Тема: Игра и игрушка в жизни дошкольника.
статья (средняя группа) на тему

Елена Ивановна Жидкова

Информационный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Игра и игрушка в жизни дошкольника.

  1. Консультация для родителей о детской игре.

О детской игре.

Игра - прекрасное средство развития! Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей. Ребенок периодически участвует в разных играх, игры повторяются, и он начинает видеть свой рост, свое движение. Тут он постоянно проигрывал - а вот уже начал выигрывать. И он начинает воспринимать себя не как статич¬ный набор отметок от 1 до 5, а как растущего, развивающегося ма¬ленького (пока!) человечка, который постепенно улучшается, совер¬шенствуется.

И вот тогда происходит то самое главное, что дает ребенку игра - он начинает любить самосовершенствование. Стремится стать лучше. Понимание своего нынешнего положения ориентирует ре¬бенка в его действиях по достижению все более высоких результатов в своем развитии. Он начинает понимать, «где он», и, следователь¬но, «куда должен идти».

Игры бывают разными. В педагогике распространилось мнение, что игры-соревнования как бы «непедагогичны». Ведь там есть по¬бедители и проигравшие. Победить хорошо, но проиграть... Лучше, чтобы проигравших не было. Почему? Говорят: «Если ребенок часто проигрывает, у него возникает заниженная самооценка». Действи¬тельно, заниженная самооценка - вещь весьма и весьма вредная. Впрочем, как и завышенная.

Настоящая проблема состоит, как видно, не в том, что лучше - заниженная или завышенная самооценка, а в том, чтобы самооценка была адекватная, чтобы ребенок хорошо знал свои реальные воз¬можности и силы.

Игры-соревнования дают настоящую, многогранную самооцен¬ку. Конечно, ребенок играет не в одну, а в разные игры, и не с одним человеком, а со многими. И действительно, существует огромное количество игр, прекрасных, занимательных, интересных, азартных, успокаивающих, отвлекающих от иных бед, развивающих самые разные способности. Их много - игр, а, следовательно, много и шкал оценок, видов сравнения. В одни игры ребенок будет проигрывать, в другие - выигрывать. Будет так много вариантов, что обобщенное сравнение станет невозможным.

Игры (если вы как-то сорганизуете его, научите для его же пользы) дадут вашему ребенку способ разобраться в том, что он умеет, что нет, что получается хорошо, что плохо. И вам уже не нужно будет бояться так называемой «заниженной самооценки». Самооценка вашего ребенка будет нормальная, адекватная. Он не будет ни обманывать сам себя, заноситься перед' сверстниками, ни унижаться и страдать от этого.

Говорят, также, что игра как соперничество - негуманна. Но это совершенно неверно. Что такое соперничество как ни сравнение своих результатов с результатами других людей? Это может быть больно или очень приятно, но факт остается фактом - это мощней¬ший стимул человеческого совершенствования.

Конечно, нехорошо, если ребенок все время проигрывает. В иг¬рах частенько складываются ситуации, когда игроки по силам не¬равны. В этих случаях ест способ, выработанный веками практики обучения играм - фора. И это - просто «игра по-честному», потому что в любой игре шансы противников должны быть равны.

Если вы видите, что ваш ребенок часто проигрывает, то подбе¬рите ему игру по его способностям, чтобы он добился успеха. Такая игра всегда найдется.

Многие педагоги не хотят, чтобы ребенок вообще когда-либо проигрывал. Человеческая же мудрость твердит и твердила: «человек должен уметь проигрывать, должен уметь «держать удар». Невозможно научиться этому, если не пробуешь. И лучшим на свете способом научиться «держат удар» являются игры - соревнования.

