"Упражнения на развитие мелкой моторики"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Упражнеия на развитие мелкой моторики. Речь с движением.Упражнения на расслабление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие мелкой моторики

Сел здесь кто-то у окошка               («очки» у глаз)

Посчитать мышей немножко           («пальчики здороваются»)

Раз-мышонок сел в углу,                  (хлопок «домик» из пальцев)

Два-у печки на полу,                         (хлопок поставить кулак на кулак)

Три-забрался под кровать                 (хлопок, из ладоней составить букву Т)

Вдруг стал кто- то здесь урчать         (поочерёдно вытягивать руки вперёд с «когтями»)

Убежали мыши вон!                          (в быстром темпе хлопнуть 4 раза)

Кто урчал здесь за окном?                 (удивиться)

По дороге белой, гладкой,                   (пальчики скачут по столу.)

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок

Будем мы варить компот,                      (пальцы левой руки сложить в трубочку-

                                                                   «кастрюля», указательный правой-«ложка»,

                                                                  Ложка в кастрюле)

Фруктов нужно много.

Вот.                                                           (руки вперёд, сжимать и разжимать пальцы)

Будем яблоки крошит,                            (потереть кулачок о кулачок)

Грушу будем мы рубить,                        (ребром правой руки стучать по ладони левой)

Сладкий сахар мы добавим,                   (сложить пальцы в «щепоть»)

И компот душистый сварим!                 (хлопки)

Тесто круто замесили,                              (сжимать и разжимать пальцы)

Ух-тух, ух-тух,                                          (4 хлопка)

Сковородки раскалили,                            (поглаживать ладони)

Ух-тух, ух-тух,                                           (два раза ударить по ладони «обжигаясь»)

Лада, лада, ладушки,                                 (хлопки)    

Испечём оладушки,                                   (колечки из пальцев)

Лада, лада, ладушки,                                 (хлопки)  

Горячи оладушки.                                     (показать ладони и подуть на них)

В таз воды я наливаю                               (сложить ладони чашечкой)

Свои вещи достаю,                                   (хватательные движения пальцами)

Их сама я постираю                                  (тереть кулачок о кулачок)

И в порядок приведу.                               (большим и указательным пальцем изобразить

                                                                            прищепки)

Как у нашей кошки

На ногах  сапожки                                    (загибают по одному пальчики)

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка-

Новые кроссовки.

Вот так,                                                         («шагают» по столу указательным и

Вот так,                                                           и средним пальцами обеих рук)

Новые кроссовки.

Маша каши наварила                                   (Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила.                           Дети мешают в правой ладошке)

Положила Маша кашу

Кошке-В чашку,                                             (загибают по одному пальчику)

Жучке в плошку,

А коту в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам,

И в корытце – поросятам.

Всю посуду заняла,                                         (разжимают кулачок)

Всю до крошки раздала.                                 (сдувают «крошки» с ладошки)

Сколько птиц

К кормушке нашей                                          (ритмично сжимают и разжимают

Прилетело? Мы расскажем.                               Кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей                                  (на каждое название птицы загибают

Дятел в пестрых пёрышках                                    по пальчику)

Всем хватило зёрнышек.                                   (сжимают и разжимают кулачки)

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,                             (загибают пальцы по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,                                    (имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили                            (крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались.                           (вести указательным пальцем по ладони)

А ещё в снегу валялись                                   (класть ладошки на стол то одной то другой

                                                                                   Стороной)

Все в снегу домой пришли                              (отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли.                                 (производить движения воображаемой

                                                                              Ложкой, положить руки под щёку)

Речь с движением

Тише, тише, тише, тише,

Поселились в доме мыши,

Слышен шорох по углам

Тут и там, тут и там!

Рукавички мы надели,

Поглядите вы на нас:

В наших новых рукавичках

Мы начнём весёлый пляс,

Мы похлопаем в ладошки,

Мы потопаем немножко,

Рукавички отряхнём

И опять плясать начнём.

Упражнение на координацию речи с движением. 

Вот Уля, вот Умка, улитка, удав. (ноги на ширине плеч, руки на поясе; повороты головы вправо-влево)
У Ули улитка, у Умки удав. (
наклоны вправо-влево).
Вот Уля, вот Умка, утёнок, удод.
 (два приседания).
У Ули утёнок, у Умки удод. (
два приседания).

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Мы топаем ногами
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.

Раз, два — выше голова. Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — всем присесть. Семь, восемь — встать попросим. Девять, десять — сядем вместе.

Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сели.

Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук
Ж — ж — ж.
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш
Ш — ш — ш
И опять настала тишь.

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)

                                     

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

.  

Упражнения на расслабление

“Задуй свечу”.

 


Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

 

“Ленивая кошечка”.

  


Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

 

Упражнения на расслабление мышц лица: 

 

“Озорные щечки”.

 


Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

 

“Рот на замочке”.

  


Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:  
 У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). 
 Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с). 
 Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

 

“Злюка успокоилась”.

 


Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть: 
 А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. 
 Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать). 
 Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело, 
 Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, 
 Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

 

Упражнения на расслабление всего организма:

  

“Снежная баба”.

 


Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

 

“Птички”. 

 


Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

 

“Бубенчик”.

  


Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

 

“Летний денек”.


Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:  
 Я на солнышке лежу, 
 Но на солнце не гляжу.  
 Глазки закрываем, глазки отдыхают.  
 Солнце гладит наши лица,  
 Пусть нам сон хороший снится.  
 Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!  
 Прогуляться вышел гром.  
 Гремит гром, как барабан.

 

“Замедленное движение”. 

  


Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:  
 Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.  
 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.  
 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая. 
 Замедляется движенье, исчезает напряженье.  
 И становится понятно – расслабление приятно!

 

“Тишина”. 

 
 Тише, тише, тишина! 
 Разговаривать нельзя! 
 Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать, 
 И тихонько будем спать.

Упражнения на расслабление мышц ног:

  

“Палуба”. 

 


Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох! 
 Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! 
 Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

 

“Лошадки”. 

  


 Замелькали наши ножки, 
 Мы поскачем по дорожке. 
 Но внимательнее будьте,  
 Что вам делать, не забудьте!

 

“Слон”. 

 


Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”

Тема «Цветы»

Каждый бутончик

Склониться бы рад                            (Движения глазами влево - вправо

Влево и вправо,                                     посмотреть  вдаль и на кончик носа.)

Вперёд и назад.

От ветра и зноя бутончики эти           (Сомкнуть веки)

Спрятались живо в цветочном

Букете.

На горе мы видим дом,                              (поднять глаза вверх)

Много зелени кругом,                                (круговые движения глазами)

Вот деревья, вот кусты,                              (посмотреть влево – вправо)

Вот душистые цветы.                                 (посмотреть вперёд)

Тема «Осень»

Вот стоит осенний лес!

Полон сказок и чудес!                                      (круговые движения глазами)

Слева – сосны, справа – дуб,                            (движения глазами влево – вправо)

Дятел сверху, тук да тук.                                   (движения глазами вверх – вниз)

Глазки ты закрой – открой                                 (движения глазами по тексту)

И скорей бегом домой

Осень! Осыпается весь наш бедный сад…       (движения глазами вверх – вниз)

Листья пожелтелые по ветру летят.                   (круговые движения глазами)

Лишь в дали красуется, там на дне долин         (посмотреть вдаль)

Кисти ярко – красные вянущих рябин.             (закрыть глаза)

Листопад, листопад, листья жёлтые летят        (движения глазами вверх – вниз)

Жёлтый клён, жёлтый бук,                                 (движения глазами влево – вправо)

Жёлтый в небе солнца круг.                               (движения глазами вверх, по кругу)

Жёлтый двор, жёлтый дом                                 (движения глазами вниз, вдаль)

Вся земля желта кругом.                                     (движения глазами по кругу)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем овощи искать.                                        (круговые движения глазами)

Что растёт на нашей грядке?                           (посмотреть вниз)

Огурцы, горошек сладкий,                               (влево – вправо)

Там редиска, там салат.

Наша грядка просто клад.                                  (поморгать глазами)

Посмотри – ка вокруг: сколько опят!                (движения глазами влево – вправо)

Шляпки грибов, как монетки горят,                  (дети смотрят вдаль)

От шляпок рябит в глазах у ребят.                     (часто поморгать глазами)

Справа зреет земляника,                                      (движения глазами влево – вправо)

Слева – сладкая черника,

Справа – красная брусника,

Слева спеет ежевика.

Ягоды все соберём                                               (сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 сек.

Отдохнём и потом домой пойдём.                           повторить 6-8 раз)

Гроздья рябины на солнце горят,                    (плотно закрывать и широко открывать

                                                                              глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 сек.)

Рябит от рябины в глазах у ребят.                   (в течении 3 сек. Смотреть на яркий свет,

                                                                              потом закрыть глаза рукой и дать им

                                                                              отдохнуть, повторить 3 раза)

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,                                     (по заданному педагогом направлению

Голубику, костянику,                                            дети перемещают взгляд)

Кисловатую бруснику.

Тема «Зима»

Снег – снежок, снег- снежок                    (частое моргание глазами)

По дорожке стелется                                   (движения глазами влево – вправо)

Снег – снежок, снег – снежок                   (частое моргание глазами)

Белая метелица.                                         (круговые движения глазами)

Снег – снежок, снег – снежок                   (частое моргание глазами)

Замело дорожки                                         (посмотреть вдаль)

Снег – снежок, снег – снежок                   (частое моргание глазами)

Тает на ладошке                                        (посмотреть на ладошку)

Тема «Весна»

Весна, весна! Пришла весна!                  (потереть ладошки друг о друга и прикрыть

Тепло на крыльях принесла.                    Ими сомкнутые глаза)

И вот на самом солнцепёке                  (широко открыть глаза)

С поднятой гордо головой

Расцвёл подснежник голубой.              (поморгать глазами)

Тема «Птицы»

Перед нами петушок-                             (посмотреть вдаль)

Он с земли зерно клюёт.                        (посмотреть вниз)

С ним и курица идёт,                             (посмотреть влево)

С ним и уточка плывёт                          (посмотреть вправо)

Сверху солнце ярко светит,                   (посмотреть вверх)

Согревает всех на свете.                         (быстро – быстро поморгать глазами)

В небе жаворонок пел,                           (движения глазами вверх)

Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.                        (движения глазами вниз)

Тот кто песенку найдёт,

Будет счастлив круглый год.                  (частое моргание глазами)

Вот стоит большая ёлка,                          (движения глазами снизу вверх)

Вот такой высоты.

У неё большие ветки,                                (движения глазами слева – направо)

Вот такой ширины.

Есть на ёлке даже шишки

А в низу берлога мишки,                         (движения глазами вниз)

Зиму спит там косолапый,                        (прикрыть глаза)

И сосёт в берлоге лапу.

Ходит Васька беленький,                          (движения глазами влево – вправо)

Хвост у Васьки серенький,

Только мыши заскребут,                            (указательные пальцы обеих рук

Чуткий Васька тут как тут,                        поднести к внешним уголкам глаз потянуть их,

                                                                      чтобы глаза сузились в щёлочку, одновременно

                                                                       часто моргая)

Когти расправляются,                                 (опустить руки, расслабиться на 2-3 сек.)

Глазки закрываются.

Васька мышек сторожит,

Притворился будто спит.

Медвежонок потянулся,                               (движения глазами вверх)

Раз – налево посмотрел,                               (влево)

Два – направо посмотрел.                            (вправо)

Лапы в стороны развёл,                                (смотрят вдаль и разводят руками)

Мёда видно не нашёл.                                   (закрывают глаза)

                                                                                 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные то...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"

в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...