Психогимнастика
картотека на тему

Абдульманова Гузель Зафировна

Комплекс психогимнастических упражнений для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihogimnastika.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОГИМНАСТИКА

«Общий круг»

Все садятся на ковер, образуя круг, чтобы могли все видеть друг друга. Надо поздороваться глазами. Воспитатель первым здоровается с каждым ребенком, глядя ему в глаза, слегка кивнув головой, дотрагиваясь до плеча ребенка. Точно также каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей. Желательно, чтобы дети избегали словесных приветствий.

«Переходы»

Воспитатель, обращаясь к играющим, предлагает сначала внимательно посмотреть друг на друга, особое внимание обратить на цвет волос партнёров. Затем поменяться местами так, чтобы крайним справа был партер с очень светлыми волосами, рядом с ним потемнее и т.д. Крайним слева играющие должны посадить того, у кого самые темные волосы.

«Найди пару»

Игра напоминает предыдущую. Только на этот раз, дети подыскивают себе пару по цвету глаз. Если задание вызовет у кого - то затруднение, он может: обратиться за помощью к товарищам или к воспитателю, может подойти с партнёром к зеркалу и сравнить цвет глаз. Дальше по предложению воспитателя дети решают, что они будут делать вдвоем - рисовать, играть.

«Зеркало»

Воспитатель: «Наверное, у каждого дома есть зеркало. Представим, что под, рукой не оказалось зеркала. Как же узнать, как ты выглядишь? Как сидит на тебе твой новый костюм? Встанем парами, друг против друга. Один будет исполнять роль зеркала, Т.е. повторять все действия партнёра, причём повторять точно. Другой будет представлять, как он приводит себя в порядок». Потом играющие меняются ролями.

«Радость»

Рады, рады, рады светлые берёзы

И на них от радости вырастают розы.

Рады, рады, рады тёмные осины,

И на них от радости растут апельсины.

(взрослый читает, а дети с помощью жестов и мимики изображают настроение)

«Как мне страшно»

Ой - ой - ой!

Как мне страшно!

Ой - ой - ой!

Как ужасно!

Я боюсь-боюсь-боюсь Лучше я притаюсь!

«Жадный пёс»

Жадный пёс дров принёс, воды наносил,

 Тесто замесил, пирогов напёк,

 Спрятался в уголок и сам съел:

«Гам - гам - гам!»

(дети имитируют действия, о которых говорится в стихотворении)

«Злюка»

Дети изображают злюку. Он сидит на стуле и смотрит на каждого со злостью и недоверием (брови сдвинуты, губы закушены).

«Гроза»

Представьте, что за окном сильная гроза хлещет дождь, молния сверкает, гром гремит, вы дома одни, стоите у окна, в момент сильного раската грома вам становится страшно (голова наклонена вперёд и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх, губы раскрыты, так что виден верхний ряд зубов, одна рука сжимает другую сильно). Звучит музыка Раухвергера «Гром».

«Смелый заяц»

Заяц стоит на пеньке и громко поёт песни или читает стихи, он боится, что его может услышать волк (поза - положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят, взгляд уверенный).

«Удивление»

Мальчик очень удивился, когда фокусник посадил в постой чемодан зайца и закрыл чемодан, а когда открыл его. Зайца не было там, из него выпрыгнула собачка (рот раскрыт т, брови и верхние, веки приподняты).

«С кем я подружился»

Для этой игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4 - 6 отверстиями такого размера, чтобы ребенок мог легко просунуть туда руку. Соответственно 4 - 6 участников закрывают глаза и просовывают в коробку руку (ведущий придерживает коробку). Там они находят чью - то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они познакомились.

«Кого укусил комарик»

Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне кpyга гладит детей по спине, а одного из них незаметно от других тихонько щипнёт как кусает комарик. Ребёнок, которого укусил комарик, должен напрячь спину и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, кого укусил комар.

«Самая дружная пара»

Дети делятся на пары. На полу между стульями раскладываются крупные игрушки. Одному ребёнку из пары завязывают глаза, а другой должен провести партнёра от одного к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита

«Цветок дружбы»

Все дети превращаются в цветы. Придумывают себе названия цветка. Ведущий поочерёдно работает со всеми детьми, сажает семечко – ребёнок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает голову. Поглаживает, закапывает в ямку, из пипетки слегка капает на голову водой – поливает. Хором кричат «Какой красивый цветок вырос! Мы дружим с тобой».

«Весёлый бубен»

Дети встают в круг. Ведущий ударяет в бубен и пускает его по кругу. Дети передают бубен по кругу и поговаривают:

Ты катись, весёлый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,  

Тот сейчас станцует нам.

У кого задержался бубен на последних словах тот выходит в круг и танцует.

