Проект на тему «Социальное партнёрство семьи и дошкольного учреждения при формировании у детей основ физической культуры и здоровья. Инновационный проект по работе с родителями".
проект (младшая группа) на тему

Щеткова Оксана Анатольевна

Проект краткосрочный ,творческий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Социальное партнёрство семьи и дошкольного учреждения при формировании у детей основ физической культуры и здоровья.

Инновационный проект по работе с родителями.

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении». Ж.Ж.Руссо                                                                                                                            Описание проекта:

Проект раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. В проекте представлены традиционные и интерактивные работы с родителями. Проект  адресован работникам дошкольного образовательного учреждения, может быть использован родителями в домашнем воспитании и оздоровлении детей. Проект является результатом изучения психолого-медико-педагогических источников литературы, апробации оригинальных идей, обобщения опыта нашего детского сада и семьи по вопросам  сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Автор  проекта:

Щеткова Оксана Анатольевна-воспитатель «МБДОУ №38 «Дельфин»-ЦР»

Участники проекта:

  • Воспитатели;
  • педагог - психолог;
  • родители воспитанников;
  • дети.

Срок реализации:

3 недели

Тип :

Творческий

База экспертной работы:

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 38 «Дельфин» -ЦР»

Актуальность проекта:

 Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольного образовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных института – семья и образовательное учреждение, которое посещает ребёнок.     В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого  поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами.  

 В действующих, на сегодняшний день, нормативных документах Министерства образования и науки  мы чётко видим одно из поставленных перед нами направлений в педагогической деятельности, это - более полное использование потенциала семьи в воспитании детей. . Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, но по данным анкетирования родителей в вопросах  здоровьесбережения отмечается низкая компетентность в данном элементе семейного воспитания Родители играют  огромную роль в сохранении и укрепления здоровья детей. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если родители будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребенку реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь? Несомненно, большинство родителей стараются привить  ребенку элементарные навыки  гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для осуществления преемственности и формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей. Замечательно, когда родители являются союзниками и активными участниками здоровьесберегающего процесса  и в ДОУ и в своих семьях дома. Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни. Значимость данной темы определена в Законе «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об  обеспечения выживания, защиты и развития детей. Подписанное президентом В. Путиным «Постановление о повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения»,  показало беспокойство государство за будущее  страны. В связи с этим Правительством Российской Федерации  своевременно принята целевая программа «Дети России». Особое место в программе уделяется подпрограмме «Здоровый ребенок», целью которого является сохранение и укрепление  здоровья детей и подростков на всех этапах развития. В «Концепции модернизации  российского образования» четко определена задача  достижения  нового современного качества образования за счет обновления  содержания образования  и совершенствования механизма контроля за его качеством.Данная проблема   обозначена в приказе Минобрнауки России   «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной  программы  дошкольного образовании» и «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников и обучающихся»

Цель: Приобщать родителей и детей  к здоровому образу жизни  через организованную модель здоровье сбережения в МБДОУ. Изучение и внедрение в практику  новых технологий, объединяющих усилия педагогов и родителей по вопросам здоровьесбережения дошкольников.

Задачи:

  • Создать     единое       воспитательно  -образовательное пространство на основе доверительных партнёрских   отношений  сотрудников  ДОУ  с родителями.
  • Повышать педагогическую компетентность родителей  в воспитании здорового ребёнка путём использования интерактивных форм. 
  • Помощь родителям в организации с детьми оздоровительной работы, направленной на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни;
  • Обобщение  положительного опыта семей по закаливанию и оздоровлению детей.
  • Разработка методических рекомендаций для родителей по вопросам закаливания и оздоровления детей.
  • Разработка  интерактивных форм  и методов  взаимодействия детского сада и семьи  по охране укреплению здоровья детей.
  • Изучение новых  здоровьесберегающих технологий  в ретроспективе и на современном этапе.

  • Создание оптимального режима дня обеспечивающего гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.

Объект:

  Воспитательно - образовательный    процесс в дошкольном образовательном учреждении при социальном партнёрстве  семьи и детского сада.

Предмет:

Организация  условий  для внедрения  технологий  взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию у детей основ физической культуры и здоровья , интереса и ценностного отношения к оздоровлению  организма, занятиям физической культурой.

