Особенности организации физкультурных занятий в логопедических группах ДОУ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Особенности организации физкультурных занятий  в  логопедических  группах  ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации физкультурных занятий  в

логопедических  группах  ДОУ

Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения -дело государственной важности. Значительную роль в решении этой задачи играют дошкольные учреждения, которые, являясь первой ступенью общей системы народного образования, призваны обеспечить охрану жизни, укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие.

Для развития двигательных способностей (двигательных умений и физических качеств) детей дошкольного возраста в процессе физкультурно-спортивной деятельности целесообразно использовать такие подходы и технологии, которые учитывали бы интересы, склонности, потребности, желания детей, способствовали бы развитию творческого потенциала ребенка, формированию его личностных качеств и становлению ребенка как субъекта собственной двигательной деятельности. От педагога требуется грамотное проектирование физкультурных занятий.

Организация физкультурных занятий в логопедических группах -процесс непростой. Осложняется он тем, что помимо нарушения речи, у таких детей наблюдается задержка психического развития, нарушение поведенческих нормативов. Поэтому, планируя физкультурные занятия в этих группах, необходимо учитывать имеющиеся проблемы:

- гипер- или гиподинамия (мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса);

- нарушение общей моторики (лазание, прыжки в длину, метание);

- нарушение ручной моторики;

- общая скованность и замедленность выполнения движений;

- дискоординация движений;

- несформированность функций равновесия;

- недостаточное развитие чувства ритма;

- нарушение ориентировки в пространстве;

- замедленность процесса освоения новых движений;

- нарушение осанки (сколиоз), плоскостопие;

- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, ловкости, скорости).

Совсем необязательно, что у детей наблюдаются все эти проблемы. Но даже наличие одной из этих проблем обязывает инструктора по физической культуре продумывать занятие так, чтобы оно носило индивидуально-коррекционный характер.

При планировании занятий в логопедических  группах обязательно применять:

- дробность предлагаемых нагрузок;

- проведение психогимнастики (упражнения «замерзли», «улыбнулись» и т.д.);

- динамические паузы;

- подвижные игры с последующим «сбросом» накопившихся эмоций;

- включение специфических упражнений, развивающих крупную и мелкую моторику, автоматизмы движения рук, статическое и динамическое равновесие, совершенствование координационных механизмов нервной системы (игра в «классики», упражнения с мячом и т.д.);

- элементы логоритмики (движения, которые сочетаются с речевым сопровождением-звуком, словом, фразой, стихами и т.д.). Они способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению;

- пальчиковая гимнастика с использованием игрушек и мелких пособий: палочек, колечек, цилиндров, маленьких мячей;

- упражнения на релаксацию, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное напряжение;

- дополнительные виды занятий    (хореография, детский фитнес, игры с мячом ).

Особо хотелось бы отметить роль игры и сказкотерапии. Использование в своей работе с детьми метода сказкотерапии помогает понять следующие детские проблемы:

-трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями),-это естественные для каждого ребенка конфликты, переживания, обиды.

-переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так»,чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение- это результат ощущения  собственной   малозначимости  и попытка таким образом доказать обратное. Такой ребенок часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребенок, кажущийся слабым и «забитым».

-страхи и тревоги по самым различным поводам. Здесь важно не то, чего боится ребенок, а то, как он боится. Если страх тормозит его развитие, то требуется квалифицированная помощь.

-проблемы, связанные со спецификой возраста.

Основная цель занятий – снижение психоэмоционального напряжения у детей, вызванного той или иной проблемой.

Задачи :

-учить детей осознавать собственную значимость в мире, среди людей, открыть для себя и других непознанные грани своей индивидуальности;

-обучать методам снятия эмоционального и мышечного напряжения;

-развивать способность понимать свое эмоциональное состояние и состояние другого человека;

-развивать самоконтроль поведения, эмоциональную устойчивость в ходе общения;

-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

-развивать согласованность движений тела;

-развивать моторику речевого аппарата.

 Если занятие «сказочно-волшебное» (игра, путешествие и т.д.), то активность детей и эффективность такого занятия 100- процентная. Такие занятия увлекают и вовлекают даже самых «сложных» детей.

Представляю фрагмент занятия с мячами «Путешествие с колобком» для младшей, а с добавлением заданий и для старшей группы.

Инструктор: -Сегодня, мы с вами отправимся в путешествие с одним сказочным героем. Он такой круглый и румяный. Кто же это?

Дети: Колобок.

Дети идут по тропинке спортивной ходьбой, перешагивая пеньки- шаг с высоким подниманием колена; «змейкой»; перешагивая лужи- широкий шаг и т.д.

Инструктор: Кого на своем пути повстречал колобок?

-зайца (прыгают; ушками, хвостиком шевелят…);

-волка (крадется, воет…);

-медведя (шаг на внешней стороне стопы, под стишок «Мишка косолапый»);

-лису (легкая походка, виляние  хвостом…).

Далее в занятие можно включить:

-перекат мяча по кругу;

-передача мяча из рук в руки;

-передача мяча за спиной;

-перекат между ног змейкой и т.д.

Не менее ценно, использование по ходу занятия стихотворений или отрывков из произведений детских поэтов и писателей.

-«Велосипед»-ехали медведи на велосипеде…К.И.Чуковский.

-«Лягушка» -ква.ква,ква,ква,ква,ква- утром влажная трава…

 Работая над планированием занятия -  сама сочиняю стихи. Это не только обогащает образное представление движений, но и задаёт положительно-эмоциональный тон всему занятию, а так же ритмичность исполнению упражнений. Например, на вводную часть:

-Утром рано мы проснулись,

Солнцу, небу улыбнулись.

На носочки встали,

До облаков достали.

На пятки встали - пошагали…

Мишками мы стали

Косолапо зашагали.

А теперь мы боком встали,

Приставным шагом зашагали.

Вдруг лошадками мы стали

И галопом поскакали.

          Вывод:

Это лишь малая часть тех элементов занятий, которые я  эффективно использую в своей работе. Очень помогает молодым специалистам опыт педагогов - стажистов,  которым они  активно делятся в сообществе коллег на различных спортивных мероприятиях и в рамках методического объединения.

А самое главное, если педагог любит детей и работает с душой и огоньком в душе - все у него получится. И все занятия будут «клевыми»    (так мне дети сказали, после первого занятия, а их не обманешь). Опыт и мастерство приходят со временем.

Всем удачи в работе, послушных исполнительных деток, новых находок и идей.

Используемая литература:

1.Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие.- М.: Владос, 2001.

2.Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. общеразвивающие упражнения в детском саду. –Москва «просвящение» 1990.

3.Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду.-Москва 2004.

4.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку.- М.: Ось-89, 2001.

5.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Проективная диагностика в сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2003.

Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду.-Ярославль. Акдемия  развития, 2006.

6. Ковальков В.И. Здоровьесберегающие технологии.- М.: Вако, 2007.

Куделькина Оксана Владимировна,

Инструктор по ФК МБДОУ № 33,

г. Красноярск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации физкультурных занятий в разновозрастной группе детского сада

Особенности проведения занятий, формы проведения занятий, типы занятий...

особенности организации физкультурно-оздоровительной системы в доу

Особенности организации физкультурно-оздоровительной системы в ДОУВведениеАктуальность данной темы проявляется в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Эта проблема стоит особ...

Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками разных возрастов.

Введение.1.Физкультурные досуги  в ДОУ круглый год. 2. Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками разных возрастов. Заключение.Список литературы....

презентация "Особенности организации физкультурно-массовых мероприятий в детском саду"

Особенности организации физкультурно-массовых мероприятий в детском саду...

Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками разных возрастов.

Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками                                      ...