Сообщение для воспитателей "Методика руководства мордовскими народными подвижными играми в младшем дошкольном возрасте"
учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему

Клейменова Марина Викторовна

Сообщение для воспитателей "Методика руководства мордовскими народными  подвижными играми в младшем дошкольном возрасте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mordovskie_podvizhnye_igry.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение для воспитателей

Методика руководства мордовскими народными

подвижными играми в младшем дошкольном возрасте

Воспитатель Клейменова М.В.

Мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.

Мордовская подвижная игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.

Методические рекомендации

Одним из условий успешного внедрения мордовских подвижных игр в жизнь детей дошкольного возраста является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также умелое руководство игрой.

Особое значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, его наблюдательность и предвидение. Воспитатель, творчески используя мордовскую подвижную игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. При этом педагог должен замечать и выделять существенные факторы в развитии детей, в их поведении, определять реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолевать отрицательные.

Педагогическая наблюдательность позволяет вдумчиво выбирать методы руководства игровой деятельностью, корректировать поведение детей и свое собственное, добиваться достижения общей цели, создавать радостную, доброжелательную атмосферу.

В содержании сюжетных мордовских подвижных игр заключен большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений, развитию воображения. Тематика этих игр очень разнообразна: эпизоды из жизни мордовского народа («В редьку», «Тканье полотна», «В базар» и другие), подражание повадкам животных и птиц («В зайчиков», «В волков», «В журавлей», «В голубей» и другие). Сюжет игры обуславливает действия детей. Некоторые игры сопровождаются текстом («В ворону», «В голубей», «Тканье полотна» и др.).

Бессюжетные мордовские подвижные игры содержат интересные для детей игровые задания, ведущие к достижению цели («Салки», «Круговой», «В котел», «В ямки» и другие).

Мордовские спортивные игры направлены на овладение определенной техникой движений, требующей быстроты двигательной реакции. Условия проведения игр требуют специально подготовленного места, разметки площадки, соответствующего оборудования, инвентаря («Чиж», «Клёк», «Шлыган», «Кока»).

Используя ту или иную игру, педагог учитывает условия работы с детьми каждой возрастной группы: общий уровень физического и умственного развития , развитие их двигательных умений; состояние здоровья каждого ребенка и индивидуально-типологические особенности; время года, особенности режима, место проведения игры, а также интересы детей.

Вторая младшая группа

Организуя игры с младшими дошкольниками, воспитатель учитывает прежде всего возрастные особенности детей. В работе с малышами чаще используются сюжетные подвижные игры. Основным их содержанием является воспроизведение действий животных, птиц. Детей двух-четы-рех лет в подвижных играх привлекает, главным образом, сам процесс действия: им интересно бежать, догонять, искать. Поэтому для малышей рекомендуются совсем простые игры, построенные в большинстве случаев на одном действии.

В играх с текстом воспитатель не только произносит его, но и сам проделывает соответствующие движения, а дети подражают ему. Как только они научатся действовать по словесному сигналу, можно вводить правила игры. Правила в играх для малышей очень простые и тесно связаны с сюжетом. Характерным для детей этого возраста является то, что все участвующие в них одновременно выполняют одинаковые движения. Во время игр они подражают друг другу и с удовольствием действуют совместно. В играх для малышей есть и ответственные роли. Чаще всего их выполняет воспитатель.

Игры могут быть на разные виды движений, например, с бегом, а затем с ходьбой. Подбирая игру, необходимо учитывать состояние детей, их физическую и психологическую нагрузку перед игрой с тем, чтобы не допускать переутомления.

Начинать игру следует с создания интереса к ней. Тогда ^ дети лучше усвоят правила, более четко будут выполнять движения,  испытывать эмоциональный подъем. Для малышей характерно эмоциональное восприятие образа, данного в игре, поэтому воспитатель может внести игрушку, палочки — атрибуты. Хороший результат дает мини-сказка, рассказанная перед игрой.

В младшей группе объяснение игры делается, как прави-' ло, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать, подсказывает, как целесообразнее выполнять движения. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.

В этой возрастной группе уже можно требовать и добиваться от детей четкого и точного выполнения условий и правил игры. Специально надо обратить внимание на выполнения условий игры, связанных с повышением требований к пространственной ориентировке детей. Они должны уметь находить свое место в игровом построении (спрятаться только в своей норке, добежать до своего домика и т. п.). Постепенно детей приучают в играх не тесниться, располагаться по всей площадке, разбегаться врассыпную подальше от водящего и друг от друга.

Воспитателю приходится часто совмещать руководство игрой с выполнением главной роли в ней. Однако, в знакомых детям играх он может поручить ответственную роль более энергичным и сообразительным .

Постоянное словесное общение со взрослым в игре доставляет детям радость и приносит большую пользу в развитии речи и воображения, обогащает представления.

Важно активизировать и направлять общение детей между собой. Тактично напоминать детям, чтобы они оказывали помощь или уступали друг другу. В результате между детьми складываются хорошие дружеские взаимоотношения. Закончить игру можно предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности.

Содержание игр

«В зайчиков»

(Нумолнесэ» — эрз.,   «Нумолнякса» — мокш.)

Из числа играющих выбирается собака, а остальные — зайчики. Зайцы бегают, собака их ловит. Если зайцы приседают, то их ловить нельзя.

Пойманные зайцы помогают собаке ловить игроков. Игра заканчивается, когда все зайцы будут пойманы.

Правила игры. Если заяц присел, его ловить нельзя. Заяц считается пойманным, если собака дотронулась до него рукой.

«В белочек»

(«Урнесэ» — эрз.,   «Урняса» — мокш.)

Из числа играющих выбирается собака, а остальные — белочки. Белочки бегают, а собака их ловит. Пойманная белочка становится собакой и игра продолжается.

Правила игры. Во время бега стараться не мешать друг другу. Белочка считается пойманной, если собака дотронулась до нее рукой.

«В гусей и волка»

(«Галынесэ ды верьгизнесэ» — эрз., «Мацикс да врьгазкс» — мокш.)

Играющие выбирают хозяина и волка, остальные — гуси. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — прячется волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

  • Гуси-лебеди, домой!
  • Серый волк под горой!
  • Что волк там делает?
  • Костер разводит, вас жарить собирается! Как хотите убегите, но себя поберегите!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

Правила игры. Гуси должны летать по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Как хотите убегите, но себя поберегите!»

Средняя   группа

В результате воспитательной работы, проведенной в предыдущих группах, движения детей становятся более координированными. В играх, рекомендованных для детей среднего дошкольного возраста, увеличивается расстояние для бега, подобран ряд игр, упражняющих в ловкости, смелости, выдержке, ориентировке в пространстве.

Детей пяти лет уже интересует результат проведенных действий, затраченных усилий. Они стремятся обязательно убежать от водящего. В то же время они по-прежнему любят сюжетные мордовские подвижные игры, с удовольствием выполняют те или иные роли. Разнообразие сюжетов мордовских подвижных игр связано с растущими представлениями и знаниями детей о широком круге явлений окружающей среды. Усложняется взаимодействие детей в игре. Начинают применяться игры с ловлей и увертыванием. В некоторых играх результаты зависят от согласованности действий детей.  Таким  образом,   в  подвижных  играх возникают ситуации, способствующие проявлению детьми элементов коллективной ответственности за выполнение правил, за исход игры.

Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений. Во многих играх есть роль .ведущего. Как правило, ее исполняет один человек. Правда, изредка ведущих может быть два.

В средней группе выполнение взятой на себя роли становится основным содержанием игрового поведения ребенка. В начале года воспитатель сам назначает водящего. При этом он учитывает степень активности детей, умение быстро бегать, прыгать, лазать. Роль водящего вначале следует поручать детям, которые заведомо с ней справятся, иначе ребенок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к активному действию. В течение года ' воспитатель приучает воспитанников быть ведущими. Во второй половине года при распределении ролей следует использовать считалку. Считалка дает возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и других отрицательных качеств.

Существенное значение имеет объяснение игры. Для создания интереса к игре можно использовать небольшое стихотворение, песенку,, „загадку, внести игрушку и так далее. Затем воспитатель сообщает название игры, излагает содержание, знакомит с правилами, он подчеркивает смысл действий каждого персонажа. Объяснить игру можно и с помощью небольшого рассказа.

Важно убедиться, что дети правильно поняли правила игры, поэтому необходимо их уточнить. Правила в подвижных играх для среднего дошкольного возраста несколько усложняются. Вводятся ограничения движений: ловить, только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону и т. п. Воспитатель добивается обязательного и более точного выполнения правил.

В процессе игры воспитатель следит за действиями играющих. При необходимости делает указания, иногда подсказывает ребенку, как целесообразнее выполнить движение, отмечает успехи детей, вселяет чувство уверенности.

Педагог использует подвижную игру и для воспитания у детей доброжелательности, взаимопомощи и других моральных качеств.

В средней группе подводятся итоги игры: отмечаются те,_кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, соблюдал правила, выручал товарищей. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.

Литература

1.  Кенеман А.В. Детские подвижные игры: Пособие для воспитателя  детского сада. — М.,  1988.

2. Валдоня (Светлячок): Программа и метод, рекомендации: Для дошк. образов,    учреждений Респ. Мордовия /М-во образования Респ. Мордовия.— Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001.—108 с.

3. Мордовские народные игры. Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений /Сост. А.И.Исайкина.— Саранск,    1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Руководство играми детей младшего дошкольного возраста

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является ведущей на данном возра...

Мастер-класс «Руководство сюжетно-ролевой игрой детей младшего дошкольного возраста»

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе овладения приёмами руководства сюжетно-ролевой игрой....

"Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей младшего дошкольного возраста"

Методическая разработка «Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей младшего...

Статья "Педагогическое руководство театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста".

В статье описываются ступени работы по расширению игрового опыта детей младшего дошкольного возраста за счет освоения разновидностей игр-драматизаций, даются методические рекомендации и основные требо...

Мастер класс для педагогов «Руководство сюжетно-ролевой игрой детей младшего дошкольного возраста».

Игра – особый вид деятельности ребенка, возникает по его потребности, и каждый ее компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика ребенка, подготавливается переход на но...

«Руководство сюжетно-ролевой игрой детей младшего дошкольного возраста».

Задачи:1.Кратко познакомить с особенностями сюжетно-ролевой игры младших дошкольников.2.Отработать наиболее эффективные приёмы руководства (от простого к сложному).3.Развивать рефлексию, аналитические...

Руководство играми детей младшего дошкольного возраста.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является ведущей на данном возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является и...