Главные вкладки

    Особенности организации НОД по подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте
    консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Пушкина Людмила Юрьевна

    Консультация из опыта работы по теме: "Особенности организации НОД по подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekst_k_prezentatsii.docx17.14 КБ
    Файл prezentacija-po-obucheniyu-gramote_kpcbt.pptx1.3 МБ

    Предварительный просмотр:

    «Особенности организации НОД по подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте»

    Разработала: Пушкина Людмила Юрьевна- воспитатель подготовительной к школе группы.

       Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка         к обучению         грамоте.      
    (Слайд         №2) От того, насколько успешно ребенок освоил основы звукового анализа, дифференциации звуков, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.  Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходиться на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать еще         в детском саду.            
    ( Слайд         №3) Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения         грамоте:   
    - формирование звуковой стороны речи: т.е. ребенок должен владеть правильным,         четким         произношением         звуков;
    - формирование фонематических процессов, подразумевает умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
    - в понятие готовности к звуковому анализу и синтезу входит  умение выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных и согласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; последовательно выделять звуки и устанавливать их место в слове;
    - знакомство детей с терминами: звук, слог, слово, предложение, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие,  учит детей работать со схемой слова, предложения;
    - навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза.

    (Слайд №4) Этапы. При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как  «предложение», «слово», «слог», «звук» .  (Слайд №5)  На первом этапе дети узнают, что наша речь состоит из предложений. Каждое предложение это законченная мысль. Когда мы произносим предложение, то в конце каждого из них мы понижаем голос, останавливаемся, делаем паузу. Дети учатся выделять предложения из речи, определять на слух количество предложений в тексте; работают над выделением слов из предложений, определением кол-ва слов в предложении; приходят к выводу, что предложение состоит из слов, связанных по смыслу.  Далее знакомятся со схемой предложения. Учатся «записывать» предложения, упражняются в составлении предложений из 2-3, 4 слов с определенным         словом.                      
    Например:
    Составьте предложение  со словом солнце и составьте схему   предложения (Ярко светит солнце. В этом предложении 3 слова. Первое слово Ярко, пишем с заглавной буквы, второе – светит, третье- солнце.
    В конце предложения         ставим         точку).  
    (Слайд №6) Также дети учатся составлять предложения по опорным картинкам;         по схемам         с         заданным         количеством         слов.
    СЛОВО. После того как дети хорошо усвоили структуру предложения, знакомимся с составом слова.  Дети узнают, что слово  состоит из слогов (частей); учимся делить слова на слоги. Знакомимся со способами деления слов на части. Можно слово делить хлопками, простукиванием пальцем по столу, но более точный способ – это контроль рукой за опусканием подбородка. Сколько раз подбородок коснется руки, столько слогов в слове (ПРИМЕР: мак,        Ма-ша)        и        т.д..
      Знакомимся с короткими и длинными  словами  (дом, муравей). Короткое слово состоит из одного слога, а длинное из нескольких частей-слогов. С помощью  слоговых домиков, вагончиков упражняемся в делении сов на части.
      Следующий этап
     – знакомство  с образованием слогов - состоят из звуков (слияние звуков). В образовании слогов, помогает звуковая зарядка.  (тренинг с         воспитателями)

    Например: Верни слог: р,а –ра,  к,и, -ки, о, т – от
    - верни звуки: му – м,у; ан – а,н; ки – к, и
    - вернуть слово: к,о,т –кот, т,о,к – ток, к,и,т – кит
    - вернуть звуки: сок – с,о,к, мак – м,а,к,  роза –р,о,з,а.
    -Усложняем задачу – вернуть только гласные: мак-а, сом-о, роза-о, а:
    - вернуть согласные :шум –ш,м, дым-д,м.

    (Слайд №7) Следующий этап - знакомство со звуками. При знакомстве со звуками начинаем знакомиться с звуковым составом слова, в этом нам помогают «звуковые бусы»  «Звуковые бусы» представляют собой цепочки кругов (как бы нанизанные на ниточку бусины), каждая бусинка – это определенный звук в слове; сколько звуков в слове, столько бусинок в бусах. Работа со «звуковыми бусами» помогает детям научиться слышать каждый звук         в         слове.
    Далее идет  знакомство с гласными и согласными звуками - бусины-круги приобретают         цвет: красный кружок обозначает гласный звук, синий – согласный твердый, зеленый – согласный мягкий.

    Когда знакомимся  со звуками с помощью схемы (рыбки или полоски с тремя окошками) тренируемся в определении позиции звука в слове.
    Например, такое задание: Где прячется звук (определить положение звука в слове: в начале, в середине или в конце слова)

    Далее начинаем знакомить со звуковым анализом слова. Слова даем, которые четко слышим и не изменяется звук. Слова для звукового анализа даем по принципу от простого к сложному.

    Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

    -Слова из двух гласных (ау, уа);

    - слова из двух звуков (ум, ах, ус);

    - слова из трех звуков (дым, мир);

    - слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

    - слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист)

    - слова из одного слога со стечением согласных в начале (двор, гром);

    - слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов(галка, сумка);

    - слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

    (Слайд №8) При работе со звуковым  анализом  слова учим детей  пользоваться алгоритмом. Пример:  ЗИМА

       1.Произнеси слово и послушай его.

       2. Произнеси слово по слогам.

       3. Выдели первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

       4.Обозначь выделенный звук кружком нужного цвета.

       5. Выдели  второй звук в слове, назови и охарактеризуй его.

       6.Выдели третий звук и т.д.

       7. Прочитай по кружкам слово целиком.

       8.Ответь на вопросы: сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных?

    (Слайд №9) Чтобы подготовка к обучению грамоте прошла успешно, нужно создать условия для интересной работы , в этом нам поможет хорошо оснащенная развивающая  предметно-пространственная  среда (РППС).

    -Наглядный материал;
    -Различные дидактические пособия;
    -Подшивки ребусов;
    -Картотеки артикуляционной , дыхательной и пальчиковой гимнастики
    -Картотеки игровых упражнений;
    - Дидактические игры фабричные и сделанные своими руками и т.д.

    Итог. Подготовка к обучению  грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    « Особенности организации НОД по подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте » Воспитатели: Пушкина Л.Ю. МДОУ детский сад №30 г. Ржев 2018г

    Слайд 2

    « От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии». Д.Б. Эльконин

    Слайд 3

    Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов Формирование звуковой стороны речи Формирование фонематических процессов Умение работать со схемой слова, предложения Готовность к звуковому анализу и синтезу звукового состава речи Владение навыками слогового чтения Знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие

    Слайд 4

    Этапы работы ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВО СЛОГ ЗВУК

    Слайд 5

    Предложение. Слово. - учить выделять предложение из речи, определять на слух количество предложений в тексте. - учить анализировать состав предложения из трех-четырех слов, составлять схему предложения. - упражнять в составлении предложений с заданным словом, по заданной схеме. Пример: Ярко светит солнце.

    Слайд 6

    Составьте схему предложения по опорным картинкам.

    Слайд 7

    Слово. Слог Слово состоит из слогов. Слог-часть слова. Знакомство с «короткими» и «длинными» словами. Слог. Звук. Слог состоит из звуков. Звуки в слове стоят в определенном порядке. Определение позиции звука в слове. Знакомство со звуковой схемой слов. - звуковые бусы - гласный звук - согласный твердый звук - согласный мягкий звук

    Слайд 8

    Алгоритм звукового анализа слова: 1.Произнеси слово и послушай его. 2. Произнеси слово по слогам. 3. Выдели первый звук в слове, назови его, охарактеризуй. 4.Обозначь выделенный звук фишкой нужного цвета. 5. Выдели второй звук в слове, назови и охарактеризуй его. 6.Выдели третий звук и т.д. 7. Прочитай по фишкам слово целиком . ЗИМА 8.Ответь на вопросы: сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных?

    Слайд 9

    Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС), способствующей развитию речи детей, формированию речевой активности. Условия формирования звуковой культуры речи дошкольников Создание полноценной речевой среды: соблюдение взрослыми всех языковых норм (произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических).

    Слайд 11

    Рисунки и схемы помогают педагогам объяснить детям правильную артикуляцию звуков.

    Слайд 12

    Соотнеси картинку со схемой слова

    Слайд 14

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Играем в школу"

    Конспект рассчитан на подготовительную к школе логопедическую группу.Основное речевое заключение детей - ОНР 3 уровня речевого развития, второй год обучения....

    Мастер-класс ( конспект занятия) для подготовительной к школе группы по обучению грамоте У нас в гостях клоуны Бим и Бом.

    Цели:1.     Познакомить с новыми звуками  [ б] и [б`] и буквами Б, б.2.     Продолжать учить читать слоги, слова с новыми буквами.3....

    Консультация - практикум для родителей подготовительной к школе группы по обучении грамоте

    Данный материал познакомит родителей, как в детском саду проходят занятия по обучению грамоте. Практические упражнения  помогут родителям в индивидуальной работе с детьми дома по работе со звукам...

    Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте, развитию речи и познанию мира с элементами речевого творчества на тему: «Поможем Интернешке!»

    Ø Закрепление знаний о гласных и согласных буквах, их характеристиках, особенностях.Ø Закрепление знания правильного печатного изображения букв алфавита.Ø Совершенствование навыка слого-звукового анал...

    Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по обучению грамоте на тему: "Приключения Буратино"

    Помочь дошкольнику освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии....

    Конспект НОД для воспитанников подготовительной к школе группе по обучению грамоте на тему: «Илья Муромец».

    Цель и задачи: расширение словарного запаса детей, формирование представлений о русских богатырях, упражнение в употреблении глаголов прошедшего времени; формирование навыков звукового анализа слов, д...