Методическая разработка «Особенности организации специальных условий для детей с косоглазием в дошкольной образовательной организации»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Губайдуллина Гульнара Мухаметовна

Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящему дошкольнику. Детей с нарушением зрительных функций необходимо учить пользоваться всеми анализаторами. Игра помогает развивать сохранные анализаторы, а также остаточное зрение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosoglazie.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Особенности организации специальных условий для детей  с косоглазием в дошкольной образовательной организации»

Выполнила:

Губайдуллина Гульнара Мухаметовна

воспитатель

МБУ д/с № 199 «Муравьишка»

г.о.Тольятти

В детской офтальмологии косоглазие (гетеротропия или страбизм) встречается у 1,5-3% детей, с одинаковой частотой у девочек и мальчиков. Как правило, косоглазие развивается в 2-3-летнем возрасте, когда формируется содружественная работа обоих глаз; однако, может встречаться и врожденное косоглазие.

Косоглазие является не только косметическим дефектом: это заболевание приводит к нарушению работы практически всех отделов зрительного анализатора и может сопровождаться рядом зрительных расстройств. При косоглазии отклонение положения одного или обоих глаз от центральной оси приводит к тому, что зрительные оси не перекрещиваются на фиксируемом предмете. В этом случае в зрительных центрах коры головного мозга не происходит слияния раздельно воспринимаемых левым и правым глазом монокулярных изображений в единый зрительный образ, а возникает двойное изображение объекта. Для защиты от двоения ЦНС подавляет сигналы, получаемые от косящего глаза, что с течением времени приводит к амблиопии - функциональному понижению зрения, при котором косящий глаз почти или совсем не задействуется в зрительном процессе. При отсутствии лечения косоглазия развитие амблиопии и снижение зрения происходит примерно у 50 % детей.

Кроме этого, косоглазие неблагоприятно влияет на формирование психики, способствуя развитию замкнутости, негативизма, раздражительности, а также накладывая ограничения на выбор профессии и сферы деятельность человека.

Для детей с нарушениями зрения специальная образовательная среда в общеобразовательной организации должна предусматривать:

-наличие нормативно-правового обеспечения организационных, материальных, кадровых, содержательных аспектов процесса инклюзивного образования в общеобразовательных организациях;

-обеспечение индивидуального подхода в удовлетворении общих и специальных образовательных потребностей детей с нарушением зрения с учетом состояния зрения, наличия медицинских ограничений и/или противопоказаний; образовательного уровня ребенка и его образовательных потребностей;

-обеспечение безбарьерности окружающей предметной, архитектурной, а также коммуникативной, информационной и дидактической сред;

-наличие учебно-методического обеспечения и технического оснащения для осуществления образовательного процесса для детей с нарушениями зрения в общеобразовательной организации;

-обеспечение специального психологического сопровождения учащегося с нарушением зрения на всех этапах инклюзивного обучения;

-обеспеченность инклюзивного образовательного процесса психолого-педагогическими кадрами, владеющими знаниями об особенностях познавательной деятельности, общения, социального взаимодействия, передвижения и ориентировки в пространстве и о других специфических особенностях незрячего/слабовидящего человека; способных трансформировать и адаптировать учебный процесс, содержание, формы и методы учебной и воспитательной работы в соответствии с этими знаниями; владеющих необходимыми профессиональными компетенциями для удовлетворения всех имеющихся у незрячего и слабовидящего ребенка образовательных потребностей;

-наличие благоприятного психологического климата в общеобразовательной организации, доброжелательных отношений сотрудничества и взаимоуважения между всеми участниками образовательного процесса, готовности зрячих учащихся к волонтерской помощи, поддержке и товарищеским отношениям с детьми с нарушениями зрения.

У большинства детей с патологией органа зрения имеются отклонения в физическом и психическом развитии, что определяет их морфофункциональную незрелость, проявляющуюся в пониженной работоспособности и быстрой утомляемости. Зрительные расстройства значительно снижают двигательную активность детей, что определяет низкие адаптивно-компенсаторные возможности организма и отражается на состоянии здоровья. Изменения функционального состояния организма не идентичны у слабовидящих и косоглазых детей и зависят от формы патологии и степени снижения остроты зрения. При организации учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы  с детьми, имеющими патологию  органа зрения, следует руководствоваться следующими принципами:

1. Максимальное слияние лечебно-коррекционных и педагогических воздействий.

2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.

3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.

4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания.

При построении коррекционно-развивающей среды в группе особое значение приобретает личностно-ориентированная модель взаимодействия между педагогом и детьми, так как в силу своих особенностей дети не в полной мере могут использовать визуальный канал восприятия. Это значит, что в воспитательно-образовательном процессе с детьми с нарушением зрения педагог больше, чем со здоровыми детьми, опирается на аудиальный и кинестетический каналы восприятия. Например, воспитатель не показывает детям, как им нужно встать, а подходит к каждому из них со спины и, взяв руки ребенка, ставит их в нужное положение со словесной инструкцией.

На занятиях дети с нарушениями зрения быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Поэтому на любом занятии необходимо сочетание разных форм наглядности и словесного пояснения. Своевременное введение активного отдыха в занятие позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма. Благотворное влияние активного отдыха на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора детей с косоглазием - после 7 - 15 мин. непрерывной зрительной нагрузки.

Введение на занятиях  динамических пауз по 3 мин. (одной - для детей с косоглазием и двух - для слабовидящих) в виде гимнастики с музыкальным сопровождением способствует не только предупреждению зрительного утомления, но и усиливает двигательную активность детей с нарушениями зрения, вовлекает в работу группу мышц, несущих значительную статическую нагрузку. Особое значение для повышения работоспособности и сохранения зрения имеет рациональная организация перемен и перерывов между занятиями. Проведение подвижных игр средней интенсивности оказывает положительное влияние на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора детей с косоглазием как в течение дня, так и всей недели. Занятия по физкультуре и музыке, сопровождающиеся большой двигательной активностью и насыщенные эмоционально, способствуют улучшению функционального состояния организма детей.

Учебно-наглядные пособия должны отвечать как педагогическим, так и лечебно-коррекционным и гигиеническим требованиям. Они должны пробуждать и стимулировать интерес детей к занятиям, а формой, расцветкой, размерами, соотношениями частей соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения ребенка.

Благоприятные для зрительной работы условия предполагают достаточную освещенность помещений и рабочих поверхностей, соответствие мебели росту детей и ее удобное расположение, демонстрацию наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии (в соответствии с остротой зрения, правильное цветовое оформление помещений).

Во время занятий  по изодеятельности целесообразно использовать мольберты, особенно для детей со сходящимся косоглазием.

Раздаточный материал при сходящемся косоглазии (направление взора вверх и вдаль) нужно располагать обязательно на подставке, при расходящемся косоглазии (направление взора вниз и вблизи) наглядный материал лучше положить на стол.  Выбор упражнений и игр в значительной степени зависит от характера зрительного нарушения. При сходящемся косоглазии подбирают упражнения, не требующие напряжения аккомодации и конвергенции и связанные с направлением взора вверх и вдаль. При расходящемся косоглазии, наоборот, лечебными являются занятия, вызывающие напряжение аккомодации и конвергенции и сопровождающиеся направлением взора вниз на близкое расстояние. В комплексе упражнений для развития бинокулярного зрения у детей со сходящимся косоглазием эффективны групповые специальные игры, в которых внимание ребенка привлекается к далеким и высокорасположенным объектам (деревья, птицы, облака). К этим играм относится также забрасывание мяча в кольцо, метание мяча. Для выработки глубинного бинокулярного зрения у детей с расходящимся косоглазием необходимы занятия на природе (сбор цветов, трав, разглядывание букашек, лягушек, бабочек, кузнечиков и т. д.). При развитии бинокулярного, а на его основе глубинного зрения особое значение придается физическому развитию и двигательной тренировке, подвижным играм. Для этого применяется ряд упражнений: метание мяча в цель, кегли, городки,  бадминтон; организуются спартакиады, прогулки, экскурсии. Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящему дошкольнику. Детей с нарушением зрительных функций необходимо учить пользоваться всеми анализаторами. Игра помогает развивать сохранные анализаторы, а также остаточное зрение. Например, в игре “Что в коробочке?”, “Чудесный мешочек”, “Угадай на вкус и запах”, “Разложи отдельно”, “Сказочная полянка” дети могут узнать предмет, включая в работу все органы чувств, развить вкусовые, тактильные ощущения.

Рекомендуемые игры

ИГРА «ТАНГРАММ»

Цели:

1. Офтальмологические:

- повышение остроты зрения (от 0,05 до 0,4);

- развитие монокулярного зрения;

- развитие зрительных функций.

2. Коррекционные:

- развитие мелкой моторики руки;

- развитие сенсорных функций: цветоощущения, форморазличения;

- развитие пространственного мышления;

- развитие произвольного внимания.

3. Воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать соревновательную мотивацию;

- воспитание усидчивости в структуре монотонной деятельности;

- развитие умений действовать по словесной инструкции педагога.

Примечания:

- рекомендуется на плеоптическом этапе лечения;

- может использоваться для детей с любым уровнем развития интеллекта;

Для детей с высоким уровнем – усложнить задачу за счет включения соревновательного момента (кто быстрее);

- время проведения – до 20 минут (после перерыва возможно продолжение);

- дистанция применения – 30-40 см от глаз.

Оборудование.

- игра «Танграмм», мелкие объекты по нужной остроте зрения.

Инструкция:

- выложи объект (например, квадрат, ракету и т. д.) мелкими деталями;

- сделай объект определенного цвета или нескольких цветов по заданию;

- соревнуемся, кто быстрее выложит свой объект (объекты равноценные).

ИГРА «КОЛЬЦЕБРОС»

(НАСТОЛЬНЫЙ, НАСТЕННЫЙ)

Цели:

1. Офтальмологические:

- укрепление бинокулярного зрения;

- развитие стереоскопического зрения;

- развитие зрительных функций

2. Коррекционные:

- развитие глазомера;

- развитие кинестетического чувства и точных, координированных движений рук;

- развитие пространственной ориентировки;

- развитие цветоразличения.

3. Дидактические:

- формирование двигательной активности;

- закрепление навыков порядкового и количественного счета;

- учить соразмерять движения руки в зависимости от удаленности объекта восприятия.

Примечания:

- игра рекомендована на ортоптическом и стереоптическом этапах лечения;

- возраст детей – 4-7 лет;

- время проведения – 7-10 минут;

- количество играющих – 1-3 человека или по числу колец;

- рассчитана на детей с любым уровнем развития интеллекта.

Правила игры:

Каждый игрок получает по одному или несколько колец. С помощью считалки определяют очередность бросков. Затем, после показа педагога набрасывают кольца на настенный или настольный щит со стержнями. За каждой попадание

1 очко. После игры подсчитывают количество очков у каждого и определяют победителя.

Вариант: набросить на определенный стержень (по заданию) и получить приз.

ИГРЫ С БИНОКЛЕМ

Цели:

1. Офтальмологические:

- формирование и укрепление одновременного зрения, развитие бинокуляр-ного зрения;

В игре использован метод жесткой гаплоксопии.

2. Коррекционные:

- учить ориентироваться в макропространстве;

- развивать умение локализировать объекты в пространстве;

- учить находить местоположение объектов относительно себя и других объектов;

- развивать координацию движений, глазомер, точность движений;

- способствовать повышению двигательной системы.

Примечания:

- игра показана при угле косоглазия менее 10, неустойчивом одновременном зрении, остроте зрения на лучше видящем глазу не менее 0,4;

- время проведения – 10 минут;

- количество играющих 1-2 человека (по числу биноклей);

- игра рекомендуется на ортоптическом этапе лечения;

- возраст детей – 5-7 лет;

- игра рассчитана на детей со средним и высоким уровнем развития интеллекта;

- дистанция проведения от 2 до 10 м.

Правила игры:

Не отрывая бинокль от глаз, пройти по нарисованной линии в заданном направлении. В ходе маршрута находить мелкие объекты предметы, определяя их удаленность от себя и других объектов. Игра проводится в полной очковой коррекции.

Вариант: брать предметы, глядя в бинокль, сбивать их мячом. Можно использовать обе стороны бинокля: и на приближение, и на удаление.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17.12.2010) №1897.
  2. Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г №273 ФЗ.
  3. Бондаренко М. П. Как ребенок с нарушением зрения видит окружающий мир / М. П. Бондаренко, Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 3. — Странички для занятий с детьми «Мы вместе».
  4. Григорян Л.А., Плаксина Л.И. Содержание медико- педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М.,1998 г.
  5. Денискина, В. З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 5.
  6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения», М., 1990 г.
  7. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. Методическое пособие. С-Петербург, "Образование",1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Организация поисковой деятельности в средней группе дошкольной образовательной организации по изучению свойств воздуха"

В материале раскрыты цель и задчи поисковой деятельности, содержание её компонентов и этапы организации поисковой деятельности в средней группе....

Создание среды творческого развития детей в условиях современного ИК-пространства муниципальных дошкольных образовательных организаций.

Создание среды творческого развития детей в условиях современного ИК-пространства муниципальных дошкольных образовательных организаций....

Особенности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации

В презентации рассматриваются общие вопросы  психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Дается понятие термину "инклюзивное образование&q...

Методическая разработка «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»

Методическая разработка «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»...

Методическая разработка "Особенности применения игровой педагогики в обучении плаванию детей дошкольного возраста"

Повышения эффективности обучения плаванию посредством игры, обеспечение всестороннего развития личности ребенка, используя игры различной направленности...

Методическая разработка "Особенности организации сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте"

В этот период усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окру...