Гипотеза:

Совместная деятельность  педагогов и родителей по  формированию культуры здоровья дошкольников, снижение заболеваемости, в дальнейшем  достижение хороших результатов  ребенка в школе  будет успешным, если будет:

  • обеспечена компетентность педагогов ДОУ и родителей в области культуры здоровья;
  • процесс сотрудничества педагогов ДОУ и  родителей организован как  технология коллективного дела по охране и укреплению здоровья дошкольников;
  • использованы традиционные и интерактивные формы и методы  роботы с родителями по оздоровления детей;
  • спроектирована модель процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей и системность ее реализации;
  • создано здоровьесберегающее пространства в ДОУ и семье с учетом   интересов ребенка, его возрастных и  индивидуальных особенностей.

Теоретическая  и практическая значимость:

  • в разработке  плана сотрудничества педагогов ДОУ и родителей с целью формирования культуры здоровья дошкольников на основе подготовки и проведения традиционных и интерактивных форм работы  с родителями.
  • в разработке критериев  диагностики  родителей (опросы, анкетирование, тестирование)  для повышения эффективности взаимодействия с родителями;
  • в разработке традиционных и интерактивных форм работы  с родителями.

Основные определения:

Здоровье - гармоничное, оптимальное проявление всех функций организма (физических, психических, интеллектуальных и духовных) во взаимодействии с  предметной,  природной и социальной средой обитания.

Психическое здоровье – состояние психической сферы основу, которой составляет статус душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция, высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Физическое здоровье – состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным внешним факторам.

Социальное здоровье- здоровье общества и окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и  потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности. основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Зоровьесберегающие технологии - совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечению здоровья, формирование осознанного  и ценностного отношения к своему здоровью.

Интерактивные формы - способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Методы исследования:

  • Изучение и анализ  методической литературы.
  • Изучение и анализ  опыта работы  по оздоровлению детей.
  • Диагностика детей.
  • Анкетирование родителей.

Новизна проекта:

заключается в разработке интерактивных  форм и методов, объединяющих усилия педагогов и родителей, направленных на оздоровления детей

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса детей к физическим упражнениям и закаливанию;
  • Повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
  • Привлечение родителей к  пропагандированию  положительного семейного опыта по оздоровлению и закаливанию детей ,вовлечение родителей в образовательный процесс;
  • Повышение грамотности родителей в вопросах оздоровления и закаливания детей в семье;
  • Активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей.
  • Сотрудничество родителей и педагогов в физическом развитии и обеспечении здоровья детей;
  • Повышение педагогической культуры родителей;
  •  Повышение психолого-педагогический компетентности педагогов по вопросам укрепления здоровья детей;
  • Снижение показателя заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
  • Положительная динамика показателей физического  развития детей

Сроки реализации  проекта:

1этап. Подготовительный: 21-25 сентября 2015 года

2 этап. Практический: 25сентября -8 октября 2015 года

3 этап. Обобщающий:9 октября-11 октября 2015 года

Контроль за реализацией проекта:

Критерии оценки реализации проекта:
состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров, наблюдений медицинского персонала ;
— сокращение количества пропущенных дней по причине болезни;
— показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (анкетирование, книга отзывов и предложений)


СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 ЭТАП I – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

(21 сентября-25 сентября)

  • Изучение понятий, касающихся темы проекта;
  • Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению;
  • Анкетирование родителей;
  • Изучение нетрадиционных форм работы с родителями в вопросах здоровьесбережения и оздоровления детей;
  • Разработка конспекта тематического родительского собрания «Здоровый ребёнок-счастлива семья»

ЭТАП  II – ПРАКТИЧЕСКИЙ:

(25 сентября-8 октября)

  • Проведение цикла тематических бесед с детьми.
  •  Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности с родителями  по вопросам формирования у детей привычки здорового образа жизни, организации активного отдыха в семье,закаливания.
  • Обобщение  опыта закаливания в семьях детей группы.
  • Сбор фотоматериалов о двигательной активности детей в МБДОУ.
  • Проведение «Весёлых посиделок» для родителей на тему «Здоровый ребёнок-счастливая семья»

ЭТАП  III – ОБОБЩАЮЩИЙ:

(9 октября-11 октября)

  •  Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга
  •  Оформление продукта проекта.
  •  Мультимедийная презентация инновационного опыта.
  •  Результаты реализации проекта.

 Продукт проектной деятельности:

Продуктом педагогического (творческого) проекта: «Социальное партнёрство семьи и дошкольного учреждения при формировании у детей основ физической культуры и здоровья.  являются методические разработки (см .Приложение).

  •  Анкета для родителей .
  • Разработка конспекта тематического родительского собрания «Здоровый ребёнок – счастливая семья»
  • Разработка  консультаций для родителей:  «О соблюдении режима дня в детском саду и дома», «Начинаем утро с зарядки» ,«Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении», «Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребенка», «Овощи и фрукты –полезные продукты»
  • Конспект  прогулки для 1 младшей группы.
  • Разработка памятки для родителей о современных методах закаливания.
  • Разработки беседы с детьми  1 младшей группы «Для чего нужно мыть руки».
  • Разработка конспекта занятия по художественной литературе для 1 младшей группы : «Чтение потешки  «Водичка-водичка».
  • Разработка конспекта занятия для детей 1 младшей группы : «Чтение стихотворения В.Берестова «Лежебока»».
  • Разработка конспекта игровой ситуации для 1 младшей группы «Мишка заболел».
  • Подборка стихотворений об овощах,фруктах и витаминах.
  • Разработка беседы с детьми «Рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни» для 1 младшей группы.
  • Подборка пальчиковой гимнастики и физкультминуток для 1 младшей группы.

 Оформление продукта проекта:

 Мультимедийная презентация инновационного опыта.

Оценка результатов проекта.

Положительные стороны:

  • увеличение числа родителей, удовлетворенных работой дошкольного учреждения;
  • увеличение числа активных участников образовательного процесса среди родителей;
  •  использование эффективно традиционных и интерактивных форм и методов  работы с родителями по оздоровления детей;
  • привлечение и консультация родителей  детей, находящихся на сопровождение психолого- медико-педагогического  консилиума ДОУ
  •  расширение возможностей социального партнерства учреждения;
  •  создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семьи осуществляется с учетом   интересов ребенка, его возрастных и  индивидуальных особенностей.

Проблемные стороны:

-поступление детей в ДОУ, имеющих помимо предрасположенности к простудным заболеваниям,  функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья;

- недостаточно сформирована потребность родителей  в осознании ведения здорового образа жизни в своих семьях;

Итоги проекта

В ходе  работы выявлено, что организация процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей на основе использования традиционных  и интерактивных форм позитивно влияет на формирование здоровьесозидающей позиции родителей и культуры здоровья дошкольников. Для ребенка дошкольного возраста ближайшей целью развития является школьная зрелость, достижение которой зависит и от уровня сформированности  культуры здоровья. Высокий уровень культуры здоровья дошкольников возможен при осуществлении сотрудничества на основе акмеологического подхода к здоровьесозиданию, которое осуществляется педагогами ДОУ и родителями, сопровождающими растущего ребенка на пути его становления как личности и субъекта жизнедеятельности.

Перспективы реализации проекта. 

Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением детей группы и их родителей. Разработка технологии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в вопросах оздоровления и закаливания детей и реализация их в практике работы МБДОУ. Внедрение и апробация интерактивных форм взаимодействия педагогов и родителей обеспечат расширение педагогических и психологических функций сотрудничества. Данный проект может быть использован и другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы.

Для дальнейшей реализации проекта необходимо:

  • Разработать сценарии «Весёлых посиделок» на II и III квартал 2015-2016 учебного года.
  • разработать методическую базу для детей 3-4 лет на 2016-2017 учебный год (серию физкультурных занятий совместно с родителями, комплексы упражнений в детско-родительской паре, сценарии досугов) ;
  • разработать консультации для родителей о закаливании и оздоровлении детей.
  • Разработать памятку для родителей «Пальчиковая гимнастика»
  • для спортивной площадки приобрести необходимое оборудование;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей 3-7 лет основ физической культуры и здоровья"

Физическое воспитание - один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образова...

Статья "Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей 3-7 лет основ физической культуры и здоровья

Основная цель программы развития ДОУ состоит в  создании благоприятных условий по полноценному проживанию ребенком дошкольного детства, формированию основ базовой культуры личности, всестороннему...

Оптимизация сотрудничества ДОУ и семьи при формировании у детей основ физической культуры и начальных представлений о здоровом образе жизни.

Оптимизация сотрудничества ДОУ и семьи при формировании у детей основ физической культуры и начальных представлений о здоровом образе жизни....

Консультация для родителей: «Актуальность партнёрства детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья»

Консультация для родителей:«Актуальность партнёрства детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья»...

"Социальное партнерство ДОУ и семьи:формируем у детей основы физической культуры и здоровья"

-  Ориентирование семьи на воспитание здорового ребенка.- Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.- Содействие обмену опытом между родителями ...

Формирование у дошкольников основ физической культуры и культуры здоровья посредством социального партнерства ДОУ и семьи

Взрослые, окружающие малыша, играют важную роль в его развитии. Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья...