Особенности Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей с ООП в инклюзивной коррекционной группы.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Особенности организации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы все нужны друг другу»

В нашем детском садике №18 «Иркэ нур», осуществляется работа по физическому развитию, как обычных детей, так и детей с ЗПР, т.е. детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Данные дети не имеют серьезных противопоказаний против занятий физической культурой, но требуют особый подход в работе с ними.

            Дети с ЗПР относятся к группе детей с особыми образовательными потребностями. Такие дети являют собой очень разнообразную группу. Их физические возможности могут проявляться как в форме расторможенного, двигательно-беспокойном, так и скованном, заторможенном поведении (аутисты и дети с СДВГ (синдром двигательной гиперактивности)). . Эта группа, по сути, является инклюзивной т.к. функционирует  в рамках массового детского садике и объединяет детей с различными диагнозами. На своих занятиях инструктор физической культуры, должен выбирать различные способы коррекции для каждой подгруппы детей. Поэтому  на занятиях необходимо учитывать специфику психики и здоровья каждого ребёнка.

             1. Изучив программу «Истоки» массового детского сада соответствующую требованиям ФГО

2.   Программа для детей с ЗПР (Кузнецова,  Колесникова);

            3. Планирование коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя- логопеда (Н.В.Нищева);

             4. Опыт работы по реализации инклюзивного образования;

             5. Методическую разработку «Учиться и жить вместе: открытое пространство инклюзии»

Был создан перспективный план работы коррекционной группы.

Особенности нашей группы: объединяет детей с 4-7 лет со следующими особенностями:

  • Дети со сниженным интеллектом;
  • Дети ЗПР;
  • Дети с нарушение зрения;
  • Дети с нарушениями двигательной сферы;
  • Дети- аутисты;
  • Дети с СДВГ;
  • Дети с тяжелыми нарушениями речи.

8 детей и 11 имеют инвалидность.

Формы и методы работы на занятиях физической культурой.

  • Групповое занятие;
  • Подгрупповое;
  • Индивидуальные;
  • Факультативные с родителями;
  • Элементы адаптивной физкультуры;
  • Минуты релаксации;
  • Элементы логоритмики.

При организации занятий программа физических нагрузок имеет упрощённый вид для сложно координационных упражнений, упражнений, включающих в себя прыжки и подвижные игры. Мы стараемся не использовать сложно координационные упражнения в работе с детьми, т.к. дети затрудняются выполнить данные упражнения и будут выполнять их неправильно, что может впоследствии привести к травматизму. Подвижные игры представляют собой два-три правила доступных для понимания воспитанников.

Проводя работу с семьей ребенка ООП  по двигательному развитию, родителям рекомендуется повторять игры и упражнения, применяемые на занятиях в домашних условиях. С этой целью для них проводятся групповые консультации, семинары, практические занятия, на которых они знакомятся с организацией двигательной активности ребенка. Это вносит вклад в коррекционную работу детского сада.

Специфика занятий физкультурой с детьми с ООП заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на коррекцию физического, но и психического здоровья. Основными задачами на каждом занятии являются коррекция и профилактика осанки, плоскостопия, ходьбы, бега и других естественных движений, активизация вегетативных функций и укрепление мышечного корсета. Это делает занятия коррекционно развивающими.

 Деятельность по физическому развитию направлена на решение задач двух типов:

1.  Общепедагогические задачи: укрепление здоровья ребенка; развитие произвольных движений; профилактика соматического здоровья; закаливание организма.

2.    Коррекционные задачи: создание развивающей среды, комплекса условий, стимулирующих психомоторное развитие; осуществление системы коррекционных мероприятий, направленных на развитие произвольных движений и коррекции общей и мелкой моторики

От педагога физкультуры требуются знания основных дефектов, их проявлений, сопутствующих заболеваний, медицинских показаний и противопоказаний к тем или иным видам физических упражнений. Данные знания необходимы педагогу для того, чтобы не навредить здоровью, а также выявить потенциальные возможности ребенка, определить оптимальный путь развития и коррекции. Для более эффективной работы в данном направлении педагогу физической культуры необходимо постоянно взаимодействовать с другими специалистами образовательного учреждения, а именно с диффектологом, психологом, воспитателями, педагогом по ЛФК, массажистом.