«Выбери партнёра»

Сидя по кругу, играющие молча - глазами - выбирают себе партнёра. Но так чтобы никто этого не заметил. На счёт три партнёры бегут друг к другу и берутся за руки. Если с первого раза не получилось, дети возвращаются на места. Воспитатель следит, чтобы пары менялись.

«Разговор сквозь стекло»

Играющие, с помощью воспитателя составив пары, должны представить, что один из них в магазине, а другой на улице его дожидается. Но они не успели решить, что буду накупать, а выход - далеко. Проблема решается попыткой договориться через стекло витрины. Оно толстое через него ничего не слышно, кричать бесполезно. Как договорились, играющие обсуждают по окончании игры.

«Тень»

Играющие составляют пары. Один исполняет роль тени. В точности копирует то, что изображает партнёр, собирает ягоды, ловит бабочек. Меняются местами.

«Найди своего брата или сестру»

Играющие изображают слепых новорождённых детёнышей животных. Воспитатель завязывает косынкой каждому глаза и шёпотом говорит, роль какого детёныша он будет исполнять и какие звуки издавать. Но у каждого детёныша есть брат или сестра, и они говорят на одном языке: котят - мяукают, щенята - скулят и т.д. Играющие должны найти друг друга  по звукам. Как только пары находятся, развязываются глаза.

«Сосулька»

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдёт

Гвоздь упадет.

(1 - 2 строчки: руки вверху, 3 - 4 присесть, расслабить руки).

«Кузнечик»

Девочка гуляла в саду и увидела большого кузнечика. Она стала подкрадываться к нему, только протянула руки, она прыг и ускакала.

(Шея вытянута вперёд, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперёд, ступать на кончиках пальцев).

«Капелька, льдинка, снежинка»

 Дети с помощью воспитателя изображают капельку (руки вверху полукругом, свободные), льдинку (руки сомкнуты вверху, напряжены), снежинку (руки в стороны свободные, очень мягкие)

«Мимическая гимнастика» 

Дети по очереди изображают те или иные чувства: гнев, страх, злость, обиду, любовь и т.д. При этом они как будто смотрят в зеркало. Роль зеркала играет вся остальная группа. Дети повторяют изображенное ребенком чувство.

«Скажи Мишке добрые слова»

Дети перебрасываются мячиком и вспоминают, какие хорошие качества бывают у людей. Затем ведущий приглашает игрушечного мишку. Дети для него придумывают хорошие слова, заканчивая предложение «Ты ... добрый, старательный, весёлый и т.д.» 3атем каждый по очереди превращается в мишку (берёт его в руки), а остальные говорят ребёнку в роли мишки добрые слова.

«Настроение»

Педагог называет ситуации и просит ответить, какие они чувства будут испытывать в тех или иных случаях. Показывает картинки с основными настроениями и называет их: грусть, радость, испуг, злость, внимание, удивление. Затем нужно предложить ребёнку изобразить на своём лице сходное настроение.

«Спинка отдыхает»

Хватит спинку качать, надо лечь и отдыхать.

Я на коврике лежу, прямо в потолок гляжу.

Лежат ровно пяточки, плечики, лопаточки.

Спинка ровная, прямая, а могла бы быть кривая.

«Лентяи»

Хоть и жарко, хоть и зной, занят весь народ лесной.  Лишь барсук - лентяй изрядный

Сладко спит в норе прохладной

Лежебока видит сон, будто делом занят он.

На заре и на закате всё не слезть ему с кровати.

«Волшебный стул»

Все дети встают в круг. Внутри круга, у края, ставится стул. Дети идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей,

Кто сегодня всех счастливей,

Поскорее появись!

На волшебный стул садись!

Когда песенка заканчивается, то кто оказался ближе к стулу, садится на него. Каждый ребёнок из круга, по очереди говорит сидящему добрые, хорошие слова.

«Северный полюс»

Представьте, что вас пригласил в гости медвежонок - Умка, который живёт на северном полюсе. Там холодно, но мы не боимся холода, потому что мы закалённые, сильные и смелые. Ярко светит солнышко, снежинки сверкают на солнце. Воздух морозный, свежий наполняет нас чистотой, подышите, протяните руки к солнышку, чтобы тепло и свет разлились по всему телу, рукам, ногам и проникли добротой к самому сердцу. Давайте послушаем, как бьется наше сердечко.

«Поливаем цветочки»

Представьте, что вы мамины помощники, вам надо полить цветы. Все сидят на пятках, медленно наклоняем голову к полу и выливаем из головы то, что там не должно быть боль, обиду, злобу. Представьте, что ваша голова это красивый расписной кувшинчик, из которого надо вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой.

Цветы радуются чистой воде, оживают и говорят спасибо.

«Чистая вода»

Закройте глаза и представьте, что у вас в ладошках вода, сожмите ладошки покрепче, смотрите, какая она красивая, розовая, голубая, зеленая. Только глазки не открывать, теперь вплесните руками, как прекрасно расплескалась вода, а теперь подставьте лицо под воду, что вылетает из-под ладошки, нравится вам?

«Шёл король боровик»

Шёл король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозит кулаком

И стучит каблуком.

Был король боровик не в духе

Короля покусали мухи.

«Кислое настроение»

Встало солнце кислое, смотрит - небо кислое.

В кислом небе кислое облако повисло ...

И спешат несчастные кислые прохожие

И спят ужасное кислое мороженное ...

Даже сахар кислый, скисло всё варенье!

Потому что кислое было настроение.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»

Правила: Из числа играющих составляются небольшие группы детей. Договорившись между собой, какое действие они будут представлять, дети самостоятельно продумывают и представляют сюжет. И с фразой: «где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» показывают. Зрители должны отгадать, что они делают и где находятся. Если задача решена, на сцену выходит следующая группа, которая отгадала.

Более сложный вариант: действие разыгрывается индивидуально.

Все участники закрывают глаза, кроме двух первых. Один из них что либо изображает. Второй повторяет сюжет третьему, который к этому моменту открыл глаза, и т.д. задуманное первоначальное действие отгадывает тот, кто сидит в последнем ряду.

«Магазин зеркал»

Собрав вокруг себя детей, воспитатель предлагает им представить, что одни зверушки, другие зеркала. Зверушки ходят мимо зеркал, которые либо образуют круг, либо строятся в ряд. Прыгают, строят рожицы, выбирая для себя зеркало. Зеркало точно повторяет их действия, выражения лиц.

«Из семечка в дерево»

Играющие образуют круг, в центре которого стоит воспитатель. Взрослый - садовник, дети - семена. По ходу игры они приседают, сжимаются в комочки, втягивают головы в плечи, прикрывают головы руками. Садовник поливает семена, поглаживает их по голове рукой. С наступлением теплых весенних дней семена начинают прорастать. Дети медленно поднимаются, раскрывают листочки, поднимают руки; растут стебельки.

Вытягивают тело; появляются веточки с бутонами, руки вытягивают в стороны, пальцы сжимаются.

Наступает радостный момент: бутоны лопаются, дети резко разжимают кулачки. Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днем, дети любуются собой, улыбаются соседям, кланяются друг другу. Поглаживают себя и тут подул холодный осенний ветер, закачались цветы в разные стороны (машут руками, наклоняют корпус). Ветер срывает листья, руки опускают (цветы сгибаются, клонятся к земле).

Но вот выпал первый снег,  цветы вновь превратились в маленькие семечки укутанные снегом до наступления весны. Воспитатель вновь ходит и поглаживает каждого.

«Эхо»

Перед началом игры воспитатель выясняет, знают ли дети что такое эхо. Эхо в греческой мифологии - нимфа. По легенде в наказание за болтливость она потеряла способность говорить и могла лишь только повторять окончания чужих слов.

Играющие разбиваются на две группы: одна изображает путников, другая - эхо. Первая группа гуськом - друг за другом путешествуют по комнате и по очереди  произносят различные звуки, соблюдая интервалы «ау-у, тр-р, би-би». Задача взрослого: регулировать очередность произносимых звуков, когда и кто произносит свой звук.

Вторая группа, спрятавшись по углам в комнате, старается повторить, что сказали первые, синхронно, не искажая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы ко Дню здоровья. Тема: «Мое душевное здоровье» (занятие с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений).

Данное занятие знакомит детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющим. Происходит бучение навыкам взаимодействия, сотрудничества, адекватным способам выражения своих эмоций. Благодаря предст...

Психогимнастика "Времена года" для занятий и тренингов психолога с дошкольниками.

Презентация для проведения психогимнастических упражнений на занятиях и тренингах....

Использование психогимнастики как метода психокоррекционной работы с учащимися младших классов.

Для чего мы привлекаем психогимнастику в свой педагогический арсенал, какие задачи она решает? — Развитие нравственных представлений; развитие познавательных процессов — в частности, формирование сенс...

Психогимнастика

Необходимые материалы для работы с детьми....

ЗАНЯТИЕ ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Это музыкально-ритмическое занятие  сэлементами психогимнастики...

Психогимнастика, как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников. Игры, упражнения, этюды по психогимнастике.

Материал предоставлен для воспитателей ДОУ.  В материале содержатся методика проведения игр и занятий по  психогимнастике в детском саду для детей старшего возраста. также в материале и...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ и КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТема: “В осеннем саду”Программное содержание:Учить детей правильно продвигаться по гимнастической скаме...