Итак, проигрыш в детской игре - не ест нечто вредное и ненуж¬ное. Он абсолютно необходим. Разумеется, если ваш ребенок будет только проигрывать и никогда не будет выигрывать, у него начнется невроз. Во всем нужна, разумеется, мера. Но если он будет всегда выигрывать, он не научиться проигрывать, и в жизни первая малей¬шая неудача собьет его с ног. И не помогут ему тогда ложные фан¬тастические самооценки, внушенные старшими, он - это совершенно точно - начнет искать неадекватные способы «выигрыша» и окажет¬ся на грани срыва и правонарушения.

И если мы любим своих детей, если мы хотим, чтобы они вы-росли законопослушными гражданами, достигающими успеха не любыми, а принятыми в человеческом обществе способами, тогда нам остается только одно - научить его «хорошо проигрывать». Итак, играйте вместе с детьми, проигрывайте и выигрывайте.

Предлагаем вам содержание нескольких игр, в которые вы мо-жете играть со своими детьми.

«Обычные крестики - нолики»

-Эта игра - одна из самых распространенных среди детей и тех взрослых, которые помнят свое детство.

-«Крестики - нолики» - игра для маленьких. Она хороша как развивающая именно в этом возрасте. Поэтому - рекомендуем! - нау¬чите ребенка играть в нее как можно раньше.

-Однако «Крестики - нолики» любят не только маленькие дети. Можно увидеть и старшеклассников, играющих в них. Почему? Да потому что «специалисты» в этой игре учитывают не только про-стейшие ее свойства, но и многообразные тонкости, часто психоло-гические (например, неожиданность!) - и добиваются победы соеди-нением логики и хитрости. Этим-то и хороша эта игра.

-Итак, играют на поле 3*3. Договариваются, кто играет крести-ками, кто - ноликами. «Крестики» начинают.

-Каждый играющий ставит крест или ноль по очереди в одну из клеток «поля». Побеждает тот, кому удалось поставить три крестика (или, соответственно, нолика) в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали.

«Крестики - нолики наоборот»

-В эту игру выигрывает тот, кто не поставил ряда из трех фи-шек, крестиков или ноликов по горизонтали, вертикали и диагонали. То есть тот, кто первым поставил такой ряд, проигрывает.

«Колл»

-Тренирует одновременно логическое и геометрическое мыш-ление.

-На листе бумаге рисуют «карту», состоящую из многих стран.

-У одного игрока - красный карандаш, у другого - синий. Начи¬нает тот, у кого синий карандаш. Перед началом игры можно разы¬грать по жребию.

-Каждый игрок во время своего хода раскрашивает своим ка-рандашом одну из стран, причем все страны, граничащие с той кото¬рую он раскрашивает, не должны быть уже раскрашены этим цве¬том.

-Проигрывает тот, кто не сможет сделать хода.

«Солнце, заборчик, камешки».

-Игра на внимание.

-Играют взрослый и компания детей.

-Ведущий командует играющим: «Солнышко! Камешки! Забор¬чик! Камешки!» и так далее.

-На команду «Солнышко!» дети поднимают руки и растопыри¬вают пальцы. По команде «Заборчик!» ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу. Руки сжаты в кулаки - «камешки».

-Темп команд постоянно увеличивается. Кто отстал или сбился, выбывает из игры. Побеждает оставшийся.

«Попади в коробку»                

-Игра тренирует меткость бросков и служит великолепной под¬готовкой к баскетболу. Играть можно в любой обстановке, нужно только иметь тенистый мяч, а коробка - всегда отыщется!

-Коробку кладут на землю. Отмеряют подходящее расстояние и чертят линию.

-Игроки становятся за чертой. Они пытаются по очереди по¬пасть мячом в коробку. Тот, кто попал, проходит в следующий тур.

-Затем коробку можно отодвинуть (или подальше прочертить линию). Теперь уже играют только те, кто попал мячиком в коробку в предыдущий раз.

« Что лежит в коробке?»

-Игра развивает воображение и учит распознавать предметы по их свойствам.

-Ребенку показывают несколько предметов: спичка, коробок, камешек, катушка ниток, пуговица и т.п.