Работая с детьми с ООП мы используем такой эффективный метод, как логопедическая ритмика. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.  

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания;
  • развитие пространственной организации движений;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
  • формирование и развитие кинестетических ощущений;
  • воспитание выразительности и грации движений;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
  • развитие чувства ритма;
  • воспитание умения перевоплощаться, и т.д

Игры развивают не только двигательные умения дошкольников, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать всё тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что особенно важно – отвлекают ребёнка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности по всем разделам программы.

В процессе обследования возможностей детей, мы применяем диагностики для детей с ЗПР. Вместе с тем жизнь заставила нас предъявлять нашим детям более простые методики обследования. Поскольку дети нашей группы в 90% просто не умеют даже ходить друг за другом, не  могут выполнить элементарных речевых инструкций или выполняют их с пятого повтора, не могут подбросить и поймать мячик, и т.д. Это заставляет нас опираться на требования программы более младшего возраста, чтобы постепенно в процессе обучения добивать выравнивания стартовых возможностей детей в сравнении со здоровыми сверстниками

На своих занятиях педагог физической культуры должен проводить диагностику степени физического развития в начале и конце учебного года. Следует подчеркнуть, что применение диагностик мы осуществляем в строгом соответствии с требованиями ФГО. Благодаря результатам входной диагностики выявляются основные проблемы развития, и создается образовательный маршрут. Таким образом, в работе используется компенсаторный принцип воздействия, заключающийся в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет активного использования сохранных функций.

Дети с ООП испытывают дефицит двигательной и эмоциональной активности, поэтому на занятиях физкультурой необходимо большое разнообразие двигательной деятельности. И наоборот дети с СДВГ нуждаются в применении релаксирующих действий

Формы работы на занятиях достаточно разнообразны: основные виды движений и гимнастики не меняются на протяжении месяца, индивидуальные (в процессе групповой работы, облегченное задание для вновь поступившего ребенка в данную группу, либо с более тяжелым диагнозом), соревновательными и игровыми (внутри группы). Одни формы организуются педагогом физической культуры самостоятельно, другие после обсуждения и рекомендаций других специалистов. А также на занятиях присутствуют воспитатели и специалист (диффектолог, психолог и др.), участвующие в процессе занятия. Это дает возможность более эффективного включения некоторых воспитанников в процесс обучения. При работе с данной группой детей мы используем наглядно-действенные способы работы для объяснения того или иного упражнения, так как обращенная речь не всегда  доступна  для всех детей. Осуществляя преемственность в работе с воспитателями мы организуем спортивные уголки в группах и консультируем их по работе со спортинвентарем в группах и на участках.

Успешности работы по двигательному развитию способствует создание адекватной возможностям ребенка с ООП охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие всех видов детской деятельности, в том числе двигательной. Коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.

Занятия физкультурой для детей с ООП является одной из эффективных форм их социализации, а также коррекции нарушений их развитии.

Особенности Организация
        физкультурно-оздоровительной
работы для детей с ООП в инклюзивной коррекционной группы.
(сообщение из опыта работы д/с №18)
 МБДОУ №18

Подготовила:

Инструктор ФК

Аглямова Регина Валерьевна

        2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности работы воспитателя с детьми по заданию учителя – логопеда в коррекционных группах»

Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.П...

Методическая разработка «Особенности организации специальных условий для детей с косоглазием в дошкольной образовательной организации»

Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящ...

«Особенности работы воспитателя с детьми по заданию учителя – логопеда в коррекционных группах»

Семинар-практикум "Особенности работы воспитателя с детьми по заданию логопеда в коррекционных группах"...

Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"

Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"...

Особенности организации НОД по подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте

Консультация из опыта работы по теме: "Особенности организации НОД по подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте"...

Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОУ на тему: "Особенности работы с детьми с ОНР и ФФНР в условиях коррекционной группы компенсирующей направленности"

Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всеми системами родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы...