ПРИВИТИЕ КУЛЬТУРНО ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
презентация урока для интерактивной доски (младшая группа) на тему

Манджиева Александра Васильевна

Перспективное планирование в младшей группе

по формированию здорового образа жизни.

 

Месяц

Тема

Цель

Дидактические, оздоровительные игры

Сентябрь

 «Изучаем свое тело»

Учить называть органы чувств; рассказывать об их роли в организме и о том, как их беречь;

Учить различать запахи и вкусы;

Закрепить цвета (синий, красный, желтый, зелёный).

Закрепить понятие «много», «один»;

Развивать речь, память, внимание; 

Воспитывать доброжелательное и чуткое отношение друг к другу, учить культуре поведения.

Д/и «Кто быстрей покажет то, что назову». 

Дыхательная гимнастика «Ветер»

Гимнастика для глаз

Октябрь

«Да здравствует мыло душистое»

Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями;

Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;

Подвести детей к понятию, что «Чистота – залог здоровья»;

Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Д/и «Назови правильно», повторение потешек соответствующего содержания, пальчиковая гимнастика). 

К.Чуковский «Мододыр»

Игра «У кого пена выше и пышнее?» Дыхательная гимнастика. Опыт:

Игры детей с мыльными пузырями.

Ноябрь

«Глаза - главные помощники человека»

Формировать представление о необходимости бережного отношения к своим глазам (нужно правильно умываться, вытираться только чистым полотенцем; нельзя тереть их грязными руками, бросать песок в глаза и т. д.) 

Д/и «Кто у нас красивый», "Что нужно для умывания. 

Гимнастика для глаз «Лиса»

Игра «Какой» (узнают предмет с закрытыми глазами).

 Игра « Это я, это я…»

 

Декабрь

 

«Чтобы уши слышали»

 

Формировать представление об органе слуха - ушах; значении органа слуха для человека. Формировать представление о необходимости ухода за ушами, а также бережном отношении к состоянию здоровья ушей. 

 

Д/и «Угадай, кто позвал».

Игра «Назови, не ошибись»

Загадывание загадок по теме.

Пальчиковая гимнастика.

Январь

«Моя кожа»

Рассматривание кожи на руках через лупу. Рассказ воспитателя о значении кожи для человека. Закрепить культурно-гигиенические навыки мытьё рук. Воспитывать любознательность к своему организму.

Д/и «Что вредно, что полезно».

Точечный массаж.

Игра «Что в коробке»

Пальчиковая гимнастика «Скачет зайчик»

Февраль

«Пожалей свою кожу»

Формировать представление детей об уходе за кожей, рассказать о закаливании. Воспитывать потребность к здоровому образу жизни.

Д/и «Что попало тебе в рот»,

«Угадай на вкус».

Игровые упр.: «Поймай мыло», «Умывалочка!»

Март

«Чистые руки»

Обучить детей способами профилактики инфекционных заболеваний.

Пальчиковая игра «Рисунок»

Массаж тела «Лягушата»  

Апрель

«Правила здоровья»

повторить произведение К. Чуковского

 « Мойдодыр»;

подвести детей к пониманию, что чистота — залог здоровья;

побуждать к самостоятельному выполнению элементарных гигиенических навыков: мыть руки, лицо, тело.

Физминутка «Умываемся»

Самомассаж.

Сказка «Сахарные ногти»

 

   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кгн32.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИВИТИЕ КУЛЬТУРНО ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

1слайд

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду.

2 слайд

В современном дошкольном учреждении большое внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков.

           Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

           Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста мы учим детей мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее». 
Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

         3 слайд

Трудно приуменьшить значение КГН в развитии детей дошкольного возраста: 

  • развитие нравственных чувств
  • развитие внимания и воли
  • стремление к самостоятельности
  • познание окружающего мира
  • речевое развитие
  • контроль  за внешним видом.

4 слайд

         Цель  моей работы по данной теме: формирование культурно-гигиенических навыков и умений у детей младшего дошкольного  возраста.

          5 слайд

Для достижения этой цели мною были сформулированы следующие задачи:

  • способствовать осмыслению детьми  необходимости соблюдения правил личной гигиены;
  • познакомить  с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
  • приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
  • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
  • формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.

6 слайд

Среди многих классификаций методов, в дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы, которые реализуются в таких формах работы как;

  • Показ
  • Дидактические и сюжетно - ролевые игры
  • Непосредственно образовательная деятельность
  •  Упражнения, самостоятельная деятельность
  • Рассматривание иллюстраций
  • Чтение художественной литературы
  • Обсуждение
  • Систематическое напоминание
  • Поощрение
  • Создание проблемной ситуации
  •  Тематические праздники и развлечения

7 слайд

Особая роль в воспитании культурно – гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, мы закрепляем у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.

     Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно – следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.

   Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребенка, я  широко использовала  упражнения игрового характера. Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми. 
Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя – своеобразная и необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей. Например: на занятии «В гостях у зайки» было наглядно показано, как надо вежливо здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми необходимо не только приветливо здороваться, но в случае необходимости напомнить, как здороваться с зайчиком  на занятии.

     Такие упражнения позволяют обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе, например, процесс умывания. У них возникает активный интерес, они называют части, которые следует мыть и т.п.

Широко используются, в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.). 

8,9 слайд

         К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

           Для формирования культурно-гигиенических навыков важно было также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате у нас есть раковины необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому были выработаны и  согласованны основные  требования  дошкольного учреждения и семьи.

Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

10 слайд

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Намыливаем ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей Валечки, Сашеньки" и т. п.

Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учим сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.

При умывании мы называем все действия, которые происходят перед глазами ребенка ("Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!")

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!"

11слайд

Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Пищу берут ложкой или вилкой, понемногу. Мы учим детей мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Также следим, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот.

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Для детей дошкольного возраста большое значение имеет осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно  сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствовало  прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек. Обучая детей,  учитываем  их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился  правильно  есть ложкой.

12 слайд

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении в течение всего дошкольного детства. В трудовой деятельности по самообслуживанию ребенка учим доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность нам быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие.

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Младший дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста. («Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду. ») Ребёнок начинает верить в свои возможности. Уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остаётся неустойчивым, он всё так же быстро отвлекается, утомляется. Особый интерес ребёнок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу.

В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование.

В труде по самообслуживанию ребёнка учим доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учим не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.  Конечно, используем  приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований стало  нормой поведения, потребностью ребёнка.

13 слайд

Необходимым условием при формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является единство требований со стороны взрослых в детском саду и в семье. Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поэтому проводится разъяснительная работа с родителями о пользе и необходимости воспитания личной гигиены и культуры поведения в целом.

Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д. Об этом говорили в доверительной беседе с родителями

В работе с родителями использую различные формы и методы 

  • Индивидуальные беседы.
  • Консультации.
  • Стендовая информация.
  • Анкеты, буклеты.
  • Родительские собрания.
  • Пропаганда семейного воспитания
  • Выставка литературы (художественной, методической).

   

14 слайд

В процессе работы над проблемой овладения  детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками мы ожидаем получить следующие результаты:

  • самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности
  • проявляет навыки опрятности
  • пользуется индивидуальными предметами личной гигиены
  • умеет самостоятельно есть
  • самостоятельно моет руки, умывается

15 слайд

Мы убедились, что формируя у детей дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребенка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.

В дальнейшем работа с  детьми будет продолжаться, когда  они перейдут  в среднею,  а потом  в старшую группу.

          Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно будет  больше внимание уделять  беседам  о гигиене, которые будут построены так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.

           Важной задачей будет то, чтобы старшие дошкольники самостоятельно пользовались культурно - гигиеническими навыками.

 16 слайд.

 Спасибо за внимание!

МКДОУ «Детский сад № 15»

Выступление на августовской конференции:

«ПРИВИТИЕ КУЛЬТУРНО ГИГИЕНИЧЕСКИХ

НАВЫКОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ».

Подготовила воспитатель:

Манджиева А.В.

Элиста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства, методы и формы социально-культурной деятельности, направленные на формирование здорового образа жизни старших дошкольников.

Специфической функцией социально-культурной деятельности является рекреативно – оздоровительная. Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, ценности здорового образа жизн...

Доклад «Воспитание культурно-гигиенических навыков как основа формирования здорового образа жизни»

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой ...

статья на тему: Организация моментов радости, связанными с культурно-гигиеническими навыками и навыками здорового образа жизни для детей раннего возраста.

В статье указан материал о организации моментов радости, связанными с культурно-гигиеническими навыками и навыками здорового образа жизни для детей раннего возраста....

Консультации для родителей «Здоровый образ жизни в семье - основа формирования здорового образа жизни ребенка»

laquo;Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осозн...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»

Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье челове...

Доклад: Гигиеническое обучение и воспитание как основа формирования здорового образа жизни.

Рекомендации, содержащиеся в докладе, помогут работникам дошкольного образования и родителям в гигиеническом обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста....

Конспект совместной деятельности. Игра - квест «Солнечные лучики-лучики здоровья» по основам формирования здорового образа жизни для детей второй младшей группы

Задачи:Образовательная: Учить детей понимать и осознавать понятие здоровый человек; уточнить и закрепить знания детей о навыках личной гигиены, выяснить назначение мыла, зубной щетки, расчес...