Народная игра развивает, обучает, вдохновляет.
консультация на тему

Краевая Маргарита Владимировна

Народные игры – удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. 

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учреждение «Отдел образования администрации Волжского муниципального района»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Сказка»» п. Приволжский Волжского муниципального  района Республики Марий Эл.

Народная игра развивает, обучает, вдохновляет

Консультация

                                               

                                                                           

                                                                            Подготовила:

                                                                         Инструктор по физической культуре

                                                                     Краевая Маргарита Владимировна

« Игра есть свободная деятельность

ребенка..В ней формируются все стороны

души человеческой: его ум, его сердце и его воля»

К. Д. Ушинский.

Народные подвижные игры – важная составная часть народного творчества. В них отражается древняя культура народа, его духовно-нравственные, эстетические, трудовые, экологические взгляды и представления.

Педагог В. А. Сухомлинский не мог представить себе духовную жизнь ребенка полноценной, если он не живет в мире игры, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.

Народная игра всегда использовалась с целью воспитания подрастающего поколения: формировала привычку к труду, навыки охоты, военной подготовки. Подвижные игры представляли собой состязания: бег, прыжки, метание, стрельба из лука, различные ритуальные танцы.

Игры – удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они  вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.

К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. Многие исследователи отмечают такие особенности народных игр, как высокая эмоциональная насыщенность, юмор, связь движений со словом, образность содержания.

Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны.

Игра – деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая задача, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания сближают, определенные правила помогают воспитывать целеустремленность. Ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не закрыл глаза – выходи из игры, не добежал до черты – нарушил правила и т .д. ). Задача взрослого – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Каждому хочется быть в главной роли, но не все умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать споры. На помощь приходят мудрые народные считалки.

Игра является способом познания окружающего мира. Малыши знакомятся с животными, птицами, насекомыми, их действиями, движениями, звуками, местом обитания. Например, можно привести некоторые игры: «Зайцы и волк», «Коршун и наседка», «Медведь и пчелы», «Совушка» и т.д.

Игры отражали быт народа. Так, если отец или дедушка приносил из леса зайчика , лису, то хвост добычи служил забавой для маленького ребенка. Появились игры «Подуй на хвостик», «Ловишки с хвостиком».

Возрождение народных праздников с применением игр стало характерным явлением в нашей стране в последние десятилетия. Для современных педагогов исследователей стала бесспорной необходимость привлечение исконно русских игр в повседневную жизнь малыша, возрастающая в связи с преобладанием в сфере культурного досуга западных веяний.

Традиционные (народные) игры доступны для детей начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны они и для взрослых. Поэтому возвращение этого вида деятельности очень важно и нужно в воспитательном процессе детского сада.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоциональное средство влияния на детей, побуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.  Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Литература

Лялина Л. А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С малышами мы играем – развиваем, обучаем

Организация праздника в семье....

Мультимедийная презентация "Играем, развиваем,обучаем".

Презентация для родительского собрания....

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Буклет "Играем,развиваем,обучаем"

Предлагаемые мною словесные игры позволят с лёгкостью сформировать богатый словарный запас; развить умение правильно использовать грамматические формы; освоить звуковую культуру речи и совершенствоват...

Работа с детьми ОВЗ в рамках программы "Играем, развиваем, обучаем"

laquo;Дети с ОВЗ»— понятие более широкое, чем «дети-инвалиды». Задержки и отклонения в развитии не всегда приводят к установлению инвалидности. У детей-инвалидов расстройство ...

Презентация мастер-класса "Нейроигры: играй, развивай, обучай"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29788626","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...