-Ребенок отворачивается. Взрослый кладет один из предметов в коробку, остальные прячет.

-Ребенок поворачивается. Его задача - не открывая коробку, оп¬ределить, какой предмет в ней лежит. Коробку можно переворачи¬вать и трясти.

-Затем коробка открывается и видно, правильно ли угадан предмет.

  1. Какая игрушка нужна ребенку.

Игрушка - спутник вашего ребёнка. Правильный подбор игрушек — серьёзное дело. Ребёнку нужны разнообразные игрушки. В одной и той же игре ему требуется и куклы и машинки, и строительный материал.

Дети любят строить, сооружать. Строительные игры открывают широкий простор для изобретательности. Также детям 6—7лет интересен конструктор.

Прекрасны игрушки созданы народным творчеством (Городецкие кони, каталки, тележки), матрёшки. Также Богородские игрушки - медведи, лошадки, птички и др.

Также нужна детям кукла, мебель для кукол, посуда, одежда, разные предметы обихода. Хорошо когда вы приобретёте для своих детей персонажи кукольного театра и устроите спектакли, разыграете знакомые сказки.

Любимыми игрушками у наших детей являются меховые животные. Они очень любят с ними играть, так как становятся близкими друзьями вашего малыша.

Для игр хорошо иметь прыгалки, кегли, обручи. Дети очень любят играть в настольные игры. Они также нужны нашему малышу.

У детей рано возникает интерес к транспорту. Следует покупать ему машины, самолёты, вертолёты, поезда.

Музыкальные игрушки также нужны. Это и пианино, и рояль, металлофон, ксилофон, дудочки и многие другие музыкальные игрушки.

        Покупая игрушки своемy ребёнку, помните, что они должны быть красочны, просты и выразительны. Игрушки

не должны вызывать агрессивность и жестокость у наших детей.

  1. Разбудите в ребенке волшебника, и вы посеете в его душе росток нравственности.

Разбудите в ребенке волшебника, и вы

посеете в его душе росток нравственности.

Моральное воспитание детей для каждого, кто с этим сталкивается, является проблемой. Едва ли еще можно где- либо увидеть взрослого таким беспомощным, как перед 4-х - 5 летним упрямцем.

Телесные показания он справедливо отвергает, хотя порой шлепок может легко и удовлетворительно решить трудную ситуацию.

Что больше всего раздражает детей, так это продолжительные увещевания, запреты, выговоры и неостроумные замечания. При этом взрослый обращается к тем областям души ребенка, которые еще не открыты.

В глубине каждой человеческой души живет сила, которая после каждого совершенного поступка вызывает желание сделать это еще раз не только лучше, но и просто по-другому.

Чтобы зародить росток нравственности в ребенке нужно выработать хорошие привычки. Хорошие привычки у ребенка можно выработать путем подражания (взрослый должен поступать соответственно с тем, что он хочет воспитать в ребенке).

Подражание здесь - самое действенное, незаменимое средство. Приблизительно с 5 - 5,5 лет взрослые могут вызывать моральные «образующие силы», используя при этом всю свою фантазию, чтобы представить детям ситуацию, из которой они должны «выйти», в образах. Такие маленькие истории должны быть просты, но драматичны и жизненны. Нужно дать возможность самим детям устанавливать связь с их шалостями. Об осмысливании детьми своих поступков говорят некоторые факты.

Воспринимая рассказ о ребенке, который не «слушался взрослых» (рассказ должен быть интересным и захватывающим), дети говорят: «Это не я. Я так никогда не

делаю». Вот, например: пятилетний малыш не слушается.

Нотации, наказания не помогают. Мама рассказывает ему вечером перед сном историю: «Жил - был маленький мальчик. Его завали Боб. Он никак не хотел поступать так, как говорила ему мама. (Тут можно описать некоторые из проступков «слушателя»). Однажды Боб побежал на улицу и, как мама его ни звала, не возвращался. Вдруг на дороге появилась машина. Она приближалась очень быстро, так, что Боб уже не успевал убежать с дороги. Он очень испугался. Вот уже почти под колесами! Машина уже рядом! И тут в последний момент какой-то человек оттащил его в сторону.

Можно быть уверенным, что маленький слушатель свяжет этот рассказ со своими поступками и тем верней, чем назойливее рассказ. Возможно, он будет доказывать, что никогда не будет таким, как глупый непослушный мальчик Боб.

Ребенок требует повторений для развития нравственной жизни. Все время с терпением говорить о том же самом, то же рассказывать, давать возможность ежедневно в одно и то же время делать что-либо - это воспитывает волю ребенка. Доброе терпение и ритмичная форма повседневной жизни - основы воспитания. Они только должны рассказываться конкретно и наглядно. Не стоит бояться излишней драматичности, надо лишь остерегаться даже легкого оттенка сентиментальности.

  1. Игра и воображение.

        Некоторые буржуазные ученые утверждают, что игра занимает такое большое место в жизни ребенка дошкольного возраста потому, что у него болезненно развито воображение. Действительно, воображение в жизни маленького ребенка занимает большой удельный вес, и начинает интенсивно развиваться раньше, чем его мышление. Образы, рождение воображением ребенка, очень яркие, даже ярче, чем у взрослых. Но не смотря на кажущуюся силу, воображение у детей всё-таки беднее, одно образнее, неустойчивее, чем у взрослых, содержит меньше творческих элементов. Недаром К. Д. Ушинский, сравнивал воображение детей и взрослых. Говорил, что первое можно уподобить порханию бабочек, а второе – могучему полету орла. Особенности образов фантазии детей является и то, что оно не может существовать самостоятельно. Им обязательно нужна внешняя опора в деятельности. А такой деятельностью может быть не только игра, слушанье сказок, но и рисование. Играя, ребенок должен придумывать сюжет, перевоплощаться, в того или иного вымышленного героя, и действовать в воображаемой ситуации, изображая что-либо в своем рисунке, он испытывает необходимость представить себе то, о чем ему читают, или то, что он собирается рисовать. Именно эта необходимость способствует тому, что воображение ребенка развивается.

