигательной активности для оздоровления детей»

    Мастер класс Тема: «Использование малых форм двигательной активности для оздоровления детей»...