Памятка для воспитателей по организации закаливающих мероприятий.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Ушакова Людмила Сергеевна

В памятке рассказано о значении закаливания, об основных средствах закаливания при использовании естественных факторов: воды, воздуха, солнечных ванн. А также о необходимости соблюдения определённых условий, о специальных мерах закаливания. В материале представлены примерные графики закаливания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakalivanie_microsoft_word.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ детский сад комбинированного вида № 1521

Памятка для воспитателей

по организации закаливающих мероприятий

                     Составила старший воспитатель Ушакова Л.С.

Закаливание является эффективным средством укрепления здоровья, профилактики многих заболеваний. Закаляться может и должен каждый человек любого возраста, независимо от уровня физического развития.

 Закаливание должно занимать ведущее место в воспитании здорового ребенка, представлять собой комплексную систему воспитательно-гигиенических воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости растущего организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам.

В качестве основных средств закаливания используются естественные факторы: вода, воздух, солнечный свет.

Закаливание должно проводиться при непременном соблюдении следующих условий:

  1. Неуклонное выполнение основных принципов закаливания:
  • Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
  • Непрерывность и систематичность закаливания. Если система была нарушена в силу каких-либо причин (болезнь, отпуск), начинать процедуры нужно с начальной стадии. Закаливание осуществляется круглый год, но его виды и методики могут меняться в зависимости от сезона и погоды.
  • Комплексное использование всех природных факторов.
  • Постепенность в увеличении силы воздействия природного фактора.
  1. Природные факторы должны соответствовать основным требованиям гигиены:
  • Для воздуха и воды – это должна быть чистота, соответствующая температура, скорость движения и сила давления.
  • При использовании солнца – концентрация лучей и угол падения их на земную поверхность. На голове должен быть обязательно головной убор.

Закаливание складывается из:

  • Проветривание;

Температура воздуха:

Для детей раннего возраста – в группе – 22 – 23 C

                                          в спальне – 19 – 20 C

Для детей младшего дошкольного возраста – в группе – 20 – 21 C

                                                         в спальне и физ. зале – 17 – 19 C

Для детей старшего дошкольного возраста – в группе – 20 – 21 C

                                                        в спальне и физ.зале – 16- 18 C.

  • Воздушные ванны дети получают при переодевании – смене белья, после дневного сна на протяжении нескольких минут, пока они переодеваются, находясь в облегченной одежде (голые ноги и руки), во время физкультурных и музыкальных занятий, ежедневной утренней гимнастики. В жаркое время дети спят в трусах.

Специальные меры закаливания это в основном солнечно-воздушные ванны в

движении и водные процедуры.

Длительность первых солнечных ванн при температуре воздуха не ниже 20 C не должна превышать 5-7 минут в утренние (с 8 до 11) или послеобеденные (с 17 до 19) часы. Время каждой последующей ванны можно удлинять на 3-5 минут. То есть начинают прогулку с солнечно-воздушных ванн в тени деревьев, затем игру детей перемещают под прямые лучи солнца на 5-7 минут и вновь в тень. Так повторяют 2-3 раза в течение прогулки.  

Детям лучше принимать солнечные ванны в движениях, занимаясь, например, подвижной игрой, и обязательно при надетом головном уборе с козырьком.

При появлении первых признаков перегревания (покраснение лица, повышенная потливость) ребенка надо увести в тень и умыть лицо прохладной водой, дать выпить немного (не холодной) воды и поиграть в спокойную игру. По мере появления загара, солнечные ванны становятся более продолжительными.

В каждой группе должен быть написан график принятия солнечных ванн.

Для детей первой и второй младших групп с 5-6 минут до 8-10 мин. 3 раза в день.

Например:

С 01.06 по 03.06 – 5 минут  3 раза в день

Утром: с 9.15 до 11.00

Во второй половине дня: с 16.30 до 18.00

С 03.06 по 06.06 – 6 минут  3 раза в день

С 06.06 по 09.06 - 7 минут  3 раза в день

С 09.06 по 12.06 –  8 минут  3 раза в день

С 12.06 по 15.06 – 9 минут  3 раза в день

С 15.06  и до конца лета – 10 минут  3 раза в день.

Для детей средних и старших групп от 5 до 15 минут в день.

Например:

С 01.06 по 03.06 – 5 минут  3 раза в день

Утром: с 9.05 до 11.00

Во второй половине дня: с 16.30 до 18.00

С 03.06 по 06.06 – 7 минут 3 раза в день

С 06.06 по 09.06 9 минут  3 раза в день

С 09.06 по 12.06 – 12 минут  3 раза в день

С 12.06  и до конца лета – 15 минут  3 раза в день.

        Хождение по веранде босиком с 5 до 10 минут 2 раза в день.

        Полоскание рта и горла кипяченой водой (постепенное обучение полосканию рта, начинается с 1-ой младшей группы). Температура воды снижается от 25-26 градусов до 18 (снижение на 1 градус через 2-3 дня). Можно поласкать рот раствором солёной воды (на 1 литр воды – 1 ст. ложка соли), расход раствора 0,5 стакана на рёбенка 4-5 лет.

        Водная процедура – контрастное обливание ног:

Обязательно ведётся табель закаливания, имеются все принадлежности, в том числе ножные полотенца. Постоянно посещающий ребёнок должен иметь температуру 40 и 18 C. Расход воды – 1,5 литра на ребёнка. Воду льём из ковша с верхней части голени до стопы.

        Правильно организованная система закаливания:

  • Поддержит температурный баланс тела (гомеостаз);
  • Нормализует поведенческие реакции ребёнка;
  • Снизит инфекционно-воспалительные заболевания;
  • Улучшит показатели физического развития;
  • Повысит уровень физической подготовленности.

 

Контрастное воздушное закаливание

Характер

действия

Метод

Методика

Противо-

показания

Воздух (температур-ное воздействие на организм)

Утренняя гимнастика

Проведение на свежем воздухе в облегченной одежде.

Гимнастика в трусах и майках, хождение босиком.

Медицинский

отвод после

болезни.

Прогулка

Прогулки на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону.

Сон без маек при открытых фрамугах

Учитывать физическое и соматическое состояние ребёнка, не допускать сквозного потока холодного воздуха.

Температура

воздуха в спальне

ниже 14 C

Воздушные контрастные ванны.

Гимнастика после сна.

Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате).

Использование «дорожек здоровья» (ребристая доска, сухая и мокрая дорожка, массажные коврики).

Температура воздуха ниже нормы.  

Хождение босиком

Во время физкультурных мероприятий с учётом физического и соматического здоровья

Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов.

Вода (температур-ные и механические раздражаю-щие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему)

Полоскание рта кипячёной водой или отварами трав

Постепенное обучение полосканию рта, начиная с 1-ой младшей группы.

Чередование процедур:

(2 недели – отвар трав;

2 недели – кипячёная вода)

Аллергическая восприимчи-вость на травяные настои

Обширное умывание

Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица. Процедура проводится 1 раз после сна.

Температура воздуха ниже нормы.

Наличие медицинских отводов.

Туалет носа

Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой.

Нет

Солнце 

(общее температур-ное воздействие на организм)

Прогулка.

Солнечные ванны.

Свето-воздушные ванны.

Использование ослабленного влияния атмосферы (раннее утро, после полудня). Проведение солнечных ванн в облачные дни. Использование отражённых лучей (в тени). Изменение площади открытой поверхности кожи подбором одежды. Изменение продолжительности процедуры.

Лихорадочные состояния, последствия  недоношеннос-

ти, хронические заболевания, температура свыше 30 С

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация закаливающих мероприятий в комплексе гимнастики после сна

Методическая разработка конспекта гимнастики после сна для средней  группы(из опыта работы с детьми)....

Организация закаливающих мероприятий с детьми в детском бассейне.

Какое бывает закаливание в детском саду. Как оно проводится в дошкольном учереждение. Влияние закаливающих процедур на организм ребёнка....

Опыт работы "Организация закаливающих мероприятий в ДОУ"

Опыт работы "Организация закаливающих мероприятий в ДОУ"...

Организация закаливающих мероприятий в комплексе гимнастики после сна.

   В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры...

Организация закаливающих мероприятий в комплексе гимнастики после сна.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....

Организация закаливающих мероприятий в комплексе гимнастики после сна.

   В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры...

Видеоконсультация для родителей "Правила организации закаливающих мероприятий с детьми раннего и дошкольного возраста в домашних условиях"

Основная цель закаливания – повышение сопротивляемости организма ребенка к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это значительно снижает частоту заболеваний, ведь закаленным детям не страшн...