  1.          Некоторые зарубежные психологи рассматривают воображаемый мир, как особый, иллюзорный мир, куда ребенок совершает бегство от действительности, а образы его воображения – лишь как символы реального мира.
  2.          Исследования советских психологов показали, что в изобразительной деятельности ярко обнаруживается своеобразный реализм в воображении ребёнка. Реалистичность образов воображения отчётливо обнаруживается в старшем дошкольном возрасте. Дети младшего возраста не всегда могут отличить возможное от невозможного, фантастические образы от реальных, поэтому иногда создается впечатление о не критичности их фантазии. Это не критическое отношение к образам воображения объясняется бедностью прошлого опыта детей, незнанием того, что и как бывает в действительности. Реализм детского воображения требует активного воспитания. Необходимо чтобы воображения малыша, развиваясь, обогащалась знанием действительности, а не превращалось бы в бесплодное фантазирование, не было бы уходом малыша от действительности.
  3.          Детское воображение развивается в непосредственной связи с усвоением речи, которая способствует формированию представления ребенка о предмете и позволяет ему представить предмет, которого он никогда не видел. Неслучайно что у ребенка с задержками в развитии речи отстаёт развитие воображения.
  4.          В дошкольном возрасте образы воображения не только обогащают содержанием, но и начинает формироваться произвольное активное воображение, постепенно возрастает целенаправленность воображения, устойчивость его замыслов. Так, дети младшего дошкольного возраста, начиная рисовать на заданную тему, из-за неустойчивости своего замысла часто не в состоянии выполнить задания взрослого. У детей старшего дошкольного возраста деятельность более целенаправленна. В своих рисунках и лепке малыши уже могут передать предложенную им тему, отразить содержание прослушанной сказки, рассказа. У них по сравнению с более младшими детьми не так часто одна игра сменяется другой.
  5.          Возрастные особенности творческого воображения дошкольников проявляются в словестном творчестве. Дети сочиняют сказки, стихи, рисуют их. Своеобразной формой творческого воображения дошкольника является фантазия В. И. Ленин назвал фантазию качеством величайшей ценности и считал, что без развития фантазии не может творить ни художник, ни учёный. Фантазия не только необходима ребёнку в учении, но она и украшает его мир, делает его ярче, интереснее.
  6.          Ребёнок – дошкольник уже сам по себе большой фантазёр: он фантазирует по любому поводу с утра до вечера. Нарисовав каракули, он утверждает, что нарисовал «чудесную мельницу, из которой вылетают блинки и пирожки». Ему все под силу – сочинять сказки, рассказы стихи… Но для того чтобы воображение дошкольника становилось богаче по своему содержанию, надо обращать внимание ребенка на богатство окружающей его действительности, стараться дать ему больше впечатлений и знаний, развивать в нем большую требовательность к тому, что он изображает в своей игре, рисунке, при конструировании.
  7.          Для того чтобы рисунки детей были разнообразными и содержательными, надо позаботиться, чтобы такими же были и их впечатления, и знания о жизни.
  8.          Для развития творческого воображения родителям важно заметить и поддерживать всякое творческое начинание малыша. Часто мы слышим, как дети ноют, преследуют взрослых: «а что мне нарисовать, а что мне слепить». Это значит, что он не привык принимать самостоятельные решения, не умеет рисовать один, что надо обратить внимание на развитие его творческого воображения и самостоятельности. Что же такое воображение? Воображение – это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Нет такой области творчества, где воображение не играло бы значительной роли. Оно необходимо не только в деятельности изобретателя или ученого-экспериментатора, но в наиболее абстрактных областях науки.
  9.           Нигде воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества.
  10.           Таким образом, воображение тесно связанно с образным мышлением и оба эти процесса основываются на образном эстетическом восприятии. Без них не возможно осуществление ни одной художественно-творческой деятельности. И так, воображение развивается на основе комбинирования воспринятых образов в новые, которых нет в действительности или которые приобретают новый смысл. Воспринятые образы складываются в представления, накапливающиеся и расширяющиеся, запас которых составляет базу для работы образного мышления и воображения. Однако воображение – непростая сумма представлений. Они изменяются, взаимодействуют с ранее образовавшимися, комбинируются в голове ребенка, складываются в новые образы.
  11.          Накоплению представлений и развитию воображения должны способствовать вся воспитательно-образовательная работа с детьми, весь их жизненный опыт. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.
  12.          Необходимо развивать воображение детей на занятиях изобразительной деятельностью. Развитию воображения способствует предложенные педагогом задания: нарисовать, вырезать и наклеить картинку по произведению фольклора. Воображение детей развивается и при создании ими изображения на тему потешек. Воображение также развивается и на занятии по аппликации. С целью развития воображения можно использовать игры, упражнения типа: «что это такое?», «на что это похоже?», «заколдованный лес», «дорисуй картинку», «волшебные звери». Воображение детей будет развиваться более эффективно, если использовать для этого и другие художественные деятельности, например, художественно-речевую. Многолетний опыт работы с детьми по развитию их творчества, анализ деятельности детей показал, что не всякие события, явления окружающей действительности способствуют возникновению замысла, а только те, которые заинтересовали детей, вызвали удивление, поразили их воображение, но вот замысел возник, появилось желание нарисовать что-то.
  13.         Чтобы воплотить эту идею в рисунке, лепке и аппликации, нужно его образное наполнение, нужно чтобы ребенок ясно представлял себе предмет или явление которые захотел нарисовать, или передать в лепке. Одним из важных источников воображения, по общему признанию искусствоведов, художников, психологов и педагогов, является природа. Она вдохновляла, и вдохновляет поэтов, писателей, художников на передачу ее образов. С огромным интересом представляет объекты природы в своём изобразительном творчестве и дети.
  14.         Процесс познания объектов природы обогащает опыт детей, создает основу для фантазии, работы воображения. Так, для того, чтобы создать образ сказочной птицы, надо чтобы ребенок вообразил необычную птицу. И вот это необычно и должно подсказать ребенку его фантазии, объединяющее причудливым образом то, что ребенок уже видел, но в других сочетаниях или объектах. Активизируя детскую фантазию, мы будем способствовать развитию воображения детей, их активности, самостоятельности и творчества.

  1. Конспект занятия на развитие способности у детей воображения.

Название занятия: «Солнышко улыбается».

Возраст детей младшая группа.

Занятия составила и провела Жидкова Е. И.

Цель занятия:

-вызвать у детей эмоциональный отклик на образ солнышка;

-сформировать у детей образное представление о красоте солнечного сияния;

-учить передавать его линейным контурам контрастного цвета;

-развивать у детей воображение.

Задание:

-изображение доброго солнышка «Дети рисуют желтой краской большой круг с человеческим лицом, лучи-сияние вокруг него желтой, красной и белой красками». Нарисовать свое солнышко.

Материалы к занятию:

-тонированная бумага (серый, голубой, синий), гуашь (красная, желтая, белая), кисти, иллюстрация с изображением солнышка.

Предварительная работа:

-чтение словатской сказки «В гостях у солнышка»;

-наблюдение за солнышком на прогулке;

-рассматривание иллюстраций, пение песни «Солнышко» М. Раухвергера, рисование солнышка вне занятий, чтение стихотворений.

Методика проведения занятий:

  1. Загадывание загадок о солнце:

В дверь, в окно

Стучать не будет,

А взойдёт и всех разбудит.

Большой подсолнух в небе

Цветет он много лет

Цветет зимой и летом

А семечек в нем нет.

  1. Наблюдение с детьми как ярко светит солнце в оконце.
  2. Рассматривание иллюстраций с изображение сказочного солнца.
  3. Чтение потешек:

«Солнышко колоколнышко»

Ты пораньше взойди

Нас пораньше разбуди,

Нам в поля бежать

Нам зиму встречать!

«Солнышко ведрышко»

Выгляни в окошко,

Твои детки плачут

По камушкам скачут.

  1. Изображение сказочного солнца детьми.
  2. Выставка детских рисунков.
  3. Пение песни:

«Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату,

Мы захлопали в ладошки

Очень рады солнышку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника" (консультация с элементами тренинга)

Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра игрушка в жизни ребенка" (консультация с элементами тренинга)...

Сценарий родительского собрания второй младшей группы №4 "Пчелки" Тема "Игра и игрушка в жизни дошкольника"

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности у детей дошкольного возраста.Задачи:·        Обсудить с родителями п...

СЦЕНАРИЙ родительского собрания на тему: "Игра и игрушка в жизни дошкольника"

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросе влияние современных игр и игрушек на психическое и личностное развитие ребенка.В группе столы стоят по кругу, на них лежат кружки красного и зел...

Нетрадиционное родительское собрание элементами тренинга на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника и игровыми развлечениями « День Матери»

Нетрадиционное родительское собраниеэлементами тренинга на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника и  игровыми развлечениями « День Матери» Описание: сценарий родительского...

Родительское собрание на тему: «Игра и игрушка в жизни дошкольника»

Родительское собрание на тему:«Игра и игрушка в жизни дошкольника»...

Конспект родительского собрания на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника" (консультация с элементами тренинга)

Влияние современных игр и игрушек на психическое и личностное развитие ребенка....

Консультация для родителей старшей группы детского сада на тему " Игра и игрушка в жизни дошкольника"

- показать возможность игры для развития интеллектуально-познавательной деятельности ребенка;- стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственн...